Проектирование выпускной квалификационной работы
3.1 Структура и содержание выпускной квалификационной работы Магистерская диссертация − самостоятельная творческая работа студента. Независимо от избранной темы рекомендуется придерживаться приведенной ниже структуры ВКР: Введение. 1 Теоретико-методологические основы изучения проблемы. 2 Анализ изучаемой проблемы в образовательной организации. 3. Разработка рекомендаций и мероприятий по решению изучаемой проблемы в образовательной организации [2]. Заключение. Список использованной литературы. Приложения. Общий объем основной части (без приложений) – не менее 70, но не более 100 страниц машинописного текста. Приведем краткое содержание составных частей магистерской диссертации. Введение (объём до 10%) − это вступительная часть магистерской диссертации. Необходимые элементы изложены в таблице 1. Таблица 1 – Содержание введения ВКР
Важно чтобы все элементы методологического аппарата связывала внутренняя логика, единство всех его компонентов. Пример введения представлен в ПРИЛОЖЕНИИ Е. Рассмотрим перечисленные характеристики более подробно. Обоснование актуальности исследования. Актуальность исследования определяется несколькими факторами: необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению; потребностью науки в новых эмпирических данных и в совершенствовании используемых методов или конкретных технологий управления по отдельным видам деятельности. В актуальности показывается, какие задачи стоят перед практикой обучения и воспитания и перед педагогической наукой в аспекте выбранного направления в современных социально-экономических условиях. Рассматривается степень разработанности темы, в которойпоказывается уровень изученности заявленной проблематики в научной литературе, а также направления научных исследований в рамках разрабатываемой темы. Обоснование актуальности предполагает ответ на вопрос: почему данную проблему нужно в настоящее время изучать? Исследование можно считать актуальным лишь в том случае, если актуально не только данное научное направление, но и сама тема актуальна в двух отношениях: ее научное решение, во-первых, отвечает насущной потребности практики, а во-вторых, заполняет пробел в науке, которая в настоящее время не располагает научными средствами для решения этой задачи. При анализе актуальности темы выявляется противоречие. Противоречие – это взаимодействие между взаимоисключающими, но при этом взаимообусловленными и взаимопроникающими друг в друга противоположностями внутри единого объекта и его состояний. Противоречие - это исследовательская операция, состоящая в выявлении нарушенных связей между элементами какой – либо педагогической системы или процесса, обеспечивающими в своем единстве их развитие. Формулируется оно при помощи предлога «между». Например, противоречие между возрастающей необходимостью осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании и отсутствие должного уровня психолого-педагогической подготовки учителей для его реализации. Следующий шаг исследования – формулирование проблемы. Проблема (от греч. problema – задача, задание) – теоретический или практический вопрос, требующий разрешения исследования. Проблема исследования представляет собой попытку осмыслить одну из сторон противоречия, она логически вытекает из установленного противоречия. Из него вычленено то, что имеет отношение только к науке и переведено в плоскость познания, сформулировано на языке науки. Не всякое противоречие в практике может разрешаться средствами науки – оно может быть обусловлено материальными, кадровыми затруднениями, отсутствием необходимого оборудования и т.п. Чаще всего проблема исследования формулируется в виде вопроса. Например: «каковы условия, необходимые и достаточные для формирования у будущих специалистов профессионального мышления?». Следует также иметь в виду, что тема исследования должна отражать проблему. Тема – это лаконичная формулировка проблемы. Грамотная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему. Определив проблему, необходимо переходить к обоснованию цели исследования. цель исследования –это желаемый конечный результат исследования.Цели работы могут быть разнообразными, (определение характеристики явлений, не изученных ранее, мало изученных, противоречиво изученных; выявление взаимосвязи явлений; изучение динамики явления; обобщение, выявление общих закономерностей, создание классификации, типологии; создание методики; адаптация технологий, т.е. приспособление имеющихся технологий для использования их в решении новых проблем). Цель исследования формируется кратко и предельно точно, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Педагогическая цель – это предвидение педагогом результатов своей научно-исследовательской деятельности. Она представляет собой продолжение поставленной проблемы, поиск ответа на вопрос, который задан в обозначенной проблеме и формулируется в позитивной форме повествовательного предложения, обычно с помощью глагольных форм – «разработать», «выявить», «обосновать», «определить» и др. Задача исследователя, разрабатывающего гипотезу, состоит в том, чтобы показать, что не очевидно в объекте, что он видит в нем такого, чего не замечают другие. Формулируя гипотезу, исследователь строит предположение о том, каким образом он намерен достичь поставленной цели исследования. Естественно, гипотеза в процессе исследования неоднократно уточняется, дополняется или изменяется. задачи исследования –это выбор путей и средств достижения цели всоответствии с выдвинутой гипотезой. задачи исследования выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели по отношению к общей цели исследования в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы. Другими словами, задачи исследования конкретизируют его цель. Ни одна из задач не может повторять цель или быть шире ее. Единых требований и алгоритмов к формулировке задач исследования не существует, можно назвать лишь общие ориентиры для их определения: 1. Первая задача, как правило, связана с выявлением сущности, природы, структуры, законов функционирования и развития изучаемого объекта, например: вскрытие, выявление, знакомство, исследование, описание. 2. Вторая задача нацелена на раскрытие общих способов преобразования объекта, на построение его моделей, например: выработка, дополнение, использование, обобщение, подтверждение, оценка, построение, развитие, разработка, рассмотрение, создание, сравнение. 3. Третья задача направлена на разработку, создание конкретных методик педагогического действия, выработку практических рекомендаций: проверка, внедрение, применение, использование. Вслед за целью и задачами исследования определяются его объект и предмет. объектом исследования может выступать человек,процесс управления вопределенной системе, феномены и результаты человеческой деятельности. предмет исследования –это всегда определенные свойства объекта,ихсоотношение, зависимость объекта и свойства от каких-либо условий. Характеристики предмета измеряются, определяются, классифицируются. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым. Следующий важнейший шаг оформления методологического аппарата – построение гипотезы. Гипотеза научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверным научным знанием. От простого предположения гипотеза отличается рядом признаков. К ним относятся: а) соответствие фактам, на основе которых и для обоснования которых она создана; б) проверяемость; в) приложимость к возможно более широкому кругу явлений; г) относительная простота. Гипотеза является одним из главных методов развития научного знания, который заключается в выдвижении гипотезы и последующей экспериментальной, а подчас и теоретической ее проверке, которая либо подтверждает гипотезу и она становится фактом, концепцией, теорией, либо опровергает, и тогда строится новая гипотеза и т.д. Чаще всего она строится по алгоритму «А будет усовершенствовано, если используются В, C, D». Научная и теоретическая новизна, а также практическая значимость исследования также прописываются во введении. Их определение осуществляется по завершении квалификационной работы как самоанализ непосредственной деятельности исследования и его результатов. научная новизна –это признак,наличие которого дает автору право на использование понятия «впервые» при характеристике полученных им результатов и проведенного исследования в целом. Для большого количества наук научная новизна проявляется в наличии теоретических положений, которые впервые сформулированы, содержательно обоснованы, методических рекомендаций, которые внедрены в практику и оказывают существенное влияние на достижение новых психолого-педагогических или социально-экономических результатов. Новыми могут быть только те положения диссертационного исследования, которые способствуют дальнейшему развитию науки в целом или отдельных ее направлений. методология исследования представляет собой описание совокупности использованных в работе методов исследовательской деятельности для разработки предмета исследования, достижения его цели и решения поставленных задач. практическая значимость исследования (темы)зависит от того,какойхарактер имеет конкретное научное исследование. Если диссертация будет носить методологический характер (теоретическое исследование), то ее практическая значимость может проявиться в публикации основных результатов исследования в научных статьях; апробации результатов исследования на научно-практических конференциях; в использовании научных разработок в учебном процессе высших и средних учебных заведений; в участии в разработке государственных и региональных программ развития образовательной отрасли. Если магистерская диссертация будет носить методический характер (прикладное исследование), то ее практическая значимость может проявить себя в наличии научно- обоснованных и апробированных в результате экспериментальной работы системы методов и средств совершенствования образовательного, экономического или социального развития страны, региона, комплекса, организации. Сюда же относят исследования по научному обоснованию новых и развитию действующих систем, методов и средств того или иного вида деятельности. Необходимо иметь в виду, что заявленная тема работы должна быть полностью раскрыта. Оставление без рассмотрения важных для практики или понимания темы вопросов является серьезной ошибкой, влияющей на оценку работы. Если какой-либо вопрос невозможно рассмотреть ввиду ограниченности объема исследования, то это нужно оговорить во введении. Формы внедрения научных результатов методического характера могут быть весьма различны. Основные из них: − предложения по совершенствованию систем регулирования; − рекомендации по совершенствованию экономического механизма управления процессами и т.д.; − нормативные и методические документы, которые утверждены или рекомендованы к использованию заинтересованными организациями. Определение научной новизны исследования проводится на основе его оригинальности и отличия от других, проведенных по сходной проблеме. Этой новизной может быть: - эмпирическое подтверждение или опровержение ранее выдвинутой теоретической идеи; - предмет исследования, никогда ранее не изучавшийся; - методы исследования, никогда ранее не применявшиеся при изучении данных педагогических явлений; - выявленные закономерности и принцип; - впервые выявленные связи и отношения между фактами, процессами и системами никем ранее не описанными и т.д. Здесь проявляется соотнесенность основных методологических характеристик: чем конкретнее сформулирована проблема, выделен предмет исследования, показана практическая и научная актуальность темы, тем яснее самому исследователю, что именно он выполнил, каков его конкретный вклад в науку. Практическая значимость исследования – это методологическая характеристика, которая отражает представление о том, как и для каких практических целей можно применить результаты именно этой работы, это возможность их использования в практике образовательного и иного учреждения, а также для продолжения исследования. Определяя значение проведенного исследования для практики, исследователь отвечает на вопрос: какие конкретные недостатки практической педагогической деятельности можно исправлять с помощью полученных в исследовании результатов? Научная и теоретическая новизна, практическая значимость исследования, определяемые самим исследователем, затем анализируются и подтверждаются рецензентами и защищаются автором работы. Далее в работе, как правило, описывается логика (этапы) исследования - последовательность процедур педагогического исследования. Ими могут быть: изучение теоретических источников; изучение практики; проведение эксперимента; написание самой работы. Затем следует выбор и описание методов исследования на каждом его этапе. Методы исследования в педагогике – приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности, являющиеся орудием получения научных фактов. Методы должны согласовываться с изучаемым явлением, соответствовать ему. В зависимости от аспекта рассмотрения методы исследования в педагогике подразделяются на: общенаучные, собственно педагогические и методы других наук; констатирующие и преобразующие; эмпирические и теоретические; качественные и количественные; частные и общие; содержательные и формализованные; методы сбора эмпирических данных, проверки и опровержения гипотез и теории; методы описания, объяснения и прогноза; специальные методы, используемые в отдельных педагогических науках; методы обработки результатов исследования. Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения проблемы (объём до 30% общего объема ВКР; как правило, 3 параграфа). Характеристика элементов теоретической главы приведена в таблице 3.
Таблица 3 Содержание теоретической главы магистерской диссертации
В данной главе оценивается степень изученности исследуемой проблемы, рассматриваются вопросы, теоретически и практически решенные и дискуссионные, по-разному освещаемые в научной литературе. В процессе изучения проблемы необходимо высказать и обосновать свою точку зрения. В разделе дается обзор литературы, передового отечественного и зарубежного опыта по проблеме, формулируется концепция исследования, Для более полного раскрытия теоретико-методологических основ педагогики и менеджмента студенты могут в отдельном параграфе первой главы представить результаты оценки степени применимости общенаучных подходов и методов познания (системного и комплексного подходов, исторического и логического подходов, концепции жизненного цикла развития систем, методов моделирования и пр.)в процессе исследования вопросов, выступающих в качестве предмета выпускной квалификационной работы. Обосновывается методика анализа проблемы в конкретной организации. На основе проведенного обзора литературы раскрывается содержание и взаимосвязь основных категорий и понятий по исследуемой проблематике. Формулируется проблема исследования и выдвигаются основные гипотезы. Глава 2. Анализ изучаемой проблемы в образовательном учреждении или предприятии (объём до 30% общего объема ВКР; 3-4 параграфа). При подготовке данной главы следует максимально использовать результаты производственной преддипломной практики, изложенные в отчете. В данной главе должны быть представлены результаты анализа исследуемой проблемы с учетом отечественного и зарубежного опыта, что является базой для разработки конкретных предложений. Качество проведенного исследования определяет обоснованность предлагаемых студентом мероприятий. Характеристика элементов аналитической главы приведена в таблице 4.
Таблица 4 Содержание аналитической главы магистерской диссертации
При подготовке аналитической главы рекомендуется, чтобы анализируемый период охватывал три смежных календарных года. Динамику стоимостных показателей следует анализировать по данным за ряд лет, используя наряду с абсолютными и относительные показатели, чтобы исключить влияние инфляции. Исходными материалами для анализа могут быть планы работы организаций (предприятий), годовые отчеты, статистическая отчетность и другая служебная документация, изученная студентом во время прохождения практики. Во второй главе раскрываются психолого-педагогические и экономические формы проявления сущности рассматриваемых категорий, системы и механизмы их применения и функционирования. Раскрытие этих вопросов производится на основе практических данных конкретной образовательной организации. В первом параграфе второй главы возможно представить краткую характеристику исследуемой организации. В одном из параграфов второй главы для исследования проблемы, теоретически описанной в первой главе, анализируются практические аспекты ее проявления в конкретной организации. Практические материалы для исследования должны быть достаточно полными и достоверными, чтобы, опираясь на них, можно было бы провести диагностику управленческой ситуации, выявить недостатки и проблемы в исследуемой организации. Глава 3. Разработка рекомендаций и мероприятий по решению изучаемой проблемы в образовательной организации (объём до 30% общего объема ВКР; 3-4 параграфа). Характеристика элементов проектной главы приведена в таблице 5.
Таблица 5 Содержание проектной главы магистерской диссертации
В этой главе, опираясь на теоретические исследования, результаты анализа и передовой опыт, следует обосновать рекомендации и мероприятия по решению поставленной проблемы в организации. Рекомендации и предложения автора должны: − опираться на результаты проведенного во II главе исследования в организации и на теоретические и методические положения, изложенные в I главе; − быть конкретными, реальными, комплексными, в меру рискованными, совместимыми с внешней средой организации, хорошо структурированными, целесообразна их группировка; − учитывать передовой отечественный и зарубежный опыт управления, основные тенденции его развития; − иметь практическую ценность для предприятия; − отражать отраслевую, территориальную и организационную специфику изучаемой проблемы. Необходимо наметить пути совершенствования изучаемой проблемы, оптимизации системы управленческого опыта в деятельности образовательной организации, повышения инновационного потенциала организации, обосновываются и принимаются решения, обеспечивающие реализацию цели и задач магистерской диссертации. После каждой главы ВКР следует сформулировать краткие выводы, что позволит подвести своеобразный итог каждого этапа ВКР. При этом следует понимать, что выводы являются следствием выполненного анализа, исследования и не должны строиться исключительно на эмпирической основе и быть доказательными. Заключение – основные выводы по теоретической, аналитической и проектной частям. В заключении следует сформулировать основные выводы и рекомендации, вытекающие из результатов проведенного исследования. Объем заключения должен составлять 5-10 % от общего объема ВКР. Заключение, как самостоятельный раздел работы, должно содержать краткий обзор основных аналитических выводов проведенного исследования и описание полученных в ходе него результатов. Изложение по разделам должно быть логичным с точки зрения выбранной и обоснованной студентом методологии исследования, что позволит оценить его научный уровень. При этом в заключении должны быть отражены не только итоговые результаты проведенных расчетов, анализа и оценки, а также наиболее интересные рекомендации и предложения автора. Особый акцент делается на наиболее существенных результатах,полученных в ходе написания ВКР лично магистрантом. В целом представленные в заключении выводы и результаты исследования должны последовательно отражать решение всех задач, поставленных автором в начале работы (во введении), что позволит оценить законченность и полноту проведенного исследования. Объем заключения может составлять 3-5 страниц печатного текста. Список литературы. Общее количество использованных источников – не менее 40. Подбор источников по теме магистерской диссертации осуществляется обучающимся самостоятельно. Научный руководитель лишь помогает ему определить основные направления работы, указывает наиболее важные научные источники, которые следует использовать при ее написании, разъясняет, где их можно найти. Источники в списке литературы располагаются в алфавитном порядке (относительно заголовка соответствующей источнику библиографической записи). При этом независимо от алфавитного порядка впереди обычно идут нормативные акты. Исходя из этого, можно считать устоявшимся правилом следующий порядок расположения источников: - законодательно-нормативные акты; - монографии и учебная литература; - периодические издания; - внутренняя документация предприятия; - интернет-ресурсы. В каждом разделе сначала идут источники на русском языке, а потом – на иностранных языках (так же в алфавитном порядке). Список должен содержать сведения об источниках, использованных при написании магистерской диссертации. Каждый включенный в такой список литературный источник должен иметь отражение в рукописи диссертации. Если ее автор делает ссылку на какие-либо заимствованные факты или цитирует работы других авторов, то он должен обязательно указать в ссылке, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в библиографический список работы, на которые нет ссылок в тексте диссертации, и которые фактические не были использованы. Не рекомендуется включать в этот список энциклопедии, справочники, научно-популярные книги, газеты. Ссылки оформляются квадратными скобками с указанием номера источника по списку использованных источников и номера/номеров страниц, например [14, с. 367] или [47, с. 16-18]. Интернет-источники оформляются без указания на страницы, например [14]. Список использованной литературы составляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись» (ПРИЛОЖЕНИЕ И). Приложения должны содержать только те таблицы и рисунки, которые фактически необходимы для раскрытия темы. На каждое приложение обязательно должна быть ссылка в тексте ВКР. Не следует злоупотреблять включением в работу слишком больших материалов, полученных без обработки в образовательном учреждении или предприятии.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (285)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |