Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теоретические основы организации процесса восприятия



2019-07-03 165 Обсуждений (0)
Теоретические основы организации процесса восприятия 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

 

Введение

1.Вопросы музыкального восприятия в музыкально-теоретических дисциплинах

1.1. Теоретические основы организации процесса восприятия

1.2. Типы восприятия

2. О генезисе восприятия музыки

2.1. Из материалов наблюдений над музыкальным развитием детей

2.2. Анализ наблюдений

Заключение

Литература

 


Введение

 

Восприятие музыки рассматривается в моей курсовой работе с позиции музыкознания. Поэтому в центре внимания находятся объекты, явления, категории и понятия, непосредственно относящиеся к сфере музыкальной теории и эстетики: мелодия, лад, ритм, фактура, жанр форма, соотношение содержательно – образной и конструктивной сторон произведения, взаимодействие композиторских и исполнительских средств и т.д. Но в подходе к ним и в самом анализе акцентируются связи с закономерностями психологии воспитания. Ставится задача выяснить, каковы истоки художественного воздействия музыкального произведения; как отражаются в восприятии те или иные его стороны и особенности; в чем заключаются психологические предпосылки, обеспечивающие слушателю и единый, целостный охват развертывающегося во времени произведения, и вместе и тем различение всех его элементов, деталей – дифференцированность восприятия; анализируется роль психологических факторов в эволюции музыкального языка и его семантики; а также выдвигается ряд других музыкально-теоретических, эстетических и педагогических проблем, решение которых в той или иной степени требует обращения к психологии восприятия музыки.

В процессе исторического развития общества восприятия музыки, являющееся одним из компонентов музыкальной культуры, не могло оставаться неизменным. Очевидно, что в прошлом люди слушали и слышали музыку иначе, чем сейчас. Изучение всего того, что связано с современным состоянием музыкальной жизни, - наиболее актуально и практически, и теоретически. Исследование ограничивается не только в историческом, но и в социально-психологическом аспекте: за основу взято художественное, эстетическое восприятие слушателя, достаточно развито в музыкальном отношении, воспитанного на лучших образцах народной и профессиональной музыки, классической и современной. Именно оно и является, строго говоря, восприятием музыки.

Целью данной работы является формирование у детей универсального музыкально-эстетического восприятия для достижения в дальнейшем художественного восприятия искусства в целом.

Задачи:

научить детей сопереживать чувства и настроения выраженные композитором;

накопление нравственно-эстетических впечатлений;

выработка оценочного сужденния, вкуса, субъективного отношения к музыке;

развитие и формирование навыков и умений дифференцированного слышания музыкальной ткани.

 


Вопросы музыкального восприятия в музыкально – теоретических дисциплинах

Теоретические основы организации процесса восприятия

 

Что лежит в основе системы музыкально-теоретических дисциплин, которая принята в музыкальном образовании во многих странах мира? Анализ учебных планов и программ музыкальных вузов показывает, что в центре этой системы, при самых разнообразных ее вариантах, находятся гармония, контрапункт, музыкальная форма и инструментовка, то есть дисциплины, которые по самому своему существу направлены в первую очередь на выработку композиционно-технических навыков.

Этот ракурс связан с генезисом классической музыкальной теории, возникшей, как известно, в сфере обучения композиторов. Он накладывает особую печать на структуру теоретических дисциплин. Требуемое принципами дидактики последовательное педагогически целесообразное движение в них оказывается по преимуществу движением от простейших музыкальных средств и видов композиционной техники к более сложным, например, от трезвучий к обращениям и септаккордам, а далее—к сложным аккордовым и неаккордовым сочетаниям, от периода к простым, а затем сложным трехчастным формам, к сонатному аллегро и т. п.

В течение последних столетий теория музыки с ее естественной композиторской ориентацией была включена и в образование музыкантов других специальностей — исполнителей, музыковедов-исследователей, критиков. Все они получили возможность профессионально овладевать началами композиторского ремесла— грамматикой гармонии и полифонии, грамматикой оркестровки и музыкальной формы.

Композиционно-технический аспект, безусловно, ценный в рамках целостного рассмотрения музыки отражает специфическую сторону деятельности композитора и должен быть дополнен в курсах этих дисциплин, читаемых в музыкальных учебных заведениях, изучением творческих проявлений исполнителя и слушателя, анализом художественного содержания музыкальных произведений.

Основы целостного подхода к изучению музыки в советском музыкознании были заложены Б. В. Асафьевым. Его интонационная теория, возникшая как развитие традиций отечественной музыкально-теоретической науки, а также его концепция музыкально-исторического процесса явились высшими достижениями современного музыкознания в целом.

Особенно большую роль в совершенствовании теории музыки по этому пути играют исследования закономерностей музыкального восприятия, важность которых всегда подчеркивали крупные музыканты изученные в нашей стране, например, Глинка, Чайковский, Прокофьев и другие.

В одной из своих статей («О направленности формы у Чайковского») Б. В. Асафьев обращает внимание читателей на те специфические стороны и качества музыки, которые особенно непосредственно нацелены на восприятие слушателя. Подход Асафьева к музыкальной форме как «явлению социально детерминированному», как средству «социального обнаружения музыки в процессе интонирования», ставит музыкознание перед необходимостью изучения законов восприятия.

«Восприятие, — пишет Асафьев, — вторично организует организованное (композитором) движение». Но это возможно лишь в том случае, если «организация звуко-движения совершается согласно условиям возможностей восприятия».

Работы Б. В. Асафьева, а также ряда других советских музыковедов — Ю. Н. Тюлина, Л. А. Мазеля, В. А. Цуккермана, С. С. Скребкова. А, Н. Сохора, богатейший материал, накопленный в современной психологии и социологии, позволяют существенно усовершенствовать систему музыкальных дисциплин.

На этой основе в консерваториях нашей страны обучение композиторов и исполнителей их специфической профессии все более и более дополняется знаниями об особенностях слушательского восприятия музыки, о возможностях слуха как еще одного необходимейшего в музыке музыкального «инструмента», об ограничениях, которые накладывает на технику композиторского письма и исполнительской интерпретации специфика этого инструмента, о высоких этических и художественных требованиях, предъявляемых слушателями к музыкальному искусству.

Большую ценность приобретают при этом современные данные общей и музыкальной психологии — о свойствах музыкальной памяти, чувства ритма, интонационно-мелодического и гармонического слуха; законы психологической установки, факторы ассоциаций, изучение «сенсорных эталонов» восприятия, формирующихся как в процессе жизненного опыта, так и в практике музыкального воспитания, свойств мобильности и константности музыкального восприятия, и многие другие данные. Необходимым является и учет особенностей восприятия в разных условиях музицирования, — в концертном зале, в камерной обстановке, при слушании звукозаписи, при включении музыки в сложное синтетическое целое, например, кинофильм, хореографическую композицию и т. д.

Не только возможность, но и необходимость привлечения музыкально-психологических знаний, касающихся восприятия, являются вполне очевидными лишь в том, что касается исследовательских музыковедческих работ. Гораздо менее очевидны пути использования их в учебных курсах музыкально-теоретических дисциплин. На мой взгляд одним, из наиболее эффективных путей является здесь совершенствование системы музыкально-теоретических понятий.

Эстетико-теоретическая разработка проблем музыкального восприятия позволяет углубить целый ряд важнейших музыкально-теоретических представлений, понятии, категорий, таких как произведение, музыкальны и жанр, стиль, мелодия, ритм, гармония и др.

Такой подход позволяет более эффективно рассматривать строение не только формы, но и содержания музыкального произведения, выделяя в нем разные стороны и компоненты.

 

Типы восприятия

 

Так, учитывая действие трех разных психологических механизмов восприятия, одним; из которых оказывается действие непосредственной перцепции—работа органа слуха, другим—эмоциональные реакции, третьим — мыслительная работа, можно выявить в структуре музыкального содержания соответственно образно-характеристическую сторону, эмоциональный аспект и логически-смысловую сторону. Все они находятся в совершенных произведениях в единстве. Но в зависимости от жанра, от характера содержания та или иная из них может выходить на первый план. Каждая из этих сторон требует воспитания особых навыков восприятия н вместе с тем особых способов анализа и описания.

Разграничение этих сторон содержания позволяет по-новому осмыслить такие эстетические категории, как драматургия и драма, лирика, эпос, лирическое, эпическое в применении к музыке, что особенно важно по отношению к инструментальным жанрам.

Данные музыкальной психологии и социологии позволяют выделить различные типы восприятия музыкального содержания. При одном из них произведение предстает в виде живого художественного мира, развертывающегося как бы вне слушателя, перед его мысленным взором, как особая обобщенная музыкальная драма или как реализация внемузыкальной программы, сюжета. Другой тип восприятия, напротив, характеризуется отождествлением содержания музыки с эмоциональными и мыслительными процессами, протекающими во внутреннем психическом мире самого слушателя под воздействием музыки- При третьем типе восприятия произведение оказывается своего рода экраном, на который проецируются слушательские размышления и эмоции.

Тип восприятия определяется не только особенностями самого слушателя, уровнем его подготовленности и навыками восприятия, но и характером музыки. Так, первому типу соответствуют программные произведения и произведения, построенные по законам драматургической композиции—с выделением ярко характерных тем, подобных персонажам, героям или их высказываниям, с конфликтным развитием, с четкой дифференциацией музыкально-логических этапов развития. Второму типу отвечают произведения лирико-психологического характера и соответствующие способы построения композиции, например, импровизационно-свободное развертывание материала, волновой принцип развития. Оба эти типа требуют от слушателя большой активности в процессе восприятия и достаточно высокого музыкального уровня подготовки.

Третий тип восприятия — пассивное слушание — часто является следствием низкого уровня музыкальности, следствием отношения к музыке как к фону, сопровождающему какую-либо внемузыкальную деятельность. Ему нередко соответствуют и определенные способы организации музыкального материала в так называемой легкой музыке, в пьесах развлекательного характера.

Данные психологии музыкального восприятия позволяют четко систематизировать изучаемые в музыкально-теоретических курсах исполнительские и композиторские средства — по эффекту их воздействия, по ассоциативным связям с действительностью, но механизмам слуха.

Из психологических оснований дифференциации музыкально-выразительных средств особое значение имеет многослойность времени, переживаемого в процессе развертывания музыки слушателем. По существу в восприятии сливаются и вместе с тем разграничиваются три как бы параллельно текущих потока музыкального времени, соразмерных трем стрелкам некоего музыкального хронометра восприятия — музыкальным секундам, минутам, часам.

Третий масштабно-временной уровень музыки — это уровень собственно композиционный. К нему в музыкально-теоретических курсах относится все то, что касается музыкальных форм. Композиционные единицы — музыкальные темы, части музыкальной формы—экспозиционные, развивающие, репризные и т. д. в своем движении, развитии опираются на механизмы памяти, логики мышления, на ассоциации с сюжетностью, с развитием событий, с драматургией, логикой повествования, с логикой смены эмоциональных состояний.

Выработка навыков музыкального восприятия на каждом из трех масштабно-временных уровней требует особой методики и особого внимания со стороны педагогов.

Теоретическое исследование музыкальных произведений столь большого жанрового диапазона без учета типологии восприятия не может быть успешным. Необходимо обращение к данным исследованиям музыкального восприятия.

Основательная разработка проблем музыкального восприятия и их органичное, систематическое и методически целесообразное включение в педагогический цикл музыкально-теоретических дисциплин — это очень трудное дело, требующее максимальной осторожности, корректности, а вместе с тем это один из эффективных путей объединения трех разных подходов к музыке — композиторского, исполнительского и слушательского. Это путь, диктуемый гуманистической направленностью современной прогрессивной музыкальной педагогики.

 




2019-07-03 165 Обсуждений (0)
Теоретические основы организации процесса восприятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теоретические основы организации процесса восприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (165)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)