Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Поступление и привлечение иностранного капитала в национальную экономику Российской Федерации



2019-07-03 282 Обсуждений (0)
Поступление и привлечение иностранного капитала в национальную экономику Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного "голода" в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций, осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для частных капиталовложений- постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности. В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен. Потребность страны в иностранных инвестициях составляет 10 - 12 млрд. долл. в год. Однако для того, чтобы иностранные инвесторы пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном климате. В ближайшей перспективе законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет усовершенствована принятием новой редакцией. С IV квартала 2008 г. фиксируется усиление спада инвестиций относительно динамики ВВП. При дальнейшем снижении деловой активности в экономике инвестиции в основной капитал за январь–май 2009 г. сократились на 17,7% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года, объем работ в строительстве – на 19,2%. Сужение внутреннего рынка и падение доходов определили резкое сокращение объемов и доли собственных средств предприятий и организаций в структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал. [8]

Замедление темпов экономического роста изменило ситуацию в инвестиционном секторе. По итогам I квартала 2009 г. объем инвестиций в основной капитал в целом по экономике сократился на 15,6%, в том числе по крупным и средним предприятиям – на 5%. Наиболее существенное снижение инвестиций в основой капитал, более чем на 40%, зафиксировано в сегменте малых предприятий.[9]

Характерным для 2008–2009 гг. явился опережающий рост строительства производственных и инфраструктурных объектов на фоне резкого замедления темпов ввода общей площади жилых домов. Динамика ввода жилых домов в I квартале 2009 г. сохранилась в области положительных значений и составила 102,4% против 107,6% в I квартале 2008 г., а в январе–мае 104,2% против 106,1% . Сокращение абсолютных объемов инвестиций в строительство жилья по сравнению с I кварталом 2008 г. и на усиление тенденции к снижению доли вложений в строительство жилья в структуре инвестиций в основной капитал в I квартале 2009 г. до 6,0% против 8,1% в аналогичный период предыдущего года. Расходы на строительство зданий и сооружений в структуре инвестиций в основной капитал в I квартале 2009 г. повысились до 51,6% и на 3.1 п.п. превысили показатель аналогичного периода предыдущего года. Усилилась тенденция к снижению доли расходов на машины, оборудование: если в I квартале 2008 г. этот показатель был на уровне 34,5%, то в I квартале 2009 г. он снизился до 32,2% (табл. 1). Заметим, что на фоне резкого падения отечественного производства капитальных товаров инвестиции на приобретение импортных машин, оборудования, транспортных средств (без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности) в I квартале 2009 г составили 76,5 млрд. руб., или 25,5% от общего объема инвестиций в машины, оборудование, транспортные средства против 19,5% в I квартале 2008 г.

Для стабилизации экономики и улучшения инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций.

Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:

· достижение национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями;

· ускорение работы Государственной думы над Гражданским кодексом и уголовным законодательством, нацеленным на создание в стране цивилизованного некриминального рынка;

· борьба с преступностью;

· торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;

· пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;

· мобилизация свободных средств на предприятиях и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;

· внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;

· запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;

· предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности.

В числе мер по активизации инвестиций надо отметить:

· срочное рассмотрение и принятие Думой нового закона об иностранных инвестициях в России;

· принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;

· создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок "под ключ";

· создание в кратчайшие сроки Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России.

При абсолютном сокращении объема инвестиций по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года увеличение объемов и доли средств федерального бюджета в источниках финансирования инвестиций в основной капитал явилось одним из условий смягчение негативных последствий резкого ограничения собственных средств на предприятиях. В январе–марте 2009 г. за счет бюджетных средств было профинансировано 121,5 млрд. руб. инвестиций в основной капитал (13,0% от общего объема инвестиций в экономику), в том числе за счет средств федерального бюджета – 37,9 млрд. руб. (4,1%) и бюджетов субъектов Федерации – 75,9 млрд руб. (8,1%) (см. рис.4).

Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.

Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала - необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток инвестиций как иностранных, так и национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей - выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов - с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала. Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей.[10]

 


2.2 Структура иностранных инвестиций. Размещение национальных инвестиций в национальной экономике

 

В начале 2009 г. приток иностранных инвестиций в российскую экономику оставался слабым. Темпы снижения иностранных вложений в российскую экономику почти в два раза превысили аналогичный показатель сокращения объемов изъятого капитала. Иностранные инвестиции сконцентрированы в промышленности и сфере торговли, хотя последняя продолжает терять свою привлекательность. В промышленности иностранные инвесторы сохраняют интерес к обрабатывающим отраслям. В географической структуре наибольший объем инвестиций, поступивших в РФ в I квартале 2009 г., был направлен из Нидерландов, Люксембурга и Германии, на которые пришлось 35,9% всех иностранных вложений в российскую экономику. Объем иностранных инвестиций, поступивших в I квартале 2009 г. в нефинансовый сектор российской экономики без учета органов денежно-кредитного регулирования, коммерческих и сберегательных банков, включая рублевые инвестиции, пересчитанные в доллары США, составил 12,0 млрд. долл., что на 30,3% ниже показателя за I квартал 2008 г. В I квартале 2009 г. в виде переведенных за рубеж доходов иностранных инвесторов, а также выплат процентов за пользование кредитами и погашения кредитов, было изъято из российской экономики 12,07 млрд. долл., что на 15,3% меньше аналогичного показателя 2008 г. В то же время, если в I квартале 2008 г. было изъято 82,6% объема поступивших за этот период иностранных инвестиций, в текущем году данный показатель составил 100,3%. Кроме этого, впервые за последнее три года инвестиции из России за рубеж превысили объемы иностранных вложений в российскую экономику (превышение оценивается в 63,7%). (См.рис.5.)[11]

На втором месте по привлекательности для иностранных инвесторов находится торговля. Иностранные вложения в данной сфере по сравнению с I кварталом 2008 г. снизились в 2,1 раза (на 2,9 млрд. долл.). Наибольший рост иностранных инвестиций (в 3,5 раза) отмечен в сфере транспорта и связи. По итогам I квартала 2009 г. отмечено снижение концентрации иностранных инвестиций в ограниченном числе промышленных отраслей. Продолжили сокращаться вложения в добычу топливно-энергетических полезных ископаемых, по итогам I квартала 2009 г. они составили 858 млн. долл., что в 2 раза ниже показателя за I квартал 2008 г.

В целом, иностранные инвестиции в добывающую промышленность уменьшились по сравнению с I кварталом 2008 г. в 2,2 раза до 1 млрд. долл. В текущем году выросла заинтересованность иностранных инвесторов к российскому обрабатывающему сектору, инвестиции в который по сравнению с I кварталом 2008 г. выросли на 22,0% до 5,2 млрд. долл. На фоне сокращения в I квартале 2009 г. вложений в металлургию (на 39,8% до 1,0 млрд долл. по сравнению с соответствующим периодом 2008 г.) отмечен рост инвестиций в другие обрабатывающие отрасли. Так, вложения в пищевую промышленность увеличились на 55,2% до 731 млн. долл., до 881 млн. долл. (в 2 раза) выросли инвестиции в производство кокса и нефтепродуктов. Разнонаправленная динамика иностранных инвестиций по отраслям промышленности привела к заметным изменениям в структуре иностранных инвестиций в промышленность за рассматриваемый период. Прямые вложения в добычу полезных ископаемых сократились по сравнению с I кварталом 2008 г. в 2,6 раза и составили 486 млн. долл. Прочие инвестиции в данную отрасль за рассматриваемый период снизились на 45,7%, что привело к снижению доли прямых вложений в совокупных инвестициях в добывающую отрасль с 56,5 до 48,6% и увеличению доли прочих инвестиций с 42,3 до 51,4%. Прямые и прочие инвестиции в обрабатывающие отрасли в I квартале 2009 г. увеличились на 88,5% и 8,4% по отношению к соответствующим показателям предыдущего года, что привело к росту доли прямых вложений в структуре иностранных инвестиций в обрабатывающей промышленности с 17,2 до 26,6% и снижению удельного веса прочих вложений с 82,6 до 73,3%. Структура иностранных инвестиций, направленных в I квартале 2009 г. в промышленность отличается от аналогичной структуры совокупных иностранных вложений в российскую экономику более низким удельным весом прямых инвестиций. [12]

Прямые инвестиции в промышленность сократились по сравнению с I кварталом 2008 г. в 2,1 раза, в то время как прочие инвестиции в промышленность практически остались на уровне предыдущего года (снижение оценивается в 1,8%). В I квартале текущего года произошли изменения в географической структуре иностранных инвестиций, поступивших в российскую экономику. В первую пятерку стран – инвесторов в российскую экономику по итогам I квартала 2009 г. вошли Нидерланды, Люксембург, Германия, Кипр и Великобритания, на которые пришлось 50,9% поступивших в РФ иностранных инвестиций (в I квартале 2008 г. на первую пятерку стран-инвесторов пришлось 71,3%). В I квартале 2009 г. Нидерланды вернулись на лидирующую позицию в списке основных стран-инвесторов в РФ (по итогам I квартала 2008 г. Нидерланды находились на 2-ой позиции), хотя их вложения снизились по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. в 1,9 раза и составили 1,8 млрд. долл. Около 1,3 млрд. долл. (72,5% совокупных вложений из Нидерландов в РФ) пришлось на оптовую и розничную торговлю (I квартал 2008 г. – 444 млн. долл., или 12,9%), что составляет 50,9% всех иностранных инвестиций в данную отрасль (I квартал 2008 г. – 8,1%). В I квартале 2008 г. основная часть инвестиций из Нидерландов (1,9 млрд долл., или 55,7%) была направлена в производство и распределение электроэнергии, газа и воды, что составило 97,7% от совокупных вложений иностранных инвесторов в данную сферу.

 




2019-07-03 282 Обсуждений (0)
Поступление и привлечение иностранного капитала в национальную экономику Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Поступление и привлечение иностранного капитала в национальную экономику Российской Федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (282)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)