Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Диагностика детской одаренности



2019-07-03 202 Обсуждений (0)
Диагностика детской одаренности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Современное состояние системы образования характеризуется большим вниманием к поддержке развития внутреннего потенциала одаренного ребенка. По мнению Н.С. Лейтеса, понятие «одаренный» применительно к ребенку имеет два разных значения: одаренный именно как ребенок, и одаренный в более полном смысле – как носитель долговременного, пожизненного дара. Это очень важное различение, которое подчеркивает особую ответственность в суждении о признаках детской одаренности. Ведь существует такое явление, как возрастная одаренность, при котором не может быть уверенности в постоянстве этого дара. Именно поэтому встал вопрос о замене в «Рабочей концепции одаренности» выражения «одаренный ребенок» на «ребенок с признаками одаренности».

Проблема диагностики детской одаренности в психологии и педагогике рассматривается на двух уровнях: теоретическом и методическом. Первый, теоретический уровень предполагает выяснение теоретических вопросов одаренности (концепции, признаки и т.д.), что было рассмотрено в предыдущих разделах. На втором уровне осуществляется разработка концепции самих диагностических процедур и подбор методик идентификации одаренных.

Один из вариантов организационно-педагогического подхода – разовые обследования, или экспресс-диагностика. Со времен Бине долгое время высокий интеллект определялся с помощью стандартизированных тестов (IQ). В дальнейшем психологические исследования приобрели многомерный характер оценки (интеллекта, креативности, уровня личностного развития). Однако необходимость специальных организационно-педагогических решений проблемы на надежном основании обусловила создание диагностических моделей на уровень одаренности долговременного характера.

Например, проект комплексной оценки «RAPYHT», разработанный М. Карне, А. Шведел и другими учеными. Первичная оценка общей и специальной одаренности детей проводится с помощью специальных опросных листов для учителей и родителей. Если оценка взрослых превышает определенный уровень по одному из опросных листов, ребенок зачисляется в число кандидатов. Далее, с целью проверки полученных данных, все дети привлекаются к специальным занятиям в небольших группах в соответствии с характером их одаренности. В случае адекватного уровня в одном из видов деятельности по итогам занятий, ребенок включается в дополнительную программу.

Не менее интересна иллинойская модель, при которой набирается группа опережающих по развитию способностей детей из 22 человек от 3-5 лет. Процесс выявления разбит на три этапа: поиск, оценка, отбор.

Примерно за месяц до проведения индивидуальных обследований проводится широкое оповещение родителей о возможности потенциально одаренных детей посещать группы для обучения по специальной программе.

Пока родители заполняют опросники о развитии ребенка, психологи его тестируют (информацию о результатах не сообщают родителям).

Заключительная стадия имеет двойную цель: подобрать наиболее подходящих для обучения по данной программе; обеспечить участие в этой программе детей из разных социально-экономических слоев и расовых групп. Окончательное решение о приеме принимает совет педагогов.

Таким образом, благодаря многим широко известным концепциям диагностических процедур, был накоплен опыт идентификации одаренных в условиях обычного детского сада.

Сравнительно молодым направлением является диагностика развития детской одаренности педагогом. Ведь в итоге именно на педагога ложится основная работа по обучению, воспитанию и развитию ребенка, и именно он прежде всего несет ответственность за ее результаты.

Среди отечественных и зарубежных психологов и педагогов многие уделяли внимание вопросам личностных и профессиональных качеств педагога, имеющего дело с детской одаренностью (А.М. Матюшкин, Ю.З. Гильбух, Н.С. Лейтес, и др.). Среди этих качеств выделяется умение отслеживать уровень развития интеллектуальных и творческих способностей детей. Чтобы иметь возможность наиболее качественно и эффективно отслеживать развитие внутреннего потенциала своих воспитанников, педагог должен овладеть специально разработанными методиками, достаточно информативными и сравнительно несложными в применении. С этой целью в рамках концептуальной модели профессора А.И. Савенкова группой исследователей под руководством С.Ледневой был разработан и апробирован в условиях детского сада комплект диагностических методик для оценки уровня развития детской одаренности педагогами.

В работе педагоги опирались на принцип минимальной достаточности содержания методик для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников. Поэтому методики охватывают познавательную и личностную сферу развития, а также поведенческую характеристику ребенка, что позволяет определить приоритетную сферу его интересов.

Ученые предлагают комплект методик, дающих возможность педагогу самостоятельно выявлять и регулярно отслеживать развитие интеллектуальных и творческих способностей воспитанников.

Первая методика направлена на оценку педагогом качеств по следующей системе: низкий уровень(данное качество не проявляется совсем), уровень ниже среднего(данное качество проявляется, но достаточно редко), средний уровень(данное качество в равной степени как проявляется, так и не проявляется), уровень выше среднего(данное качество проявляется часто, но не всегда), высокий уровень(качество проявляется всегда). К этим качествам относятся память, внимание, способность к анализу и синтезу, продуктивность, гибкость, оригинальность мышления, перфекционизм (старательность).

К каждому из качеств приведена подробная характеристика.Например,память . Способность ребенка быстро запоминать и долгое время удерживать в памяти различную информацию (либо слуховую, либо зрительную, либо двигательную). Например: «Эта птичка похожа на ту, которую мы видели здесь прошлой зимой?» («Маленький компьютер». Здесь и далее в скобках указывается образное название ребенка с высоким уровнем развития того или иного качества).

Также психологами используются игры-упражнения для развития словесно-логического и объемно-пространственного мышления, различные конкурсы на выявление тех или иных признаков одаренности. Например, такие:

«Необычная карусель»

На доске или на листе бумаги рисуется модель карусели с каким-либо словом в центре, например со словом «солнце». Педагог предлагает детям «прокатить» свои слова на карусели, но оговаривает следующее условие: «Прокатить сможет только тот, кто придумает рассказ, связывающий его слово со словом "солнце"».

В конце игры снова происходит обсуждение рассказов, и ребенок, придумавший наиболее интересный рассказ, получает поощрительный приз.

 «Я - чертежник»

Оборудование.Демонстрационная модель призмы или другой геометрической фигуры и раздаточные модели мелких объемных фигур трех-четырех видов.

С детьми проводится беседа, в которой объясняется необходимость выполнения точного чертежа перед тем, как токарю выточить деталь, строителю построить дом и т.д. После этого детям предлагается попробовать себя в роли чертежника и сделать чертеж имеющихся демонстрационных фигур.

В последующей беседе и небольшом экспериментировании (сравнение призмы и прямоугольника) дети и педагог выясняют, что в чертеже должно быть три части: вид сверху (снизу), фас, профиль, - и чертят чертеж данной фигуры.

Затем детям раздаются маленькие несложные фигуры или модели геометрических фигур для самостоятельного исполнения чертежа.

Усложнение 1. Перед детьми ставятся три фигуры, обозначенные цифрами, а у каждого ребенка на столе лежит листочек с номером той фигуры, чертеж которой ему предстоит сделать.

После окончания работы дети меняются своими чертежами. Им предлагается определить номер фигуры, чертеж которой сделал их товарищ.

Усложнение 2. А. На столе у педагога несколько фигур, а на столе у каждого ребенка - чертежи этих фигур. Дети должны определить, какой из фигур соответствует чертеж каждого из них.

Б. «Найди части целого». Перед детьми вывешивается плакат с изображением частей какой-либо фигуры. Внизу нарисована одна из частей. Детям дается задание: «Найдите фигуру, которая при соединении с данной фигурой образует круг (квадрат и т.д.)».

Кульминацией развивающей работы с детьми, по мнению психологов могут служить так называемые конкурсы интеллектуалов.Они дают детям возможность посоревноваться и продемонстрировать родителям методы и приемы развития их интеллектуальных и творческих способностей.

Конкурс интеллектуалов.

Задания детям:

1. «Пояса великих воинов»

Необходимо догадаться, какие узоры могут продолжить узоры, нарисованные на лентах.

2. «Таинственные письмена предков» Вы должны догадаться, какие фигуры стерла вода, и нарисовать их в своих карточках на месте знаков вопроса.

3.. «Незаконченные фигурки». Перед вами незаконченные фигурки, ваша задача - их дорисовать.

Это, конечно, далеко не все методы и приемы, которые педагог может использовать в работе по выявлению и развитию одаренности своих воспитанников.

Проблема раннего выявления одаренности встает очень остро, ведь далеко не у всех детей с признаками одаренности может обнаружиться необычный потенциал. В связи с этим наибольшую актуальность приобретает проблема его диагностики и развития.



2019-07-03 202 Обсуждений (0)
Диагностика детской одаренности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Диагностика детской одаренности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (202)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)