Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности жанровой системы «Ставропольских губернских ведомостей»



2019-07-03 188 Обсуждений (0)
Особенности жанровой системы «Ставропольских губернских ведомостей» 0.00 из 5.00 0 оценок




По определению А.А. Тертычного, под журналистскими жанрами следует понимать «устойчивые группы публикаций, объединённые исходными содержательно-формальными признаками».[14] В зависимости от этих признаков, то есть жанрообразующих факторов, к которым относятся предмет отображения, целевая установка и метод отображения, жанры подразделяются на три большие группы, а именно: информационные, аналитические и художественно-публицистические.

По итогам проведённого контент-анализа, было выявлено, что в связи переходом издания с ежедневной на еженедельную периодичность произошла смена приоритетов в жанровых формах. Эту тенденцию мы отобразили в следующих диаграммах (см. Диаграмма 4 и Диаграмма 5).

Диаграмма 4. Соотношение жанровых форм на страницах газеты «Ставропольские губернские ведомости» с января по июль 2006 года.

 

В начале 2006 года преобладающими были информационные жанры. Это обусловлено желанием редакции отвечать запросам аудитории, ведь современный читатель заинтересован в максимальной информативности газеты. Поэтому новости часто являются важнейшей составляющей информационного продукта.

Разнообразием отличаются и аналитические жанры. По количественному соотношению они занимают второе место. В тоже время, материалы, написанные в художественно-публицистических жанрах, появляются в каждом номере (рубрики «Курьер культуры», «Дата», «Письма губернатору», «Веселуха»).

 

Диаграмма 5. Соотношение жанровых форм на страницах газеты «Ставропольские губернские ведомости» с июля 2006 по март 2007 г.

 

С июля 2007 года газета стала выходить один раз в неделю. Издание переориентировалось с информационной направленности на аналитическую. Вследствие этого на первое место выходят аналитические жанры журналистики. Процент информационных жанров падает с 46% до 31%. Художественно-публицистические (20 %) материалы остались на том же уровне.

К информационным жанрам А.А. Тертычный относит заметку, информационную корреспонденцию, информационный отчёт, информационное интервью, блицопрос, вопрос-ответ, репортаж и некролог. Из всех перечисленных жанров в анализируемом издании в первом полугодии 2006 года преобладают такие, как: заметка (31%), информационная корреспонденция (27%), информационный отчёт (19%), репортаж (9%).

Для информационных жанров в газете отведены полоса «События. Комментарии» и рубрики «Хроника дня», «В стране», «В Южном Федеральном округе», «ЧП» и другие. В основном, публикации представлены событийными заметками, содержащими фактологическое описание какого-либо события. Например: «В районе военного госпиталя по улице Матросова некий житель города, находившийся в тот момент в состоянии алкогольного опьянения, произвёл несколько выстрелов из пневматической винтовки с оптическим прицелом по молодым людям, прогуливавшимся в этом районе» (Из воздушки по прохожим // Ставропольские губернские ведомости. – 2006. - № 90 – 91).

Популярны на страницах «Ставропольских губернских ведомостей» судебные отчёты. В них сжато излагается суть преступления, преимущественно скандального и потому сенсационного, передаётся содержание защиты и обвинения: «Из материалов дела следует, что осуждённые – бывшие милиционеры охранно-конвойной службы конвойного взвода ИВС УВД г. Пятигорска. Находясь в палате травматологического отделения <…> они совершили действия, явно выходящие за пределы их полномочий и повлекшие нарушение охраняемых законом интересов общества и государства» (Теперь будут знать, с кем пить // Ставропольские губернские ведомости. – 2006. - № 139).

На страницах издания можно встретить репортажи. В основном они относятся к рубрике «Курьер культуры» и сообщают о театральных постановках, презентациях, концертах. Например, «Игра в любовь» (Игра в любовь // Ставропольские губернские ведомости. – 2007. - № 1, см. Приложение 1.). Колорит события (премьеры спектакля) создаётся благодаря тому, что журналист фиксирует впечатления, реплики, речевые эпизоды. Автор не только наглядно описывает событие, но и вызывает сопереживание читателя. Это выражается через сопереживание автора, вызванное его знакомством с событием (спектаклем).

Аналитические жанры в газете «Ставропольские губернские ведомости» представлены следующим соотношением: статья – 21%, аналитическое интервью – 17%, аналитическая корреспонденция – 13%, аналитический отчёт – 11%, рецензия – 7%, письмо – 7%, комментарий – 5%, журналистское расследование – 5%, обзор СМИ – 5%, эссе – 3%, социологическое резюме – 3%, беседа – 2%, обозрение – 2%.

Общая задача этих публикаций - разъяснять суть различных общественных событий, феноменов, показывать тенденции их развития, их значимость; анализировать и распространять передовой опыт решения различных задач; критиковать неэффективные или вредные пути, способы, средства достижения тех или иных целей, выступать против ложных установок.

В качестве примера, проанализируем несколько материалов.

Жанр аналитического интервью можно продемонстрировать публикацией «Справедливая» и «Единая» должны были договориться, а не быть в противостоянии» (СГВ. – 2007. - № 8). Здесь собеседник журналиста (Гендиректор ОАО «Шпаковскрайгаз» Аркадий Дранец») излагает свои знания, представления, мнения о противоборстве двух партий. Благодаря этому выносятся определённые оценки происходящему.

Рецензией является материал Валерии Пересыпкиной «Шаг к раскрытию тайны гибели Марины Цветаевой» (Ставропольские губернские ведомости. – 2006. - № 139, см. Приложение 3). Его основу составляет отзыв о готовящейся книге «Через Летейские воды…». Примечательно, что журналист сосредотачивает своё внимание не только на содержании книги, но и на работе автора, его творческих подходах.

Из художественно-публицистических жанров в газете можно выделить очерк (21%), житейскую историю (25%), эпитафию (13%) и такие сатирические материалы как памфлет (17%), фельетон (12%), сатирический комментарий (8%), пародия (4%).

«Портретный очерк возникает в результате художественного анализа личности героя, опирающегося на исследование разных её сторон (нравственной, интеллектуальной, творческой), то есть в результате выявления характера героя»[15]. Пример – портретный очерка посвящённый оперной певице Любови Казарновской (Единственная и неповторимая // Ставропольские губернские ведомости. – 2007. - № 6, см. Приложение 4).

В качестве пародии можно рассмотреть материал «Охота на медведя» (Ставропольские губернские ведомости. – 2006. - № 136, см. Приложение 5). Он парадирует русскую народную сказку. Прим это учитываются все нюансы пародируемого явления: зачин («Дело было зимой в правительством забытой деревне»), герои (мужики). В качестве основных методов автор использует гиперболу и иронию.

Сатирические материалы «Ставропольских губернских ведомостях» по объекту сатиры можно разделить на две группы: сатира «на лица» (объектом являются депутаты, политические и государственные деятели) и сатира на общественное зло, человеческие пороки. Тем не менее, что бы ни выбиралось в качестве объекта, сатирические материалы имеют преимущественно политически подтекст. Редактор «Ставропольских губернских ведомостей» это явление объяснил так: «Давно известно, что над политиками всего мира смеются. То шаржи на них рисуют, то куклами представляют, то целые мультяшные сериалы о них ставят. Видимо, есть в этом сорте людей что-то такое, что не позволяет говорить с ними серьёзно. Серьёзно говорить, разумеется, никто с ними не возбраняет, но эффекта, как показывает жизнь, от этого никакого. Пронимает политиков, заставляет их меняться только юмор, а лучше – сатира».

Особую роль в этом контексте играет постоянная рубрика газеты «Письма губернатору». В 2006 году была даже выпущена книга с одноимённым названием, в которую вошли 40 писем. Автором этих материалов является редактор издания Александр Емцов. «Что такое мои «Письма» - юмор или сатира, - я не берусь судить. Знаю одно: здесь моё и многих моих читателей личное отношение к губернатору Ставропольского края А. Черногорову. К его поступкам, поведению, тем или иным высказываниям» - отмечает А. Емцов в предисловии к книге. Все письма содержат элементы художественно-публицистических жанров: фельетона, памфлета, пародии.

 

Таким образом, мы можем выявить следующие тенденции развития жанровой системы в общественно-политической газете «Ставропольские губернские ведомости»:

во-первых, в связи со сменой периодичности, в газете поменялись приоритеты жанровых форм: информационные жанры уступили место аналитическим, снизив своё количество на 15 %.

во-вторых, аналитические материалы всегда являлись неотъемлемой частью каждого номера. Общая задача этих публикаций - разъяснять суть различных общественных событий, феноменов, показывать тенденции их развития, их значимость; анализировать и распространять передовой опыт решения различных задач.

в-третьих, художественно-публицистические жанры представлены не всеми известными в журналистики жанрами. Так, на страница «Ставропольских губернских ведомостей» мы не находим легенды, эпиграфа, игры;

в-четвёртых, для «Ставропольских губернских ведомостей» характерен особый вид материалов сатирической направленности, печатающихся под рубрикой «Письма губернатору». Эти публикации можно даже назвать «визитной карточкой» данного издания.

 


Заключение

 

«Ставропольские губернские ведомости» - общественно-политическая газета, не дотируемая государство, и составляющая некую оппозицию правящей власти. Основными социально-информационными функциями для неё являются: аналитическая, обзорная, рекламная, просветительская, развлекательная, справочная, консультативная.

Основными целями и задачами газеты являются информирование аудитории о событиях, происходящих в Ставропольском крае и России, анализ политических и социально-экономических событий и процессов общественной жизни. Журналисты обращаются к описанию и комментированию явлений современной действительности. Совокупность всех материалов представляет собой осмысление явлений местного, общероссийского, иногда мирового масштаба, которые редакция считает наиболее значимыми и актуальными для читателя. В качестве одной из основных, можно отметить и функцию всестороннего просвещения аудитории.

Смена периодичности издания повлияла как на типологические признаки издания (издатель, объём, авторский состав, структура), так и на предметно-тематическую направленность материалов. Произошло некоторое перераспределение степени информационного интереса издания к привычным темам. Так, возрастает количество публикаций, посвященных экономике (на 6,5 %), политике и культуре (на 2 %), бытовым историям (14, 4 %). В начале 2007 г. наблюдается всплеск публикаций, посвященных политической тематике, что, на наш взгляд, обусловлено стартовавшей на тот момент в крае предвыборной кампании.

Среди тем, являющихся, по словам главного редактора А.А. Емцова, принципиальными для информационной политики издания – деятельность Государственной Думы СК, а особенно деятельность губернатора Ставропольского края. Этой теме зачастую посвящались передовые статьи газеты. Кроме того, развитие данной темы в издании обусловило и развитие нового для газеты художественно-публицистического жанра – письма.

В «Ставропольских губернских ведомостях существует свой подход к организации материалов, к способу подачи журналистских текстов, в издании журналист по-своему подходит к реализации понятия структуры информации. В газете существует чётко выдержанная внутренняя структура. Характерно также стабильное жанровое наполнение рубрик, т.е. в каждой рубрике из номера в номер публикуются материалы только одного жанра. Основная часть публикаций сопровождается иллюстрациями. Поэтому газета по-своему оригинальна и узнаваема.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акопов А.И. Периодические издания. – Ростов-на-Дону, 1999.

2. Алексеев А.Н. Газетный мир постсоветской России: подход к построению типологии. Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 1998. № 3.

3. Ахмадулин Е.В. Краткий курс теории журналистики. – М. – Ростов-на-Дону, - 2006.

4. Богданов Н.Г. Вяземский Б.А. Справочник журналиста. – Л., 1971.

5. Ворошилов В.В. Журналистика. – СПб., 2002.

6. Георгиев Д. Режиссура газеты. – М., 1979.

7. Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. – М., 2001.

8. Гуревич С.М. Номер газеты. – М., 2002

9. Засурский Я.Н., Алексеева М.И., Болотова Л.Д. и др. Система средств массовой информации России. – М., 2003.

10. Звягинцев А.В. Социология и психология в журналистике. – Ставрополь, - 2000.

11. Ким М.Н. Жанры современной журналистики. СПб., 2004.

12. Ким М.Н. Журналистика: Методология профессионального творчества. – СПб, 2004.

13. Ким. М.Н. Новостная журналистика. – СПб., 2005.

14. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. – СПб., 2001.

15. Ковалевский К.А. Татаринова В.Т. Газетные жанры. – М., 1955.

16. Коновалова О.В. Основы журналиста. – М. – Ростов – на – Дону, 2005.

17. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. – М., 2002.

18. Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2000.

19. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. – М., 2004.

20. Мельник Г. С. Тепляшина А. Н. Основы творческой деятельности журналиста. - СПб., 2004.

21. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – М., 2002.

22. Тертычный А. А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. - М., 1998.

23. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М., 2002.

24. Шостак М.И. Журналист и его произведение. – М., 1998.

25. I-формат. Журналистика провинции: Научно-публицистический альманах. – Выпуск 1. – Ставрополь, 2005.

26. I-формат. Журналистика провинции: Научно-публицистический альманах. – Выпуск 2. – Ставрополь, 2006.

27. http://www/media/utmn/ru/library, 17.01.2007

28. http://www.glossary.ru

29. http://www.guberniya.ru

Источниковая база:

1. Ставропольские губернские ведомости за 2006 - начало 2007 г.


[1] Прохоров Е.П. Введение в теорию журналтистики. – М., 2202. – С. 252.

[2] Акопов А.И. Периодические издания. – Ростов-на-Дону, 1999. – С. 33.

[3] Алексеев А.Н. Газетный мир постсоветской России: подход к построению типологии. Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 1998. № 3. – С. 19.

[4] Акопов А.И. Периодические издания. – Ростов-на-Дону, 1999.

[5] там же. – С. 52.

[6] Алексеев А.Н. Газетный мир постсоветской России: подход к построению типологии. Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 1998. № 3. – С. 21.

[7] Алексеев А.Н. Газетный мир постсоветской России: подход к построению типологии. Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 1998. № 3. – С. 21.

[8] Акопов А.И. Периодические издания. – Ростов-на-Дону, 1999. – С. 31.

[9] Акопов А.И. Периодические издания. – Ростов-на-Дону, 1999. – С. 53.

[10] Гуревич С.М. Номер газеты. – М., 2002. – С. 112.

[11] Акопов А.И. Периодические издания. – Ростов-на-Дону, 1999. – С. 54.

[12] Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – М., 2002. – С. 245.

[13] Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. - М., 2000. - С. 77

[14] Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. – М., 1998. – С. 200.

[15] Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М., 2002. – С. 262.

 



2019-07-03 188 Обсуждений (0)
Особенности жанровой системы «Ставропольских губернских ведомостей» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности жанровой системы «Ставропольских губернских ведомостей»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (188)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)