Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности развития межличностных отношений у детей старшего подросткового возраста.



2019-07-03 204 Обсуждений (0)
Особенности развития межличностных отношений у детей старшего подросткового возраста. 0.00 из 5.00 0 оценок




Отрочество – период жизни, лежащий между детством и взрослостью. Это кажущееся простым определение содержит проблему, особенно если речь заходит о конечной точке отрочества, то есть старшего подросткового возраста. [1, стр.42]

Если ведущим видом деятельности младшего школьника была учебная, и существенные изменения в психическом развитии были связаны с нею, то у подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе взаимоотношений с окружающими. Именно система взаимоотношений с социальной средой и определяет направленность его психического развития. Своеобразие развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции.

И родители, и учителя, и взрослые должны строить свои взаимоотношения исходя из развивающегося чувства взрослости подростка. Если учитывают его возросшие возможности, относятся к нему с уважением и доверием, создают условия, помогают преодолевать трудности в учении и общественно-полезной деятельности, помогают в установлении взаимоотношений с товарищами, то тем самым создаются благоприятные условия для психического развития.

Подросток включается в различные виды общественно-полезной деятельности, что расширяет сферу общения, возможности усвоения социальных ценностей, формируются нравственные качества личности.

Хотя учение и остаётся главным делом подростка, но основные новообразования в его психике связаны с общественно-полезной деятельностью. Это связано с тем, что общественно-полезная деятельность в наибольшей степени удовлетворяет доминирующие для этого возраста потребность в общении со сверстниками и потребность в самоутверждении. Удовлетворяя эти потребности, подросток вырабатывает взгляды на различные явления природы и общества, усваивает социальные ценности, мораль, правила поведения. Именно с общественно-полезной деятельностью связаны резервы воспитания подростка как гражданина. [2, стр.3]

На психическое развитие подростка, его поведение значительное влияние оказывает общественное мнение товарищей. Во всех своих действиях и поступках он ориентируется, прежде всего, на это мнение. Учитель для подростка не является таким непререкаемым авторитетом, как для младших школьников. Подростки предъявляют высокие требования к деятельности, поведению, личности учителя. Устанавливая отношения со многими учителями, они постоянно их оценивают. На основе этих оценочных суждений подросток и строит своё отношение к учителям.

Происходит изменение положения подростка в семье: с ростом физических и умственных возможностей ему начинают больше доверять и поручать выполнение сложной домашней работы, включать в обсуждение семейных проблем.

Трудности в работе с подростками обусловлены психологическими особенностями возраста: повышенной возбудимостью, относительной неустойчивостью нервной системы, быстро протекающими изменениями в организме, завышенными притязаниями, переходящими в наглость, переоценкой возможностей, самоуверенностью и др. [2, стр.5]

В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатсярефлексии на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Связи с родителями, столь эмоциональные в детские годы, становятся не столь непосредственными. Подросток теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои дела, планы, тайны он доверяет уже не родителям, а обретенному другу. При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друга. Обсуждение личности друга в любой форме, даже в форме похвалы, воспринимается как покушение на его право выбора, его свободу. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость. При этом по отношению к родителям подросток, как правило, занимает негативную позицию. [9, стр.366]

По мнению А.В. Мудрика, в группе подростков, как правило, складываются межличностные отношения – субъективно переживаемые отношения между ее членами. Они объективно проявляются в характере и способах взаимодействия членов группы, а также в распределении ролей в группе.

Во-первых, выделяется лидер. Ни одной группы, не имеющей лидера, в экспериментальных исследованиях не выявлено. Может быть несколько лидеров: деловой, эмоциональный, интеллектуальный. Другие роли - фаворит лидера, шестерка и др. В группе может быть роль «козла отпущения». Ему достается за все и за всех. Возникает вопрос: почему он остается в группе? Человеку без группы бывает туго, а потом он, как правило, - «внутригрупповой козел», другим группам его трогать не позволяют.

