Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Из каких элементов состоит социальный институт?



2019-07-03 232 Обсуждений (0)
Из каких элементов состоит социальный институт? 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Каждый институт включает в себя:

- определённую сферу деятельности;

 

- группу лиц, уполномоченных для выполнения тех или иных общественных, организационных или управленческих функций на основе установленных прав и обязанностей;

- организационные нормы и принципы отношений между официальными лицами (руководитель–подчинённый, преподаватель–студент);

 

- материальные средства (общественные здания, оборудование и т.п.), необходимые для решения поставленных задач.


 

16.Особенности функционирования социальных институтов, их значение в жизни человека и общества.

Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональ-ными качествами:

1.Экономико-социальные институты – собственность, обмен, деньги, банки, различные хозяйственные объединения – обеспечивают всю совокупность произ-водства и распределения общественного богатства, соединяя вместе с тем эконо-мическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

2.Политические институты – государство, партии, профсоюзы и другие обще-ственные организации, преследующие политические цели, направленные на уста-новление и поддержание определённой формы политической власти. Их совокуп-ность составляет политическую систему данного общества. Политические институ-ты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценно-стей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.

3.Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и по-следующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение инди-видов в определённую субкультуру, а также социализацию индивидов через усвое-ние устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту опре-делённых ценностей и норм.

4. Нормативно-ориентирующие – механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель – придать поведению и мотивации нрав-ственную аргументацию, этическую основу.

5. Нормативно-санкционирующие – осуществляют социальную регуляцию по-ведения на основе норм, правил и предписаний, закреплённых в юридических и ад-министративных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной си-лой государства и системой соответствующих санкций.

6. Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институ-ты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенцио-нальных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты внутригруппово-го и межгруппового поведения.

 

Нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве ко-торого выступает общество или сообщество, называется дисфункцией социаль-ного института. Особенно остро эта проблема возникает во времена революций или быстрых социальных изменений, когда многие традиционные общественные институты либо прекращают свою деятельность, либо адаптируются к решению новых социальных задач. Но формирование общественных институтов требует вре-мени. В итоге люди сталкиваются с серьёзными трудностями неурегулированности возникающих новых социальных отношений и поддержания общественного поряд-ка в традиционных областях жизни. Такие переходные периоды, когда общество сталкивается с дезорганизацией традиционных институтов, Э.Дюркгейм назвал аномией.

 

Социологи всегда придавали большое значение изучению этой проблемы. Польский социолог Ян Щепаньский указывает на следующие основные условия эффективного функционирования социальных институтов:

 

1. Чёткое определение цели и круга выполняемых действий или же объёма ф-ций. Если ф-ции института определены нечётко, он не может без конфлик-тов включиться в глобальную с-му институтов данного общества и натал-кивается на различные противодействия.

 

2. Рациональное разделение труда и рациональная его организация.


 

17.Семья как социальный институт и социальная группа.

Семья – это основанное на кровном родстве, браке или опекунстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их интимную жизнь, устанавливает супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности.

В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа, и как важный социальный институт. В качестве малой группы она удовлетворяет личные потребности людей, в качестве института – социально значимые потребности общества.

Семья является важным элементом социальной структуры общества, одной из его подсистем, деятельность которой регулируется как брачно-семейным законодательством, так и морально-нравственными нормами, обычаями, традициями и т. д.

Главная функция семьи – репродуктивная, т. е. биологическое воспроизводство населения – на общественном уровне и удовлетворение потребности в детях – на личностном уровне. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных функций, среди которых:

воспитательная –первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей;

хозяйственно-бытовая –ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

экономическая –материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

функция первичного социального контроля –регламентация моральной ответственности в отношениях между членами семьи;

духовно-нравственная –развитие личности каждого члена семьи;

социально-статусная –предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

досуговая –организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

эмоциональная –оказание психологической поддержки членами семьи.

По своим формам и типам семейные отношения достаточно многообразны. В зависимости от структуры родственных связей выделяют два основных типа семьи: нуклеарную(простую) и расширенную(сложную). Первая состоит из родителей и находящихся на их иждивении детей, вторая – из родителей, детей и других родственников, представителей двух или более поколений.

В зависимости от формы брака выделяют моногамнуюи полигамнуюсемью. Первая предусматривает наличие брачной пары – мужа и жены. Вторая подразделяется на полигинию(многоженство) и полиандрию(многомужество). Если полигиния получила довольно широкое распространение (прежде всего в мусульманских странах), то полиандрия встречается редко (Индия, Тибет) и вызывается часто экономическими причинами (например, в Тибете братья имеют общую жену, чтобы не делить земельный участок, полученный по наследству).

По критерию семейной власти выделяют такие исторические формы семьи, как матриархат(власть в семье принадлежала женщине) и патриархат(во главе семьи стоял мужчина). В настоящее время превалирует эгалитарная,или демократическая, семья,в которой существует статусное равенство супругов.

 


 

18.Социальная структура и её основные элементы.

Прежде всего общество можно представить как систему взаимосвязанных и взаимодействующих между собой социальных общностей. Для каждой общности характерно выделение того или иного ведущего признака: пол, возраст, националь-ность, профессия, роль, статус и т.д. Этот общий признак является доминирующим и должен принадлежать всем членам общности, определяя её специфику и отделён-ность от других общностей. С др. стороны, общий признак является тем консолиди-рующим началом, благодаря которому разрозненная масса людей приобретает ха-рактер целостного образования. Этот общий признак может иметь природный (пол, возраст) или социальный (религиозная принадлежность, статус и т.д.) характер.

 

Социальные общности можно разделить на виды, наиболее общими из кото-рых являются классы, слои и группы.

 

Классическое марксистское определение классов было дано В.И.Лениным: “Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исто-рически определённой с-ме общественного производства, по их отношению (боль-шей частью закреплённому и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам полу-чения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают”.

Альтернативную традицию, согласно которой класс не представляет собой ис-ключительно экономическое явление, развивают некоторые американские социо-логи. В частности, независимыми факторами класса называются социальный статус и престиж.

Таким образом, представление о социальном классе в современной социоло-гии носит многомерный характер.

 

Понятие социального слоя было введено в науку первоначально как аль-тернатива марксистскому подходу, т.е. делению общества на классы, и имело боль-ше идеологический, чем научно разработанный характер. Однако в настоящее вре-мя рассмотрение общества с точки зрения его деления на слои не только является популярным, но и стало важным предметом исследования социологии.

 

Социальная группа – определённая совокупность людей, имеющих общие природные и социальные признаки, объединённых общими интересами, ценностя-ми, нормами и традициями.

 

Социальные группы можно делить в зависимости от наличия или отсутствия официального социально-юридического статуса на формальные и неформальные. В зависимости от количества членов и условий внутригруппового взаимодействия со-циальные группы делят на малые, средние и большие.

 

Говоря о социальной структуре, обязательно необходимо выделять и учиты-вать особенности субъектов социальной системы, т.е. тех элементов социальной си-стемы, которые выступают как относительно самостоятельные “действующие ли-ца”. Такими субъектами социальной системы являются прежде всего индиви-ды, общности и социальные институты.

 

Субъекты социальной системы вступают между собой в различного рода со-циальные отношения. Социальная деятельность включает в себя осознанную цель, средство, сам процесс деятельности и её результат. Таким образом, действие индивида или группы получает статус социального только в том случае, если оно осмыслено и социально ориентировано на других людей. Наиболее общее деление социальных отношений на виды традиционно включает в себя экономику, поли-тику,идеологию.


 

19.Социальный статус и социальная стратификация.

Понятие социальной стратификации тесно связано с делением общества на социальные слои , а стратификационная модель общества строится на основе тако-го явления, как социальный статус.

Социальный статус – это положение, занимаемое человеком или группой в обществе и связанное с определёнными правами и обязанностями. Это положение всегда соотносительно, т.е. рассматривается в сравнении со статусами других инди-видов или групп. Статус определяется профессией, социально-экономическим по-ложением, политическими возможностями, полом, происхождением, семейным по-ложением, расовой и национальной принадлежностью. Социальный статус характе-ризует место человека или социальной группы в социальной структуре общества, в системе общественных взаимодействий и обязательно содержит оценку этой дея-тельности со стороны общества (других людей и социальных групп). Последняя может выражаться в различных качественных и количественных показателях – ав-торитет, престиж, привилегии, уровень доходов, награда, звание, слава и т.п.

 

Существуют различные виды статусов.

Личный статус – положение, которое человек занимает в малой или первич-ной группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам.

Социальный статус – положение человека, которое он занимает автомати-чески как представитель большой социальной группы или общности (профессио-нальный, классовой, национальной).

Ещё говорят о главном статусе – наиболее характерный для данного инди-вида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отож-дествляют его. В этой связи выделяют предписанный статус (независящий от же-ланий, стремлений и усилий данного человека) и достигаемый статус (положение, которое человек достигает благодаря своим собственным усилиям).

 

 

Отсюда социальная стратификация – это расположение людей в статусной иерархии сверху вниз. Термин “стратификация” позаимствован из геологии, где он обозначает вертикально расположенные слои земли, обнаруживаемые при разрезе. Стратификация – определённый срез социальной структуры общества, или теоре-тический угол зрения на то, как устроено человеческое общество. В реальной жиз-ни люди, конечно, не стоят над или под другими.

20.Социальная стратификация: теоретические модели. И

Проблема моделирования социального неравенства состоит в том, чтобы модель, разработанная на основе таких критериев как собственность и доход, власть. Престиж профессии и образование с одной стороны была адекватной социальному расслоению, а с другой — достаточной простой для исследования и использования в социальной политике.

Модели социальной стратификации:

· одномерные и многомерные

· иерархические и неиерархические (на основе понятия социального положения, напр., Т. Гайгера)

 

Социальная стратификация по-разному понимается в различных теоретических системах. Существует три классических направления стратификационных теорий - марксизм, функционализм и веберианство.

Марксизм сводит проблему социальной стратификации к различиям м.классами. Главный тип стратификации, согласно марксизму, это классовая стратификация, в основе которой лежат экономические факторы, пр.всего отношения собственности. Поэтому марксистская теория стратификадии подвергалась критике пр.всего за экономический редукционизм и одномерность.

Функционалистские теории связывают социальную стратификацию с профессиональным разделением труда, с необходимостью мотивации индивидов для заполнения важных профессиональных позиций. Неравное вознаграждение, включая доход и статус, считается необходимым механизмом, с помощью которого общество гарантирует, что наиболее важные для общества места займут наиболее квалифицированные люди. Поэтому система социального неравенства рассматривается как объективно необходимая в любом обществе, причём подчеркивается не конфликтное, а интегрирующее значение социальной стратификации для общества. Вся функционалистская стратификационная схема выглядит как длинная непрерывная статусная шкала, которая складывается из множества профессиональныхтрупп. На этой шкале нет разрывов, нет чёткого деления на классы, нет классовой борьбы, как нет и её предпосылок. "Классы" в этой концепции - это статусно-престижные группы.

Функционалистская теория стратификации подвергалась критике по разным направлениям. Её главными недостатками считается отсутствие внимания к власти, богатству и собственности как основаниям, стратификации; преувеличение индивидуально-достижительского характера неравенства и недооценка фактора наследования статусной позиции; игнорирование борьбы, которую ведут м.собой различные классы и страты за власть, престиж и материальные ценности. Фактически функционалистская теория стратификации, доминировавшая в 1950-1960-е, отражала специфическую ситуацию США, где никогда не существовало и не существует ни идеологии рабочего класса, ни его политического движения, а социальная иерархия большинством американцев понимается как система свободно организованных статусных групп, членство в которых зависит от индивидуальных способностей, Большинство американских социологов также считают, что американское общество не может рассматриваться с т.з. классового типа стратификации, характерного для др.индустриальных стран.

 

Альтернативная и марксизму, и функционализму модель социальной стратификации, получившая широкое распространение с 1870-х, носит название веберианской, поскольку основывается на идеях Вебера М. Вебер М. предложил плюралистический подход к анализу социальной стратификации. По Веберу М., возможно множество относительно самостоятельных иерархических структур, не сводимых к классовой или профессиональной структуре. В качестве важнейших Вебер М. выделяет три таких структуры - экономическую, социокультурную и политическую; соответственно, социальные группы, выделяющиеся в этих иерархических структурах, он определяет понятиями "класс", "статус" и "партия". Иногда они могут близко сходиться, но в принципе всегда остаются относительно самостоятельными. При этом в основе любой стратификации лежит распределение власти и авторитета, которые прямо не определяются отношениями собственности. Т.о., у Вебера М. и его последователей, в отличие от экономической классовой стратификации марксизма и длинной непрерывной шкалы социально-профессиональных позиций функционализма, появляется множество относительно самостоятельных иерархий. И каждая социальная группа занимает комбинированные (многомерные) классовые и статусные позиции. В современной социологии стратификационный анализ становится ещё более многомерным. В нём учитываются и такие факторы, как гендер, возраст, этнос и т.д., связанное с которыми неравенство не сводимо к др.типам социального неравенства, к примеру - классовому.

Специфические подходы к изучению социальной стратификации выработала эмпирическая социология. Наряду с объективным подходом, учитывающим такие критерии, как уровень образования, уровень доходов и т.п., она использует субъективный подход - "репутационный метод", основанный на субъективных оценках положения различных социальных групп, и "метод классовой идентификации", когда респондент располагает себя на условной статусной шкале. Обычно в эмпирической социологии используется классовая стратификационная шкала (5-7 баллов). Здесь класс употребляется как описательная категория, обозначающая различные ранговые позиции, занимаемые определёнными людьми (группами) на иерархических шкалах. Каждый из этих методов дает определённые "смещения" общей картины, но в совокупности они позволяют достаточно точно описать систему социальной стратификации.

 


 

21.Исторические типы социальной стратификации и социальная мобильность.и

22.Место, роль и значение среднего класса в социальной структуре современного общества.

В западной социологии выделяют несколько концепций (теорий) стратификации.

 

Так, немецкий социолог Ральф Дарендорф предложил в основу социальной стратификации положить политическое понятие авторитет”, которое, по его мнению, наиболее точно характеризует отношения власти и борьбу между социальными группами за власть. На основе этого подхода Р.Дарендорф представляет структуру общества состоящей из управляющих и управляемых. Первых он в свою очередь делит на управляющих-собственников и управляющих-несобственников, или бюрократов-менеджеров. Вторых он также подразделяет на две подгруппы: высшую или рабочую аристократию и низшую – низкоквалифицированных рабочих. Между этими двумя основными группами он помещает так называемый “новый средний класс”.

 

Американский социолог Л.Уорнер предложил свою гипотезу социальной стратификации. В качестве определяющих признаков страты он выделил 4 параметра: доход, престиж профессии, образование, этническую принадлежность. Другой же американский социолог Б.Барбер провёл стратификацию по шести показателям: 1) престиж, профессия, власть и могущество; 2) уровень дохода; 3) уровень образования; 4) степень религиозности; 5) положение родственников; 6) этническая принадлежность.

 

Французский социолог Ален Турен считает, что все эти критерии уже устарели и предлагает определять страты по доступу к информации. Господствующее положение, по его мнению, занимают те люди, которые имеют доступ к наибольшему количеству информации.

 

Кроме названных концепций выделяют ещё и функционалистскую теорию стратификации. Например, К.Дэвис и У.Мур утверждают, что нормальное функционирование общества осуществляется как реализация различных ролей и их адекватное исполнение. Роли же различаются по степени своей социальной важности.

С точки зрения эволюционизма, по мере усложнения и развития культуры происходят разделение труда и специализация деятельности. Одни виды деятельности оказываются более важными, требующими длительной подготовки и соответствующего вознаграждения, другие же – менее важные и поэтому более массовые, легко заменяемые.

 

Российский социолог А.И.Кравченко предлагает своего рода обобщающую модель социальной стратификации. Статусную иерархию сверху вниз он располагает по четырём критериям неравенства: 1) неодинаковые доходы, 2) уровень образования, 3) доступ к власти, 4) престиж профессии. Индивиды, обладающие приблизительно одинаковыми или сходными признаками, относятся к одному слою, или страте.

 

 

Указанные критерии принимаются за основу типологизации социальной стратификации. Выделяют стратификации:

 

• экономическую (доходы),

 

• политическую (власть),

 

• образовательную (уровень образования),

 

• профессиональную.

 

Каждую из них можно представить в виде вертикально расположенной шкалы (линейки) с нанесёнными делениями.

 

В экономической стратификации делениями измерительной шкалы выступает


 

23.Понятие личности. Общественное, коллективное и индивидуальное в личности.

Исходным пунктом в исследовании этой проблемы является разграничение понятий “человек”, “индивид”, “личность”. Эти термины не тождественны.

Человек - употребляемое понятие для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.

Индивид - человек как единичное природное существо, как обособленный представитель человеческого рода или какой-либо социальной группы.

Однако, имея общую с животными подсистему – организм, человек (как биосоциальное существо) обладает и качественно новой подсистемой – личностной. Этим человеческий индивид принципиально отличается от животных “особей”. Понятие “личность” фиксирует социальное качество человека. Личность может быть понята и описана только в системе отношений, которые складываются между людьми.

Личность – система социально значимых черт, присущих данному человеку.

Таким образом, с социологической точки зрения личность есть воплощение социально-типических характеристик, т.е. отражает черты, общие для социальной группы, класса, нации, всего общества. Но это не значит, что личность полностью сводится к этим чертам и является точным “слепком” конкретных общественных отношений. Несводимость человека к его социально-групповому статусу, относительная независимость поведения от первоначально обусловивших его факторов – все это фиксируется понятием“индивидуальность”.

Таким образом, личность есть диалектическое единство социально-типического и индивидуального.

 

Итак, если рассматривать личность в зеркале социологической теории, то необходимо отметить прежде всего что она выступает как система социально значимых качеств, характеризующих индивида как члена того или иного общества, как продукт общественного развития. Признавая уникальность, незаменимость, неповторимость каждой личности, социология , тем не менее, делает акцент на изучении социально-типического в её поведении и деятельности.

 

В отличие от психологического анализа, когда на первое место выдвигается индивидуальное в личности, социологию интересует социально- типическое, характеризующее её включённость в общество, социальные группы, организации и институты.

Социолог исследует личность под углом зрения её участия в экономической жизни, т.е. его внимание обращено на трудовую деятельность человека (интерес к труду, его содержанию, характер, результат, установка на труд и т.д.). С точки зрения политической жизни, социолога интересует прежде всего человек-гражданин. Включённость личности в духовную жизнь социолог рассматривает сквозь призму культуры.

 

Следовательно, исходным пунктом социологического анализа личности являются не индивидуальные особенности человека, а социальные функции, выполняемые им в рамках той системы, в которую он включён.


 

24.Социологические концепции личности.

В социологии существует множество концепций личности, которые можно свести в несколько групп, соответствующих основным социологическим направлениям.

   Бихевиористское направление в социологии связано с рассмотрением личности как совокупности реакций на стимулы, формируемые внешней средой её обитания. Формула поведения человека: “S–R”(“стимул – реакция”). И хотя необихевиоризм разнообразил эту формулу, включив в неё опосредующее звено – промежуточные переменные психологического плана: “S–O–R”, он отрицает возможность научного социологического анализа этих переменных.

 

Личность в таких теориях является пассивным результатом социальной среды, а её деятельность регулируется необходимыми стимулами: положительными или отрицательными. Формирование личности предстаёт как процесс научения.

Интеракционистское направление опирается на методологическую установку, согласно которой личность есть результат участия человека в социальных группах. Личность человека понимается как совокупность шаблонов поведения, формирующихся в процессе повседневного взаимодействия с окружающими людьми.

 

Структурно-функциональный подход в социологии может быть представлен ролевой концепцией личности. Согласно этой концепции, человек, находясь в социальной системе, вынужден выполнять ряд функций, которые могут быть описаны как его роли. Та или иная социальная система формирует свои требования к человеку, а потому и человек приобретает соответствующие этим требованиям ролевые статусы.

 

Семья как социальная группа формирует роли мужа и жены, повседневная жизнь в обществе – покупателя , пассажира и т.д., профессиональные группы – роли врача, инженера, рабочего и т.д. Человек приобретает навыки выполнения этих ролей в процессе социализации, и, таким образом, он становится личностью.

 

 

Экзистенциалистское направление в социологии противопоставляет личность и социальный мир, рассматривая самоосуществление человека как постоянный процесс выбора решений в борьбе с отчуждённым от него миром. Трагическое существование человека определяется его брошенностью, а необходимость жить с другими людьми лишает человека подлинности, “сминает, раздавливает человека”.

 

Смысл человеческого существования не находится в мире, а придаётся человеческой жизни самим человеком в процессе непрерывного самоосуществления им своей сущности. Главное в экзистенциальном понимании человека –проблема его внутренней свободы как собранности индивида перед лицом обстоятельств.

 

Сложность решения проблемы личности в социологии не должна создавать установки на принципиальную невозможность научного решения этой проблемы . В какой-то мере каждое из социологических направлений раскрывает ту или иную сторону проблемы, акцентирует внимание на многогранности человеческой жизни общества. Главное не абсолютизировать один подход, а попытаться найти рациональное зерно и определить сильные и слабые стороны каждой концепции.

25.Структура личности – соотношение основных компонентов личности как целостного социального образования.

Под структурой личности понимают соотношение основных компонентов личности как социального образования. Подходы к выявлению структуры личности также могут быть различными. Остановимся на системном подходе.

Рассматривая личность как систему, выделим в ней две основные подсистемы, в которых раскрываются два мира личности: один – внутренний, мир сознания, скрытый от других и зачастую непонятный и неосознанно “живущий” для самой личности; второй – деятельностный, открытый дл людей, позволяющий им не только наблюдать внешние проявления личности, но и проникать в её внутреннюю жизнь.

Начнём со структуры, характеризующей срез сознания личности. В социологии и социальной психологии рассматривается целый набор элементов этой структуры, находящихся в определённой зависимости. Благодаря их взаимосвязи существуют внутриличностные мотивационный и диспозиционный механизмы.

Мотивационный механизм включает в себя взаимодействие потребностей, ценностных ориентаций и интересов, конечным результатом которого является их преобразование в цель личности.

Потребности выступают как исходные побудители деятельности личности. Они, как правило, неосознанны и отражают объективные условия существования человека, являясь одной из наиболее важных форм связи личности с окружающим миром. Связь эта может проявляться в форме естественных (нужда в еде, одежде, жилье и т.д.) и социальных потребностей (в различных формах деятельности, общении). Вместе с тем резкой грани между ними нет, поскольку потребности в одежде, жилье и даже еде приобретают социальную “оболочку”.

Будучи осознанными, потребности превращаются в интересы личности. В них отражается отношение человека к условиям жизни и деятельности, определяющее направленность его действий.

Важный элемент внутренней структуры личности и регулятор её поведения – ценностные ориентации. Они отражают направленность личности на определённые ценности, предпочтительное отношение к тем или иным из них.

Потребности и интересы, отражаясь в сознании людей и преломляясь через ценностные ориентации, приводят к формированию конкретных внутренних побудителей действия, которые принято называть мотивами деятельности. Так создается механизм мотивации, который предполагает реализацию в целенаправленной деятельности личности. Смысл этой деятельности – достижение определённой цели.

Диспозиция личности – это её предрасположенность к определённому поведению в конкретных условиях, возможность сделать выбор деятельности.

Сам механизм включает в себя взаимодействие мотивов и стимулов, приводящее к появлению установок личности. Результатом этого взаимодействия оказывается возникновение диспозиций.

Под мотивами, как уже отмечалось, принято понимать внутренние непосредственные побудители к деятельности, в которых отражается стремление человека удовлетворить свои потребности и интересы.

В отличие от мотивов стимулы выступают как внешние побудители к деятельности. Под ними обычно понимают многочисленные факторы экономического, социального, политического и иного характера, действующие в структуре среды обитания личности.

Установки – это общая ориентация, направленность сознания на то или иное явление действительности. Социальные установки – один из наиболее важных регуляторов социального поведения личности, выражающий её предрасположенность, готовность действовать определённым образом в отношении данного объекта.

26.Социализация индивида как процесс становления личности.

Социализация–это процесс усвоения индивидом образцов поведения общества и группы, их ценностей, норм, установок. Социализация – это процесс формирования личности, её жизненной позиции на основе воздействия на человека системы обучения, образования и воспитания, включая семью, средства массовой информации, литературу и искусство, который не ограничивается периодом становления личности, а продолжающийся всю жизнь.

 

    Такими важными вехами в жизни и деятельности человека являются детство, период учёбы, трудовой деятельности, пенсионный возраст.

 

 

В социализации индивида можно выделить две фазы:

1) социальая адаптация;

2) интериоризация.

 

Первая означает приспособление индивида к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам, складывающимся на различных уровнях жизнедеятельности общества, к социальным группам и социальным организациям, социальным институтам, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности. Процесс адаптации – это первая фаза социализации индивида.

 

Вторая её фаза, интериоризация, – это процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека. Характер перевода социальных норм, ценностей и других компонентов внешней среды во внутреннее “Я” обусловлен структурой каждой конкретной личности, сформированной предшествующим опытом. Личность не растворяется в социальной среде, а относится к ней как самостоятельная единица.

 

Существенное значение в процессе социализации имеет система знаков. Знаки (слова, жесты) являются средством организации и трансляции совместной деятельности людей. Посредством знаков социальная общность управляет деятельностью индивидов. Для того чтобы индивид мог участвовать в социальной деятельности, он должен усвоить принятые в данной социальной общности знаки и способы их сочетания.


 

27.Агенты и механизмы социализации.

Процесс социализации раскрывается через исследование так называемых агентов социализации, т.е. тех социальных структур (семья, малая группа, коллектив, школа, политические организации, церковь и т.д.), которые составляют социальную среду обитания индивида.

 

Следует обратить внимание на то, что роль агентов социализации неодинакова на различных этапах процесса формирования социальных качеств и в различных обществах (традиционных и современных, аграрных и индустриальных, восточных и западных, мусульманских и католических и т.д.).

 

Семья многими признаётся в качестве первичного социализирующего коллектива. Однако роль семьи в традиционном обществе более значима, чем в современном. Процессы социализации подвержены влиянию политических режимов. Степень демократичности общества определяется также и тем, насколько процесс социализации индивидов подвержен контролю и воздействию политических властвующих структур.

 

Личность подобно культуре развивается путём накопления ценностей, так что каждая предшествующая ступень развития есть необходимое звено в достижении последующей. В связи с этим возникает вопрос о конкретных “механизмах ”, с помощью которых происходит усвоение ценностно-нормативных установок.

 

К таким “механизмам”, или способам осуществления социализации, относятся:

 

деятельность (игровая, учебная, трудовая); общение (многообразное взаимодействие с окружающими людьми);

развитие самосознания (самостоятельная работа ума и сердца), в результате чего углубляется индивидуальность, осуществляется социальная самоидентификация личности(осмысление своей социальной принадлежности, социальных ролей, формирование самооценки и т.д.).

28.Социальная деятельность личности.

Личность является не только следствием, но и при



2019-07-03 232 Обсуждений (0)
Из каких элементов состоит социальный институт? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Из каких элементов состоит социальный институт?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (232)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)