Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Информатика и информационные технологии» Н. Угринович



2019-07-03 348 Обсуждений (0)
Информатика и информационные технологии» Н. Угринович 0.00 из 5.00 0 оценок




В этом учебнике, в отличие от вышеописанных, изучение темы ведется не по­путно с другими темами, а отдельно, для этого выделено несколько парагра­фов. Поскольку в этом учебнике изучается другая среда программирования, остановимся только на структуре изложения материала.

 

1.3.1. Тип, имя и значение переменной

В этом параграфе даются основные понятия о переменных, их именах, зна­чениях, данных и типах.

Понятие переменной

Переменные задаются именами, определяющими области памяти, в которых хранятся значения переменных. Значениями переменных могут быть данные различных типов (целые, вещественные числа, последовательности символов и так далее).

Переменная в программе представлена именем и служит для обращения к данным определенного типа. Конкретное значение переменной хранится в ячейках оперативной памяти.

Тип переменной

Тип переменной определяется типом данных, которые могут быть значениями переменной. Значениями переменных числовых типов являются числа, логи­ческих – True или False, строковых – последовательности символов и так да­лее.

Над различными типами данных допустимы различные операции. Над число­выми – арифметические операции, над логическими – логические операции, над строковыми – операции преобразования символтных строк и так далее.

Различные типы данных требуют для своего хранения в памяти различное ко­личество ячеек (байтов).

{таблица типов данных и их размеров в памяти}

Задания по разделу

1) В чем разница между типом, именем и значением переменной?

2) Определить, какой диапазон чисел может храниться в переменной типа {тип} с учетом выделения одного байта для хранения знака числа.

3) Определить, какое количество ячеек памяти потребуется для хране­ния строк “ЭВМ”, “информатика”.

 

1.3.2. арифметические, строковые и логические выражения При­сваивание

В параграфе описаны выражения, которые можно составить с основными типами данных – числовой, логический, строковый.

Арифметические выражения

В состав арифметических выражений могут входить кроме переменных чи­слового типа, также и числа, над переменными и числами могут произво­диться различные арифметические операции, выраженные с помощью функ­ций.

Строковые выражения

В состав строковых выражений могут входить переменные строкового типа, строки и строковые функции.

Над переменными и строками может производиться операция конкатенации, она заключается в объединении строки или значения строковых переменных в единую строку. Операция обозначается знаком «+».

Логические выражения

В состав логических выражений кроме логических переменных могут входить числа, числовые или строковые переменные или выражения, которые сравни­ваются между собой при помощи операций сравнения.

Например (5>3) = true; (2*2 = 5) = false;

Над элементами логических выражений могут производиться логические опе­рации – логическое умножение(and), логическое сложение(or), логическое от­рицание(not).

Задания по разделу

1) Могут ли в состав одного выражения входить переменные различ­ных типов?

2) В чем разница между операцией логического сложения и опера­цией конкатенации?

 

 

1.3.3. Функции в языке Visual Basic

В этом параграфе описаны основные функции, употребляемые для каждого из используемых типов данных.

Функции перевода типов данных

Применительно к Pascal в этом разделе можно упомянуть такие процедуры, как STR(a); VAL(s,a,b);

Математические функции

Здесь упомянуты такие математические числовые функции, как

Sin, cos, tan, atn, sqr, sqrt, log, exp, random, abs.

Строковые функции

- Функция длины строки

- Функция вырезания подстроки

Функции ввода и вывода

Аналог в паскале – readln, writeln

 

1.3.4. массивы

Изложение материала мало отличается от предыдущих учебников.

