Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Описание диагностических ситуаций



2019-07-03 359 Обсуждений (0)
Описание диагностических ситуаций 0.00 из 5.00 0 оценок




Ситуация 1. «Знакомые предметы».

Цель: выявление уровня развития операциональной стороны предметной деятельности.

Организация предметной среды. На столик выкладывают три разных предмета, хорошо известных ребенку по повседневной жизни: расческу, на­ручные часы, щетку для чистки одежды. В случае необходимости набор пред­метов можно менять, помня, однако, что это должны быть хорошо известные ребенку, но неигровые предметы.

Процедура проведения диагностической пробы. Ребенок сидит за столи­ком, взрослый располагается рядом с ребенком и выкладывает на столик предметы. Он говорит ребенку: «Посмотри, что здесь лежит». Ответом могут быть различные варианты поведения ребенка. Например, он сразу называет предметы, показывает, как с ними следует обращаться. Взрослый хвалит ре­бенка и фиксирует соответствующие данные в протоколе.

Если ребенок не называет предметы, не действует с ними либо соверша­ет неспецифические или игровые действия (тянет в рот часы, баюкает расчес­ку, возит щетку по полу как машинку), взрослый указывает ему на расческу (щетку, часы) и спрашивает. «А ты знаешь, что это такое?» Если ребенок не отвечает, взрослый называет предмет, а затем просит сказать и показать, что с ним делают. Например: «Что нужно делать расческой? Покажи, как волосики причесывают». В случае, когда ребенок не откликается на просьбу взрослого, взрослый сам показывает образец действия и просит повторить его. После выполнения правильного действия взрослый хвалит малыша: «Правильно, молодец!»

Поведение ребенка регистрируется в протоколе. Параметры предметной деятельности регистрируются в графе «Знакомые предметы». В протоколе обводится кружком тот балл, которой соответствует выраженности регистри­руемого параметра. (Формы протоколов приведены ниже.)

Ситуация 2. «Незнакомый предмет».

Цель - выявить степень любознательности ребенка (интерес к исследо­ванию нового, необычного, стремление найти верный способ решения практи­ческой задачи).

Организация предметной среды. На столик выкладывается незнакомый ребенку предмет, содержащий «секрет». Например, это может быть бачок для проявления фотопленки, пенал со скользящей крышкой, прозрачная коробоч­ка. Внутри предмета находится игрушка (маленький колокольчик, шарик или куколка). Важно, чтобы ребенку не был знаком способ открывания предмета.

Процедура проведения диагностической пробы Взрослый ставит на сто­лик предмет и предлагает ребенку поиграть с ним. В течение 2-3 минут взрослый остается пассивным, не вступает общение с ребенком, не стимули­рует его активности, не объясняет, как действовать с предметом. Если ребе­нок пытается открыть коробочку, взрослый хвалит его. Если ребенок ведет себя пассивно или обращается за помощью либо манипулирует коробочкой, не пытаясь открыть ее, взрослый помогает ребенку обнаружить «секрет» и открыть коробочку. Он показывает и объясняет, как это делается. Затем предлагает ребенку самому открыть коробочку. При этом взрослый одобряет правильные действия и порицает неправильные.

В протоколе в графе «Незнакомый предмет» фиксируются соответствую­щие параметры предметной деятельности.

 

Ситуация 3. «Действия по образцу»

(проводится только с детьми 2,5-3 лет)

Цепь: выявление целенаправленности и самостоятельности ребенка в предметной деятельности.

Организация предметной среды и рекомендуемый набор предметов:

пластмассовый грузовичок, у которого легко снимаются колеса и кузов. Можно также использовать деревянную пирамидку в форме собачки (солдати­ка, матрешки, башни и пр.);

пластмассовый конструктор с жестким креплением для постройки домика (типа «Лего»).

Процедура проведения диагностики:

 

Проба 1. «Грузовичок», «Пирамидка».

Взрослый обращается к ребенку: «Посмотри, какой у меня грузовичок. Его можно собирать и разбирать». Взрослый разбирает игрушку и говорит ребен­ку: «Чтобы он смог снова ездить, его нужно правильно собрать. Попробуй сам его собрать».

 

Проба 2. «Конструктор»

Взрослый выкладывает на стол набор кубиков из конструктора «Лего» и обращается к ребенку: «Это особые кубики, их можно соединить, и они будут крепко держаться». Взрослый показывает ребенку, как соединяются детали. «Из этих кубиков можно построить все, что захочется. Построй мне, пожалуй­ста, домик». Образец в этой пробе не предусмотрен. Если ребенок хочет по­строить что-то другое, взрослый соглашается с ним. Главное, чтобы взрослый мог проследить, насколько, ребенок стремится воплотить замысел.

В каждой пробе взрослый одобряет правильные действия ребенка и по­рицает неправильные. При этом взрослый оказывает малышу необходимую помощь, но не выполняет действия за него, стимулируя самостоятельность ребенка.

Поведение ребенка в каждой пробе регистрируется в протоколе в графе «Действия по образцу».


Протокол регистрации параметров предметной деятельности

                               у детей от 2 до 2,5 года

Фамилия, имя ребенка.........,........Возраст........Дата обследования…

 

Параметры ПД Показатели параметров

Ситуации

       

«Знакомые предме­ты»

«Незнакомый предмет»
        Индиви­дуальная деятель­ность Совмест­ная дея­тель­ность    
Виды действий Ориентировочные и манипулятивные действия 0 1 2 0 1  2 0 1 2
    Культурно-фиксированные действия 0    2 0   2 Не фиксируют­ся
Познавательная активность Эмоциональная вовлеченность в деятельность 0 1 2 0 1 о 0 1  
    Настойчивость Не фикси­руется Не фикси­руется 0 1 2
    Стремление к самостоятельности Не фикси­руется Не фикси­руется 0 1 2 3
Включенность в общение с взрослым Стремление вос­производить обра­зец действия Не фикси­руется 0 1 2 3 0  1 2 3
    Ориентация на оценку взрослого 0 1 2 3 0  1 2 3 0  1  2  3
    Речевое сопрово­ждение деятель­ности 0 1 2 0 1 2 0  1  2

 



2019-07-03 359 Обсуждений (0)
Описание диагностических ситуаций 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Описание диагностических ситуаций

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему в черте города у деревьев заболеваемость больше, а продолжительность жизни меньше?
Почему наличие хронического атрофического гастрита способствует возникновению и развитию опухоли желудка?
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (359)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)