Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


I.2. Программа развития запада страны



2019-07-03 228 Обсуждений (0)
I.2. Программа развития запада страны 0.00 из 5.00 0 оценок




 

За прошедший с начала 1980-х гг. период преобразований Китайская Народная Республика достигла определенного прогресса как во внутриполитической и экономической сферах, так и на международной арене. Объясняется это прежде всего продуманной и научно обоснованной стратегией реформ. Еще в начале экономической трансформации была разработана концепция трехэтапного развития КНР, сущность которой сводилась к следующему[7]:

на первом этапе (до 1990 г) увеличить валовой внутренний продукт (ВВП) в 2 раза по сравнению с 1980 г., обеспечить население продовольствием и одеждой;

на втором этапе (к концу ХХ в) увеличить ВВП еще в 2 раза, добиться достижения среднего уровня достатка населения страны;

на третьем этапе реформ (в течение первой половины ХХI в) достичь уровня среднеразвитых стран по величине среднедушевого производства ВВП.

С середины 2000 г. КНР приступила к осуществлению третьего этапа реформ, общие стратегические цели которого - достижение к середине XXI в. среднедушевого производства ВВП на уровне среднеразвитых стран, осуществление в основном модернизации страны, превращение ее в богатое, демократическое и цивилизованное социалистическое государство.

В осуществлении задач этого этапа одним из приоритетных направлений стала "реализация стратегии широкомасштабного освоения западных районов страны, которое не только ускоряет их развитие, но и предоставляет огромный рынок и перспективы восточным и центральным районам страны, оказывает содействие дальнейшему процветанию национальной экономики". Программа ускоренного развития западных провинций получила, по китайскому обычаю, краткое название "Идти на запад" (Go west).

Развитие двух китайских регионов - относительно развитых восточных приморских и экономически отсталых, но богатых ресурсами западных - базируется на сформулированной Дэн Сяопином в начале 1980-х гг. идее "единства двух общих интересов". Согласно теории Дэн Сяопина, развитие страны должно проходить два этапа - сначала должны развиваться передовые районы, которые большей частью расположены в приморских районах на востоке страны, а затем, используя экономическую базу более развитых приморских районов, надо подтягивать Запад к Востоку. Программа освоения западных районов включает четыре основных направления:

1) создание современной инфраструктуры;

2) охрана окружающей среды;

3) повышение квалификации и качества кадров;

4) развитие западных районов с учетом местной специфики. Таким образом, в Китае стремятся уменьшить разрыв между Западом и Востоком, стабилизировать положение в западных районах. [8]

Следует отметить, что в основе идеи "второго общего интереса" лежит также стремление исправить социальный фон западных районов. Например, лидирующий в стране Шанхай опережает наиболее отсталую юго-западную провинцию Гуйчжоу по среднедушевому производству ВВП в 12 раз, а по среднедушевому потреблению населения - в 6 раз. Такой разрыв чреват вынужденной внутренней миграцией, напряжением во взаимоотношениях провинций, поощряет экономический сепаратизм, затрудняет проведение реформ и дальнейшую модернизацию страны.

В плане предотвращения неконтролируемого перемещения местного населения на совещании руководства КНР и КПК в августе 2000 г. было особо подчеркнуто, что одна из главных целей программы "Идти на запад" - укрепление социально-политической стабильности среди этнических меньшинств. [9]

В июне 2000 г. заместитель премьера Госсовета Ли Ланьцин изложил план дальнейшего развития регионов страны, включая масштабное освоение Западного Китая. Концепция и механизм реализации программы "Go west" была конкретизирована в "9 пунктах":

1) раскрепостить мышление и решать проблемы, возникающие в ходе освоения западных районов Китая, в духе практицизма и деловитости;

2) постоянно согласовывать цели масштабного освоения западных районов Китая и местные условия;

3) воплотить принцип межрегиональной заинтересованности в разработку политических установок, касающихся масштабного освоения;

4) преобразовать структуру собственности и содействовать более значительному развитию негосударственного сектора экономики;

5) поставить на первое место инфраструктурного обустройства вопрос о водных ресурсах;

6) подготовить и всемерно привлечь кадры для повышения культурного уровня управленческих работников в западных районах Китая;

7) решить экологические проблемы и сдерживать рост численности населения;

8) уделить большое внимание национальным проблемам, сохранить безопасность и социальную стабильность в приграничных областях;

9) усовершенствовать законодательную работу и создать механизм контроля за правопорядком.

По всей стране развернута общенациональная кампания для содействия выполнению поставленной цели, к программе привлекается внимание широких общественных кругов страны, изучается их мнение и отношение к проводимым правительством мероприятиям.

Руководство КНР первостепенное значение придает выработке теоретических обоснований предстоящих практических шагов по реализации данной программы. Так, в области финансового обеспечения освоения западных районов КНР решено применить новый механизм, отвечающий условиям рыночной социалистической экономики: в период проведения экстенсивной финансовой политики капиталовложения в западных районах страны увеличиваются путем выпуска государственных облигаций, а после того, как макроэкономика этих районов станет нормально развиваться, будут внесены коррективы в распределение доходов.

На основе двадцатилетнего опыта реформ и предложений ученых Министерство земельных и природных ресурсов КНР также сформулировало "5 принципов освоения западных районов" в области земельной политики:

1) вести скоординированную работу по освоению и охране земельных ресурсов;

2) использовать земельные ресурсы в соответствии с рыночными принципами;

3) открыть зарубежному капиталу всесторонний доступ на китайский рынок земельных ресурсов;

4) использовать земельные ресурсы на основе научно-технических инноваций;

5) учитывать местные условия и придерживаться принципа комплексного планирования.

Все свидетельствует о том, что руководство КНР, достигнув стабильного экономического развития страны, реализует планы укрепления могущества за счет использования богатых природных ресурсов малоосвоенных северо-западных районов. В руководстве экономикой проявляется комплексный и планомерный подход для обеспечения сбалансированного развития всех регионов, что уменьшит тенденции экономического сепаратизма развитых провинций. После достижения экономического прогресса северо-западный регион станет важным форпостом для реализации интересов КНР в сотрудничестве со странами Центральной Азии.

Большое внимание руководство страны уделяет планированию и научному прогнозированию широкомасштабного освоения Западного Китая. Ученые Академии общественных наук КНР подготовили специальный доклад по данной проблеме, который был представлен научной общественности в июне 2000 г. на международном симпозиуме в Чунцине. [10] В период с 2000 по 2010 г., по мнению китайских исследователей, в западных районах должна быть создана оптимальная внутренняя и внешняя обстановка для экономического подъема, повышена местная способность к саморазвитию и инновационной деятельности, остановлено углубление разницы в жизненном уровне населения восточных и западных провинций. В период с 2006 по 2010 г. в западных районах будет в основном ликвидирована бедность, в известной мере восстановлен экономический баланс и повышен на 15% уровень урбанизации. Далее, считают ученые АОН КНР, в 2010-2030 гг. в западных районах ВВП на душу населения возрастет и в пересчете на нынешние цены составит 3-3,5 тыс. дол. За данный период в провинциях будут созданы совершенная промышленная, образовательная и информационная структуры; построены рационально спланированные, связанные друг с другом сети крупных, средних и малых городов; осуществлен качественный переход обрабатывающей промышленности с использованием местных ресурсов на новую основу - применение научных достижений и инновационной деятельности; будет создано современное сельское и лесное хозяйство, обеспечивающее экологическую чистоту и поставку сельхозпродуктов.

Планируется придать приоритетное значение применению прикладных технологий для освоения и комплексного использования ресурсов соленого озера в провинции Цинхай, нефтегазовых ресурсов в Таримской впадине (СУАР), а также в районе рек Суньхуацзян и Ляо на северо-западе Китая и в Сычуаньской впадине. Намечается внедрение передовых технологий для изготовления жидкого топлива из природного газа, производства тонкой химической продукции, повышения коэффициента нефтедобычи. Прорабатываются проекты по освоению и широкому использованию новых видов энергии: солнечной, ветра и геотермической. Для содействия реализации указанной стратегии АН КНР разработала "План действий в западных районах" и намерена выделить 250 млн юаней.

Правительство КНР также планирует провести железную дорогу протяженностью 296 км от станции Цзиньхэ Северо-Синьцзянской железнодорожной магистрали до г. Кульджи и далее до КПП "Хоргос" на казахстано-китайской границе. Данный проект осуществляется в рамках освоения западных районов и направлен на развитие местной экономики, расширение внешних связей страны и консолидацию проживающих там многих национальностей. Всего в предстоящие 15 лет КНР выделит 100 млрд юаней на строительства железных дорог в западных районах Китая, включая магистраль Китай - Киргизия - Узбекистан. Совершенствование коммуникационной системы свидетельствует об однозначном намерении правительства КНР превратить Синьцзян в международный центр торговли со странами Центральной Азии.

Программа крупномасштабного освоения Западного Китая уже приобрела определенный международный резонанс. Наряду с открытием представительств зарубежных транснациональных корпораций, развитые государства мира стали учреждать здесь свои консульства. В Чунцине (четвертый после Пекина, Тяньцзиня и Шанхая город центрального подчинения, поддерживает торгово-экономические отношения со 140 странами мира) открыты консульства Японии, Англии и Канады, открываются консульства Германии и Австралии; в Чэнду действует американское; в Куньмине - консульства некоторых стран Юго-Восточной Азии. Хотя в масштабном освоении региона первое место занимают международные транснациональные компании, в этом процессе стала принимать участие и Россия. Началось пробное сотрудничество двух стран в СУАР и провинции Цинхай; российские ведомства разрабатывают планы поставок машин и оборудования, перекачки природного газа из западных районов Китая в его восточные регионы. [11]




2019-07-03 228 Обсуждений (0)
I.2. Программа развития запада страны 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: I.2. Программа развития запада страны

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (228)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)