Задания по разделу

1. в чем различие между переменной и массивом

Вывод

Сравнительная характеристика вышеописанных учебников по изучаемым те­мам приведена в таблице:


 

учебники    темы учебник Кузнецова учебник Семакина учебник | Угриновича
Основные поня­тия

раскрытие темы в равной степени наблюдается во всех учебниках, да­ется определение основных понятий, перечислены и охарактеризованы основные числовые типы

Арифметические выражения перечислены 4 основ­ных операции (+,-,/,*) и правила их записи, операторы ввода, вы­вода, присваивания кратко – раздел опи­сания 4 основных операции + sin, cos, ln, sqr, sqrt,abs, пример за­писи выражения, раз­дел описания, опера­торы ввода, вывода, присваивания даны все, используе­мые в среде VB, типы, их диапазоны, применяемые опера­ции, в том числе пре­образования типов
логические выра­жения не вводится как тип, но показаны примеры использования логи­ческих выражений в условиях циклов и условного оператора не вводится как тип, но рассмотрены ос­новные логические операции и примене­ние их в сложных ус­ловиях выделен логический тип, рассмотрены все правила логики и их применение в коде программы
массивы (1-о и 2-мерные) определение 1мерного массива, его описание, ввод-вывод данных, нахождение среднего значения.

определение 1,2мерного массива, ввод, вывод, описание, задачи на нахождение суммы, наи­большего элемента, упорядочивание и поиск

строки не вводятся как тип, используются только как подсказки для операторов вывода и ввода определение типов char и string, операции объединения, срав­нения, присваивания, удаления части строки определение строко­вого типа, опера­ции сложения, опре­деле­ния длины, выре­зания подстроки, преобра­зования типов
записи

Не рассматриваются

Определение, при­меры описания и ис­пользования

не рассматриваются

файлы определение, описа­ние, операции чтения, записи, функция конца файла, при­меры

 

Более полное раскрытие тем наблюдается в учебнике Кузнецова.

В учебнике Семакина изложение ведется применительно к нескольким разде­лам (программирование, БД и Электронные таблицы).

В процессе изучения типов данных более полно во всех учебниках изучаются числовые типы данных – integer и real. Также, в каждом учебнике изучаются одномерные массивы, даются основные понятия и неявное применение пере­менных логического типа.

В учебнике Кузнецова, в отличие от Семакина, рассматриваются двумерные массивы, строки, записи и файлы.

В обоих учебниках, в отличие от учебника Угриновича, тема раскрывается параллельно с другими структурами языка, по мере необходимости примене­ния нового материала, есть разделы, которые можно дополнить, расширить и систематизировать.

В качестве контрольных заданий применяются, вместе с теоретическими во­просами на знание материала такие задания, как:

- Написать программу для реализации какой либо ситуации

- Определить результат действия программы.

На основании сделанных выводов решено создать дополнительное обучаю­щее средство в виде обучающей программы, поддерживающей индивидуаль­ное изучение всех вопросов темы, а также, дополнительные сведения о типах данных. Кроме того, в программу будет встроен блок самоконтроля, поддер­живающий проверку усвоения каждой изучаемой темы.


Глава 2. Описание и принцип работы обучающей программы по теме «структуры данных»

 

2.1. Общие сведения о программе

 

Программа представляет собой электронный учебник со встроенным средством самокон­троля и проверки знаний.

После запуска программы открывается окно регистра­ции, в котором пользователь может зарегистрироваться, нажав соответствующую кнопку, или продолжить ра­боту, выбрав свое имя из списка и введя свой пароль.

Для контроля работы пользователей, в про­грамме пре­дусмотрена функция «показать оценки».

 

 

Далее, после регистрации, пользователю предлагается выбрать тему для изу­чения.

Здесь также показаны оценки за каждую из изученных тем.

Предполагается, что изучение тем происходит в порядке их расположения в списке тем. При нарушении этого условия пользователю будет выведено со­общение об ошибке.

После выбора темы открывается окно с обучающим текстом. Процесс работы с ним мало отличается от просмотра страниц Internet.

 

Переходы по страницам материала осуществляются тремя способами:

1. кнопки «назад» и «вперед»

2. гиперссылки в тексте материала

3. список тем и разделов в левой части формы

Функции всех кнопок дублируются в строке меню программы.

Пользователю доступен также словарь, составленный из новых слов, упот­ребляемых в тексте.

После прочтения очередного раздела программа предлагает пройти тест для проверки усвоения темы.

В программе предусмотрено 5 вариантов теста для каждой темы, вариант вы­бирается случайно при каждом открытии теста.

Количество вопросов и вариантов ответа может быть различным (в зависимо­сти от составленного теста), оценка выставляется по формуле:

 (5*кол-во верных ответов)div(кол-во вопросов).

Пройдя тест и нажав на кнопку «проверить», пользователь может увидеть не только оценку за тест, но и список тем, которые нужно повторить, чтобы улучшить результаты. Список правильных ответов НЕ выводится.

Время прохождения теста также ограничено и определяется при его составле­нии.

Во время работы пользователь может контролировать время решения теста по таймеру и двум прогрессбарам (первый показывает время решения текущего задания, второй – всего теста).

Во время работы с тестом обучающий материал недоступен, но, при необхо­димости, пользователь может его увидеть, нажав кнопку «подсказка». В этом случае результаты теста не засчитываются, но оценка за тест и темы для по­вторения выводятся.

В ситуации, когда время, отведенное на тест, истекло, а пользователь еще не нажал кнопку «проверить», система спрашивает, надо ли проверять резуль­таты. При положительном ответе происходит выход из теста с подсчетом оценки, при отрицательном - выход из теста не производится. В этом случае результаты теста также не засчитываются, но оценка за тест и темы для по­вторения выводятся.

Прервать выполнение теста пользователь может в любой момент, нажав соот­ветствующую кнопку.

Для корректировки мелких ошибок оформления и со­дер­жания материала в про­грамме предусмотрен ре­жим редакти­рования, войти в который можно при по­мощи выбора соответст­вующего пункта в главном меню формы изуче­ния. (па­роль редактора: 9091433506).

Процесс редактирования прост и нагляден, не требует дополнительного пояс­нения. Для редактирования других модулей программы (тестов и определе­ний) созданы вспомогательные программы: Testmaker.exe и Defedit.exe, вход в которые также осуществляется по паролю 9091433506.

 

2.2. Принцип работы программы

 

Программа состоит из трех главных модулей:

§ Модуль регистрации пользователей;

§ Модуль изучения материала;

§ Тестовый модуль (проверка знаний)

И пяти вспомогательных, на которых, для краткости, останавливаться не бу­дем.

 

2.2.1. Модуль регистрации пользователей

Принцип работы модуля основан на записи и чтении из файла «users.dat» ос­новной информации о пользователях:

§ Имя

§ Пароль для входа в программу

§ Оценки за выполнение каждого раздела программы.

Структура реализована в форме файла из записей.

После выбора пользователя и ввода пароля на форме регистрации имя и мас­сив оценок отображаются на форме списка тем.

 

2.2.2. Модуль изучения материала

Основан на файле «forms.dat» и файлов вида «mn.rtf», где m, n – номер темы и раздела соответственно, которым принадлежит материал файла.

Вся информация об отображаемом на форме материале хранится в файле «forms.dat», а именно:

§ Название раздела

§ Имена, положение гиперссылок и номера разделов, на которые они ссылаются

§ Положение, размер, и адрес картинок, отображаемых на форме

§ Количество разделов в теме

Данные организованы в форме массива записей, обращение к материалу про­исходит по его порядковому номеру.

 

2.2.3. Модуль проверки знаний

Основан на текстовых файлах с вопросами теста. Ответы на тест располага­ются ОТДЕЛЬНО от вопросов в файле «test.dat», в котором хранится массив записей – данных для отображения нужного вопроса теста.

Поля записи:

§ Имя файла с вопросом теста

§ Время на выполнение каждого вопроса

§ Массив ответов

§ Номер верного ответа

§ Адрес страницы обучающего материала, на которой рассмотрено  и решение вопроса.

§ Адрес картинки, подгружаемой, при необходимости к вопросу ирррррр теста.

Это основные принципы работы программы, более детально их можно рас­смотреть, ознакомившись с кодом программы.

Программу можно скачать по адресу: fizmath.net\kurs.rar



2019-07-03 348 Обсуждений (0)
Информатика и информационные технологии» Н. Угринович 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Информатика и информационные технологии» Н. Угринович

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (348)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)