Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Результаты констатирующего эксперимента



2019-07-03 269 Обсуждений (0)
Результаты констатирующего эксперимента 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В результате определения уровня продуктивности и устойчивости внимания нами были получены следующие результаты: в группе один ребенок имеет очень высокий уровень продуктивности им устойчивости внимания, двое детей имеют высокий уровень продуктивности и устойчивости внимания, 10 детей – средний уровень, 6 детей – низкий уровень и 6 детей – очень низкий уровень продуктивности и устойчивости внимания (см. рис. 1).

 

Таблица 3.

Уровень продуктивности и устойчивости внимания у детей 5 класса.

Уровень

Общее количество

Человек  %
Очень высокий 1 4
Высокий 2 8
Средний 10 40
Низкий 6 24
Очень низкий 6 24

 

Полученные результаты можно выразить в процентном соотношении.

 

Рисунок 1. Уровни продуктивности и устойчивости внимания у детей 5 класса

 

Таким образом, 40 % учащихся 5 класса имеют средний уровень продуктивности и устойчивости внимания, 8 % учащихся – высокий уровень, очень высокий уровень - 4% детей, низкий уровень продуктивности и устойчивости внимания отмечается у 24% детей и у 24 % детей - очень низкий уровень продуктивности и устойчивости внимания.

Из этих данных видно, что в классе преобладает средний уровень продуктивности и устойчивости внимания, что не может не сказываться на успешности обучения учащихся в целом.

В результате определения уровня распределения внимания нами были получены следующие результаты: в классе нет детей с очень высокий уровень распределения внимания, двое детей имеют высокий уровень распределения внимания, 12 детей – средний уровень, 7 детей – низкий уровень и 4 детей – очень низкий уровень распределения внимания (см. рис. 2).

 

Таблица 4.

Уровень распределения внимания у детей 5 класса.

Уровень

Общее количество

Человек  %
Очень высокий 0 0
Высокий 2 8
Средний 12 48
Низкий 7 28
Очень низкий 4 16

 

Полученные результаты можно выразить в процентном соотношении.

 

Рисунок 2. Уровни распределения внимания у детей 5 класса


 

Таким образом, 48 % учащихся 5 класса имеют средний уровень распределения внимания, 8 % учащихся – высокий уровень, очень высокий уровень - 0% детей, низкий уровень распределения внимания отмечается у 28% детей и у 16 % детей - очень низкий уровень распределения внимания.

Из этих данных видно, что в классе преобладает средний уровень распределения внимания, что не может не сказываться на успешности обучения учащихся в целом.

В результате определения уровня переключения внимания нами были получены следующие результаты: в классе нет детей с очень высоким уровнем переключения внимания, 3 детей имеют высокий уровень переключения внимания, 15 детей – средний уровень, 4 детей – низкий уровень и 3 детей – очень низкий уровень переключения внимания (см. рис. 3).

 

Таблица 5.

Уровень переключения внимания у детей 5 класса.

Уровень

Общее количество

Человек  %
Очень высокий 0 0
Высокий 3 12
Средний 15 60
Низкий 4 16
Очень низкий 3 12

 

Полученные результаты можно выразить в процентном соотношении.

 


 

Рисунок 3. Уровни переключения внимания у детей 5 класса

 

Таким образом, 60 % учащихся 5 класса имеют средний уровень переключения внимания, 12 % учащихся – высокий уровень, очень высокий уровень - 0% детей, низкий уровень переключения внимания отмечается у 16% детей и у 12% детей - очень низкий уровень переключения внимания.

Из этих данных видно, что в классе преобладает средний уровень переключения внимания, что не может не сказываться на успешности обучения учащихся в целом.

В результате определения уровня объема внимания нами были получены следующие результаты: в классе нет детей с очень высоким уровнем переключения внимания, 2 детей имеют высокий уровень объема внимания, 13 детей – средний уровень, 7 детей – низкий уровень и 3 детей – очень низкий уровень объема внимания (см. рис. 4)

 

Таблица 6.

