Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Выводы по первой главе



2019-07-03 308 Обсуждений (0)
Выводы по первой главе 0.00 из 5.00 0 оценок




По результатам изучения психолого-педагогической литературы по рассматриваемой проблеме, можно сделать следующие выводы:

Важными предпосылками овладения грамотой являются умения выделять и различать пространственные признаки, правильно их называть и включать адекватные словесные обозначения в экспрессивную речь, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных операций, связанных с активными действиями.

Оптико-пространственные представления - представления, в которых находят отражение пространственные отношения предметов (величина, форма, месторасположение, движения), они являют собой сложную матричную структуру психики, изучение которой предполагает обращение к разным видам деятельности человека, к которым относятся непосредственный пространственный гнозис и праксис, рисунок трансформации и перемещения мысленного образа. Они включают диапазон представлений от наглядных до так называемых квазипространственных (конструкции, отражающие пространственные отношения).

Развитие пространственной ориентировки и представлений о пространстве происходит в тесной связи с формированием ощущения схемы своего тела, с расширением практического опыта детей, с изменением структуры предметно-игрового действия, связанного с дальнейшим совершенствованием двигательных умений.

Формирующиеся пространственные представления находят свое отражение и дальнейшее развитие в предметно-игровой, изобразительной, конструктивной и бытовой деятельности детей.

 


ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цели и задачи исследования

 

Цель исследования Исследование развития оптико-пространственных функций у старших дошкольников 5-6 лет с нормальным развитием.

В соответствии с целью решались следующие задачи:

1) Анализ литературы по проблеме исследования;

2) Подбор методик, направленных на исследование уровня сформированности оптико-пространственных функций у детей старшего дошкольного возраста.

3)Экспериментальное изучение особенностей оптико-пространственных функций у детей старшего дошкольного возраста.

4) Качественный и количественный анализ полученных экспериментальных данных.

В процессе исследования были использованы следующие методы (по Б.Г. Ананьеву):

¾ теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

¾ эмпирические – наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, психодиагностические (анкеты, беседы), биографические (сбор и анализ анамнестических данных, изучение документации);

¾ интерпретационные методы;

¾ количественный и качественный анализ полученных данных.


Организация исследования

 

Экспериментальное исследование проводилось в сентябре 2010 г. на базе ДОУ №13 Калининского района.

В эксперименте приняло участие 20 детей 5,0-6,0 лет с нормальным речевым и психическим развитием, составляющие контрольную группу.

Констатирующее исследование осуществлялось в три этапа:

На первом этапе проводился отбор детей в контрольную группу. Изучались анамнезы, истории развития детей, психолого-педагогические характеристики. Проводились консультации с педагогами и психологом ДОУ с целью уточнения клинических, психолого-педагогических особенностей детей.

На втором этапе осуществлялось экспериментальное исследование по разработанной методике. Обследование каждого ребёнка проводилось индивидуально. Результаты обследования фиксировались в индивидуальных протоколах, которые позднее подвергались качественной и количественной обработке и интерпретации.

На третьем этапе констатирующего исследования осуществлялся качественный и количественный анализ экспериментальных данных, после чего результаты исследования были обобщены и на их основе были сформулированы выводы.

Содержание методики исследования

 

При подборе заданий, в модифицированном виде были использованы некоторые упражнения, описанные в работах А.Р. Лурия, О.С Бот, Р.И. Лалаевой, М.М. Кольцовой, Н.И. Озерецкого, Л.Г. Моисеевой.

1. Исследование предметного гнозиса

1.1. Предъявление контура

Инструкция: Назови, что нарисовал художник.

Процедура: Ребенку предлагается узнать по контуру изображенный предмет. Если ребенок не может назвать изображение, то логопед предлагает показать соответствующее контуру изображение. Перед ребенком выкладываются 2 предметные картинки, и предлагается внимательно на них посмотреть, затем логопед под ними выкладывает контур одного из изображений и просит ребенка показать ту картинку, которую он узнал по предложенному изображению.

Оценка результатов

3- полностью выполнил задание.

2 – выполнил задание с единичными ошибками.

1 – выполнил задание с многочисленными ошибками.

0 – отказался от выполнения или не выполнил совсем.

1.2 Узнавание перечеркнутых и наложенных друг на друга изображений

а) Узнавание перечёркнутых изображений

Инструкция: “Посмотри, художник нарисовал предметы, а потом их зачеркнул. Что он нарисовал сначала?”

Процедура: Ребенку последовательно предъявляются изображения перечеркнутых предметов.

б) Узнавание наложенных друг на друга изображений (проба Поппельрейтера)

Инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку и обведи пальцем то, что ты на ней увидел».

Процедура: Ребенку последовательно предъявляются наложенные изображения.

