Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проведение исследования с помощью компьютерной игры «Игры для Тигры» и традиционных методик в детском саду и их результаты



2019-07-03 195 Обсуждений (0)
Проведение исследования с помощью компьютерной игры «Игры для Тигры» и традиционных методик в детском саду и их результаты 0.00 из 5.00 0 оценок




 

При проведении эксперимента мы разделили детей на две группы. С первой группой проводились занятия с использованием компьютера, а занятия со второй группой проводились с помощью традиционных методик.

В своей работе мы использовали компьютерную программу «Игры для Тигры», которая была построена на основе методик обучения детей с отклонениями развития Г. А. Каше, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, Р. И. Лалаевой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, а также Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой [16, 239].

Список детей:

1. Надежда П. (ОНР III уровень)

2. Алина М. (ОНР III уровень)

3. Дарья Л. (ОНР III уровень)

4. Анастасия П. (ОНР III уровень)

5. Анфиса С. (ОНР III уровень)

6. Андрей М. (ОНР III уровень)

7. Роман М. (ОНР III уровень)

8. Максим Д. (ОНР III уровень)

9. Александр К. (ОНР III уровень)

10. Иван Б. (ОНР III уровень)

Компьютерная программа «Игры для Тигры» блок «Просодика».

Упражнения блока «Просодика» направлены на коррекцию следующих просодических характеристик речи:

- длительность и сила речевого выдоха,

- громкость и тембр голоса,

- темпо-ритмичность,

- интонационная выразительность,

- четкость и разборчивость речи.

Принцип работы этого блока основывается на интерактивном общении ребенка и компьютера с использованием микрофона. При этом речевая активность фиксируется микрофоном и представляется на экране компьютера в виде визуальных анимационных картинок.

Модуль «Дыхание».

Упражнения данного модуля позволяют отрабатывать плавный, длительный или короткий, резкий выдох, отслеживать момент включения речевой активности, а так же измерить силу и длительность речевого выдоха и голоса (в относительных единицах и в секундах соответственно).

 

Таблица 1. Упражнения на длительность и силу речевого выдоха на компьютере

Имя ребенка Оценка в баллах Уровень
1. Надежда П. 2 Средний
2. Андрей М 3 Высокий
3. Дарья Л. 2 Средний
4. Максим Д. 2 Средний
5. Анфиса С. 2 Средний

 

Вывод: в результате проведения данных упражнений было выявлено, что 4 ребенка имеют средний уровень длительности и силы речевого выдоха, а 1 ребенок высокий уровень длительности и силы речевого выдоха. Из этого следует, что длительность и сила речевого выдоха находится у детей на среднем уровне.

Использование традиционных методик по разделу «Дыхание».

В данном разделе использовались следующие упражнения: «Загони мячик в ворота», «Подуй на картинку», «Извержение вулкана», «Погрей ручки» [29, 191].

 

Таблица 2. Упражнения на длительность и силу речевого выдоха по традиционным методикам

Имя ребенка Оценка в баллах Уровень
1. Алина М. 1 Низкий
2. Роман М. 2 Средний
3. Анастасия П. 1 Низкий
4. Александр К. 2 Средний
5. Иван Б. 2 Средний

 

Вывод: в результате проведения данных упражнений было выявлено, что 2 ребенка имеют низкий уровень длительности и силы речевого выдоха, а 3 ребенка средний уровень длительности и силы речевого выдоха. Из этого следует, что длительность и сила речевого выдоха находится у детей на среднем уровне.

Модуль «Слитность».

Упражнения этого модуля позволяют работать над четкостью и разборчивостью речи ребенка на основе фраз, силой и длительностью выдоха и голоса на основе речевого выдоха без фонации, с фонацией – на материале гласных и согласных звуков, отрабатывать слитное произнесение звуков, слогов, слов и фраз.

