Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава II. Деятельность и основные идеи «пионеров» менеджмента индустриального периода



2019-07-03 236 Обсуждений (0)
Глава II. Деятельность и основные идеи «пионеров» менеджмента индустриального периода 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Как уже было сказано выше, в индустриальную эпоху управленческая наука перестает рассматриваться, как чисто государственная наука, а начинает решать конкретные производственные задачи. Однако, такое развитие, не появилось на пустом месте. На работы пионеров менеджмента изучаемого периода большое влияние оказали труды английского экономиста Адама Смита (1723-1790 гг.) [3; 87]. Адам Смит считается представителем классической школы политической экономии и специалистом в области управления. Рассмотрим подробнее его труды и идеи.

Итак, развитие промышленного производства в XVIII веке привело к практике общественного разделения труда, что, в свою очередь, привело к увеличению роли торговли и денежного обращения. Такая практика вступала в противоречие с традициями экономической науки того времени. Адам Смит одним из первых понял необходимость пересмотра существовавших экономических теорий.

А. Смит, в своем фундаментальном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) изложил систему, которая объясняла работу свободного рынка на базе внутренних экономических механизмов, без какого либо вмешательства со стороны политического управления [1; 128]. Английский ученый считал, что человек является основой всего общества и исследовал поведение человека с его мотивами и стремлением к личной выгоде. В указанном труде, ученый, также осветил концепцию разделения труда, указал функции рынка, говорил о значении свободной экономики. Большое внимание Адам Смит уделял анализу объективной экономической реальности и выяснению закономерностей ее развития, причем задачей экономической науки, ученый считал выработку конкретных рекомендаций для экономической политики государства и организации. Кроме того, Адам Смит определил разделение труда, как важнейший фактор всей истории человечества.

Значение Адама Смита для развития менеджмента заключается в том, что он в своих работах [4; 87]:

- уделял серьезное внимание вопросам экономического стимулирования и оплаты труда;

- пояснял, что размер зарплаты должен определяться соглашением между рабочим и хозяином производства, при этом минимум заработной платы должен определяться ценой средств существования работника, а колебания заработной платы определяются действием рыночного спроса и предложения на рынке труда;

- выделял три основных состояния общества, причем характеристики их были напрямую связаны с экономическим положением рабочих, так общество, могло быть: прогрессирующее (увеличение богатства и рост спроса на рынке труда), стационарное (при котором, как правило, положение рабочих тяжелое) и регрессирующее (когда положение рабочих плачевное).

В целом, труды Адама Смита, экономически доказали необходимость разделения труда, а также, положили начало изучению вопросов связанных с экономическим стимулированием работников. Однако Адам Смит, при всем значении его для становления управленческой науки, был теоретиком.

Одним из первых практиков, который изучал особенности управления крупным промышленным комплексом, будучи его совладельцем, стал еще один англичанин - Роберт Оуэн (1771-1856 гг.). Ознакомимся с его идеями.

На одной из фабрик Нью-Ланарка, где Р. Оуэн был совладельцем и одновременно управляющим, в начале XIX века, был проведен социальный эксперимент, который был связан с реформами производственных отношений. Основой для него стала идея о «патронате», подразумевающая то, что обязанности заботиться о наемных рабочих совпадают с интересами работодателя.

Во время проведения эксперимента Р. Оуэн отказался от распространенной практики телесных наказаний рабочих, ввел систему моральной мотивации рабочих, улучшил условия труда рабочих. На основании результатов эксперимента, Роберт Оуэн опубликовал сочинение «Эссе относительно формирования характера» (1812 г.) где говорил, что человек составляет продукт внешних окружающих его условий и воспитания; чем выше последние, тем более облагораживается и совершенствуется человеческая природа [5: 86]. В целом эксперимент был экономически успешен, кроме того, он привлек к себе пристальное внимание общественности того времени.

В дальнейшем Р. Оуэн, становится активным политическим деятелем и представляет идею о создании для бедняков корпоративных поселков, где они бы трудились сообща, без нанимателей. Когда идея не была подержана консервативным английским обществом, он начинает агитировать за проработку фабричного законодательства, которое бы учитывало и права рабочих, наряду с правами капиталистов. Однако эта и другие идеи Р.Оуэна не были поддержаны в Англии. В 30-е годы XIX века Оуэн переселяется в Америку, где создает коммуну, действующую на принципах уравнительного коммунизма[5;87]. Этот, последний проект Оуэна закончился неудачей и разорением его.

Однако эксперименты и идеи Оуэна были бесспорно важны для развития управленческой науки того времени. Оуэн первый стал задумываться об экономическом положении пролетариата, а его социальные эксперименты, при всей их утопичности, показали всю важность морального и материального стимулирования рабочих, как составляющего элемента менеджмента.

Следующей личностью, деятельность которой мы бы хотели осветить, станет Чарльз Беббидж (1791-1871 гг.) – английский математик, создателя первой вычислительной машины (1822 г). В сфере научных интересов ученого были также вопросы производства и управления им. Он исследовал экономические принципы производства, предложил руководство по улучшению управленческой практики того времени, исследовал затраты на производство конкретных промышленных процессов.

Основные идеи Ч. Беббиджа в управлении можно свести к следующим постулатам [6; 134]:

- разделение труда увеличивает эффективность производства вследствие сокращения времени на обучение производственному процессу, сокращения потери материалов в процессе обучения, экономии времени, вследствие перехода от одной операции к другой и замене инструментов, быстрому приобретению необходимых навыков.

- разделение труда может применяться как на производстве, так и в сфере умственных процессов;

- существует взаимосвязь между интересами рабочего и фабричного владельца;

- эффективная схема распределения прибыли предполагает то, что доля заработной платы рабочего зависит от прибыли всего предприятия и то, что рабочий должен получать премию за любые производственные усовершенствования, предложенные им, таким образом, интересы рабочих и предпринимателей не будут различаться.

Беббидж предложил такой метод наблюдения производства, при котором наблюдатель должен подготовить список вопросов относительно используемых материалов, допустимых потерь, расходов, инструментов, цен, рынка, рабочих, их заработной платы, требуемых навыков, продолжительности рабочего дня, и так далее. В сущности, этот метод применяется и современными консультантами и аналитиками.

Подходы Беббиджа, естественно с определенными поправками, применяются и в современном менеджменте, чем и определяется его вклад в науку управления.

Еще один ученый, которого также можно назвать «пионером» менеджмента был шотландским преподавателем. Мы говорим об Эндрю Уре (1778 – 1857 гг.). Ученым было опубликовано несколько работ о принципах и процессах производства (в основном на примере текстильной промышленности). В целом, Ур, был сторонником традиционной «фабричной» системы, лейтмотив его работ – рабочие должны признать все выгоды механизации и не стремиться к ее внедрению. В целом это понятно, особенно если учесть, что основные работы ученого были написаны, как раз в то время, когда в Англии приобретало определенный размах движение луддитов (ломателей машин). Напомним, что активисты этого движения протестовали против изменений, который им нес промышленный переворот, что нередко выражалось в разрушении производственных машин.

По Э. Уру [1; 267] управляющие производством должны были так организовать процесс перехода от ручного труда к труду механическому, чтобы это было максимально гармонично. Однако, труды ученого были больше направлены на изучение технологических процессов, а попытки изучения менеджмента сводились к системе предотвращающей случаи остановки работы рабочими по собственному желанию. Эта система подразумевала три принципа действия – механический, моральный и коммерческий. Механическая система относилась к технике и процессами производства; моральная - к персоналу, а коммерческая - к организации продаж и финансированию. Соединение этих систем должно было привести к требуемой гармонии.

В целом все рекомендации Э. Ура по менеджменту были технически ориентированы на процесс производства текстиля и какой-либо обобщенной системы из себя не представляли.

Еще один «пионер» менеджмента, о котором мы поговорим в рамках настоящей работы – француз Шарль Дюпин (1784 – 1873 гг.). Инженер по образованию Ш. Дюпин создал свою систему профессионального обучения. Согласно идеям Ш. Дюпина, руководителей цехов и фабрик необходимо было учить как механике, математике и геометрии, так и основам экономической мысли, в первую очередь связанных с теми аспектами, которые экономят материалы и трудовые ресурсы. Основной лейтмотив его деятельности – «тот, кто совершенствует машины, стремится наделить их преимуществами перед рабочими; тот, кто совершенствует рабочих, дает им шанс, чтобы заставить машину служить его благосостоянию, вместо того, что бы страдать от соревнования с ней» [6; 230].

Кроме указанных ученых, мыслителей и практиков определенное влияние на развитие идей менеджмента в индустриальную эпоху оказали [6; 234-236].:

- Дэниел МакКелем – американский генерал, который разработал набор процедур для управления действиями в возглавляемой им железнодорожной отраслью США;

- Генри Варнум Пор (1812-1905) – американский журналист, редактор журнала «Железные дороги Америки». Возглавляемый им журнал, фактически был первым специализированным изданием для управленцев (железнодорожной отрасли);

- Нассау Уильяма Сениор – английский теоретик фабричного права.

а также некоторые другие.

В целом именно в XVIII – XIX веках менеджмент постепенно выделяются в практическую науку, начинает решать конкретные производственные задачи, с учетом тех изменений, которые происходят в экономической жизни общества.

К окончанию индустриальной эпохи, относят появление классической школы менеджмента. Эта школа развивалась, аккумулируя основные достижения теоретической и практической мысли «пионеров» менеджмента индустриальной эпохи. Формирование этой школы – закономерный итог работы Адама Смита, Роберта Оуэна, Чарльза Беббиджа, Эндрю Ура, Шарля Дюпина других упоминаемых нами «пионеров». Приведем для справки основные мысли деятелей этой научной школы [6; 290].

Первых менеджеров в основном волновал вопрос об эффективности производства (технический подход). Свою деятельность они сосредоточивали на адаптации рабочих. В этих целях разрабатывался дизайн рабочих мест, изучались затраты времени на различные операции и т.п.

Менеджмент в целом, указанным направлением понимался как искусство. Такое понимание менеджмента связано с тем, что не все работники по своим параметрам подходят для руководящей должности (тут нельзя не заметить, что установить те черты характера, которые свойственны только менеджерам не удалось).

Основная черта классической школы менеджмента заключается в том, что существует только один способ достижения эффективности производства, а цель менеджера - обнаружить этот единственно приемлемый метод управления.

Созданием этой школы, в целом, завершился индустриальный этап развития менеджмента.

Подведем основные предварительные итоги для настоящей главы:

- практика промышленного производства XVIII века вступала в противоречие с теориями экономической науки того времени. Это было замечено так называемыми «пионерами» менеджмента индустриальной эпохи и получило развитие в их работах;

- на работы пионеров менеджмента изучаемого периода большое влияние оказали труды английского экономиста Адама Смита. Значение его работ для науки управления заключается в том, что он экономически доказал необходимость разделения труда, а также, положил начало изучению вопросов связанных с экономическим стимулированием работников;

- другой английский ученый Роберт Оуэн, был практикующим управляющим фабрики и ее совладельцем. В начале XIX века им был проведен социально-экономический эксперимент, связанный с реформами производственных отношений. Основой для него стала идея о «патронате», подразумевающая то, что обязанности заботиться о наемных рабочих совпадают с интересами работодателя. Оуэн первый стал задумываться об экономическом положении пролетариата, а его социальные эксперименты, при всей их утопичности, показали всю важность морального и материального стимулирования рабочих, как составляющего элемента менеджмента;

- следующей, значимой личностью, в рамках нашей темы, стал английский математик Чарльз Беббидж, который исследовал экономические принципы производства, предложил руководство по улучшению управленческой практики того времени, исследовал затраты на производство конкретных промышленных процессов. Ряд его идей, связанных с методами наблюдения за производством, а также в подходе к стимулированию работников применяются (с определенными оговорками) и поныне;

- определенное влияние на развитие идей менеджмента в индустриальную эпоху, также, оказали Эндрю Ур, Шарль Дюпин, Дэниел МакКелем, Генри Варнум Пор и Нассау Уильяма Сениор;

- к окончанию индустриальной эпохи, относят появление классической школы менеджмента. Эта школа формировалась как закономерный итог, аккумулируя основных достижений теоретической и практической мысли «пионеров» менеджмента индустриальной эпохи.

В дальнейшем изложении, мы кратко, остановимся на особенностях развития управленческой науки индустриального периода в России.

 



2019-07-03 236 Обсуждений (0)
Глава II. Деятельность и основные идеи «пионеров» менеджмента индустриального периода 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава II. Деятельность и основные идеи «пионеров» менеджмента индустриального периода

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (236)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)