Введение. Некоторые проблемы налогового законодательства в РФ на современном этапе.
Основные причины бюджетного кризиса имеют воспроизводственный характер и кроются в накопившихся глубинных негативных явлениях в экономике, сужающих базу налогообложения и снижающих уровень поступления налоговых доходов. Особенно обнажили всю неустойчивость социально-экономического и финансового положения страны решения Правительства РФ и Банка России от 17 августа 1998 года о девальвации обменного курса рубля, реструктуризации государственных краткосрочных обязательств, введении моратория на валютные операции капитального характера. Вместе с тем, что в течение последних лет выявляется тенденция к снижению доли налоговых поступлений в бюджет и по сравнению с созданной налогооблагаемой базой. Это вызвано односторонне фискальной налоговой политикой государства, низким уровнем налоговой дисциплины, а также недостатками в работе налоговых, финансовых и банковских органов. Многие предприятия и организации скрывают доходы, уклоняются от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды. В стране сложилась многоканальная система ухода от налогов путем занижения налоговой базы, расчетов векселями, сокрытия средств на многочисленных счетах в различных банках, создания организационных структур и схем движения денег и расчетов, позволяющих уклоняться от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет. Нарушения налогового законодательства выявляются налоговыми органами при документальных проверках более чем у половины проверяемых налогоплательщиков. Вместе с тем принимаемые налоговыми органами меры по усилению контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платежей в бюджет не всегда достаточно эффективны, зачастую они не перекрывают пути уклонения от уплаты налогов и не изменяют существенным образом ситуацию со сбором налогов. Особенно низкой остается результативность мер по снижению задолженности налогоплательщиков перед бюджетом. Усложнен и малопродуктивен контроль налоговых органов в ряде сфер экономики и видов хозяйственной деятельности (торговой, посреднической, финансово-кредитной сфере, малом предпринимательстве, сфере оборота наличных денег). До настоящего времени государству не удалось взять под контроль оборот алкогольной продукции, вследствие чего потери бюджета достигают нескольких десятков миллиардов рублей. В то же время одних только мер по усилению налогового контроля, укреплению налоговой дисциплины недостаточно. В налоговом законодательстве, в практическом инструментарии исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет имеют место серьезные недостатки, дающие возможность недобросовестным налогоплательщикам не выполнять своих обязательств перед государством и приводящие к существенным потерям для бюджета. К существенному ущербу для бюджета приводят широко распространенные нарушения налогового и банковского законодательства в кредитных учреждениях, правовая неурегулированность многих вопросов банковского обслуживания налоговых платежей. Проблемы, связанные с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации, которая введена в действие с 1 января 1999 года. Существенный недосбор налогов связан прежде всего с тем, что действующее законодательство не содержит необходимых норм, обеспечивающих полноту учета налогоплательщиков. В среднем по стране около 3% предприятий и организаций, зарегистрировавшихся в органах государственной регистрации, не встают на налоговый учет и, соответственно, не платят налогов. Кроме того, примерно 40% налогоплательщиков, состоящих на налоговом учете, ежегодно не представляют бухгалтерскую и налоговую отчетность, а 10 % предприятий и организаций представляют так называемую нулевую отчетность. До принятия части первой Налогового кодекса Российской Федерации в налоговом законодательстве не было четкой нормы о том, что налогоплательщик должен регистрироваться в налоговом органе по месту своего нахождения. В результате многие предприятия и организации вставали на налоговый учет в тех регионах и административно-территориальных образованиях, где они надеялись получить и фактически получали те или иные налоговые льготы. Это ослабляет контроль за налогоплательщиками, приводит к недопоступлению средств в федеральный бюджет, переливанию финансовых ресурсов из одних регионов в другие и ущемлению в результате этого интересов отдельных субъектов Российской Федерации, так как налогооблагаемая база создается на территории одних регионов, а налоги зачисляются в бюджеты других регионов. Предусмотренные штрафные санкции за эти нарушения либеральны и не способствуют в должной мере повышению дисциплины налогоплательщиков. Кроме того, установленный срок, после которого возникает ответственность за уклонение от постановки на учет в налоговом органе, дает возможность осуществления организацией хозяйственных операций без постановки на налоговый учет в течение более трех месяцев после регистрации с последующей самоликвидацией для уклонения от уплаты налогов.1 Необходимы законодательные нормы, вводящие временные правовые ограничения в деятельности предприятий, уклоняющихся от уплаты налогов и имеющих в течение длительного времени устойчивую, не снижающуюся задолженность по платежам в бюджет. Необходимо изменить положения федеральных законов о федеральных бюджетах на соответствующий год в части налоговых поступлений. В настоящее время объемы поступления доходов по основным источникам в этих законах не утверждаются, а лишь определяются в качестве учетных показателей. Такой характер показателей бюджета не имеет силу законодательной нормы, обязательной к исполнению. В связи с этим невыполнение намеченных объемов поступлений доходов не влечет за собой каких-либо правовых последствий для соответствующих органов исполнительной власти. Следовало бы в одной из статей федеральных законов о федеральных бюджетах предусмотреть норму, утверждающую объемы поступлений по видам налогов и других платежей, и ввести дополнительно правовую норму, устанавливающую ответственность соответствующих органов исполнительной власти за обеспечение выполнения утвержденных заданий по доходам. Одной из причин недопоступления