Типы экономических систем.
Границами, отделяющими одну экономическую систему от другой, является промышленная или научно-техническая революция, означавшая радикальную перестройку производства. Экономическая наука еще не выработала единого универсального критерия, по которому легко и просто можно было бы определить типы экономических систем. Дифференциация экономических систем определяется по следующим признакам: I. По формам регулирования хозяйственной жизни (или как организован процесс принятия решения, или как решается гл. вопрос экономики - что? как? для кого производить?). Такими формами могут быть традиции, рыночная конкуренция, централизованное регулирование. В соответствии с эти различают:
Традиционная экономика. Производить то так и для тех, как это делали предки. Это: 1. Общество с сохраняемыми веками культурными и религиозными ценностями, особыми представлениями о соотношении материальных и духовных потребностей. 2. Общественная форма собственности. Все стороны жизни строго регламентированы. Нет условий для развития личности. 3. Ручной труд, отсутствует (или очень слабо развито) машинное производство. 4. Задача экономического роста в рамках данной системы не ставится. Поэтому медленный темп прогресса, сохранение веками одних и тех же технологий, организация осуществляется с помощью обычаев и традиций. Все это делает систему невосприимчивой к изменяющимся условиям технического развития, отсутствуют стимулы к высокопроизводительному труду. 5. Спутником данной системы являются не только слабый производственный потенциал, но и нищета. Рыночная экономика. Производить то так и для тех, как этого требует рынок. Основной вопрос решается через цены, складывающиеся на рынке под воздействием спроса и предложения. Ориентируясь на конъюнктуру рынка, определяемую уровнем и динамикой цен, товаропроизводитель самостоятельно решает проблему распределения всех ресурсов, производит те товары, которые пользуются спросом. Основные черты:
Но рынок имеет и недостатки: дифференциация в уровнях жизни различных слоев населения; механизм свободной конкуренции не обеспечивает экономику необходимым количеством денег для развития производства; деятельность свободных конкурентов порой приводит к нежелательным эффектам (загрязнение окружающей среды и т.д.); нет стимула для производства общественных благ; экономика подвержена нестабильному развитию (на смену подъему приходят кризисы) и инфляционные процессы, безработица и т.д. Командная экономика. Производить то, так и для тех, как это предусматривается государственными органами, регулирующими все основные экономические процессы. Характерными особенностями являются: 1. Государственная собственность на средства производства; 2. Централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования; 3. Коллективное принятие решений; 4. Монополизм производителя, тормозящего НТП; 5. Государственное регулирование цен, что порождает дефицит в условиях полной загрузки производственных мощностей. Достоинства:
Недостатки: 1. Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировано центральными органами через тарифную систему и центрально утверждаемые нормативы средств фонда заработной платы, что в итоге приводило к уравниловке в оплате; 2. Гигантские монополии. Поддерживаемые государством, при отсутствии конкуренции не заботились о внедрении новинок техники и технологии; 3. Не учитывались возрастающие потребности населения, их вкусы и предпочтения. Практика доказала, что ни одна из них в чистом виде не может быть эффективной. В традиционной системе многовековые обычаи препятствуют проникновению прогресса в организацию хозяйственной деятельности; в административно-командной централизованная регламентация ограничивает свободу выбора и развитие личной инициативы работника, способствует разрастанию бюрократического аппарата; свободный рынок порождает массовую безработицу, инфляцию и кризисы. Поэтому в реальной жизни преобладает так называемая смешанная экономика, основанная на многообразных формах собственности и сочетании в себе элементов рыночной свободы и государственного регулирования. А основы традиционной экономики находят своё отражение в особенностях моделей смешанной экономики, которые будут рассматриваться далее. Смешанная экономика органически соединила все преимущества предыдущих систем. Она предполагает наличие рыночной основы в сочетании с государственным регулированием. Смешанная экономика возникает, с одной стороны, на базе демократизации частной собственности, расширения ее социальной базы и увеличения многообразия форм (права собственности, акционирование и т.п.), с другой – это активная роль государства. Государство выполняет следующие функции: эффективность (создание лучших условий для работы рынка); справедливость (более справедливое распределение доходов по сравнению с рыночными процессами); стабильность (изживание цикличности в сочетании с мероприятиями, обеспечивающими экономический рост). Т.е. рынок и конкуренция – везде, где можно, а регулирование – везде, где нужно. Основные признаки различных экономических систем представлены в таблице 1.1.
Дополнительными признаками деления экономических систем могут быть иразвитие производительных сил общества (доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная), и тип вмешательства государства (свободный рынок, социально-ориентированная экономика, корпоративная) и др. II.По уровню развития производительных сил общества:
Доиндустриальная. В доиндустриальную стадию господствовало натуральное сельскохозяйственное производство. Индивид не мог просуществовать, не будучи, так или иначе, связан с землей, с земледельческим процессом. Основные черты этой системы: -отсутствовало общественное разделение труда; -самообеспеченность ресурсами; -удовлетворение почти всех потребностей за счет собственных ресурсов; - замкнутость, изолированность хозяйства от внешнего мира; - для такого хозяйства важно было качество продукта, а не его цена, т.к. его целью являлось личное потребление; - распределение, обмен, потребление приобретали форму личных отношений, закреплялись традициями, нормали права и морали. Принадлежность к какому-то коллективу (общине, сословию, касте) давало возможность человеку получать какие-либо блага; - традиционность производственных пропорций, диктующая неизменную структуру потребностей (преобладали первичные потребности). Традиции, на которые опирались производители, тормозили внедрение технических изобретений, передовые производственные навыки распространялись очень медленно (поэтому эту систему порой называют и традиционной), что предполагало сохранение веками одних и тех же технологий. В рамках данной системы не ставилась задача экономического роста, главной целью его было выживание. Индустриальная. Совершенствование орудий труда привело к тому, что человек уже не зависел от природы, и это создало предпосылки перехода от ручного труда к машинному. Промышленная революция означала качественный скачок в развитии производительных сил. При переходе от мануфактурного производства к фабричному изменилось не только содержание труда, но и его характер (виртуозное мастерство ремесленника было вытеснено однообразным механическим трудом, индустриальный труд вытеснил аграрный). Город вытеснил деревню, товарно-денежные отношения приобретают всеобщий характер. Промышленность развивается быстрыми темпами, она преобразует и другие отрасли (сельское хозяйство, транспорт, строительство). Промышленная революция сделала человека свободным (присвоение каких-либо средств производства и жизненных благ не зависит от принадлежности человека к какому-то коллективу). Каждый товаропроизводитель хозяйствовал на свой страх и риск, сами определяли, что, как и сколько производить, кому, когда и при каких условиях реализовывать свою продукцию, но он зависел от других производителей и покупателей. В ХХ в. мощный рост производства позволил удовлетворять широкий спектр потребностей. К тому же развитие техники и технологий привело к ослаблению зависимости не только от внешней среды, но и от биологических возможностей человека. Однако достижения индустриальной экономики недостаточных для сложившегося уровня потребления, поскольку рабочей при механизированном уровне труда управлял только одной машиной, поэтому был не в состоянии стабильно обеспечивать высокое качество изделий. К тому же экономически развитые страны начали испытывать острую нужду в природном сырье и энергоносителях. И общество опять столкнулось с противоречием между ограниченными производственными возможностями и новым уровнем потребления. Это противоречие разрешилось научно-технической революцией, наука превратилась в непосредственную производительную силу. И общество перешло в 60-х гг. к следующей стадии – постиндустриальной экономике. Центр тяжести перенесся в непроизводственную сферу, в сферу услуг. Во всех отраслях хозяйства и в быту внедряются достижения информатики, вычислительной техники, автоматизирован ручной и умственный труд, совершился переход к «высоким» технологиям (ресурсосберегающим). Наука превращается в непосредственную производительную силу. Основной лимитирующий фактор информация, накопление знаний. Новые технологии явились результатом труда «высоколобых интеллектуалов, а не жестянщиков». Этот период характеризуется: - развитие принципиально новой техники и технологий; - превращением науки в непосредственную производительную силу; - усиление творческого характера труда и стимулы к творческой самореализации личности; - выдвижение на первый план таких видов продукции, как научные знания, информация, духовные блага; - центр тяжести перенесся в непроизводственную сферу, в сферу услуг. Во всех отраслях хозяйства и в быту внедряются достижения информатики, вычислительной техники, автоматизирован ручной и умственный труд, совершился переход к «высоким» технологиям (ресурсосберегающим). Все вышеотмеченные характеристики можно представить в виде таблицы 1.2.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (247)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |