Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Результаты исследования влияния развивающих игр на формирование психических функций проблемных школьников



2019-07-03 227 Обсуждений (0)
Результаты исследования влияния развивающих игр на формирование психических функций проблемных школьников 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Для подтверждения нашей гипотезы мы провели диагностику произвольности, мышления, памяти, внимания, коммуникативных навыков с детьми 1класса с интеллектуальной недостаточностью. Эксперимент проведен в школе № ст. Калининской.

 Определяя влияния развивающих занятий на формирование готовности ребёнка к обучению в школе, мы использовали следующие методики: «4-ый лишний», «Да и нет», «Палочки- крестики», «Десять слов», «Переплетённые линии», «Кольца Ландольта».

 В исследовании принимала участие группа учащихся в количестве 14 человек. На первом этапе, мы провели исследование по представленным выше методикам. Затем в течение двух месяцев еженедельно с ребятами проводились развивающие занятия (Приложение 5).

После проведения формирующего эксперимента, мы получили новые результаты.

 

Показатели до и после проведения занятий приведены в таблице 1 и таблице 2.

Результаты диагностики до проведения развивающих игр

Таблица 1

П/п

Имя ребенка

Возраст

Результаты тестов

произвольность мышление память внимание коммуникативность
1 Коля А. 6,5 4 3 5 4 5
2 Саша Б. 6,8 5 5 4 5 4
3 Юля Д. 6,7 4 4 5 4 5
4 Саша К. 6,6 5 5 5 4 4
5 Дима К. 6,9 5 5 4 5 5
6 Алина Ч. 6,6 4 4 4 5 5
7 Алеша К. 6,8 5 5 4 5 4
8 Вова В. 6,6 4 3 4 4 5
9 Петя З. 6,8 5 4 4 4 5
10 Настя К. 6,7 4 5 5 4 5
11 Миша К. 6,6 5 5 5 4 4
12 Саша Г. 6,8 4 5 4 5 5
13 Сергей Г. 6,7 5 4 5 4 5
14 Нина В. 6,6 4 4 5 5 4

Средний балл:

4,5 4,3 4,5 4,4 4,6

 

Для наглядности представим полученные результаты в диаграмме.

Полученные данные показывают средний уровень развития школьников с интеллектуальной недостаточностью, где ведущей является коммуникативность, а немного снижено мышление.

Результаты диагностики после проведения развивающих занятий

 Таблица 2

№ п/п

Имя ребенка

Возраст

Результаты тестов

произвольность мышление память внимание коммуникативность               1 Коля А. 6,5 5 5 4 5 5 2 Саша Б. 6,8 5 5 5 5 5 3 Юля Д. 6,7 4 5 5 4 5 4 Саша К. 6,6 5 5 4 5 5 5 Дима К. 6,9 4 5 5 5 5 6 Алина Ч. 6,6 5 5 5 4 5 7 Алеша К. 6,8 5 5 4 5 5 8 Вова В. 6,6 5 5 5 4 5 9 Петя З. 6,8 5 4 5 5 5 10 Настя К. 6,7 4 5 5 4 5 11 Миша К. 6,6 5 5 5 5 4 12 Саша Г. 6,8 5 4 5 5 5 13 Сергей Г. 6,7 5 5 5 4 5 14 Нина В. 6,6 5 4 5 5 5

Средний балл:

4,7 4,8 4,6 4,6 4,9

 

Для наглядности представим полученные результаты в диаграмме.

 

Полученные данные показывают повышение уровня развития школьников с интеллектуальной недостаточностью, особенно в коммуникативности и мышлении.

В заключении мы провели сравнение представленных данных.

Сравнительные результаты диагностики группы. Таблица 3

Результаты диагностики   Произвольность   Мышление   Память   Внимание Коммуникативные навыки
До проведения занятий   4,5   4,3   4,5   4,4   4,6
После проведения занятий   4,7   4,8   4,6   4,6   4,9

 

Сводные показатели эксперимента.

 

При анализе сравнительных результатов диагностики психических процессов школьников с интеллектуальной недостаточностью до начала проведения развивающих занятий и после, явно просматривается увеличение качественных показателей по всем направлениям. Если регулярно в течение года проводить развивающие занятия с детьми, то процент вышеуказанных показателей значительно возрастет.


Заключение

 

Анализ состояния проблемы - влияние развивающих занятий на подготовку детей к школе и результатов проведения психолого-педагогической работы позволил сформулировать следующие выводы.

Отечественные психологи и педагоги отмечают всю важность и необходимость исследования данной проблемы. Она раскрыта в работах Д.Б Эльконина, А.Л Венгера, Л.С Выготского, К.П. Поливановой, где указано на взаимосвязь физиологического и психического в онтогенезе, на значение развивающих занятий в психическом и личностном развитии ребёнка, на учёт сенситивных периодов.

Переход от дошкольного к школьному детству является очень трудным, ведь именно несформированность на предшествующем этапе как необходимых психологических образований, так и требуемых учебных умений и навыков может привести к школьной дезадаптации. Переход к школьному обучению коренным образом изменяет весь образ жизни ребенка. В этот период в его жизнь входит учение - деятельность обязательная, ответственная, требующая систематического организованного труда. Кроме того, эта деятельность ставит перед ребенком задачу последовательного, преднамеренного усвоения знаний, что предполагает совершенно иную, чем в дошкольном детстве структуру его познавательной деятельности. Поступление в школу знаменует собой и новое положение ребенка в обществе, государстве, что выражается в изменении его конкретных отношений с окружающими людьми.

В результате наших исследований мы установили возможность целенаправленного влияния на формирование навыков учебной деятельности детей. Большая роль в развитии процессов памяти, мышления, воображения, произвольности, внимания отводится становлению развивающей среды, которую необходимо создать как в школьном учреждении так и дома. Эксперимент позволил выявить наличие в экспериментальной группе 57% детей со средним уровнем развития психических процессов, остальные дети показали низкий уровень развития.

Используя содержание типовой программы воспитательно- образовательной работы с детьми, проводились развивающие занятия по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, рисованию, лепке, конструированию, которые способствовали развитию памяти, воображения, мышления.

Эффективность проведённой работы была подтверждена результатами эксперимента, в ходе которого была определена динамика развития психических процессов.

Проведённое исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что развивающие занятия влияют и на общее развитие ребёнка.


Список использованной литературы

1. Абрамова Г.С. Общая психология: Учебное пособие для вузов. - М.: Фонд «Мир», 2003.

2. Андреев О.А. Тренируем свою память/ Серия «Психологический практикум». - Ростов н/Д: Феникс, 2004.

3. Аркин А.Н. Развитие ребенка в дошкольном возрасте М. 1994.

4. Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: 3ачем? Как? М., 2003

5. Асеев В.Г. Возрастная психология. - Иркутск, 2004

6. Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя: Тренировка интеллекта: Игры и тесты для детей 5-7 лет. - Харьков: Фолио, 1997. -

7. Безруких М.М., С.П. Ефимова Знаете ли вы своего ученика? М., 2008

8. Блонский П.П.Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2т. Т.2./ Под ред. Петровского А.В. – М.: Педагогика, 1999

9. Богданова Т.Г., Кормилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. - М: Ростпедагенство, 1994.

10. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка.- М.: Роспедагенство, 1994

11. Богословский В. Общая психология. М.: Просвещение, 1981

12. Божович Л.И. Личность ребенка и ее формирование в детском возрасте. М., 1968

13. Бурланская Г.В., Каробанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблема психологического развития детей. - М: МГУ, 2008

14. Введение в психодиагностику/ Под ред. Е.М. Борисовой. - М.: Академия. 1997.

15. Введение в психодиагностику/ Под ред. К.М. Гуревича. - М.: Академия.

16. Веккер Л.М. Психические процессы. В 3-х т., - СПб.: Изд-во Ленинградского университета, Т. 3. 1991

17. Венгер А.Л. Овладение опосредственных решением познавательных задач и развитие когнетивных способностей ребенка // Вопросы психологии 1985г. № 2

18. Венгер А.Л. Поливанова К.Н. Особенности отношения шестилетних

19. Вестник Московского комитета образования .2000 7. Выготский Л.С. Детская психология. М 1987

20. возраста, М., 1998

21. Возрастная и педагогическая психология: тексты./ Под ред. Шуаре Марта О.- М.: Изд-во Московского университета, 1992.-272с.

22. Выготский Л.С. Кризис семи лет //вопросы детской психологии С-Пб. 1999

23. Выготский Л.С. Психология.- М.: ЭКСМО – Пресс, 2000 -408с.

24. Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. - 1008 с.

25. Гатаева Н.В., Тунина Е.Г. Развиваю память. - СПб.: Питер, 2000. - 160 с.

26. Готовность к школе детей к школе //под ред. А.Л. Венгера К.П.

27. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе М., 1993

28. Давайте поиграем/ Под ред. Столяра А.А. - М.: Просвещение, 1991. -140с.

29. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении/ Под ред. Ничипорюк Е.А., Посевиной Т.Д. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004

30. Диагностика и коррекция психологического развития дошкольника/ Под ред. Коломинского Я.Л., Панька Е.А. - Минск.: Университетское, 1997.

31. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах/ Котелевская В.В., Онисимова Т.Б. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002.

32. Житнивова Л.М. Учите детей запоминать. - М.: Просвещение, 2005

33. Запорожец А.В. Избранные психологические труды М.,1986

34. Зейгарник Б.В. Патопсихология. - М.: Академия, 2002

35. Истомина З.М. Развитие памяти. - М.: Просвещение, 2008

36. Истомина З.М. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте

- СПб.: Питер, 2000.

37. Киселева П.А. Как развивать память ребенка. - СПб.: Аквариум, 2006.

38. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению

- СПб.: Питер, 2007

39. Лидерс А.Г. Развитие и коррекция произвольности речевого общения у

дошкольников - М.: МГУ, 2005.

40. Мир детства. Дошкольник. М., 2001

41. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.-М.:Академия, 2000

42. Немов Р.С. Психология. - М.: ВЛАДОС, Кн.1, 2001.

43. Обухова Л.Ф. Возрастначя психология М., 1998

44. Общая психология: Учебное пособие/А.В. Петровский, А.В. Брушинский, В.П. Зинченко и др./ Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1986.

45. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника М. 2008

46. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов М., 2000

47. Психология / Под ред. Дружининой. - СПб.: Питер, 2000.

48. Психология детей дошкольного возраста/ Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Ильконина. - М: Просвещение, 2004

49. Психология: Учеб. для педаг.вузов / Под ред. Сосновского Б.А. - М.: Юрайт-Издат, 2005.

50. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002.

51. Рубинштейн С.Я. Основы психологии М: «Педагогика».1999

52. Смирнова Л.Ф. Память. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия Холдинг, 2001

53. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000

54. Тесты для детей: Составители М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, Н.Я. Голубнева. - СПб.: Дельта, 2007

55. Угадай, как нас зовут: Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста/ Л.А. Венгер, О.Н. Дьяченко, Р.И. Барзина. - М.: Просвещение, 2004.

56. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Помоги принцу найти золушку: Занимательные дидактические занятия для детей старшего дошкольного возраста. - М.: Просвещение,2008

57. Чего на свете не бывает?/ Под ред. Дьяченко О.Н., Верака Н.Е. - М.: Знание, 2008

58. Чередникова Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы: рекомендации практического психолога. СПб., 2006

59. Черемушкина Л.В. Развитие памяти детей. - Ярославль: Академия развития, 2008

60. Чудова Е.А Обучение детей в детском саду М., 2006

61. Шаграева О.А. Детская психология. - М.: Просвещение, 2001.

62. Экспериментально-психологические исследования психических процессов/ Авторы составители - Брусилова Е.А., Князева Л.А. - Краснодар: ОИПЦ, 2003

63. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет) М.,2000


Приложение 1

Список детей, принимавших участие в эксперименте:

1. Коля А.

2. Саша Б.

3. Юля Д.

4. Саша К.

5. Дима К.

6 Алина Ч.

7. Алеша К.

8. Вова В.

9. Петя З.

10. Настя К.

11. Миша К.

12. Саша Г.

13. Сергей Г.

14. Нина В.


Приложение 2

«Кольца Ландольта"

                     
             
           

 


Приложение 3

 

«Четвертый лишний»

 

 

 

 


 


Приложение 5



2019-07-03 227 Обсуждений (0)
Результаты исследования влияния развивающих игр на формирование психических функций проблемных школьников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Результаты исследования влияния развивающих игр на формирование психических функций проблемных школьников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (227)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)