1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.,2001.
2. Андреев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М., 1995.
3. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М., Владос, 2003.
4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.,2004.
5. Белопольская А.М. Самосознание проблемных подростков – М.,2007
6. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт.- М., 1989.
7. Волков Б.С. Психология подростка. – М.,1994.
8. Гришина Н.В. Конфликтология. СПб., Питер, 2000.
9. Гришина Н.В. Психология подростка. – СПб.,2005.
10. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. – М.,1994.
11. Зайцев А. Социальный конфликт – М., 2001.
12. Здравомыслов А.Г. Социология конфликтов–М., 1996.
13. Катаева – Венгер А.А Трудный возраст: подростки сегодня - М.,2002.
14. Конфликтология / Под ред. А.С. Карилина – СПб., 1999
15. Коринкова Т.В. Подростки групп риска – СПб.,2005
16. Корчагина Ю.И. Агрессивные дети// Здоровье детей. Приложение к газете «1 сентября» №2 2008.
17. Крутецкий В.А. Психология подростка. – М., 1965.
18. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 2003.
19. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.,2001.
20. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков. – М., 1996.
Таблица 1
Исследование уровня конфликтности старших школьников 9 «А» класса по методике А. Баса – А. Дарки
№
| Код
| Физическая агрессия
| Косвенная агрессия
| Раздражи
тельность
| Негативизм
| Обида
| Подозритель
ность
| Вербальная агрессия
| Чувство вины
| Индекс враждебности
| Индекс
агрессивности
|
1
| Б.А
| 3
| 6
| 8
| 2
| 4
| 7
| 10
| 4
| 11
| 21
|
2
| Б.А
| 5
| 7
| 4
| 1
| 2
| 4
| 9
| 7
| 6
| 18
|
3
| Б.К
| 2
| 5
| 5
| 2
| 3
| 5
| 9
| 4
| 8
| 16
|
4
| Б.О
| 6
| 1
| 6
| 3
| 3
| 4
| 5
| 5
| 7
| 17
|
5
| В.О
| 3
| 2
| 1
| 2
| 3
| 1
| 5
| 5
| 4
| 9
|
6
| В.М
| 3
| 3
| 7
| 2
| 4
| 5
| 6
| 6
| 9
| 15
|
7
| Г.Д
| 7
| 5
| 6
| 1
| 6
| 4
| 7
| 5
| 10
| 20
|
8
| Г.Д
| 8
| 6
| 6
| 2
| 3
| 4
| 8
| 6
| 7
| 22
|
9
| Г.О
| 8
| 5
| 5
| 4
| 3
| 7
| 6
| 3
| 10
| 19
|
10
| Г.А
| 2
| 3
| 4
| 1
| 3
| 4
| 7
| 6
| 7
| 14
|
11
| Е.С
| 2
| 5
| 4
| 5
| 4
| 4
| 7
| 5
| 8
| 14
|
12
| К.Ю
| 2
| 6
| 7
| 3
| 1
| 7
| 8
| 6
| 8
| 17
|
13
| К.Л
| 1
| 4
| 4
| 2
| 5
| 3
| 6
| 3
| 8
| 11
|
14
| Л.Н
| 2
| 4
| 6
| 3
| 3
| 4
| 8
| 6
| 7
| 16
|
15
| М.Н
| 2
| 6
| 2
| 1
| 3
| 4
| 4
| 5
| 7
| 8
|
16
| Н.Н
| 3
| 3
| 3
| 2
| 7
| 4
| 8
| 6
| 12
| 14
|
17
| Н.А
| 11
| 4
| 4
| 2
| 3
| 8
| 5
| 7
| 11
| 20
|
18
| Н.Д
| 8
| 4
| 8
| 1
| 5
| 5
| 7
| 7
| 10
| 23
|
19
| П.И
| 9
| 2
| 7
| 2
| 7
| 2
| 6
| 4
| 9
| 22
|
20
| С.С
| 7
| 5
| 8
| 4
| 3
| 6
| 8
| 4
| 9
| 23
|
21
| С.М
| 4
| 4
| 5
| 2
| 4
| 6
| 8
| 4
| 10
| 17
|
22
| С.А
| 6
| 3
| 4
| 3
| 4
| 5
| 11
| 8
| 9
| 21
|
23
| С.С
| 4
| 6
| 5
| 5
| 5
| 5
| 6
| 4
| 10
| 15
|
24
| Т.К
| 7
| 3
| 6
| 3
| 4
| 6
| 11
| 2
| 10
| 24
|
25
| Т.Т
| 6
| 2
| 6
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 9
| 18
|
26
| Т.Д
| 8
| 5
| 6
| 2
| 3
| 8
| 5
| 7
| 11
| 19
|
27
| Т.А
| 4
| 2
| 6
| 2
| 4
| 6
| 8
| 7
| 10
| 18
|
28
| У.К
| 6
| 5
| 6
| 2
| 5
| 4
| 6
| 9
| 9
| 18
|
29
| Ф.Д
| 4
| 4
| 3
| 2
| 4
| 5
| 7
| 4
| 9
| 14
|
30
| Ф.В
| 4
| 5
| 5
| 2
| 3
| 5
| 7
| 4
| 8
| 16
|
Среднее
| 4,9
| 4,5
| 5,2
| 2,4
| 3,8
| 4,9
| 7,1
| 5,3
| 8,8
| 17,3
|
Таблица 1
Исследование уровня агрессии младших школьников 3 «А» класса по методике А. Басса – А. Дарки
№
| Шифр
| Виды агрессии
| Индекс враждеб-ности
| Индекс агрессив-ности
|
Физическая
| Косвен-ная
| Раздражи-тельность
| Негативизм
| Обида
| Подозрительность
| Вербаль-ная
| Чувство вины
|
1
| А.А.
| 2
| 4
| 3
| 2
| 1
| 2
| 2
| 0
| 3
| 7
|
2
| Б.И.
| 7
| 9
| 10
| 8
| 6
| 4
| 9
| 3
| 10
| 26
|
3
| Б.А.
| 3
| 6
| 6
| 5
| 3
| 3
| 6
| 4
| 6
| 15
|
4
| В.Г.
| 4
| 6
| 3
| 5
| 4
| 7
| 5
| 4
| 11
| 12
|
5
| Г.Б.
| 5
| 7
| 5
| 6
| 3
| 4
| 6
| 5
| 7
| 16
|
6
| Г.С.
| 6
| 10
| 9
| 9
| 5
| 6
| 8
| 5
| 11
| 23
|
7
| Д.А.
| 6
| 5
| 7
| 4
| 4
| 5
| 6
| 6
| 9
| 19
|
8
| Д.Л.
| 3
| 5
| 5
| 6
| 3
| 4
| 7
| 3
| 7
| 15
|
9
| Д.E.
| 4
| 5
| 6
| 5
| 4
| 3
| 5
| 4
| 7
| 15
|
10
| E.C.
| 5
| 7
| 3
| 6
| 4
| 6
| 5
| 5
| 10
| 13
|
11
| З.С.
| 7
| 8
| 9
| 8
| 6
| 7
| 9
| 3
| 13
| 25
|
12
| И.Д.
| 3
| 5
| 6
| 3
| 5
| 4
| 4
| 5
| 9
| 13
|
13
| К.Л.
| 3
| 5
| 7
| 5
| 4
| 6
| 5
| 3
| 10
| 15
|
14
| К.О.
| 8
| 9
| 10
| 7
| 6
| 5
| 8
| 4
| 11
| 26
|
15
| Л.О.
| 3
| 4
| 5
| 3
| 5
| 4
| 5
| 5
| 9
| 13
|
16
| М.О.
| 4
| 5
| 4
| 6
| 7
| 7
| 5
| 3
| 14
| 13
|
17
| М.С.
| 5
| 5
| 3
| 6
| 4
| 3
| 7
| 4
| 7
| 15
|
18
| Н.Ж..
| 3
| 4
| 4
| 2
| 1
| 3
| 3
| 1
| 4
| 10
|
19
| П.А.
| 2
| 3
| 2
| 0
| 2
| 4
| 1
| 2
| 6
| 5
|
20
| П.Р.
| 4
| 6
| 7
| 4
| 5
| 3
| 4
| 4
| 8
| 15
|
21
| Р.Д.
| 4
| 6
| 7
| 5
| 4
| 3
| 6
| 5
| 7
| 17
|
22
| У.М.
| 6
| 8
| 9
| 8
| 5
| 6
| 7
| 5
| 11
| 22
|
23
| Ф.А.
| 9
| 10
| 8
| 9
| 7
| 5
| 9
| 3
| 12
| 26
|
24
| Ш.В.
| 4
| 4
| 6
| 5
| 6
| 4
| 6
| 5
| 10
| 16
|
25
| Я.А.
| 5
| 4
| 6
| 4
| 5
| 4
| 6
| 4
| 9
| 17
|
| Среднее
| 4,6
| 6
| 6
| 5,24
| 4,36
| 4,48
| 5,76
| 3,8
| 8,84
| 16,36
|
Диаграмма 1
Исследование уровня агрессии младших школьников 3 «А» класса по методике А. Басса – А. Дарки
Диаграмма 3
Уровень развития враждебности и агрессивности у младших школьников по методике А. Басса – А. Дарки
Таблица 4
Представленность агрессивных детей по методике А. Басса – А. Дарки
№
| Уровень агрессивности
| Представленность у младших школьников
|
Кол-во чел
| %
|
1
| Не агрессивные
| 5
| 10
|
2
| Нормальный уровень агрессии
|
30
|
60
|
3
| Агрессивные
| 15
| 30
|
Таблица № 9
Стратегии поведения в конфликтных ситуациях у старших школьников по К. Томасу в 9 «А» классе
№
| Код
| Стратегии поведения в конфликтных ситуациях
| Преобладающая стратегия
|
Соперничество
| Сотрудничество
| Компромисс
| Избегание
| Приспособление
|
1
| Б.А
| 4
| 5
| 5
| 7
| 1
| избегание
|
2
| Б.А
| 6
| 7
| 8
| 2
| 4
| компромисс
|
3
| Б.К.
| 8
| 4
| 5
| 6
| 7
| соперничество
|
4
| Б.О
| 6
| 7
| 6
| 6
| 5
| сотрудничество
|
5
| В.О
| 2
| 3
| 7
| 10
| 8
| избегание
|
6
| В.М
| 8
| 9
| 4
| 6
| 3
| сотрудничество
|
7
| Г.Д
| 6
| 6
| 3
| 7
| 8
| приспособление
|
8
| Г.Д
| 9
| 8
| 7
| 2
| 4
| соперничество
|
9
| Г.О
| 8
| 5
| 5
| 6
| 6
| соперничество
|
10
| Г.А
| 7
| 6
| 6
| 6
| 5
| соперничество
|
11
| Е.С
| 8
| 4
| 9
| 3
| 6
| компромисс
|
12
| К.Ю
| 8
| 5
| 7
| 3
| 7
| соперничество
|
13
| К.Л.
| 7
| 6
| 8
| 4
| 5
| компромисс
|
14
| Л.Н
| 7
| 6
| 5
| 4
| 8
| приспособление
|
15
| М.Н
| 4
| 8
| 4
| 6
| 7
| сотрудничество
|
16
| Н.Н
| 3
| 6
| 5
| 11
| 3
| избегание
|
17
| Н.А
| 8
| 4
| 9
| 2
| 7
| компромисс
|
18
| Н.Д
| 7
| 9
| 7
| 3
| 5
| сотрудничество
|
19
| П.И
| 8
| 5
| 5
| 9
| 3
| избегание
|
20
| С.С
| 5
| 7
| 6
| 4
| 8
| избегание
|
21
| С.М
| 7
| 4
| 8
| 4
| 7
| компромисс
|
22
| С.А
| 4
| 9
| 5
| 5
| 7
| сотрудничество
|
23
| С.С
| 7
| 9
| 4
| 5
| 5
| сотрудничество
|
24
| Т.К
| 7
| 5
| 7
| 3
| 8
| приспособление
|
25
| Т.Т
| 10
| 6
| 3
| 3
| 8
| соперничество
|
26
| Т.Д
| 10
| 6
| 3
| 5
| 5
| соперничество
|
27
| Т.А
| 3
| 6
| 7
| 10
| 5
| избегание
|
28
| У.К
| 7
| 5
| 4
| 6
| 8
| приспособление
|
29
| Ф.Д
| 2
| 9
| 4
| 7
| 7
| сотрудничество
|
30
| Ф.В
| 9
| 7
| 4
| 3
| 7
| соперничество
|
| Среднее
| 6,5
| 6,2
| 5,6
| 5,5
| 5,9
|
|
Диаграмма 6