Результаты исследования влияния развивающих игр на формирование психических функций проблемных школьников
Для подтверждения нашей гипотезы мы провели диагностику произвольности, мышления, памяти, внимания, коммуникативных навыков с детьми 1класса с интеллектуальной недостаточностью. Эксперимент проведен в школе № ст. Калининской. Определяя влияния развивающих занятий на формирование готовности ребёнка к обучению в школе, мы использовали следующие методики: «4-ый лишний», «Да и нет», «Палочки- крестики», «Десять слов», «Переплетённые линии», «Кольца Ландольта». В исследовании принимала участие группа учащихся в количестве 14 человек. На первом этапе, мы провели исследование по представленным выше методикам. Затем в течение двух месяцев еженедельно с ребятами проводились развивающие занятия (Приложение 5). После проведения формирующего эксперимента, мы получили новые результаты.
Показатели до и после проведения занятий приведены в таблице 1 и таблице 2. Результаты диагностики до проведения развивающих игр Таблица 1 П/п |
Имя ребенка |
Возраст |
Результаты тестов | |||||||||||||
произвольность | мышление | память | внимание | коммуникативность | ||||||||||||
1 | Коля А. | 6,5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 5 | |||||||||
2 | Саша Б. | 6,8 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | |||||||||
3 | Юля Д. | 6,7 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | |||||||||
4 | Саша К. | 6,6 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | |||||||||
5 | Дима К. | 6,9 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | |||||||||
6 | Алина Ч. | 6,6 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | |||||||||
7 | Алеша К. | 6,8 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | |||||||||
8 | Вова В. | 6,6 | 4 | 3 | 4 | 4 | 5 | |||||||||
9 | Петя З. | 6,8 | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | |||||||||
10 | Настя К. | 6,7 | 4 | 5 | 5 | 4 | 5 | |||||||||
11 | Миша К. | 6,6 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | |||||||||
12 | Саша Г. | 6,8 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | |||||||||
13 | Сергей Г. | 6,7 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | |||||||||
14 | Нина В. | 6,6 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | |||||||||
Средний балл: | 4,5 | 4,3 | 4,5 | 4,4 | 4,6 |
Для наглядности представим полученные результаты в диаграмме.
Полученные данные показывают средний уровень развития школьников с интеллектуальной недостаточностью, где ведущей является коммуникативность, а немного снижено мышление.
Результаты диагностики после проведения развивающих занятий
Таблица 2
№ п/п |
Имя ребенка
Возраст
Результаты тестов
Средний балл:
Для наглядности представим полученные результаты в диаграмме.
Полученные данные показывают повышение уровня развития школьников с интеллектуальной недостаточностью, особенно в коммуникативности и мышлении.
В заключении мы провели сравнение представленных данных.
Сравнительные результаты диагностики группы. Таблица 3
Результаты диагностики | Произвольность | Мышление | Память | Внимание | Коммуникативные навыки |
До проведения занятий | 4,5 | 4,3 | 4,5 | 4,4 | 4,6 |
После проведения занятий | 4,7 | 4,8 | 4,6 | 4,6 | 4,9 |
Сводные показатели эксперимента.
При анализе сравнительных результатов диагностики психических процессов школьников с интеллектуальной недостаточностью до начала проведения развивающих занятий и после, явно просматривается увеличение качественных показателей по всем направлениям. Если регулярно в течение года проводить развивающие занятия с детьми, то процент вышеуказанных показателей значительно возрастет.
Заключение
Анализ состояния проблемы - влияние развивающих занятий на подготовку детей к школе и результатов проведения психолого-педагогической работы позволил сформулировать следующие выводы.
Отечественные психологи и педагоги отмечают всю важность и необходимость исследования данной проблемы. Она раскрыта в работах Д.Б Эльконина, А.Л Венгера, Л.С Выготского, К.П. Поливановой, где указано на взаимосвязь физиологического и психического в онтогенезе, на значение развивающих занятий в психическом и личностном развитии ребёнка, на учёт сенситивных периодов.
Переход от дошкольного к школьному детству является очень трудным, ведь именно несформированность на предшествующем этапе как необходимых психологических образований, так и требуемых учебных умений и навыков может привести к школьной дезадаптации. Переход к школьному обучению коренным образом изменяет весь образ жизни ребенка. В этот период в его жизнь входит учение - деятельность обязательная, ответственная, требующая систематического организованного труда. Кроме того, эта деятельность ставит перед ребенком задачу последовательного, преднамеренного усвоения знаний, что предполагает совершенно иную, чем в дошкольном детстве структуру его познавательной деятельности. Поступление в школу знаменует собой и новое положение ребенка в обществе, государстве, что выражается в изменении его конкретных отношений с окружающими людьми.
В результате наших исследований мы установили возможность целенаправленного влияния на формирование навыков учебной деятельности детей. Большая роль в развитии процессов памяти, мышления, воображения, произвольности, внимания отводится становлению развивающей среды, которую необходимо создать как в школьном учреждении так и дома. Эксперимент позволил выявить наличие в экспериментальной группе 57% детей со средним уровнем развития психических процессов, остальные дети показали низкий уровень развития.
Используя содержание типовой программы воспитательно- образовательной работы с детьми, проводились развивающие занятия по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, рисованию, лепке, конструированию, которые способствовали развитию памяти, воображения, мышления.
Эффективность проведённой работы была подтверждена результатами эксперимента, в ходе которого была определена динамика развития психических процессов.
Проведённое исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что развивающие занятия влияют и на общее развитие ребёнка.
Список использованной литературы
1. Абрамова Г.С. Общая психология: Учебное пособие для вузов. - М.: Фонд «Мир», 2003.
2. Андреев О.А. Тренируем свою память/ Серия «Психологический практикум». - Ростов н/Д: Феникс, 2004.
3. Аркин А.Н. Развитие ребенка в дошкольном возрасте М. 1994.
4. Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: 3ачем? Как? М., 2003
5. Асеев В.Г. Возрастная психология. - Иркутск, 2004
6. Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя: Тренировка интеллекта: Игры и тесты для детей 5-7 лет. - Харьков: Фолио, 1997. -
7. Безруких М.М., С.П. Ефимова Знаете ли вы своего ученика? М., 2008
8. Блонский П.П.Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2т. Т.2./ Под ред. Петровского А.В. – М.: Педагогика, 1999
9. Богданова Т.Г., Кормилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. - М: Ростпедагенство, 1994.
10. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка.- М.: Роспедагенство, 1994
11. Богословский В. Общая психология. М.: Просвещение, 1981
12. Божович Л.И. Личность ребенка и ее формирование в детском возрасте. М., 1968
13. Бурланская Г.В., Каробанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблема психологического развития детей. - М: МГУ, 2008
14. Введение в психодиагностику/ Под ред. Е.М. Борисовой. - М.: Академия. 1997.
15. Введение в психодиагностику/ Под ред. К.М. Гуревича. - М.: Академия.
16. Веккер Л.М. Психические процессы. В 3-х т., - СПб.: Изд-во Ленинградского университета, Т. 3. 1991
17. Венгер А.Л. Овладение опосредственных решением познавательных задач и развитие когнетивных способностей ребенка // Вопросы психологии 1985г. № 2
18. Венгер А.Л. Поливанова К.Н. Особенности отношения шестилетних
19. Вестник Московского комитета образования .2000 7. Выготский Л.С. Детская психология. М 1987
20. возраста, М., 1998
21. Возрастная и педагогическая психология: тексты./ Под ред. Шуаре Марта О.- М.: Изд-во Московского университета, 1992.-272с.
22. Выготский Л.С. Кризис семи лет //вопросы детской психологии С-Пб. 1999
23. Выготский Л.С. Психология.- М.: ЭКСМО – Пресс, 2000 -408с.
24. Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. - 1008 с.
25. Гатаева Н.В., Тунина Е.Г. Развиваю память. - СПб.: Питер, 2000. - 160 с.
26. Готовность к школе детей к школе //под ред. А.Л. Венгера К.П.
27. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе М., 1993
28. Давайте поиграем/ Под ред. Столяра А.А. - М.: Просвещение, 1991. -140с.
29. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении/ Под ред. Ничипорюк Е.А., Посевиной Т.Д. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004
30. Диагностика и коррекция психологического развития дошкольника/ Под ред. Коломинского Я.Л., Панька Е.А. - Минск.: Университетское, 1997.
31. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах/ Котелевская В.В., Онисимова Т.Б. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002.
32. Житнивова Л.М. Учите детей запоминать. - М.: Просвещение, 2005
33. Запорожец А.В. Избранные психологические труды М.,1986
34. Зейгарник Б.В. Патопсихология. - М.: Академия, 2002
35. Истомина З.М. Развитие памяти. - М.: Просвещение, 2008
36. Истомина З.М. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте
- СПб.: Питер, 2000.
37. Киселева П.А. Как развивать память ребенка. - СПб.: Аквариум, 2006.
38. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению
- СПб.: Питер, 2007
39. Лидерс А.Г. Развитие и коррекция произвольности речевого общения у
дошкольников - М.: МГУ, 2005.
40. Мир детства. Дошкольник. М., 2001
41. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.-М.:Академия, 2000
42. Немов Р.С. Психология. - М.: ВЛАДОС, Кн.1, 2001.
43. Обухова Л.Ф. Возрастначя психология М., 1998
44. Общая психология: Учебное пособие/А.В. Петровский, А.В. Брушинский, В.П. Зинченко и др./ Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1986.
45. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника М. 2008
46. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов М., 2000
47. Психология / Под ред. Дружининой. - СПб.: Питер, 2000.
48. Психология детей дошкольного возраста/ Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Ильконина. - М: Просвещение, 2004
49. Психология: Учеб. для педаг.вузов / Под ред. Сосновского Б.А. - М.: Юрайт-Издат, 2005.
50. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002.
51. Рубинштейн С.Я. Основы психологии М: «Педагогика».1999
52. Смирнова Л.Ф. Память. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия Холдинг, 2001
53. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000
54. Тесты для детей: Составители М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, Н.Я. Голубнева. - СПб.: Дельта, 2007
55. Угадай, как нас зовут: Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста/ Л.А. Венгер, О.Н. Дьяченко, Р.И. Барзина. - М.: Просвещение, 2004.
56. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Помоги принцу найти золушку: Занимательные дидактические занятия для детей старшего дошкольного возраста. - М.: Просвещение,2008
57. Чего на свете не бывает?/ Под ред. Дьяченко О.Н., Верака Н.Е. - М.: Знание, 2008
58. Чередникова Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы: рекомендации практического психолога. СПб., 2006
59. Черемушкина Л.В. Развитие памяти детей. - Ярославль: Академия развития, 2008
60. Чудова Е.А Обучение детей в детском саду М., 2006
61. Шаграева О.А. Детская психология. - М.: Просвещение, 2001.
62. Экспериментально-психологические исследования психических процессов/ Авторы составители - Брусилова Е.А., Князева Л.А. - Краснодар: ОИПЦ, 2003
63. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет) М.,2000
Приложение 1
Список детей, принимавших участие в эксперименте:
1. Коля А.
2. Саша Б.
3. Юля Д.
4. Саша К.
5. Дима К.
6 Алина Ч.
7. Алеша К.
8. Вова В.
9. Петя З.
10. Настя К.
11. Миша К.
12. Саша Г.
13. Сергей Г.
14. Нина В.
Приложение 2
«Кольца Ландольта"
Приложение 3
«Четвертый лишний»
Приложение 5
2019-07-03 | 227 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Результаты исследования влияния развивающих игр на формирование психических функций проблемных школьников |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы