Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Современные подходы к исследованию детской одаренности



2019-07-03 175 Обсуждений (0)
Современные подходы к исследованию детской одаренности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Среди научных разработок последних лет наиболее интересным представляется исследование группы ученых-психологов под руководством Н.Е. Веракса. Истоки данного исследования лежат в отечественной психологии в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, А.Р. Лурия, А.В. Запорожца и других авторов, где ставится акцент на определяющей роли культуры в развитии ребенка.

Изучая развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте, ученые вводят понятие «нормативная ситуация», под которой понимают сочетание фактов, условий и обстоятельств, относительно которых социум предписывает субъекту определенные действия. Нормативная ситуация есть пространство активности личности, выступающая как совокупность типичных ситуаций с набором стандартных, предписанных нормами способов активности или культура. Исследователи доказали зависимость нормативных ситуаций, возникающих в образовательном процессе от самой системы образования, которая может оказывать различное влияние на становление детской одаренности, поддерживая или затормаживая детскую активность и инициативу.

Введение данного понятия позволяет по-новому рассмотреть концепцию развития одаренности т.е активность одаренного ребенка в нормативной ситуации. Исследования позволили выделить несколько видов активности. В одном случае действия ребенка направлены на выявление возможностей, существующих в данных обстоятельствах, что говорит о творческой одаренности. Когда активность протекает в пространстве возможностей, где ребенок сам ищет культурную норму как особую возможность, она отражается в понятии интеллектуальной одаренности.

Анализ образовательной работы в ДОУ обуславливает два принципиально разных подхода. В одном детям предоставляется максимальная свобода действий, в другом – наоборот жесткая детерминация и необходимость следования указаниям взрослых. В первом случае ребенок движется в пространстве возможностей и у него развивается креативность, но данная свобода не гарантирует общего уровня детского развития, необходимого при обучении в школе. В другом случае, приобретая бесполезные для дошкольного возраста навыки, ребенок лишается возможности самореализации и личностного роста. Решение сложившейся ситуации исследователи видят в предоставлении возможности ребенку проявить свою индивидуальность в культурной форме. Для этого ребенок должен не просто двигаться в пространстве возможностей, но и уметь оформлять результаты этого движения, создавая собственные культурные продукты, т.е. проявлять умственную активность как в творческом, так и в интеллектуальном плане.

В результате проверки данной гипотезы на практике были сделаны выводы:

1. Развитие детской умственной одаренности может рассматриваться в контексте анализа нормативных ситуаций, возникающих в образовательной работе с детьми дошкольного возраста.

2. Нормативная ситуация позволяет избирательно воздействовать на компоненты умственной одаренности дошкольников: познавательные способности, творческую и познавательную активность.

3. В зависимости от характера нормативных ситуаций, система образования может оказывать различное влияние на становление детской одаренности, поддерживая или затормаживая активность и инициативу ребенка.

4. Поддержка детской инициативы может осуществляться в двух формах: в продуктивной проектной деятельности, и в форме продуктивного взаимодействия – нормотворчества.

Феномен необычайной одаренности современных детей остается одной из наиболее активно обсуждаемых тем учеными последних десятилетий. Особо одаренных детей американскими учеными было принято называть детьми Индиго, первые суждения о которыхотносятся к 80-м годам минувшего века. В 1982 г. американка Нэнси Энн Тэпп, обладавшая способностью видеть ауру людей, написала книгу под названием «Как цвет помогает лучше понять твою жизнь». Нэнси классифицировала определенные типы человеческого поведения по цвету ауры и утверждала, что людей индиго можно узнать по темно-синему цвету ауры. Но авторы последующих публикаций доказали, что цвет ауры — критерий непостоянный, он может меняться в зависимости от состояния здоровья, настроения. Поэтому, чтобы решить, относится ребенок к категории индиго или нет, надо принимать во внимание широкий спектр показателей, прежде всего уровень развития интеллекта, креативность, сферу интересов, особенности поведения. Ведь, согласно имеющимся в зарубежных источниках представлениям, индиго — это человек, которого с детства ведет по жизни его предназначение, его желание внести вклад в улучшение жизни человечества.

В середине 80-х годов в США вышла книга «Дети Индиго» супругов-психологов Ли Кэрролла и Джен Тоубер. Эта книга и по сей день печатается большими тиражами, хорошо продается и широко обсуждается. Авторы книги утверждают, что ребенок Индиго обладает необычными психологическими характеристиками и поведением. Таких детей они провозгласили как посланцев нового мира. Сейчас, по утверждению некоторых исследователей, таких детей около 30 миллионов, а есть даже суждения, что из каждых десяти детей девять — Индиго!

Есть дети-вундеркинды, проявляющие хорошие способности при освоении основ наук. Они, как правило, хорошо учатся в школе и вузе. Что же касается детей Индиго, то их успеваемость не всегда на высоте, потому что им не интересен процесс стандартного обучения. Ребенок Индиго — одаренный, а не просто способный, т.е. обладает врожденными дарами и талантами, а не просто хорошо обучается. В зарубежной литературе настойчиво звучит мысль: дети Индиго гении в том, к чему предназначены, они способны делать открытия интуитивно, не на основе имеющихся знаний, обеспечивая тем самым эволюцию человечества, привнося в общество новые взгляды и идеи. Вот лишь немногие отличительные признаки детей Индиго:

· особая чувствительность к потребности всего живого в уважении, независимости, любви и сочувствии.

· запрещение ограничивать себя устаревшими идеалами или догмами.

· обостренность всех органов чувств, из-за чего часто наступает раздражение и перегрузка и возникает ощущение нездоровья.

· трудность расстаться с какими-то предметами, так как слишком высоко ценят в вещах не материальное, а «душу» этих вещей.

· не различение границ между игрой, учебой, отношениями и работой. Все эти аспекты соединяются для них в единый жизненный опыт.

· прекрасное чувство правильности, им не нужна дисциплина как ограничение.

· чрезвычайная высокая энергетика.

· некоммуникабельность, особенно если рядом нет им подобных,

· ранняя компьютеризация.

· философский подход к жизни, отличающийся глубиной и оригинальностью.

Также у многих «индиго» с самого рождения хорошо развиты целительские и экстрасенсорные способности.

Свойственные детям нового тысячелетия целеустремленность, свободолюбивый нрав, повышенное ощущение собственной значимости и ценности, неприятие догм, отказ подчиняться авторитетам — все это очень часто ставит родителей и педагогов в тупик. Если учесть массу присущей детям Индиго энергии, их нежелание сосредотачиваться на скучных вещах, а также философский, не по-детски взрослый взгляд на мир, станет понятно, что для этих детей нужны особенные подходы в развитии и воспитании, новые способы взаимодействия с ними.

Нэнси Энн Тэпп предлагается следующая классификация типов детей индиго: гуманист; концептуалист; художник; человек, живущий во всех измерениях. Эту классификацию приняли на вооружение многие современные зарубежные врачи и психологи.

У гуманиста ярко выражена социальная ориентация. Его предназначение — служить массам, работать с людьми: это будущий врач, юрист, учитель, бизнесмен, политик. Он любит людей, животных, растения, Землю и звезды. Он хочет, чтобы всем было хорошо, хочет любить всех, всегда и везде. Он прекрасно вписывается в общество. Он любит людей, с удовольствием разговаривает с любым человеком в чрезвычайно дружелюбной манере. При этом у него есть свое собственное четко выраженное мнение. Он готов общаться всегда и везде и при этом порой совершенно забывает о времени, о том, что собирался делать. Часто он чувствует себя непонятым и непризнанным. В силу особой эмоциональности у него быстро возникают перевозбуждение и перенапряжение. Он нуждается в покое для приведения в равновесие своего внутреннего мира. Когда ему все надоедает, он укрывается в своем собственном мире.

В отличие от индиго-гуманиста, воплощающего в себе идею человеческого братства, миролюбия, индиго-концептуалист занят не столько людьми, сколько проектами. Это будущий архитектор, дизайнер, космонавт или летчик. Ему нравится развивать идеи, создавать планы, но делать это он хочет в своем собственном темпе, глубоко погружаясь в дело и реализуя его. При этом он никому и ни в какой форме не позволяет отвлекать его от выбранного занятия. Характерно, что он не ориентирован на достижение успехов.

Он склонен управлять отцом или матерью, давать ценные практические советы по ведению домашнего хозяйства, что чаще всего создает серьезные проблемы в семье.

Он хочет все понять. Например, разбирает приборы на части, чтобы понять, как они устроены. В детстве обычно, занимается спортом, очень ловок. Имеет тенденцию к скрытности, не любит рассказывать о своих делах. Любит технику, приборы, больше всего любит компьютер.

Особенности личности индиго-художника в том, что:

• Он может часами рисовать и любит, когда другие рисуют для него.

• Он способен очень многое чувствовать и хочет, чтобы ему верили, когда он о своих чувствах рассказывает.

• В жизни предпочитает реализовываться через творчество. Любит пение, танцы, балет, театр, цирк, живопись, рисование, музицирование и т. п.

• Хочет быть в курсе дел семьи, ощущать свою сопричастность.

• Это скрытый целитель (обычно он лечит музыкой, живописью или танцем и видит в этом свою жизненную цель и свое призвание).

Индиго-художник способен интенсивно вовлекаться в творческий процесс. Ему нравится быть рядом с родителями, он способен сконцентрироваться на игре только в том случае, когда чувствует поддержку семьи. При этом никто и ничто не может отвлечь его от его занятия. Двух-трехлетние дети уже многое могут делать самостоятельно. Они легко общаются с другими детьми и кажутся старше своего возраста. Когда позже они вступают в контакт с «большим» миром, их поведение может измениться под давлением, оказываемым на них извне.

Особенности личности «живущего во всех измерениях»:

• Он полон новых идей, философских размышлений, новых представлений, чем и вызывает недовольство окружающих.

• Он прирожденный вождь, и ему хочется прокладывать новые пути.

• Он не готов ограничивать себя устаревшими идеалами или чьими-то ожиданиями.

В нашем обществе в различных возрастных категориях есть отдельные люди, обладающие свойствами и характерными качествами личности индиго. Это именно они готовили путь для нынешней волны новых детей. Они, предтечи этих новых детей, живут на Земле уже много лет. В молодости таким людям приходилось частенько сталкиваться с трудностями как в обществе, так и в своих собственных семьях, так как их лечили методами, которые приносили им вред. Немалые трудности предстоят в жизни и современным детям-индиго, и нам, взрослым, предстоит уберечь их от жестокого обращения, помочь им достичь успеха, на который они вправе рассчитывать.

Вот как формулируют авторы самых последних публикаций наиболее важные духовные задачи, которые предстоит решить по мере взросления детям-индиго.

• Любить всех без каких бы то ни было условий, чтобы на Земле снова восторжествовала ничем не обусловленная любовь.

• Своей высокочастотной энергетикой помочь человечеству и миру повысить частоту их вибраций.

• Культивировать на Земле терпимость.

• Оживить свои медиумические способности, чтобы человечество снова стало воспринимать просветление как «норму».

• Учить, что все должно делаться ради высшего блага всех и каждого.

В зарубежнойпечати приводится тест, позволяющий определить, относится ли конкретный ребенок к категории индиго. Он удобен для родителей, воспитателей дошкольных учреждений, педагогов школ. Вместе с тем этот тест не только выявляет все спорные вопросы, касающиеся характеристики детей-индиго, но и позволяет по-новому взглянуть на индивидуальные особенности детей. Тест разделен на 3 категории возрастов 0-5, 6-10 и от 11 лет до зрелости. Рассмотрим первую часть вопросов, касающихся дошкольного возраста.

Возраст 0—5 лет

1. Просыпаясь утром, он жалуется на различные боли, поскольку ему не хочется покидать «свой мир».

2. Ему требуется на удивление мало времени на сон, при этом он полон сил и энергии.

3. Он явно отличается от других детей.

4. Он не позволяет втянуть себя в ситуацию эмоционально.

5. Он обращается с вещами так, как будто они живые и он может сделать им больно.

6. У него повышенная потребность во внимании и защищенности, ему всегда хочется оставаться в одном и том же пространстве.

7. Он невероятно чуткий, у него очень сильно развита интуиция. Часто он заранее знает, что вы собираетесь сказать.

8. Самым первым его словом может быть «нет», и это «нет» он употребляет гораздо чаще, чем все другие слова.

9. Он часто играет с невидимыми друзьями, которых воспринимает как реально существующих.

10. Ему хочется подолгу находиться рядом с родителями и получать от них много внимания.

11. Ему может быть по-настоящему скучно.

12. Он типичный индивидуалист.

13. Он точно знает, чего хочет, и его бывает трудно заставить отказаться от своего намерения.

14. Когда он начинает говорить, то заикается, потому что не может достаточно быстро подобрать слова.

15. Он очень убедительно говорит о таких вещах, о которых вообще никак не может знать.

16. Он общается с животными, растениями и камнями.

17. Он обладает медиумическими способностями и чувствует, что является «настоящим», а что нет.

18. Внутренним взором он видит образы, цвета и формы, которые не может как следует описать.

19. Иногда он вспоминает ситуации из своих прошлых жизней.


Отвечая на вопросы нужно использовать следующие оценки:

О = никогда

1 = иногда (поведение на грани необычного)

2 = часто (случается так часто, что обращает на себя внимание окружающих)

3 = очень часто (случается так часто, что постоянно оказывает влияние на жизнь ребенка).

Если большая часть оценок — «О» или «1», то можно считать, что ребенок не принадлежит к категории детей-индиго. Просто его поведение иногда напоминает поведение этих детей.

Если основная часть оценок «2», вы можете сделать вывод, что ребенок обладает многими свойствами и качествами личности индиго, является настоящим представителем детей нового времени и его задачей является помочь человечеству в осуществлении преобразований нового тысячелетия. Но он не является стопроцентным ребенком-индиго.

Если заметно преобладает оценка «3», то можете считать, что перед вами самый настоящий индиго.

Приведенный тест показывает, как много еще неизведанного в феномене индиго. Кто они, эти малыши со взглядом умудренного жизнью взрослого?

Некоторые российские медики усматривают в детях-индиго психиатрическую симптоматику. В некоторых статьях даже высказывается предположение, что это дети, «одержимые злым духом», «бесочеловеки», что умные слова, которые можно услышать от таких детей, произносят не они, а вселившийся в них демон. Однако, такие резкие оценки наверняка вызваны неполнотой знания о детях-индиго, о разнообразии их типов, стремлении получить большую информацию.

Таким образом, современные исследования по проблеме изучения детской одаренности свидетельствуют о неугасаемом интересе к данной проблеме, ее неоднозначности, спорности, о необходимости разобраться в ней до конца. Ведь каждый ребенок рождается с огромными задатками и предела развития человеческих способностей фактически не существует.




2019-07-03 175 Обсуждений (0)
Современные подходы к исследованию детской одаренности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Современные подходы к исследованию детской одаренности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (175)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)