Уровень объема внимания у детей 5 класса.

Уровень

Общее количество

Человек  %
Очень высокий 0 0
Высокий 2 8
Средний 13 52
Низкий 7 28
Очень низкий 3 12

 

Полученные результаты можно выразить в процентном соотношении.

 

Рисунок 4. Уровни объема внимания у детей 5 класса

 

Таким образом, 52% учащихся 5 класса имеют средний уровень объема внимания, 8% учащихся – высокий уровень, очень высокий уровень - 0% детей, низкий уровень объема внимания отмечается у 28% детей и у 12% детей - очень низкий уровень объема внимания.

Из этих данных видно, что в группе преобладает средний, низкий и очень низкий уровень объема внимания, что не может не сказываться на уровне интеллектуального развития учащихся в целом.

В результате определения уровня избирательность внимания, а также помехоустойчивость внимания нами были получены следующие результаты: в группе один ребенок имеет очень высокий уровень продуктивности им устойчивости внимания, двое детей имеют высокий уровень продуктивности и устойчивости внимания, 12 детей – средний уровень, 5 детей – низкий уровень и 5 детей – очень низкий уровень продуктивности и устойчивости внимания (см. рис. 5).

 

Таблица 7.

Уровень избирательности и помехоустойчивости внимания у детей 5 класса.

Уровень

Общее количество

Человек  %
Очень высокий 1 4
Высокий 2 8
Средний 10 48
Низкий 6 20
Очень низкий 6 20

 

Полученные результаты можно выразить в процентном соотношении.

 

Рисунок 5. Уровни избирательности и помехоустойчивости внимания у детей 5 класса

 

Таким образом, 48 % учащихся 5 класса имеют средний уровень избирательности и помехоустойчивости внимания, 8 % учащихся – высокий уровень, очень высокий уровень - 4% детей, низкий уровень избирательности и помехоустойчивости внимания отмечается у 20% детей и у 20 % детей - очень низкий уровень избирательности и помехоустойчивости внимания.

Из этих данных видно, что в классе преобладает средний уровень избирательности и помехоустойчивости внимания, что не может не сказываться на успешности обучения учащихся в целом.

Из полученных данных можно сделать следующие выводы о том, что внимание подростков характеризуются:

1) средним уровнем продуктивности и устойчивости внимания

2) средним уровнем распределения внимания

3) средним уровнем переключения внимания

4) средним уровнем объема внимания

5) средний уровень избирательности и помехоустойчивости

Полученные данные подтверждают нашу гипотезу о том, что у подростков особенностями внимания являются более избирательным, существенно зависящим от направленности их интересов. Подросток может хорошо концентрировать внимание в значимой для него деятельности и на основании этого у него средний уровень продуктивности и устойчивости внимания, средний уровень распределения внимания, средний уровень переключения внимания и средний уровень объема внимания.

 


Выводы по главе II

 

На данном этапе нашего исследования мы проводили констатирующий эксперимент.

Эксперимент проводился в средней школе №19 Железнодорожного района г. Красноярска в 2009 году. В исследовании принимали участие учащиеся 5 класса "А". Общее количествоучащихся, принявших участие в исследовании, составило 25 человек.

В ходе проведения эксперимента была достигнута цель - выявить особенности внимания у подростков.

40 % учащихся5 класса имеют средний уровень продуктивности и устойчивости внимания, 8 % учащихся – высокий уровень, очень высокий уровень - 4% детей, низкий уровень продуктивности и устойчивости внимания отмечается у 24% детей и у 24 % детей - очень низкий уровень продуктивности и устойчивости внимания.

Из этих данных видно, что в группе преобладает средний уровень продуктивности и устойчивости внимания, что не может не сказываться на успешности обучения учащихся в целом.

48 % учащихся 5 класса имеют средний уровень распределения внимания, 8 % учащихся – высокий уровень, очень высокий уровень - 0% детей, низкий уровень распределения внимания отмечается у 28% детей и у 16 % детей - очень низкий уровень распределения внимания.

Из этих данных видно, что в группе преобладает средний уровень распределения внимания, что не может не сказываться на успешности обучения учащихся в целом.

60 % учащихся 5 класса имеют средний уровень переключения внимания, 12 % учащихся – высокий уровень, очень высокий уровень - 0% детей, низкий уровень переключения внимания отмечается у 16% детей и у 12% детей - очень низкий уровень переключения внимания.

Из этих данных видно, что в классе преобладает средний уровень переключения внимания, что не может не сказываться на успешности обучения учащихся в целом.

52% учащихся 5 класса имеют средний уровень объема внимания, 8% учащихся – высокий уровень, очень высокий уровень - 0% детей, низкий уровень объема внимания отмечается у 28% детей и у 12% детей - очень низкий уровень объема внимания.

Из этих данных видно, что в группе преобладает средний, низкий и очень низкий уровень объема внимания, что не может не сказываться на уровне интеллектуального развития учащихся в целом.

Из полученных данных можно сделать следующие выводы о том, что внимание подростков характеризуются:

1) средним уровнем продуктивности и устойчивости внимания

2) средним уровнем распределения внимания

3) средним уровнем переключения внимания

4) средним уровнем объема внимания

5) средний уровень избирательности и помехоустойчивости

Полученные данные подтверждают нашу гипотезу о том, что у подростков особенностями внимания являются средний уровень продуктивности и устойчивости внимания, средний уровень распределения внимания, средний уровень переключения внимания и средний уровень объема вниманя.

 


Заключение

 

Внимание — один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребенка к обучению в пятом классе, успешность его учебной деятельности. Многие проблемы, возникающие в учении, непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания. Они могут быть устранены, если заранее известны индивидуальные особенности внимания ребенка и тот уровень, на котором оно находится в данный момент времени.

Хотя в целом в онтогенезе внимание изменяется мало (это особенно касается его природного обусловленных видов: непосредственного и непроизвольного) и его основные характеристики с возрастом остаются достаточно устойчивыми, все же со временем при достаточных и систематических усилиях можно избавиться от многих недостатков в развитии внимания ребенка. Это объясняется тем, что одни, слаборазвитые качества внимания можно компенсировать усиленным развитием других его качеств. Так, слабая устойчивость внимания нередко может быть восполнена его хорошей переключаемостью.

За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызывают изменение отношения к объекту. А изменение отношения к объекту выражается во внимании.

Таким образом, хотя внимание и не имеет своего особенного содержания, проявляясь в других процессах, однако и в нем выявляется специфическим образом взаимосвязь деятельности и образа. Изменение внимания выражается в изменении ясности и отчетливости содержания, на котором сосредоточена познавательная деятельность.

Была достигнута цель исследования – выявить особенности внимания у подростков.

В ходе достижения цели исследования были решены следующие задачи:

1. Была проанализирована психологическая литература по теме исследования.

2. Была дана характеристика понятиям исследования.

3. Были выявлены особенности внимания у подростков

Результаты проведенного эксперимента фиксировались и это позволило сделать нам следующие выводы:

1. 40 % учащихся 5 класса имеют средний уровень продуктивности и устойчивости внимания, 8 % учащихся – высокий уровень, очень высокий уровень - 4% детей, низкий уровень продуктивности и устойчивости внимания отмечается у 24% детей и у 24 % детей - очень низкий уровень продуктивности и устойчивости внимания.

2. 48 % учащихся 5 класса имеют средний уровень распределения внимания, 8 % учащихся – высокий уровень, очень высокий уровень - 0% детей, низкий уровень распределения внимания отмечается у 28% детей и у 16 % детей - очень низкий уровень распределения внимания.

3. 60 % учащихся 5 класса имеют средний уровень переключения внимания, 12 % учащихся – высокий уровень, очень высокий уровень - 0% детей, низкий уровень переключения внимания отмечается у 16% детей и у 12% детей - очень низкий уровень переключения внимания.

4. 52% учащихся 5 класса имеют средний уровень объема внимания, 8% учащихся – высокий уровень, очень высокий уровень - 0% детей, низкий уровень объема внимания отмечается у 28% детей и у 12% детей - очень низкий уровень объема внимания.

Из этих данных видно, что в классе преобладает средний, низкий и очень низкий уровень объема внимания, что не может не сказываться на уровне интеллектуального развития учащихся в целом.

Из полученных данных можно сделать следующие выводы о том, что внимание подростков характеризуются:

1) средним уровнем продуктивности и устойчивости внимания

2) средним уровнем распределения внимания

3) средним уровнем переключения внимания

4) средним уровнем объема внимания

5) средний уровень избирательности и помехоустойчивости

Полученные данные подтверждают нашу гипотезу о том, что у подростков особенностями внимания являются средний уровень продуктивности и устойчивости внимания, средний уровень распределения внимания, средний уровень переключения внимания и средний уровень объема внимания.

 


 

Список использованной литературы

1. Веккер Л.М. Психические процессы. В 3 т.— Т. 3.—Л., 1981.

2. Гальперин П. Я- К проблеме внимания // Хрестоматия по вниманию.— М., 1976.

3. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания.— М., 1974.

4. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М., 1988.

5. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. 2-е изд. М.: Мир, 1996. Т. 1.

6. Гоноболин Ф. Н. Внимание и его воспитание.— М., 1972.

7. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. М.: Международная педагогическая академия, 1994.

8. Добрынин Н.Ф. Произвольное и непроизвольное внимание. — В кн.: Уч. записки МГПИ им. В. И. Ленина. М. 1958, т. 18.

9. Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника.— М., 1987.

10. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т.- Т. I. М., 1986.

11. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологи. – М.: Издательство АСТ, - 2002. – 896 с.

12. Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника? — М., 1980.

13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 1975.

14. Лурия А.Р. Внимание и память.— М., 1975.

15. Нейрофизиологические механизмы внимания / Под ред. Е.Д. Хомской. М., Изд-во МГУ, 1979.

16. Немов Р.С. Психология. В 3-х томах. Т.2. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2000г

17. Общая психология: Учебное пособие для студентов пед. институтов / Под ред. А.В. Петровского и др. М.: Просвещение. 1986г.

18. Рибо Т. Психология внимания//Хрестоматия по вниманию.— М., 1976 С; 71—72.

19. Рогов Е.И. Азбука психологии: Психология познания. — М.: "Владос",2000.

20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т.— Т. I.— М., 1989.

21. Слободчиков Л.С., Исаев Е.И. Психология человека. – М.: Лига Пресс, 1996. – 457 с

22. Современная психология / Под редакцией В.И. Дружинина. – М.: "Педагогика Пресс", 1999. – 398 с.

23. Страхов И.В. Воспитание внимания школьников. -М.: Учпедгиз, 1958.

24. Суворов Н.Ф., Таиров О.П. Психофизиологические механизмы избирательного внимания.— Л., 1985.

25. Титченер Э. Внимание // Хрестоматия по вниманию. – М.: Изд-во МГУ, 1976. – 26-46 с.

26. Узнадзе Д. Н. Установка у человека // Хрестоматия по вниманию.— М., 1976.— С. 266.

27. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе.— М., 1989.

28. Хрестоматия по психологии. — М.: Просвещение, 1987.

 


 

Приложение

 

Рис. 1. Матрица с кольцами Ландольта.

 

Стимульный материал



2019-07-03 269 Обсуждений (0)
Результаты констатирующего эксперимента 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Результаты констатирующего эксперимента

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (269)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)