Информатика и информационные технологии» Н. Угринович
В этом учебнике, в отличие от вышеописанных, изучение темы ведется не попутно с другими темами, а отдельно, для этого выделено несколько параграфов. Поскольку в этом учебнике изучается другая среда программирования, остановимся только на структуре изложения материала.
1.3.1. Тип, имя и значение переменной В этом параграфе даются основные понятия о переменных, их именах, значениях, данных и типах. Понятие переменной Переменные задаются именами, определяющими области памяти, в которых хранятся значения переменных. Значениями переменных могут быть данные различных типов (целые, вещественные числа, последовательности символов и так далее). Переменная в программе представлена именем и служит для обращения к данным определенного типа. Конкретное значение переменной хранится в ячейках оперативной памяти. Тип переменной Тип переменной определяется типом данных, которые могут быть значениями переменной. Значениями переменных числовых типов являются числа, логических – True или False, строковых – последовательности символов и так далее. Над различными типами данных допустимы различные операции. Над числовыми – арифметические операции, над логическими – логические операции, над строковыми – операции преобразования символтных строк и так далее. Различные типы данных требуют для своего хранения в памяти различное количество ячеек (байтов). {таблица типов данных и их размеров в памяти} Задания по разделу 1) В чем разница между типом, именем и значением переменной? 2) Определить, какой диапазон чисел может храниться в переменной типа {тип} с учетом выделения одного байта для хранения знака числа. 3) Определить, какое количество ячеек памяти потребуется для хранения строк “ЭВМ”, “информатика”.
1.3.2. арифметические, строковые и логические выражения Присваивание В параграфе описаны выражения, которые можно составить с основными типами данных – числовой, логический, строковый. Арифметические выражения В состав арифметических выражений могут входить кроме переменных числового типа, также и числа, над переменными и числами могут производиться различные арифметические операции, выраженные с помощью функций. Строковые выражения В состав строковых выражений могут входить переменные строкового типа, строки и строковые функции. Над переменными и строками может производиться операция конкатенации, она заключается в объединении строки или значения строковых переменных в единую строку. Операция обозначается знаком «+». Логические выражения В состав логических выражений кроме логических переменных могут входить числа, числовые или строковые переменные или выражения, которые сравниваются между собой при помощи операций сравнения. Например (5>3) = true; (2*2 = 5) = false; Над элементами логических выражений могут производиться логические операции – логическое умножение(and), логическое сложение(or), логическое отрицание(not). Задания по разделу 1) Могут ли в состав одного выражения входить переменные различных типов? 2) В чем разница между операцией логического сложения и операцией конкатенации?
1.3.3. Функции в языке Visual Basic В этом параграфе описаны основные функции, употребляемые для каждого из используемых типов данных. Функции перевода типов данных Применительно к Pascal в этом разделе можно упомянуть такие процедуры, как STR(a); VAL(s,a,b); Математические функции Здесь упомянуты такие математические числовые функции, как Sin, cos, tan, atn, sqr, sqrt, log, exp, random, abs. Строковые функции - Функция длины строки - Функция вырезания подстроки Функции ввода и вывода Аналог в паскале – readln, writeln
1.3.4. массивы Изложение материала мало отличается от предыдущих учебников. Задания по разделу 1. в чем различие между переменной и массивом Вывод Сравнительная характеристика вышеописанных учебников по изучаемым темам приведена в таблице:
Более полное раскрытие тем наблюдается в учебнике Кузнецова. В учебнике Семакина изложение ведется применительно к нескольким разделам (программирование, БД и Электронные таблицы). В процессе изучения типов данных более полно во всех учебниках изучаются числовые типы данных – integer и real. Также, в каждом учебнике изучаются одномерные массивы, даются основные понятия и неявное применение переменных логического типа. В учебнике Кузнецова, в отличие от Семакина, рассматриваются двумерные массивы, строки, записи и файлы. В обоих учебниках, в отличие от учебника Угриновича, тема раскрывается параллельно с другими структурами языка, по мере необходимости применения нового материала, есть разделы, которые можно дополнить, расширить и систематизировать. В качестве контрольных заданий применяются, вместе с теоретическими вопросами на знание материала такие задания, как: - Написать программу для реализации какой либо ситуации - Определить результат действия программы. На основании сделанных выводов решено создать дополнительное обучающее средство в виде обучающей программы, поддерживающей индивидуальное изучение всех вопросов темы, а также, дополнительные сведения о типах данных. Кроме того, в программу будет встроен блок самоконтроля, поддерживающий проверку усвоения каждой изучаемой темы. Глава 2. Описание и принцип работы обучающей программы по теме «структуры данных»
2.1. Общие сведения о программе
Программа представляет собой электронный учебник со встроенным средством самоконтроля и проверки знаний. После запуска программы открывается окно регистрации, в котором пользователь может зарегистрироваться, нажав соответствующую кнопку, или продолжить работу, выбрав свое имя из списка и введя свой пароль. Для контроля работы пользователей, в программе предусмотрена функция «показать оценки».
Далее, после регистрации, пользователю предлагается выбрать тему для изучения. Здесь также показаны оценки за каждую из изученных тем. Предполагается, что изучение тем происходит в порядке их расположения в списке тем. При нарушении этого условия пользователю будет выведено сообщение об ошибке. После выбора темы открывается окно с обучающим текстом. Процесс работы с ним мало отличается от просмотра страниц Internet.
Переходы по страницам материала осуществляются тремя способами: 1. кнопки «назад» и «вперед» 2. гиперссылки в тексте материала 3. список тем и разделов в левой части формы Функции всех кнопок дублируются в строке меню программы. Пользователю доступен также словарь, составленный из новых слов, употребляемых в тексте. После прочтения очередного раздела программа предлагает пройти тест для проверки усвоения темы.
В программе предусмотрено 5 вариантов теста для каждой темы, вариант выбирается случайно при каждом открытии теста. Количество вопросов и вариантов ответа может быть различным (в зависимости от составленного теста), оценка выставляется по формуле: (5*кол-во верных ответов)div(кол-во вопросов). Пройдя тест и нажав на кнопку «проверить», пользователь может увидеть не только оценку за тест, но и список тем, которые нужно повторить, чтобы улучшить результаты. Список правильных ответов НЕ выводится. Время прохождения теста также ограничено и определяется при его составлении. Во время работы пользователь может контролировать время решения теста по таймеру и двум прогрессбарам (первый показывает время решения текущего задания, второй – всего теста). Во время работы с тестом обучающий материал недоступен, но, при необходимости, пользователь может его увидеть, нажав кнопку «подсказка». В этом случае результаты теста не засчитываются, но оценка за тест и темы для повторения выводятся. В ситуации, когда время, отведенное на тест, истекло, а пользователь еще не нажал кнопку «проверить», система спрашивает, надо ли проверять результаты. При положительном ответе происходит выход из теста с подсчетом оценки, при отрицательном - выход из теста не производится. В этом случае результаты теста также не засчитываются, но оценка за тест и темы для повторения выводятся. Прервать выполнение теста пользователь может в любой момент, нажав соответствующую кнопку. Для корректировки мелких ошибок оформления и содержания материала в программе предусмотрен режим редактирования, войти в который можно при помощи выбора соответствующего пункта в главном меню формы изучения. (пароль редактора: 9091433506). Процесс редактирования прост и нагляден, не требует дополнительного пояснения. Для редактирования других модулей программы (тестов и определений) созданы вспомогательные программы: Testmaker.exe и Defedit.exe, вход в которые также осуществляется по паролю 9091433506.
2.2. Принцип работы программы
Программа состоит из трех главных модулей: § Модуль регистрации пользователей; § Модуль изучения материала; § Тестовый модуль (проверка знаний) И пяти вспомогательных, на которых, для краткости, останавливаться не будем.
2.2.1. Модуль регистрации пользователей Принцип работы модуля основан на записи и чтении из файла «users.dat» основной информации о пользователях: § Имя § Пароль для входа в программу § Оценки за выполнение каждого раздела программы. Структура реализована в форме файла из записей. После выбора пользователя и ввода пароля на форме регистрации имя и массив оценок отображаются на форме списка тем.
2.2.2. Модуль изучения материала Основан на файле «forms.dat» и файлов вида «mn.rtf», где m, n – номер темы и раздела соответственно, которым принадлежит материал файла. Вся информация об отображаемом на форме материале хранится в файле «forms.dat», а именно: § Название раздела § Имена, положение гиперссылок и номера разделов, на которые они ссылаются § Положение, размер, и адрес картинок, отображаемых на форме § Количество разделов в теме Данные организованы в форме массива записей, обращение к материалу происходит по его порядковому номеру.
2.2.3. Модуль проверки знаний Основан на текстовых файлах с вопросами теста. Ответы на тест располагаются ОТДЕЛЬНО от вопросов в файле «test.dat», в котором хранится массив записей – данных для отображения нужного вопроса теста. Поля записи: § Имя файла с вопросом теста § Время на выполнение каждого вопроса § Массив ответов § Номер верного ответа § Адрес страницы обучающего материала, на которой рассмотрено и решение вопроса. § Адрес картинки, подгружаемой, при необходимости к вопросу ирррррр теста. Это основные принципы работы программы, более детально их можно рассмотреть, ознакомившись с кодом программы. Программу можно скачать по адресу: fizmath.net\kurs.rar
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (348)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |