Интегрированного модуля «ЭКОНОМИКА»
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ По учебной дисциплине «СОЦИОЛОГИЯ» интегрированного модуля «ЭКОНОМИКА» Утверждены на заседании кафедры 25.04.2016, протокол № 14
1. Предпосылки возникновения социологии как самостоятельной общественной науки. Слово “социология” на русский язык: можно перевести как “наука об обществе”. Основоположником социологии принято считать французского философа Огюста Конта (ввел понятие социологии, определил место соц в сис-ме наук, предложил первое научное знание). Истоки понимания причин возникновения социологии как самостоятельной науки об обществе неразрывно связаны с философской системой позитивизма, который, в свою очередь, возник на волне бурного развития естествознания в конце XVIII – начале ХIХ вв. Позитивизм по-своему трактовал понятие научного знания, считая научным только такое знание, которое основано на опыте. Именно это стремление поставить учение об обществе на научную основу и явилось тем отправным фактом, который привел к формированию и развитию социологии. В системе О.Конта обоснование осуществляется на основе сформулированного им закона о трёх последовательных стадиях интеллектуального развития человека и общества: теологической,метафизической, позитивной. 1. Теологическая ( люди объясняли все явления через сверхъестественное)
2. Метафизич. (пытаются все объяснить при помощи абстр. сущностей, причин) 3. Позитивная (мир познается с помощью объективных наук)
О.Конт стремился к органическому синтезу наук, при котором их законы, хотя и связаны иерархически, не сводятся к простым законам физики. Он классифицировал науки по нескольким основаниям:историческому (по времени и последовательности возникновения); логическому (от абстрактного к конкретному); по сложности предмета исследования (от простого к сложному); по характеру связи с практикой.
В основу построения социологии как самостоятельной науки О.Конт положил идею “социальной системы”, т.е. признание факта существования общества как своего рода организма, определённой целостности, элементы которой выполняют специфические функции и служат требованиям этой системы. В концепции О.Конта индивид является абстракцией, т.е. не существует самостоятельно, изолированно от целого, в то время как общество выступает первичной реальностью и развивается по своим естественным внутренним законам. Причём общество является самой сложной из существующих систем.Значительное внимание О.Конт уделил разработке методов социологии. Он полагал, что в социологии применимы все основные общенаучные методы: наблюдение ; эксперимент; сравнительный метод. Однако основным длясоциологии О.Конт считал исторический метод. Задача этого метода заключалась в сравнении последовательных состояний общества с учётом того, что прошлое, настоящее и будущее тесно связаны. Исторический метод направлен на выявление тенденций и закономерностей развития. В качестве общего предмета социологии О.Конт определяет глобальное общество, Человечество. Его интересуют главным образом перемены в системе. Социология, полагал О.Конт, должна открывать общие законы социального изменения.Всю социологию О.Конт делил на социальную статику и социальную динамику. Социальная статика должна была раскрывать взаимоотношения между социальными институтами, изучать общества “в состоянии покоя”. Социальная динамика должна изучать законы развития и изменения социальных систем.
Таким образом, социология изначально возникла как наука, призванная изучать общество как сложную систему. Она должна была анализировать социальные факты и открывать общие законы социального изменения. Следует отметить, что современная социология значительно отличается от социологии О.Конта.
2. Классический этап развития социологии (XIX – начало XX в.) Период с 30-х гг. ХIХ в. до начала ХХ в. принято называть классическим этапом в развитии социологии – это время теоретического развития социологии, формирования её исходных методологических принципов, разработки категорий, необходимых для описания и объяснения социальных явлений и процессов. Историю социологии принято начинать с момента введения в научный оборот самого понятия “социология”. Поэтому всё, что происходило до О.Конта, считается предысторией социологии. Это очень длительный период в развитии обществознания. Первый шаг в создании новой науки об обществе сделал О.Конт. Ввел понятие социологии, определил место соц в сис-ме наук, предложил первое научное знание.Однако не смог достаточно чётко определить предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития.
Взгляды Конта развивал английский философ и социологи Герберт Спенсер. Концепция Г.Спенсера основана на идеях эволюционизма.Основной закон социального развития по Спенсеру–закон выживания наиболее приспособленных индивидов. Функции естественного отбора выполняет экономическая конкуренция Государство не должно вмешиваться в процесс естественного отбора, а от наименее приспособленных индивидов полезно избавляться. Такая позиция получила название“социального дарвинизма”. Огромное влияние на обществоведение ХIХ и ХХ вв. оказал марксизм. Его основоположниками были К.Маркс и Ф.Энгельс. Марксистская социология предлагала материалистическое понимание истории. Согласно марксизму, общество дифференцировано на 2 класса: *собственники рабочей силы; *собственники средств производства; Отношения между классами конфликтные и этот конфликт обеспечивает развитие общества. Развитие соц. системы увенчается стадией коммунизма.
Появляются более сложные теоретические системы, акцентирующие внимание на психосознательных факторах человеческого поведения. Так, на рубеже ХIХ и ХХ вв. в социологии сложилось психологическое направление, которое можно разделить на три течения: индивидуалистское, групповое, социетарное. Так, представители первого течения считали, что социальные явления обусловлены действием индивидуальных психических факторов и поэтому должны объясняться посредством анализа психики индивида . По мнению сторонников второго направления, аналогичные действия должны осуществляться с позиций психологии группы (рода, племени, коллектива). Представители третьего течения рассматривали психику индивида как продукт общества и предлагали подходить к социальным явлениям и процессам с позиций общественной психологии и социологии.
Наиболее известными представителями психологического направления в социологии классичскго периода являются Лестер Уорд, Франклин Гиддингс,; Уильям Мак-Дугалл .
Против натурализма и психологизма в социологии выступил французский учёный Эмиль Дюркгейм. Он доказывал, что общество – это реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой. Э.Дюркгейм стремился к автономии социологии, отделению её предмета от предмета других наук об обществе. Общество Э.Дюркгейм трактовал как надындивидуальное бытие, существование и закономерности развития которого не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в группы, люди сразу 3. Ведущие направления мировой социологической мысли ХХ в. Наиболее значимыми социологическими концепциями ХХ в. являются: эмпирическая социология, социометрия(микросоциология), структурно-функциональный анализ, теория социального конфликта, концепция социального обмена, теория символиче-ского интеракционизма, феноменологическая социология. Становление эмпирической школы в социологии было связано с попытками пре-одоления избыточного теоретизирования, характерного для социологии ХIХ в., а так-же с необходимостью решения практических задач по управлению общественными процессами. В рамках эмпирической социологии оформились два основных течения – академическое и прикладное. Задача первого – создание систем научного знания об отдельных областях и явлениях общественной жизни. Задача второго – организация таких исследований, направленных на решение чётко определённых практических за-дач.
Во второй половине ХХ в . эмпирическая социология развивается как в США, так и в Западной Европе.
В 30 -е гг. ХХ в. в русле психологической традиции в социологии возникает со-циометрия, или микросоциология. Под социометрией принято понимать теорети-ческое и прикладное направление социологии, изучающее социопсихологические вза-имоотношения в малых группах. Возникновение социометрии связывается с исполь-зованием специфических приёмов изучения группового поведения людей, разрабо-танных учеником З. Фрейда – психиатром и социологом Джекобом Морено.
Важным моментом теоретических построений Д.Морено было положение о том, что через раскрытие социально-психологических механизмов и психических структур сообществ социометрия получает возможность установления социального контроля над поведением личностей и социальных групп.
Одним из наиболее важных и сложных направлений современной социологиче-ской мысли является структурно-функциональная теория. Общество рссматрива-ется как целостная система, элементы которой находятся в функциональных связях и отношениях друг с другом. Такими элементами могут быть индивиды, группы, общно-сти и т.д., внутри которых и между которыми устанавливаются структурные связи. Ха-рактер этих функциональных связей и отношений позволял построить более или ме-нее полную картину общества.
Ключом к концепции Т.Парсонса является категория равновесия. Условиями вы-живания социальной системы являются адаптация (приспособление к окружающей среде), целеполагание (формулирование целей и мобилизация ресурсов для их дости-жения), интеграция (поддержание внутреннего единства и упорядоченности, пресече-ние возможных отклонений), латентность (обеспечение внутренней стабильности, са-мотождественности системы).
Как реакция некоторой части западных социологов на широкое распространение структурно-функционального анализа возникла современная теория социального конфликта. Основными аргументами против тезиса Т.Парсонса о стабильности как атрибуте общества выступали следующие: 1) распределением средств в жизни занимается груп-па людей. Она противостоит всему обществу, поэтому конфликт неизбежен; 2) поли-тическая власть защищает существующий экономический порядок распределения обще 4. Проблемы развития и перспективы отечественной социологии. В контексте эволюции понимания предмета социологической науки чётко просмат-риваются три исторических этапа развития российской социологии.
Первый этап (конец60-х – первая половина 80-х гг. ХIХ в.). Социология в России, как и на Западе, возникает в лоне позитивистской доктрины. С точки зрения позити-визма, соц-я рассматривается как естественная наука, использующая все прочие науки как “склад” фактов для разработки собственных з-нов социальной статики и динами-ки.
Раньше всех сформировала свои принципы субъективная социология. Движущим мотивом создателей субъективной социологии П.Л.Лаврова и Н.К.Михайловского было стремление обосновать идеи русского социализма и народничества. Идеи психологического направления разрабатывались в трудах Е.В.ДеРоберти. Центральной в его концепции была идея о решающей роли культурных факторов как основных мотивов человеческого поведения. Объективно-ориентированная социология получила наиболее полное воплоще-ние в работах А.И.Стронина и П.Л.Лилиенфельда. Последний, вслед за Г.Спенсером, был одним из основателей социологического органицизма как самостоятельного направления в социологии. А.И.Стронин и П.Л.Лилиенфельд свои представления об обществе строили на основании аналогии общества с биологическим организмом.
Второй этап (вторая половина80-х– 90-е гг. ХIХ в.). В этот период складывается марксизм и антипозитивистские установки, резко критикуются натуралистические концепции. Известное влияние на развитие социологической мысли в России в это время оказал П.Б.Струве.
Важным моментом развития социологической мысли в России можно считать публикацию двухтомного труда М.М.Ковалевского “Социология”. Понимая социоло-гию как науку об организации и эволюции общества, М.М.Ковалевский подчёркивал, что она имеет дело со сложным переплетением экономических, психологических, гео-графических факторов, ни один из которых не является определяющим. Третий этап (первые два десятилетия ХХ в.). Ведущей школой в это время стано-вится неопозитивизм (П.А.Сорокин, К.М.Тахтарев), трактовавший социологию как об-щую теорию социального. Одновременно оформляется своеобразная “христианская социология” в русле религиозной философии (Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, С.Л.Франк), во многом близкая к отмеченной трактовке предмета социологии. В рамках ортодок-сального марксизма, с одной стороны, усиливается вульгаризация и политизация со-циальной теории (В.И.Ленин), с другой – выделяется направление, стремящееся со-единить марксистские идеи с современной наукой.
Марксистский вариант социологии просуществовал в Советском Союзе до сере-дины 30-х годов. Социология как самостоятельная наука об обществе стала ненужной, более того, она была объявлена буржуазной лженаукой, не только не совместимой с марксизмом, но и враждебной ему.
Перерыв в развитии социологической мысли в СССР продолжался до начала 60-х гг. Возрождение социологических исследований началось с наступлением “хрущёвской оттепели”. Но и конкретные социологические исследования в 70–80-е гг. проводились под контролем власти и подвергались жёсткой цензуре. С середины 80-х годов вместе с реформами в СССР начинается и новый этап в развитии отечественной социологии. За последние полтора десятилетия произошли кардинальные изменения в состоянии социологической науки как в РФ, так и в РБ – социология была не только признана самостоятельной наукой об обществе, но и стала широко популярна. 5. Объект и предмет современной социологии. Место социологии в системе научного знания. Объект науки – это часть мира, на которую направлено внимание исследовате-лей. Что касается объекта социологии, то это, бесспорно, – общество. Очевидно и то, что предметом исследования социологии являются связи и отношения в объекте. Однако дать более конкретное и чёткое определение предмета социологии довольно сложно . Оно во многом будет зависеть от принадлежности учёного к той или иной со-циологической школе. С самого начала своего возникновения социология развивалась в двух основных направлениях: макросоциология и микросоциология. Необходимость объедине-ния макро- и микросоциологии в единую науку об обществе требует соединения этих двух подходов. Для этого нужно было найти базовую(ключевую)категорию, т.е. “единицу социального измерения”, своего рода “социальный ген”.
Употребление в качестве базовой категории таких понятий, как “общество” или “социальная система”, очень абстрактно, а “человек” – не позволяет выйти на уровень теоретического обобщения. Поэтому большинство учёных сходится во мнении, что базовой категорией в социологии может быть
“социальная общность”.
Социальная общность – большая или малая группа людей, занимающих оди-наковое социальное положение и имеющих общие социальные признаки.
Для каждой общности характерно выделение того или иного ведущего признака: пол, возраст, национальность, профессия, роль, статус и т.д. Этот общий признак явля-ется доминирующим и должен принадлежать всем членам общности, определяя её специфику и отделенность от других общностей. С другой стороны, общий признак является тем консолидирующим началом, благодаря которому разрозненная масса людей приобретает характер целостного образования. Этот общий признак может иметь природный (пол, возраст) или социальный (религиозная принадлежность, ста-тус и т.д.) характер.
Социология – наука о законах становления, развития и функционирования об-щества как целостной системы социальных отношений, а также составляющих его общностей. В системе общественных и гуманитарных наук социология занимает особое ме-сто, которое определяется тем, что: 1) она является наукой об обществе, его явлениях и процессах; 2) она включает в себя общую социологическую теорию или теорию общества, которая является теорией и методологией всех других общественных наук; 3) все общественные и гуманитарные науки включают в себя социальный аспект, т.е. те законы и закономерности, которые реализуются через деятельность людей; 4) техника и методика изучения человека и его деятельности, разрабатываемые социологией, необходимы и используются всеми другими общественными науками. Положение социологии можно определить формулой: если есть“n”разных со-циальных объектов для изучения, то наук, их изучающих, будет “n+1”.
6. Структура современной социологической науки. Особенности социальных законов. Структуру современной социологии можно представить в виде трёхуровневой модели:
• теоретическая социология (включает в себя теории наиболее высокого уров-ня ; занимается разработкой методов исследования различных социальных объектов и методологией исследовательского процесса);
• социология отраслевых теорий (отраслевая) (Все теории среднего уровня можно разделить на три группы:
*теории социальных институтов (социология семьи);
*теории социальных общностей (социология молодёжи);
* теории специализированных социальных процессов (социология об-разования));
• социология конкретного исследования (эмпирическая) (призвана не просто собрать и обработать факты, а обеспечить надёжную проверку теории).
Наряду с трёхуровневой моделью структуры социологии существует также структурная модель, в которой социология делится на макро- и микросоциологию. Макросоциология акцентирует внимание на типичных образцах поведения, которые дают возможность понимания общества в целом. Основными структурными элементами в обществе с точки зрения макросоциологии выступают семья, экономи-ческие и политические институты, образование, религия. Главный интерес для макро-социологических теорий представляют собой изучение крупных закономерностей в развитии общества, взаи-моотношения между основными элементами общественной системы и изменение этих отношений.
Микросоциология обращает своё внимание прежде всего на поведение инди-видов, на мотивы и смыслы, которые люди вкладывают во взаимодействие. Именно те смыслы, которые люди вкладывают в своё взаимодействие с другими людьми, с точки зрения микросоциологии, и влияют на процесс возникновения и развития общества.
Социальные законы, которые стремится раскрыть и исследовать социология, не-сколько отличаются от тех законов, которые проявляются в жизни природы. В своём конкретном проявлении социальные законы выступают как законы-тенденции.
Социальный закон не может проявляться иначе, как в средней, массовой законо-мерности при взаимопогашении индивидуальных уклонений в ту или иную сторону. Социальные действия, обусловленные индивидуальными особенностями и жизненны-ми обстоятельствами совершающих их людей, определяются как случайные величи-ны. Эти случайности (индивидуальные отклонения) взаимопогашаются в рамках со-циальных групп, наделённых однородными свойствами; регулярно происходит их уравнивание и превращение в так называемые средние равнодействующие.
Чтобы сформулировать закон-тенденцию, необходимо взять среднюю равнодей-ствующую какого-либо явления или процесса. Для этого нужно:
• установить направленность действий сходных групп людей в одинаковых условиях;
• выявить структуру социальных связей, рамками которых эта деятельность обусловливается;
• определить степень повторяемости и устойчивости социальных действий и взаимодействий групп в условиях данной социальной системы. 7. Функции социологии. То, на что способна наука, и то, какую пользу она может принести людям, определяются её функциями. В обществе социология выполняет ряд функций, ко-торые по критерию “теория – практика” можно разделить на две группы: теорети-ко-познавательные и управленческо-преобразовательные.
Познавательная функция означает возможность социологии раскрыть ход и причины какого-либо социального явления или процесса и рассказать об этом окружающим. Своё органическое продолжение она находит в прогностической функции, которая говорит о способности социологии предсказывать (просчиты-вать) развитие данного процесса или явления в будущем. Прогностическая функция социологии может быть реализована в нескольких формах: а) социальное проектирование – разработка конкретной модели социального процесса или социальной системы (подсистемы) с чётко заданными параметрами и спецификой функционирования;
б) социальное конструирование – общее мыслительное построение нового со-циального объекта безотносительно к конкретно заданным параметрам и норма-тивам, т.е. это создание своего рода “математической модели” развития некоего ти-пичного социального явления или процесса, где параметры можно изменять (кон-струировать);
в) социальное планирование – разработка целевых комплексных программ развития отдельных сфер общественной жизни (жильё, здравоохранение, свободное время) на предприятии, в регионе, государстве в целом.
Управленческая функция означает, что выводы, рекомендации, предложе-ния социологов, их оценки состояния социального объекта могут стать основанием для выработки и принятия управленческих решений. Однако следует понимать, что поскольку социологическая наука не имеет властных полномочий, то она не может нести полной ответственности за характер и направление управленческого реше-ния.
Организационно-технологическая функция – результаты исследования социологов представляются не только в виде теории, но и в виде рекомендаций, предложений, методик, социальных технологий. Социальная технология – это про-грамма преобразовательной деятельности и сама деятельность на основе этой про-граммы, призванная в корне изменить ситуацию.
Кроме того, следует назвать ещё одну функцию социологии, которая присут-ствует при реализации каждой из перечисленных функций, это идеологическая функция, или функция ценностного ориентирования. Дело в том, что социоло-гия, имеющая дело непосредственно с интересами людей, не может полностью аб-страгироваться от своих собственных оценок изучаемых явлений. Учёные-социологи, имея свои мнения и суждения, представляя информацию, прогнозируя дальнейший ход событий, предлагая методики преобразовательной деятельности, ориентируют людей на следование определённым ценностям. 8. Социологическое исследование: назначение, содержание, этапы. И 9. Классификация видов социологических исследований.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (155)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |