Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция по пещере Шульган-Таш (Капова)



2019-07-03 381 Обсуждений (0)
Лекция по пещере Шульган-Таш (Капова) 0.00 из 5.00 0 оценок




 

У калитки.

Добрый день! Меня зовут …, я буду вашим экскурсоводом. Во время экскурсии нельзя шуметь, отставать от группы и убегать вперед от экскурсовода. До пещеры никто не фотографируется. Сначала я вам проведу экскурсию по пещере, отвечу на вопросы. После экскурсии, у входа в пещеру, вы сдаете мне фонари, я вас оставляю у входа в пещеру. Вы можете фотографироваться на фоне пещеры и скал; набрать воды из речки Шульган; искупнуться в речке в специально отведенном месте – за мостиком. 

 

У входа в пещеру.

Мы с вами находимся у входа в пещеру Шульган-Таш (Капова). Вход в пещеру называется Порталом. Высота Портала 18 м, ширина 48 м. Пещера Шульган-Таш является карстовой пещерой. Карст − это процесс растворения природными водами некоторых осадочных горных пород (таких как известняки, доломиты, гипсы, ангидриты, каменная соль) сопровождающийся появлением пустот под земней и ряда специфических форм рельефа на поверхности (повалы, воронки, суходолы, каньоны и т.д.). Термин произошел от названия плато Крас в Словении, где этот процесс впервые был изучен. Наша пещера заложена в плотных серых известняках, образовавшихся на дне древнего моря более 300 млн. лет назад (в каменноугольный период).

Полости пещеры начали формироваться около 4-5 млн. лет тому назад. В образовании пещеры большую роль сыграла речка Шульган. Речка начинается в 12 км к северу отсюда. Через 8,5 км от своего истока речка уходит под землю в карстовые полости, и это место местное население называет Сумган, что в буквальном переводе означает "вода ушла, пропала, исчезла". Потом речка продолжает свою дорогу под землей, принимая многочисленные подземные притоки, проходит через всю пещеру и выходит у входа в пещеру в виде карстового источника (воклюза), известного как Голубое озероВ 2001-2003 гг. спелеоподводники А. Шумейко, А. Решетняк (Москва), Ю. Базилевский (Челябинск) и Филлип Адам Шот (Англия) совершили погружение в канал на дне озера и достигли глубины 81 метр.

Температура воды всегда одинакова: и зимой, и летом +6 0С. Поэтому зимой и речка, и озеро не замерзают.

С другой стороны видим еще одно озеро – Круглое озеро. Диаметр составляет 6 м, и под землей эти 2 озера соединяются. Во время весеннего половодья это озеро тоже становится источником.

 

Возле лестницы.

С левой стороны вы видите железную лестницу. Она установлена для сотрудников научного отдела. Здесь они берут замеры температуры и влажности. Вход в пещеру очень большой, поэтому берутся замеры и наверху, и внизу. Мониторинг микроклимата пещеры ведется постоянно. На основании этих исследований ведется работа по сохранению палеолитической живописи, вырабатываются нормы экскурсионных нагрузок.

 

Возле Восточного панно.

Мировая известность пришла в пещеру Шульган-Таш в 1959 году, когда зоолог, научный сотрудник заповедника Александр Владимирович Рюмин нашел рисунки первобытных людей. Эта находка стала сенсацией своего времени, потому что до этого такие рисунки были известны только в пещерах Франции и севера Испании.

Рисунки пещеры Шульган-Таш оказались такими же древними, их возраст 14-17 тыс. лет. Все рисунки выполнены красной, фиолетовой и черной краской. В основе красной краски − охры – находится оксид железа (минерал гематит, предположительно получаемый при обжиге бурых железняков, известных в районе пещеры). В составе черной краски есть уголь. Размер самого маленького рисунка составляет 6 см, а самого большого – 106 см.

Мы с вами видим копию композиции, которая называется "Восточное панно". Она находится на втором этаже пещеры в зале Рисунков. Это рисунок мамонта, а это – лошадь. Ее обычно называют "Рюминской лошадкой", так как Александр Владимирович самым первым обнаружил этот рисунок. Ниже – рисунок шерстистого носорога. Здесь же можно увидеть геометрическую фигуру – трапецию с ушками. Остальные мелкие рисунки – это мамонты и лошади.

А этого мамонта прозвали «Диссидентом», т.к. он нарисован идущим направо, а все остальные животные в зале идут налево, против часовой стрелки. Чуть дальше мы с вами видим "Мамонта, идущего в гору" или "Мамонта-отшельника".

Копии этих композиций были сделаны в 2003 году Санкт-Петербургским художником анималистом Владимиром Черноглазовым. Доступ туристов в залы с оригиналами рисунков был закрыт в 2004 году ввиду опасности их утраты из-за изменения микроклимата и заноса чужеродных микроорганизмов в пещеру, что неизбежно при массовой посещаемости.  

Недавние исследования показали, что на этой композиции есть еще один элемент – рисунок человека, нарисованного в профиль. Это – плохо сохранившийся рисунок, которого до этого не смогли зафиксировать. По этой причине, в копии панно не хватает этого рисунка. В музее пещере на стенде представлена полная композиция с выделением этого плохо сохранившегося рисунка человека.

Многим интересно, почему именно Рюмин смог обнаружить палеолитическую живопись. Надо отметить, что Александр Владимирович был человеком незаурядным, нестандартно мыслящим и у него была своя теория о зарождении искусства. Он исходил из предположения, что хребты уральских гор надежно защищали эту территорию от холодных ветров в ледниковый период, создавая приемлемые условия для выживания древних людей эпохи палеолита. Он выделил 7 возможных очагов зарождения человека, куда отнес пещеру Шульган-Таш. Для доказательства своей теории он специально устраивается на работу в заповедник и целенаправленно ищет следы первобытных людей. Удача ему улыбнулась в декабре 1959 года.

 

Возле памятника.

Справа от себя, на камне, вы видите памятник в виде треноги. Памятник установлен уфимскому студенту, спелеологу Валерию Нассонову. В июле 1964 г. на базе пещеры Шульган-Таш проходил Всесоюзный сбор младших инструкторов по спелеотуризму. Одной из научных задач сбора была разведка и картирование дальних частей пещеры. 14 июля группа в составе Ю. Лобанова, В. Нассонова, О. Шашкова проплыла через открывшийся сифон в Дальний зал с целью картирования засифонных полостей. Высота воздушной прослойки под потолком галереи составляла от 20 см до 1 метра, что позволило преодолеть ее без аквалангов. Но на обратном пути произошла внештатная ситуация: страховочная веревка, к которой карабином был пристегнут Нассонов, зацепилась за подводный выступ скалы. Валерий не смог вовремя отцепить карабин, потерял плавучесть и утонул. Этот случай стал первой трагедией в истории Башкирской спелеологии. Научный руководитель сборов Отто Николаевич Бадер был настолько потрясен ею, что даже предлагал называть пещеру именем Валерия Нассонова.

 

В Сталагмитовом зале.

Мы с вами находимся в Сталагмитовом зале. Он назван Сталагмитовым, потому что в этом зале находится самый большой сталагмит пещеры Шульган-Таш.

В пещерах очень часто встречаются сталактиты - свешивающиеся с потолка кальцитовые "сосульки" разных размеров, и сталагмиты - "сосульки", растущие из пола пещеры. Слово "сталактит" в переводе с греческого языка обозначает "натёкший по капле".

С поверхности горы, через микротрещины, вода просачивается в пещеры. Эти капельки воды при прохождении сквозь толщу известняка насыщаются ионами гидрокарбоната и кальция, а в пещере из этих вод кристаллизуется минерал кальцит  - так получаются сталактиты. Капая на пол пещеры, начинает складываться в "горку" - сталагмит. Сталагмиты обычно толще сталактитов, ведь вода при падении разбрызгивается. И сталактиты, и сталагмиты растут очень медленно - сотни и тысячи лет. Если пещера не очень высокая, то сталагмиты и сталактиты со временем срастаются и образуют сталагнаты. Сталагнаты сможете увидеть в Ступенчатой галерее.

У основания стены расположен проход «Горло», ведущий в зал Купольный. За проходом "Горло" находится еще 3 зала, посмотрите по карте: зал Купольный, зал Знаков и зал Хаоса. В каждом из этих залов есть рисунки первобытного человека, то есть находятся оригиналы, поэтому посещение этих залов ограничено. Это резкое хода Горло играет роль барьера для воздушных масс, проникающих с поверхности. Поэтому во внутренних залах температура и влажность воздуха практически постоянны в течении всего года:  температура составляет +5-6°С, а относительная влажность воздуха 90-100%. По мнению ученых, рисунки смогли сохраниться только благодаря постоянному микроклимату.

Зал "Купольный" так называется из-за куполообразного потолка. Второе старое название этого зала – Танцевальный. Так его называли, когда пол был ровным и сухим. Теперь он часто мокрый и изрытый колдобинами. В этом зале найдено 36 изображений.

В Купольном зале, летом 2010 года, экспедиция Кафедры археологии исторического факультета МГУ под руководством Владислава Житенёва сделала интересное открытие. Московским археологам удалось обнаружить два человеческих черепа, погребенных в глинистых отложениях пола. Тем же летом 2010 года, археологи Уфимского научного центра РАН под руководством Вячеслава Котова нашли еще один череп. В результате изучения находок было установлено, что черепа принадлежали молодым девушкам 17-19 лет, причем некоторые из них – с признаками насильственной смерти. Находки были датированы по сопутствующей керамике поздним бронзовым веком (13- начало 7 века до нашей эры). Так же было установлено, что девушки этнически принадлежали к уграм, а их погребение в пещере носило культовый характер. Начиная с верхнего палеолита до наших дней, в отложениях пещеры зафиксировано не менее 12 слоев посещения, что указывает на то, что люди посещали ее постоянно.

В зале Знаков обнаружены 61 изображений, большинство из них – геометрические фигуры. Поэтому этот зал назвали залом "Знаков". 

Археолог из г.Санкт-Петербурга Вячеслав Евгеньевич Щелинский в 1989 году впервые обнаружил в зале Знаков культурный слой эпохи верхнего палеолита. Культурный слой располагался на глубине полуметра, его максимальная мощность 10 см. Анализ отложений культурного слоя по спорам и пыльце растений указывает на то, что в период его формирования климат был более суровым по сравнению с современным. Найдены: обломок бивня мамонта, кости пещерного медведя, зайца беляка, лисицы, песца, сурка, пищухи, тушканчика, копытного лемминга и других мелких грызунов. Большая часть предметов изготовлена из высококачественного каменного сырья, явно не местного происхождения. Это кремень и зелено-коричневая яшма. Отдельные изделия изготовлены из таких редких пород камня как лидит и горный хрусталь.

Привлекают к себе внимание украшения в виде бусин из зеленоватого серпофита, бивня мамонта и маленьких раковин ископаемых моллюсков. Такие раковины моллюсков в изобилии найдены в древних отложениях Нижнего Поволжья и Прикаспия. Неожиданной находкой в культурном слое оказался фрагмент глиняной лампы. Глиняные изделия в палеолите являются очень редкими. В культурном слое стоянки найдена «охра» - минеральная краска красного и фиолетово-коричневого цвета в виде истертых кусочков (около десятка), в том числе довольно крупных, до 3 см в поперечнике. Это та самая охра, которая использовалась древним художником для создания рисунков на стенах пещеры.

Люди, оставившие вещи, не жили в пещере, а лишь периодически появлялись в ней для совершения обрядов. При этом они приносили в святилище и оставляли в нем уже длительно использовавшиеся орудия труда и, возможно, вооружение. Зафиксированы следы нескольких кострищ.

Зал Хаоса назван так из-за хаотического нагромождения глыб известняка: когда-то здесь произошел сильный обвал. В зале Хаоса найдено 47 изображений, самая большая и известная среди них – "Лошади зала Хаоса". Копию этой композиции мы сможем увидеть на выходе.

В Ступенчатой галерее.

Мы с вами находимся в Ступенчатой галерее. Слева от себя вы видите место археологических раскопок. Здесь работают археологи Уфимского научного центра РАН под руководством Вячеслава Котова. Они нашли несколько слоев посещаемости эпохи палеолита, доказывающие - что древний человек поднимался на второй этаж именно этим путем.

Справа от себя вы видите лестницу, которая ведет на второй этаж. Но посещение второго этажа также ограничено. В пещере всего имеется 14 залов и 2 галереи, но палеолитическая живопись обнаружена только в 4 залах: 3 зала на первом этаже и один зал, который так и называется залом Рисунков – на втором.

На стенде вы видите карту второго этажа. Большая карта всей изученной части пещеры и карта в разрезе находится в музее пещеры. Там же вы можете увидеть оригиналы и фотографии находок, которые были найдены в пещеры. Так же в музее установлен информационный киоск, куда загружена виртуальная экскурсия по дальним залам пещеры – виртуально, заочно вы можете посетить нашу пещеру вплоть до речки Подземный Шульган-Таш.

 

На видовой (смотровой) площадке.

Мы находимся на промежуточной террасе между первым и вторым этажами пещеры, на верхней видовой площадке в Ступенчатой галерее. Внизу под нами, на глубине около 12 метров, простирается Главная галерея и экскурсионный маршрут. Наверху можно увидеть вход на второй этаж пещеры – Верхние ворота. В летнее время на решетке Верхних ворот устанавливается полимерный экран, препятствующий проникновению в зал Рисунков теплого воздуха с поверхности, несущего много влаги.

Пещера имеет двойное название: "Шульган-Таш" и "Капова". Имеются две версии происхождения названия Шульган-Таш. Согласно первой версии, пещера названа в честь главного отрицательного героя башкирского эпоса "Урал батыр" − царя подводного мира Шульгана (Шульгэна?). "Шульган" – это имя собственное, а "таш" в переводе означает "камень", поэтому получается − Шульган ташы или камень Шульгана, пещера Шульгана. Вторая версия исходит от башкирских слов "һыу үлгән" - "һыу" – это вода, "үлгән" – умерла, пропала. Люди видели, что у входа в пещеру вода в речке холодная, голубого оттенка, то есть отличается от других речек. Поэтому они думали, что внутри этой горы, внутри этой пещеры вода умирает - "һыу үлгән таш" – камень, где умирает вода.

Пещера впервые стала именоваться "Каповой" в трудах академика Ивана Ивановича Лепёхина, посетившего ее в 1770 году. Толкование имеет также две версии. По первой версии – от слова "капать" - от капообразных наплывов на стенах. Вторая версия исходит от славянского слова "капище" – святое место, куда приходили для совершения обрядов.

Общая изученная протяженность пещеры составляет 3 км 328 м, из них 760 м это подводные полсти, затопленные водами речки Подземный Шульган. Как уже было сказано, только в четырх залах пещеры обнаружена палеолитическая живопись, количество обнаруженных рисунков – 197.

 

Возле Западного панно.

Это – вторая композиция палеолитических изображений в зале Рисунков. Она состоит только 5 фигур. В центре находится изображение мамонта и идущего вплотную за ним мамонтёнка. Фигуры животных отчетливо прорисованы и хорошо сохранились. Над задней частью мамонта, имеется вполне различимый рисунок бегущего человека. Правее и выше расположен «Красный Мамонт». Это единственная в пещере силуэтная, полностью закрашенная фигура, и самый динамичный рисунок. Вся поза животного, его широко расставленные, подогнутые ноги говорят о том, что мамонт бежит, догоняя стадо.

В трёх метрах перед мамонтами находится рисунок идущего быка. Фигура прорисована очень точно, удаётся разглядеть все детали рисунка: опущенная вниз голова с рогами, выступающая холка, хвост и даже глаз.

  

Лошади зала Хаоса.

Композиция состоит из 3-х рисунков и 3-х знаков. Изображение было законсервировано под натечной корой, поэтому оно сохранилось до наших дней почти в первозданном виде. Оно была вскрыто из-под 4-х сантиметрового слоя натечного кальцита во время экспедиций Отто Николаевича Бадера в 1978 году. В феврале 2008 года московские реставраторы частично продолжили расчистку.

В оригинале композиции хорошо видно, что изображение полихромное – имеет темную обводку, выполненную углем, а при создании внутренней структуры применялись различные красители от красного до темно-вишневого цвета. Однако после расчисток композиция потеряла свою защиту и в настоящее время активно разрушается стекающей по ее поверхности водой и частично закрывается пленками белого натечного кальцита. 

 

Антропоморф и зооморф.

В юго-восточной части зала Хаоса частично расчищена композиция с изображением «зооморфа» и «зооантропоморфа». «Зооморф» - это, скорее всего, изображение лошади, а «зооантропоморф» – странное человекообразное существо с треугольной головой и зачатками хвоста.

 

Двойной треугольник.

Двойной треугольник - типичный общеевропейский знак – острие которого направлено вниз, т.е. «женский треугольник», обозначавший женское начало.

 

Если возникли у вас вопросы, пожалуйста, задавайте! Всем спасибо за внимание, до свидания!

 

 

 

 

 

При подготовке текста лекций была использована информация с виртуального 3д тура по пещере Шульган-Таш (Капова), редактор - О.Я. Червяцова. 

 

 "Согласовано" заместитель директора по экологическому просвещению ФГБУ "Государственный заповедник "Шульган-Таш" ______________ А.А. Хайбуллин "___" __________ 2016 г. "Утверждаю" директор ФГБУ "Государственный заповедник "Шульган-Таш"   ______________ М.Н. Косарев "___" __________ 2016 г.

 

Лекция

Для посетителей



2019-07-03 381 Обсуждений (0)
Лекция по пещере Шульган-Таш (Капова) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция по пещере Шульган-Таш (Капова)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (381)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)