налогов в бюджет является широко распространенная практика неисполнения и несвоевременного исполнения кредитными организациями поручений налогоплательщиков, а также инкассовых поручений налоговых органов на перечисление платежей в бюджет. С 1 января 1999 определено1, что нарушение банком установленного срока исполнения поручения налогоплательщика или налогового агента на перечисление налога или сбора либо инкассового поручения налогового органа влечет взыскание пени или соответственно штрафа в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,2 % за каждый день просрочки. Фиксирование на указанном уровне размера пени создает для кредитных организаций возможность получения при определенных условиях дополнительных доходов в виде разницы между суммой полученного процентного дохода и уплаченной суммой пени при задержке платежей и использовании не перечисленных в бюджет или во внебюджетные фонды сумм в качестве кредитных ресурсов при минимальной ответственности за это. В целях укрепления платежной дисциплины в стране необходимо усилить меры ответственности кредитных организаций за неисполнение поручений налогоплательщиков, одной из которых могло бы стать введение в налоговое законодательство норм, предусматривающих, что нарушение банком установленного срокаисполнения поручения налогоплательщика влечет взыскание штрафа в размере суммы задержанного платежа, а также пени в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Банка России от неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки с привлечением руководителей банковских учреждений к соответствующей административной ответственности в виде штрафа. Действующим законодательством не предусмотрен также механизм взыскания задолженности коммерческих банков при отсутствии средств на их корреспондентских счетах. Существенные потери бюджетных средств по этой причине даже при наличии денежных средств на счетах налогоплательщиков установлены и в других регионах. Кредитные организации не осуществляют должного контроля за соблюдением предприятиями и организациями установленного порядка работы с денежной наличностью, будучи в силу специфики своей коммерческой деятельности не заинтересованными в проведении этой работы. В соответствии с указаниями Банка России в состав предприятий, подлежащих кассовому обслуживанию, не включаются граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и предприятия, по счетам которых не было операций по списанию либо зачислению средств в течение года, что также сужает сферу контроля за работой хозяйствующих субъектов с денежной наличностью. Для пресечения нарушений установленного порядка работы с денежной наличностью целесообразно введение в налоговое и банковское законодательство норм, устанавливающих штрафные санкции за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими юридическими лицами сверх установленного в Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами, за несоблюдение не согласованных с кредитной организацией условий расходования поступающих в кассу предприятия наличных денег иих использование без согласования с обслуживающим банком, а также за препятствие проведению кредитными организациями проверок соблюдения установленных условий работы с денежной наличностью. В целом в Российской Федерации в настоящее время только 70 % розничного товарооборота осуществляется с использованием кассовых аппаратов. При этом значительная часть контрольно-кассовых машин не отвечает требованиям контроля за достоверностью данных о денежной выручке. В результате относительно реально охвачена контролем наличная денежная выручка менее трети розничного товарооборота. Практически без применения контрольно-кассовых машин производится торговля на вещевых, смешанных и продовольственных рынках, на которых за девять месяцев 1998 года реализовано товаров более чем на 300 млрд рублей, а также городская торговля с нестационарных торговых мест. Закон “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением” во многом устарел, не учитывает новые аспекты развивающегося рынка, не определяет в необходимом объеме права и функции налоговых органов по контролю за применением контрольно-кассовых машин и ответственность предприятий за допущенные нарушения. В налогообложение за пользование недрами также могут быть внесены изменения. Определено2, что акцизы на отдельные виды минерального сырья, добываемого из месторождений с относительно лучшими горно-геологическими и экономико-географическими условиями, могут вводиться Правительством РФ в соответствии с Законом РФ “Об акцизах”. Конкретные дифференцированные по предприятиям ставки акцизов утверждаются Правительством РФ. Необходимым внести, утвердить критерии отнесения многопрофильных предприятий к геолого - разведочным, условия предоставления льгот геолого - разведочным предприятиям, использования дополнительно полученных в результате этого средств, а также предусмотреть финансовые санкции за нецелевое использование средств, полученных в результате пользования налоговыми льготами. Правильность исчисления налогов при пользовании недрами зависит от условий, связанных с платежами, определенных в лицензиях на право пользования недрами. Органы, предоставляющие лицензии, определяют ставки платежей ниже, чем предусмотрено Необходимо законодательно определить нормы условий, связанных с платежами в бюджет. Общие положения о платности недропользования, не содержат прямых положений о порядке платности попутных компонентов, добываемых совместно с основным полезным ископаемым. Эти вопросы регулируются актами федеральных органов исполнительной власти, допускающими их различное толкование и применение, что приводит к потерям для бюджетов. Целесообразно дополнить Закон РФ “О недрах” нормой, вводящей обязательную платность недропользования по всем полезным ископаемым, добываемым на лицензированном участке. Изложенные вопросы, не исчерпывают всех проблем налогового законодательства, но решать их необходимо. От этого во многом зависит обеспечение доходной части бюджета и развитие российской экономики.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (229)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |