Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Показатели эффективности использования трудовых ресурсов и факторы на них влияющие



2019-07-03 199 Обсуждений (0)
Показатели эффективности использования трудовых ресурсов и факторы на них влияющие 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Показатели, характеризующие использование трудовых ресур­сов, можно рассматривать с двух позиций: с позиции распределе­ния занятых в народном хозяйстве по видовым признакам и с по­зиции эффективного применения трудового потенциала в эконо­мическом и социальном секторах экономики. О распределении трудовых ресурсов дает представление показатель — их структура.

В качестве регулирующего используется показатель относительной эконо­мии численности работающих за счет влияния отде­льных факторов на уровень выработки продукции.

(25)

 

(26)

 

где Чисх - исходная численность работающих, чел.; Впл, -планируемый объем производства, ден. ед.; ПТбаз - вы­работка продукции на одного работающего в базисном (предшествующем) периоде, ден. ед.; Чбаз - численность работающих в базисном периоде, чел.; К0 - темп роста объема производства продукции в плановом периоде, % .

Расчет осуществляется следующим образом. Вначале определяется исходная численность работающих на пла­нируемый период исходя из величины планируемого объ­ема производства при условии сохранения выработки, сложившейся в базисном (предшествующем) периоде:

Затем по каждому фактору, исходя из намеченных к внедрению организационно-технических мероприятий по повышению производительности труда, эффектив­ности производства и управления, определяется воз­можная экономия численности работающих, которая суммируется, и тем самым устанавливается общая эко­номия работающих по совокупности факторов. Плано­вый прирост производительности труда (АПТ) за счет внедрения организационно-технических мероприятий рассчитывается по формуле:

 
(27)


 

где Э - общая экономия работающих по всем факторам, чел.

Величину прироста производительности труда по каждому фактору (ПТф) в отдельности можно опреде­лить по формулам:

 

(28)

 
(29)


 

где Эф - экономия численности, исчисленная по отдель­ному фактору, чел.; ПТ - общий прирост производи­тельности труда по всей совокупности факторов, %; ПТф - прирост производительности труда по отдельно­му фактору, %.

Удельный вес каждого отдельного фактора в общем приросте производительности труда (Уф) определяется по формуле:

 

(30)

 

Аналитический метод планирования роста произ­водительности труда базируется на расчете снижения трудоемкости продукции и улучшения использования рабочего времени в плановом периоде. Необходимым условием для его применения на предприятии является ведение учета и планирования технологической трудо­емкости продукции.

При применении метода моделирования для плани­рования роста производительности труда осуществля­ется расчет многофакторных регрессионных моделей, позволяющих выявить наиболее значимые факторы, которые существенно влияют на уровень производи­тельности труда. На основе полученных в модели ре­зультатов на предприятии разрабатываются нормативы для производительности труда на плановый период. Разработка нормативов может быть осуществлена как для предприятия в целом, так и для отдельных его под­разделений. Однако применение данного метода при­годно только для тактического планирования. Для стратегического же планирования требуется построе­ние динамической регрессионной многофакторной мо­дели, которая сложна и подвержена значительному влиянию непредсказуемых, случайных факторов (воз­мущений).

При планировании роста производительности тру­да методом прямого счета используется прямой расчет выработки, которая может быть достигнута в плановом периоде путем деления планируемого объема выпуска продукции на плановую численность работающих. Од­нако при этом необходимо сравнение планируемой ве­личины выработки и достигнутой выработки в базис­ном (отчетном, предшествующем) периоде.

Структура выражает соотношение конкретных социально-демографических и профессионально-квалификационных групп населения в составе занятых в экономике и формируется под влиянием множества факторов: структурных сдвигов в экономике, состояния рынка труда, институциональных изменений в собственности, бла­госостояния семей и др.

Структура трудовых ресурсов многогранна. Она включает распределение людей по определенным классификационным призна­кам: по полу, возрасту, образованию, месту жительства (город, село), общественным группам, профессиям, сферам приложения труда и по ряду других признаков.

Пол и возраст имеют важное значение для формирования рабо­чих мест в экономике (в региональном и отраслевом разрезах) с учетом состояния и развития рынка труда.

Особо значимой, качественной характеристикой является струк­тура трудовых ресурсов по образованию, поскольку она характери­зует состояние интеллектуального развития трудовых ресурсов. Уро­вень образования определяется тремя показателями: средним числом лет обучения, численностью учащихся и студентов, удельным весом специалистов с высшим и средним специальным образова­нием.

Качественный "срез" трудовых ресурсов: по полу, возрасту, об­разованию, состоянию здоровья, — выражает структуру трудового потенциала.

Показатели структуры трудовых ресурсов непосредственно свя­заны с динамикой трудовых ресурсов, т.е. их движением.

Изменения численности трудовых ресурсов характеризуются та­кими показателями, как абсолютный прирост, темп роста, темп прироста трудовых ресурсов.

Абсолютный прирост трудовых ресурсов определяется по формуле:

 

(31)

 

где Тпр — абсолютный прирост трудовых ресурсов в рассматривае­мом периоде (квартале, году, за ряд лет); Rn и Rо — численность трудовых ресурсов соответственно на ко­нец и начало календарного периода.

Темп роста — отношение абсолютной величины численности трудовых ресурсов в конце данного периода к их величине в начале периода.

Темп прироста можно рассчитать по формуле:

(32)

 

Для изучения динамики за ряд лет определяются среднегодовые показатели как средние геометрические величины по формулам:

 
(33)


 
(34)


где Трс – среднегодовой темп роста; n — число лет.

Абсолютный прирост, темп роста и прироста позволяют отсле­живать влияние на структуру трудовых ресурсов естественного дви­жения населения, обусловленного рождением и смертностью; ме­ханическим движением, определяемым миграцией; общего изме­нения численности трудовых ресурсов, связанного и с первым, и со вторым фактором.

Степень эффективности применения труда в любых видах и сфе­рах деятельности в конечном счете измеряется временем, затрачи­ваемым работником на изготовление продукции или производство услуг с учетом соблюдения требований технологии и качества; при этом эффективность оценивается с позиции минимизации затрат времени на единицу результата труда. В материальном производстве эффективность применения труда оценивается показателем произ­водительности труда. В нематериальной сфере (в образовании, здра­воохранении, обслуживании и др.) в соответствии с конечными результатами таких видов деятельности применяются различные показатели.

При определении отдачи трудовых ресурсов изучается изменение выхода продукции и численности принимавших участие в производстве, а также сопоставляется численность работавших с затраченным рабочим временем.

Главным показателем отдачи трудовых ресурсов является выход валовой продукции на одного среднегодового работника. Для сопоставимости данного показателя по годам и между хозяйствами страны валовую продукцию выражают в сопоставимых ценах.

Отдача трудовых ресурсов зависит также от уровня использования запаса труда, определяемого как отношение физических затрат человеко - часов к годовому фонду рабочего времени. Труд (или рабочая сила) имеет два свойства - интенсивность и производительность труда. Интенсивность труда - это напряженность, плотность труда, измеряется количеством производительно затраченной за единицу времени мускульной и нервной энергии. Интенсивность является фактором, влияющим на результат труда, то есть его производительность



2019-07-03 199 Обсуждений (0)
Показатели эффективности использования трудовых ресурсов и факторы на них влияющие 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Показатели эффективности использования трудовых ресурсов и факторы на них влияющие

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (199)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)