Ну и, наконец, бывает, что в группе существует роль «паршивой овцы». Такого человека никто всерьез не принимает, и его могут даже не защитить, он просто ходит за группой. Однако неоднократно фиксировалось, что когда такая «паршивая овца» вдруг уходила из группы, последняя распадалась. Аналогичные ситуации фиксировались и с «козлом отпущения», потому что, как это ни странно, но цементировали группу именно эти «козел отпущения» и «паршивая овца» (речь идет о неформальных группах). В группе подростков особенно интенсивно развивается общение. [3, стр.100]

Здесь возникают конфликты, происходит переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и стремление к самоутверждению. Доминантная потребность в общении формулируется следующим образом: «Научиться общаться», «Научиться лучше понимать друг друга». Сверстники рассматриваются как источник безопасности и поддержки.

Потребность в общении со сверстниками актуализирует проблему уверенного поведения. Современные подростки часто теряются в провокационных, задевающих, угрожающих ситуациях, выбирая либо подчинение, либо ответную агрессивность. Другой тип ситуации, в которых у подростков преимущественно преобладает неконструктивный стиль поведения, - это ситуация, когда самому подростку или другому человеку нужна поддержка.

В половине ситуаций коммуникативный стиль подростков уверенный, вторая же половина ситуаций показывает подавляющее преобладание зависимого поведения над агрессивным.

Характерна жесткая поляризация сверстников, строящаяся на следующих оппозициях «хороший - плохой», «за меня - против меня», а так же - небрежность и агрессия. Примерно 40% подростков демонстрируют негативное отношение к сверстнику, 30% - положительное, 30% - нейтральное.

Наблюдается следующая динамика мотивов общения со сверстниками: в 12-13 лет подростку важно занять определенное место в коллективе сверстников. Содержание общения младших подростков сосредотачивается вокруг процессов учения и поведения - лидер среди сверстников тот, кто лучше учится и правильно себя ведет, положительный образ является ведущим. В 14-15 лет доминирует стремление к автономии в коллективе и поиск признания ценности собственной личности в глазах сверстников. Содержание общения фокусируется на вопросах личностного общения, индивидуальности - наиболее привлекательной становится личность «интересная», «сильная», «особенная». У многих подростков оказывается фрустрированной потребность «быть значимым» в их среде. [4, стр.96].

Сущность внешкольного общения подростков можно определить как процесс взаимного обмена мыслями, эмоциями, нравственными идеалами и духовными ценностями со сверстниками и взрослыми, при их межличностном контакте, влияющий на сознание и поведение подростков и происходящий в различных группах и коллективах вне школы.

Л.Д. Гонеев выделяет следующие признаки подростковых групп общения:

- они разновозрастны и разнообразны по социальному составу;

- формируются в основном по признаку места жительства;

- в них довольно высокий уровень интенсивности общения;

- невелики по количественному составу (5-10 человек) и относительно стабильны. [5, стр.200]

Общение не может происходить без отношений к ценностям, по поводу которых происходит волевой, мотивационный обмен информацией и психологическое взаимоотношение индивидов, т.е. без предмета общения.

Содержание группового общения и его направленность, определяемые предметом общения, имеют большую воспитательную силу, оказывают влияние на развитие личности подростков иногда более сильное, чем целенаправленное воспитательное воздействие. Через призму группового общения идет восприятие окружающего мира, преломление норм и ценностей общества. Воспитательный эффект группового общения определяется тем, как представлено в этом общении социальное, нравственное начало, насколько сильны его позиции в тех или иных компаниях по досугу, которые оказывают далеко не второстепенное влияние на своих членов. Эти компании имеют свой нравственно-психологический климат, свои ценностные ориентации, тон и общая направленность которых обычно задаются лидером или группой лидеров. Исследования показали, что именно ценностные ориентации несовершеннолетних характеризуют их отношения со средой, коллективом, а также их важнейшие качества личности. [5, стр.201]

В группах подростков обычно устанавливаются отношения лидерства. Личное внимание со стороны лидера особенно ценно для подростка, который не находится в центре внимания сверстников. Личной дружбой с лидером он всегда особенно дорожит и во что бы то ни стало стремится ее завоевать. Не менее интересными для подростков становятся близкие друзья, для которых они сами могут выступать в качестве равноправных партнеров или лидеров.[6, стр.260]

Отношения со сверстниками у подростка сложнее, многообразнее и содержательнее, чем у младшего школьника. Подростку свойственно стремиться к общим делам со сверстниками, он хочет жить коллективной жизнью, быть принятым, признанным, уважаемым товарищами. Если же отношения со сверстниками не ладятся, если близких товарищей нет или если вдруг распалась дружба – это порождает тяжелые переживания, расцениваются буквально как личная драма. Даже временные неурядицы в отношениях со сверстниками переживаются остро. Одиночество не выносимо для подростка. [7, стр.147]

Подростки, у которых отношения со сверстниками складываются не так, как им хотелось бы, стараются изменить их к лучшему, стремятся завоевать симпатию и уважение товарищей, пытаются занять заметное положение. [7, стр.148]

Наряду с непосредственным интересом друг к другу, который характерен для общения младших школьников, у подростков выявляются два других вида отношений, слабо или почти не представленные в ранние периоды их развития: товарищеские (начало подросткового возраста) и дружеские (конец подросткового возраста. [6, стр. 259]

Благополучие в товарищеских и дружеских отношениях исключительно важно для самого подростка - его внутреннего состояния, его настроения, ощущения им полноты жизни, его душевного равновесия. Имея друзей, подростки легче справляются со своими трудностями. Найти друга не малая удача для ребят этого возраста. Настоящая дружба может сохраниться, мы знаем, на всю жизнь.

Развитие отношений не воспринимается пассивно. Подростки сами строят свои отношения, они очень активны по отношению друг к другу: высказывают претензии, объясняют причины и мотивы собственных поступков, спорят, доказывают, соглашаются, идут на уступки, чтобы сохранить отношения. Подростки то и дело занимаются выяснением отношений, потому что-либо один, либо другой совершают поступки, которые не нравятся товарищу или обижают его. Если оба заинтересованы в том, чтобы сохранить отношения, они становятся и остаются открытыми к замечаниям и пожеланиям товарища. [7, стр.155]

При изучении дружеских отношений подростков установлено три вида дружбы в зависимости от количества участников: парная дружба, групповая дружба (дружеские отношения связывают 3—4 подростков) и более широкая групповая дружба, приближающаяся к форме широкого товарищества. Парная дружба носит более интимный характер и более основана на чувстве взаимной симпатии и расположения. Групповая дружба носит более «деловой» характер, выражается в единстве интересов, в товарищеской взаимопомощи. (И. В. Страхов.)

Подросток критически относится к дружбе, предъявляет к ней определенные требования. О дружбе подростков нельзя сказать, что она строится на основе неосознанного, эмоционального влечения, тяготения друг к другу. Подросток (особенно старший) отдает себе отчет в том, чего он хочет от дружбы и каким он хочет видеть своего друга. В этом смысле дружба в подростковом возрасте носит более рассудочный характер, чем в младшем школьном возрасте.

Требования подростков к дружбе в обобщенном виде сводятся к следующему. (Классификация И.В. Страхова.)

1. Верность, постоянство, неразлучность друзей. «Если друг - то навсегда». «Не признаю кратковременной дружбы. Если короткая - значит, это была не дружба». «Друзья неразлучны. Разлука может быть в пространстве, но сердцем и тогда друзья неразлучны». «Самое главное для друга - быть верным другом».

2. Откровенность, взаимное доверие и понимание, чуткость и отзывчивость. «Хочется иметь друга хорошего, а главное - чтобы он понимал меня». «Другу открываешь все душевные переживания, все тайны, даже те, в которые нельзя посвятить другого». «Друг - это твоя вторая половина: говорить ему - это все равно, что говорить себе. Но и он должен быть до конца откровенным». «Нечуткий друг - то не друг, и даже не товарищ».

3. Наличие совместных интересов, совместной деятельности, единство целей и стремлений. «Вместе учиться, отдыхать, читать, ходить в кино, на каток, на футбол - иначе какая же это дружба?» «Самое приятное в дружбе - это полное совпадение вкусов. Чем интересуется один - тем интересуется и другой, что любит один — то любит и другой». «Вместе с Федей мы наметили себе путь в жизни: кончим школу, поработаем на заводе, а потом поступим в энергетический институт. Как приятно идти к далекой цели рука об руку!»

4. Требование взаимной помощи, готовности выручить друг друга в затруднительном положении. «Сам погибай, а друга выручай — это, по-моему, основном, принцип дружбы». «Взаимная помощь, без просьб (сам должен понимать, когда друг нуждается в помощи), постоянная готовность помочь — вот что я хочу от друга, я к этому всегда готов». Таковы высказывания подростков. [8, стр.102] Таким образом, подростки предъявляют друг другу множество требований.

Для сближения ребят важно сходство интересов и любимых занятий. Обычно каждый старается приобщить другого к своим занятиям. Подросток легко заражается интересами симпатичного ему сверстника. Иногда общение с товарищем настолько привлекательно, что подросток вместе с ним начинает заниматься делом, которое раньше его не интересовало, да и сейчас тоже, в общем, не занимает. Однако со временем он может увлечься этим делом всерьез. Поэтому общение с товарищами - источник возникновения новых интересов у подростка.

Очень сближают ребят разговоры, а в общении близких они занимают исключительно большое место: пронизывают различные занятия, сопровождают прогулки.

От друга ждут откровенности и понимания, чуткости и отзывчивости, умения сопереживать и хранить тайну. Общение, в котором один открывает другому самое важное и сокровенное, обогащает обоих, позволяет лучше осознать то, что происходит в собственной душе. Старшие подростки чрезвычайно высоко ценят доверие, искренность, сердечность, умение не разболтать важное для одного или обоих. Если этого нет, дружбу лихорадит, она разрушается. Очень ценится великодушие, отходчивость, умение простить товарищу необдуманный поступок или промахи. Эти качества цементируют дружеские отношения. [7, стр.155]

Одна из серьезнейших проблем подросткового возраста - одиночество. Одна девочка-подросток определила это так: «Я по-настоящему одинока. Мои родители работают и редко бывают дома. Брат старше меня на шесть лет, поэтому у нас очень мало общего. Если бы у меня не было подруг, мне было бы просто не с кем поговорить». «Пустота», «изоляция», «скука» - так подростки описывают свое состояние. Когда молодым людям кажется, что они отвергнуты или обойдены вниманием, когда они ощущают неуверенность в собственных силах, — они склонны считать это одиночеством. Похоже, что у мальчиков больше подобных проблем, чем у девочек, вероятно в силу все той же «мужской сдержанности», не позволяющей свободно выражать свои чувства. [10, стр. 340]

Таким образом, отношения подростка к своим сверстникам сложно и многообразно. Эти отношения уже заметно различаются по степени близости: у подростка могут быть просто товарищи, близкие товарищи и друг. Чем старше подросток, тем больше появляется требований к его личности. Различие отношений не воспринимается пассивно. Подростки сами строят свои отношения, они очень активны по отношению друг к другу, т.е. высказывают претензии, объясняют причины и высказывают претензии, объясняют причины и мотивы собственных поступков, спорят, соглашаются, идут на уступки, чтобы сохранить отношения. Для сближения ребят важно сходство интересов и любимых занятий. Обычно каждый старается приобщить другого к своим занятиям. Подросток легко заражается интересами симпатичного ему сверстника. Развитие внутренней жизни подростка рождает у него потребность в личном друге, с которым можно всем поделиться и обо всём посоветоваться, у которого можно найти помощь и поддержку.

У многих друзей – подростков общие не только интересы и занятия, но и мечтания, планы на будущее, задачи самовоспитания и самообразования. С возрастом всё важнее становится «родство души» - общность внутренней жизни, взаимное понимание, совпадение личных ценностей, стремлений, точек зрений по важным вопросам.




2019-07-03 204 Обсуждений (0)
Особенности развития межличностных отношений у детей старшего подросткового возраста. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности развития межличностных отношений у детей старшего подросткового возраста.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (204)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)