Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава II. Исследование конфликтного поведения у старших подростков. Организация и методы исследования



2019-07-03 286 Обсуждений (0)
Глава II. Исследование конфликтного поведения у старших подростков. Организация и методы исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Проведенный теоретико-методологический анализ литературы по проблеме подростковой агрессивности выявил недостаточную разработанность вопроса развития агрессии в старшем школьном возрасте. Большинство исследований указывают лишь на причины появления отклоняющегося поведения и не выявляют особенности агрессивного поведения в данный период. При этом учителями и психологами школ отмечается все возрастающая эмоциональная нестабильность, неуравновешенность и общая агрессивность подростков.

В связи с этим основной целью эмпирического исследования явилось изучение особенностей агрессивного поведения старших школьников и возможностей ее коррекции.

Цель конкретизировалась через постановку ряда эмпирических задач:

1. Исследовать уровень агрессивности и особенности агрессивного поведения старших школьников.

2. Сформулировать рекомендации для родителей и учителей по работе с агрессивными детьми.

3. Разработать комплекс занятий по снижению уровня агрессии и освоению конструктивных способов управления агрессией.

В исследовании приняли участие 30 старших школьников 9-го класса в возрасте 15-17 лет средней общеобразовательной школы №15 г. Владимира. Из них 15 мальчиков, 15 девочек. Для реализации поставленных задач применялись следующие психодиагностические методики:

Опросник А. Басса – А. Дарки для диагностики состояния агрессии (адаптация А.К. Осницкого) [8]. Авторы данной методики понимают под агрессивностью свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъект-субъектных отношений. Как всякое свойство, агрессивность имеет различную степень выраженности: от почти полного ее отсутствия до максимального развития. Каждая личность обладает определенной степенью агрессивности. Чрезмерное ее развитие определяет облик личности, которая может стать конфликтной, жестокой, поведение ее принимает социально неодобряемые формы. Определив уровень таких деструктивных тенденций, которые сопряжены с эмоциональными переживаниями, гневом, враждебностью, можно с большой степенью вероятности прогнозировать проявление агрессии. Это понимание агрессии положили в основу своей методики А. Басс и А. Дарки. При этом они разделяли агрессию и враждебность, которую понимали как реакцию, развивающую негативные оценки людей и событий.

Исходя из положений теоретической части данной методики, все агрессивные проявления подразделяются на два основных типа:

- мотивационная агрессия, или агрессия как самоценность;

- инструментальная агрессия, как средство (подразумевая при этом, что и та и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его и сопряжены с эмоциональными переживаниями: гнев, враждебность).

В большей степени значимы проявления мотивационной агрессии как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Опросник Басса – Дарки и является одной из таких диагностических процедур. Создавая опросник, А. Басс и А. Дарки решили учесть различные формы агрессивных реакций. А. Басс, отдавая предпочтение бихевиоральному аспекту гипотезы «фрустрации – агрессии», предлагал разграничивать две реакции: реакцию, проявляющуюся «внешне», активно по отношению к конкретным лицам, которую он определил термином «агрессия», и реакцию, состоящую в том, что личность занимает в общем негативную, недоверчивую позицию по отношению к окружающим, - такая реакция определяется А. Бассом как «враждебность».

А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия.

2. Косвенная агрессия.

3. Раздражение.

4. Негативизм.

5. Обида.

6. Подозрительность.

7. Вербальная агрессия.

8. Чувство вины.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».

Физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия вместе образуют суммарных индекс агрессивных реакций; а обида и подозрительность – индекс враждебности.

При составлении опросника А. Басса и А. Дарки пользовались следующими принципами:

1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

2. Вопросы были сформулированы таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения или неодобрения.

Методика Басса – Дарки позволяет определить типичные для испытуемых формы агрессивного поведения. Применяя данную методику, можно убедиться в том, что у различных категорий подростков агрессия имеет различные качественные и количественные характеристики. Вместе с тем эта методика позволяет получать данные о готовности подростков действовать в определенном направлении. Кроме того, результаты применения данной методики позволяют сделать некоторые выводы о содержании мотивационной сферы ребенка, так как выбор способов с реально действующими смыслообразующими мотивами.

Опросник Басса – Дарки является наиболее приемлемым инструментом для измерения агрессии у подростков с девиантными формами поведения.

Из проективных методик в соответствии с целями и задачами исследования применялись: тест «Рука» и рисуночный тест фрустрации С. Розенцвейга.

 



2019-07-03 286 Обсуждений (0)
Глава II. Исследование конфликтного поведения у старших подростков. Организация и методы исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава II. Исследование конфликтного поведения у старших подростков. Организация и методы исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (286)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)