Если может, ребенок называет то, что он обвел.

Оценка результатов

3- полностью выполнил задание.

2 – выполнил задание с единичными ошибками.

1 – выполнил задание с многочисленными ошибками.

0 – отказался от выполнения или не выполнил совсем.

1.3 Предъявление неполного рисунка

Инструкция: “ Покажи слона ”. “Покажи белочку ”и т. д.

Процедура: Ребенку предлагается посмотреть на рисунок знакомого предмета без существенной детали, по которой достаточно легко узнается изображение. Например, слон без хобота, белочка без пушистого хвоста. Заяц без длинных ушей, машина без колес и т.д.

Оценка результатов

3- полностью выполнил задание.

2 – выполнил задание с единичными ошибками.

1 – выполнил задание с многочисленными ошибками.

0 – отказался от выполнения или не выполнил совсем.

2. Исследование пространственного праксиса

2.1. Рисование.

Инструкция. Возьми карандаш, слушай внимательно и рисуй, что я скажу.

1. В правом верхнем углу нарисуй квадрат

2. В нижнем левом углу нарисуй круг

3. В нижнем правом углу нарисуй треугольник

4. В верхнем левом углу нарисуй прямоугольник

5. В середине листа нарисуй фигуру, которую ты хорошо знаешь, но я ее не назвала (овал).

Процедура: Ребенку предлагается взять карандаш и по инструкции нарисовать. Если ребенок не знает и не различает геометрические формы, они заменяются изображениями разных предметов (мяч, лодочка, пирамидка и т.д.).

Оценка результатов

3- полностью выполнил задание.

2 – выполнил задание с единичными ошибками.

1 – выполнил задание с многочисленными ошибками.

0 – отказался от выполнения или не выполнил совсем.

2.3. “Посмотри и дорисуй”

Цель: Уточнить умение детей сравнивать, анализировать, устанавливать закономерность. Находить недостающую геометрическую фигуру.

Инструкция: Возьми карандаш, смотри внимательно и дорисуй, чего не хватает.

Процедура: Предложить ребенку рассмотреть и назвать то, что нарисовано в каждом столбике – мяч, елочка, дом.

- Нарисуй в пустой клеточке недостающий предмет.

Оценка результатов

3- полностью выполнил задание.

2 – выполнил задание с единичными ошибками.

1 – выполнил задание с многочисленными ошибками.

0 – отказался от выполнения или не выполнил совсем.

2.4. “Дорисуй”

Цель: уточнить умение детей видеть объем целого предмета, точно передавать вторую половину предмета равноценно первой.

Инструкция: Незнайка нарисовал предметы. Назови их. Он правильно нарисовал? Нет, Незнайка торопился и нарисовал только половинки предметов. Помоги ему и закончи рисунок: дорисуй вторую половину каждого предмета.

Процедура: детям предлагаются наполовину изображённые предметы, согласно инструкции ребёнок должен дорисовать вторую половину.

Оценка результатов

3- полностью выполнил задание.

2 – выполнил задание с единичными ошибками.

1 – выполнил задание с многочисленными ошибками.

0 – отказался от выполнения или не выполнил совсем.

3. Конструктивный праксис

3.1. “Сложи узор” (аналог пробы кубиков Кооса)

Материал исследования. Даны 18 карточек, 9 из них наполовину белые, наполовину закрашенные, 9 карточек закрашены полностью.

Инструкция: Я буду показывать тебе узоры, а ты постарайся их правильно сложить из карточек.

Процедура: Ребенку по очереди предлагают картинки с узорами, он должен сложить заданный узор за определенное время.

Оценка результатов

3- полностью выполнил задание.

2 – выполнил задание с единичными ошибками.

1 – выполнил задание с многочисленными ошибками.

0 – отказался от выполнения или не выполнил совсем

3.2. “Палочковый тест”

А) воспроизведение по образцу.

Инструкция: Сложи из палочек рисунок, который нарисован на картинке.

Процедура: Ребенку предлагается выложить рисунок из палочек по образцу.

Б) моделирование по словесной инструкции

Инструкция: Слушай внимательно, я буду тебе говорить, что делать, а ты выполнять.

Процедура: Во время моделирования ребенок получает инструкции: положи палочку справа от круга и т.д.

Оценка результатов

3- полностью выполнил задание.

2 – выполнил задание с единичными ошибками.

1 – выполнил задание с многочисленными ошибками.

0 – отказался от выполнения или не выполнил совсем

Таким образом, с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, а также особенностей развития оптико-пространственных функций в онтогенезе, методика констатирующего эксперимента включает исследование предметного гнозиса, пространственного и конструктивного праксиса.

 




2019-07-03 308 Обсуждений (0)
Выводы по первой главе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Выводы по первой главе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (308)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)