 

Таблица 3. Упражнения на четкость и разборчивость речи на компьютере

Имя ребенка Оценка в баллах Уровень
1. Надежда П. 2 Средний
2. Андрей М 3 Высокий
3. Дарья Л. 2 Средний
4. Максим Д. 1 Низкий
5. Анфиса С. 2 Средний

Вывод: в результате проведения данных упражнений было выявлено, что 1 ребенок имеет низкий уровень четкости и разборчивости речи, 3 ребенка имеют средний уровень четкости и разборчивости речи, а 1 ребенок высокий уровень четкости и разборчивости речи. Из этого следует, что четкость и разборчивость речи находятся у детей на среднем уровне.

Использование традиционных методик по разделу «Слитность».

В данном разделе использовались следующие задания: «Сделав полный вдох, на выдохе произносить слогосочетания», «Сделав полный вдох, посчитать на выдохе», «Произносить считалочку в умеренном темпе, равномерно распределяя выдох на порции по три слова» и т. д. [32, 145]

 

Таблица 4. Упражнения на четкость и разборчивость речи по традиционным методикам

Имя ребенка Оценка в баллах Уровень
1. Алина М. 2 Низкий
2. Роман М. 2 Средний
3. Анастасия П. 1 Низкий
4. Александр К. 2 Средний
5. Иван Б. 2 Средний

 

Вывод: в результате проведения данных упражнений было выявлено, что 1 ребенок имеет низкий уровень четкости и разборчивости речи, 4 ребенка имеют средний уровень четкости и разборчивости речи. Из этого следует, что четкость и разборчивость речи находятся у детей на среднем уровне.

Модуль «Ритм».

Упражнения модуля «Ритм» позволяют работать над ритмической и слоговой структурой слова, а так же над четкостью и разборчивостью речи ребенка.

 


Таблица 5. Упражнения на темпо – ритмичность речи на компьютере

Имя ребенка Оценка в баллах Уровень
1. Надежда П. 2 Средний
2. Андрей М 3 Высокий
3. Дарья Л. 1 Низкий
4. Максим Д. 2 Средний
5. Анфиса С. 3 Высокий

 

Вывод: в результате проведения данных упражнений было выявлено, что 1 ребенок имеет низкий уровень сформированности темпо-ритмической стороны речи, 2 ребенка имеют средний уровень сформированности темпо-ритмической стороны речи, а 2 ребенка имеют высокий уровень сформированности темпо-ритмической стороны речи. Из этого следует, что темпо – ритмическая сторона речи находятся у детей на среднем уровне.

Использование традиционных методик по разделу «Ритм»

В данном разделе использовались следующие задания: «Слушай предложения и повторяй за логопедом», «Угадай как говорит логопед и покажи соответствующую картинку», «Читай быстро и медленно в зависимости от картинки» [31, 253].

 

Таблица 6. Упражнения на темпо-ритмичнсть речи с использованием традиционных методик

Имя ребенка Оценка в баллах Уровень
1. Алина М. 3 Высокий
2. Роман М. 2 Средний
3. Анастасия П. 2 Средний
4. Александр К. 3 Высокий
5. Иван Б. 2 Средний

 

Вывод: в результате проведения данных упражнений было выявлено, что 3 ребенка имеют средний уровень сформированности темпо-ритмической стороны речи, а 2 ребенка имеют высокий уровень сформированности темпо-ритмической стороны речи. Из этого следует, что темпо – ритмическая сторона речи находятся у детей на среднем уровне.

Модуль «Высота и тембр».

В этом модуле компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» позволяет визуально зафиксировать и измерить частотные характеристики речи с целью дальнейшей коррекции в упражнениях данного модуля, а так же выбрать приемлемый тембральный диапазон речи у ребенка с нарушениями фонации. Упражнения данного модуля так же позволяют построить вокальные задания для развития голосового аппарата ребенка. Этому способствует работа над речевым выдохом, высотой и длительностью голоса.

Работа над упражнениями данного модуля строится на основе отдельных звуков, их комплексов, слогов, слов, фраз.

 

Таблица 7. Упражнения на громкость и тембр голоса на компьютере

Имя ребенка Оценка в баллах Уровень
1. Надежда П. 1 Низкий
2. Андрей М 2 Средний
3. Дарья Л. 2 Средний
4. Максим Д. 2 Средний
5. Анфиса С. 3 Высокий

 

Вывод: в результате проведения данных упражнений было выявлено, что 1 ребенок имеет низкий уровень громкости и тембра голоса, 3 ребенка имеют средний уровень громкости и тембра голоса, а 1 ребенок имеет высокий уровень громкости и тембра голоса. Из этого следует, что громкость и тембр голоса находятся у детей на среднем уровне.

Использование традиционных методик по разделу «Высота и тембр»

В данном разделе использовались следующие задания: «Воспроизведение изолированных звуков и звукоподражаний с понижением и повышением высоты голоса», «Различение тембра голоса на материале междометий», «Изменение тембра голоса в зависимость от того, какому персонажу сказки подражает ребенок» [38, 257].

 

Таблица 8. Упражнения на громкость и тембр голоса с использованием традиционных методик

Имя ребенка Оценка в баллах Уровень
1. Алина М. 2 Средний
2. Роман М. 3 Высокий
3. Анастасия П. 1 Низкий
4. Александр К. 2 Средний
5. Иван Б. 2 Средний

 

Вывод: в результате проведения данных упражнений было выявлено, что 1 ребенок имеет низкий уровень громкости и тембра голоса, 3 ребенка имеют средний уровень громкости и тембра голоса, а 1 ребенок имеет высокий уровень громкости и тембра голоса. Из этого следует, что громкость и тембр голоса находятся у детей на среднем уровне.

При выполнении упражнений дети, которые пользовались компьютером легче и быстрее справились с заданием, чем дети которые выполняли упражнения по традиционным методикам вследствие того, что на компьютере задания были интереснее и красочнее и дети меньше отвлекались.

Блок «Звукопроизношение».

Работа с упражнениями блока «Звукопроизношение» позволяет развивать эфферентное (развитие моторных свойств органов артикуляции) и афферентное двигательное звено речевой системы.

 

Таблица 9. Развитие моторных свойств органов артикуляции на компьютере

Имя ребенка Оценка в баллах Уровень
1. Надежда П. 2 Средний
2. Андрей М 2 Средний
3. Дарья Л. 2 Средний
4. Максим Д. 3 Высокий
5. Анфиса С. 3 Высокий

 

Вывод: в результате проведения данных упражнений было выявлено, что 3 ребенка имеют средний уровень развития моторных свойств органов артикуляции, а 2 ребенка с высоким уровенем развития моторных свойств органов артикуляции. Из этого следует, что развитие моторных свойств органов артикуляции находится у детей на среднем уровне.

Использование традиционных методик по разделу «Звукопроизношение»

В данном разделе использовались следующие задания: артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие органов артикуляции [39, 135].

 

Таблица10. Упражнения на развитие моторных свойств органов артикуляции с использованием традиционных методик

Имя ребенка Оценка в баллах Уровень
1. Алина М. 2 Средний
2. Роман М. 2 Средний
3. Анастасия П. 2 Средний
4. Александр К. 2 Средний
5. Иван Б. 2 Средний

 

Вывод: в результате проведения данных упражнений было выявлено, что 5 детей имеют средний уровень развития моторных свойств органов артикуляции. Из этого следует, что развитие моторных свойств органов артикуляции находится у детей на среднем уровне.

При выполнении упражнений дети, которые пользовались компьютером легче и быстрее справились с заданием, чем дети которые выполняли упражнения по традиционным методикам вследствие того, что на компьютере задания были интереснее и красочнее и дети меньше отвлекались.

Блок «Фонематика».

Блок «Фонематика» компьютерной логопедической программы «Игры для Тигры» направлен на коррекцию и развитие фонематических процессов у детей с нарушениями речи.

Модуль «Звуки».

Упражнения модуля «Звуки» позволяют работать над развитием фонематического слуха на материале неречевых звуков, речевых звуков и звукокомплексов.

 

Таблица 11. Упражнения на развитие фонематического слуха на компьютере

Имя ребенка Оценка в баллах Уровень
1. Надежда П. 2 Средний
2. Андрей М 2 Средний
3. Дарья Л. 3 Высокий
4. Максим Д. 2 Средний
5. Анфиса С. 1 Низкий

 

Вывод: в результате проведения данных упражнений было выявлено, что 1 ребенок имеет низкий уровень развития фонематического слуха, 3 ребенка имеют средний уровень развития фонематического слуха, а 1 ребенок имеет высокий уровень развития фонематического слуха. Из этого следует, что развитие фонематического слуха находится у детей на среднем уровне.

Использование традиционных методик по разделу «Звуки»

В данном разделе использовались следующие задания: «Чей голос?», «Угадай по звуку, что делать?», «Какие звуки нарушают тишину?» [6, 213].

 


Таблица12. Упражнения на развитие фонематического слуха с использованием традиционных методик

Имя ребенка Оценка в баллах Уровень
1. Алина М. 1 Низкий
2. Роман М. 2 Средний
3. Анастасия П. 1 Низкий
4. Александр К. 2 Средний
5. Иван Б. 1 Низкий

 

Вывод: в результате проведения данных упражнений было выявлено, что 3 ребенка имеют низкий уровень развития фонематического слуха, 2 ребенка имеют средний уровень развития фонематического слуха. Из этого следует, что развитие фонематического слуха находится у детей на низком уровне.

Модуль «Синтез».

Упражнения модуля «Синтез» позволяют работать над формированием фонематического восприятия у детей.

 

Таблица 13. Упражнения на фонематическое восприятие на компьютере

Имя ребенка Оценка в баллах Уровень
1. Надежда П. 2 Средний
2. Андрей М 3 Высокий
3. Дарья Л. 3 Высокий
4. Максим Д. 2 Средний
5. Анфиса С. 2 Средний

 

Вывод: в результате проведения данных упражнений было выявлено, что 3 ребенка имеют средний уровень развития фонематического восприятия, 2 ребенка высокий уровень развития фонематического восприятия. Из этого следует, что развитие фонематического восприятия находится у детей на среднем уровне.

Использование традиционных методик в разделе «Синтез»

В данном разделе использовались следующие задания: Знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом (в рассказах); различение изолированных звуков, связанных с конкретным образом; различение звука в слове; определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова); различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, Р – Л и т.д.) [12, 530].

 

Таблица 14. Упражнения на фонематическое восприятие с использованием традиционных методик

Имя ребенка Оценка в баллах Уровень
1. Алина М. 2 Средний
2. Роман М. 1 Низкий
3. Анастасия П. 2 Средний
4. Александр К. 2 Средний
5. Иван Б. 1 Низкий

 

Вывод: в результате проведения данных упражнений было выявлено, что 3 ребенка имеют средний уровень развития фонематического восприятия, 2 ребенка низкий уровень развития фонематического восприятия. Из этого следует, что развитие фонематического восприятия находится у детей на среднем уровне.

При выполнении упражнений дети, которые пользовались компьютером легче и быстрее справились с заданием, чем дети которые выполняли упражнения по традиционным методикам вследствие того, что на компьютере задания были интереснее и красочнее и дети меньше отвлекались.

Блок «Лексика».

Данный блок направлен на коррекцию лексико-грамматических нарушений речи у детей. Блок включает в себя три модуля. Упражнения внутри каждого модуля позволяют организовать коррекционную работу по определенному направлению.

Модуль «Слова».

Упражнения модуля «Слова» позволяют работать над лексической стороной речи на основе различных семантических признаков. Данный модуль способствует формированию структуры значения слова, организации семантических полей на основе парадигматических связей слова.

При работе с упражнениями модуля «Слова» происходит развитие словаря детей по основным темам: «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Посуда», «Инструменты» и т. д., формируется понятие и значение обобщающих слов.

 

Таблица 15. Упражнения на развитие словаря на компьютере

Имя ребенка Оценка в баллах Уровень
1. Надежда П. 2 Средний
2. Андрей М 2 Средний
3. Дарья Л. 3 Высокий
4. Максим Д. 2 Средний
5. Анфиса С. 2 Средний

 

Вывод: в результате проведения данных упражнений было выявлено, что 4 ребенка имеют средний уровень развития словаря, а 1 ребенок высокий уровень развития словаря. Из этого следует, что развитие словаря находится у детей на среднем уровне.

Использование традиционных методик в разделе «Слова»

В данном разделе использовались следующие задания: Распространение предложений, вставление детьми пропущенных слов, отгадывание загадок, классификация предметов, произношение и заучивание скороговорок [14, 134].

 

Таблица 16. Упражнения на развитие словаря с использованием традиционных методик

Имя ребенка Оценка в баллах Уровень
1. Алина М. 2 Средний
2. Роман М. 2 Средний
3. Анастасия П. 2 Средний
4. Александр К. 2 Средний
5. Иван Б. 1 Низкий

 

Вывод: в результате проведения данных упражнений было выявлено, что 4 ребенка имеют средний уровень развития словаря, а 1 ребенок низкий уровень развития словаря. Из этого следует, что развитие словаря находится у детей на среднем уровне.

Модуль «Словосочетания».

Упражнения модуля «Словосочетания» позволяют работать над лексической стороной речи на основе словосочетаний, способствует организации семантических полей на основе синтагматических связей слов, а так же позволяет работать над грамматической структурой слов и словосочетаний.

При работе с упражнениями модуля «Словосочетания» происходит развитие словаря детей по темам «Дикие животные», «Домашние животные» и «Птицы», формируется понятие и значение обобщающих слов. Программой предусмотрена возможность изменения сложности заданий. Это позволяет индивидуализировать коррекционно-образовательный процесс в соответствии с потребностями ребенка.

 

Таблица 17. Лексическая сторона речи на основе словосочетаний на компьютере

Имя ребенка Оценка в баллах Уровень
1. Надежда П. 1 Низкий
2. Андрей М 2 Средний
3. Дарья Л. 2 Средний
4. Максим Д. 1 Низкий
5. Анфиса С. 2 Средний

 

Вывод: в результате проведения данных упражнений было выявлено, что 2 ребенка имеют низкий уровень развития лексической стороны на основе словосочетаний, 3 ребенка имеют средний уровень развития лексической стороны речи на основе словосочетаний. Из этого следует, что развитие лексической стороны речи на основ словосочетания находится у детей на среднем уровне.

Использование традиционных методик в разделе «Словосочетания»

В данном разделе использовались следующие задания: составление словосочетаний из данных рядов слов путем объединения их по смыслу и при изменении формы слова, составление словосочетаний по данному главному слову путем подбора подходящих по смыслу зависимых слов, составление словосочетаний по данному зависимому слову (существительному, прилагательному, наречию) путем подбора главного слова, составление словосочетаний, в которых главное слово требует употребления определенного предлога [22, 238].

 

Таблица 18. Лексическая сторона речи на основе словосочетаний с использованием традиционных методик

Имя ребенка Оценка в баллах Уровень
1. Алина М. 1 Низкий
2. Роман М. 2 Средний
3. Анастасия П. 1 Низкий
4. Александр К. 2 Средний
5. Иван Б. 1 Низкий

 

Вывод: в результате проведения данных упражнений было выявлено, что 3 ребенка имеют низкий уровень развития лексической стороны на основе словосочетаний, 2 ребенка имеют средний уровень развития лексической стороны речи на основе словосочетаний. Из этого следует, что развитие лексической стороны речи на основ словосочетания находится у детей на низком уровне.

При выполнении упражнений дети, которые пользовались компьютером легче и быстрее справились с заданием, чем дети которые выполняли упражнения по традиционным методикам вследствие того, что на компьютере задания были интереснее и красочнее и дети меньше отвлекались.



2019-07-03 195 Обсуждений (0)
Проведение исследования с помощью компьютерной игры «Игры для Тигры» и традиционных методик в детском саду и их результаты 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проведение исследования с помощью компьютерной игры «Игры для Тигры» и традиционных методик в детском саду и их результаты

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (195)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)