Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Конкуренция. Модели современного рынка.



2019-07-03 1769 Обсуждений (0)
Конкуренция. Модели современного рынка. 0.00 из 5.00 0 оценок




Конкуренция - это соперничество между субъектами рыночной экономики за лучшие рынки сбыта и источники сырья, за наиболее выгодное вложение капитала, за более низкие издержки производства по сравнению с рыночными ценами и за получение максимальной прибыли.

Значение конкуренции для развития экономики выражается в ее функциях. Конкуренция выполняет след. функции:

1. Стимулирует хозяйственную деятельность субъектов экономики, т.е. рост экономики. Чтобы победить конкурента, надо снизить издержки производства, для чего надо успеть первым применить совершенную технику и технологию. В результате создаются высококачественные и недорогие товары, что способствует росту благосостояния людей.

2. Дифференцирует товаропроизводителей. Те, которые не успели снизить издержки производства, разоряются, превращаются в наемную рабочую силу. Другие – не обанкротившиеся, становятся богаче.

3. Перераспределяет ресурсы между отраслями и тем самым устанавливает пропорции в производстве различных видов благ и услуг. Каждый стремится вложить свой капитал в ту отрасль, спрос на продукцию которой выше, а значит и выше цены.

Следует обратить внимание на то, что внутри рыночной системы происходят процессы, которые ослабляют силы конкуренции. Это все те процессы и явления, в результате которых появляются элементы монополизма, т.е. антипода (противоположности) конкуренции. К ним относятся:

1. большой удельный вес государственной собственности в экономике;

2. тайные сговоры между фирмами о ценах, разделении рынков сбыта и т.д.;

3. потребность иметь крупное предприятие, которое (при определенном масштабе производства) обеспечивает минимальные издержки на единицу продукции.

Таким образом, рынок сам, объективно рождает монополию. Поэтому нужна помощь государства, реализующего антимонопольную политику.

Методы конкуренции: ценовые, неценовые.

Формы конкуренции:

1. внутриотраслевая и межотраслевая;

2. совершенная и несовершенная.

Совершенная конкуренция – это тип рыночной структуры, который характеризуется свободной конкуренцией между субъектами экономики. Ей присущи такие черты: очень много продавцов и покупателей на рынке; продается однородная продукция; никто не обладает рыночной властью, т.е. никто не может повлиять на уровень цен (они складываются под влиянием колебаний спроса и предложения); переход из отрасли в отрасль свободен; каждый получает полную информацию через цены на рынке.

Несовершенная конкуренция – это тип рыночной структуры, который может существовать в трех формах: чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия. Каждая характеризуется определенными чертами.

Общая сравнительная характеристика всех четырех моделей представлена в таблице Более подробный рассказ об этих формах можно свести к следующему.

Четыре модели современного рынка

Чистая конкуренция имеет место там, где действует множество независимых производителей однородных товаров и услуг (например, стандартизированной пшеницы или молока, услуг по обмену валют или купле-продаже ценных бумаг и пр). В этих условиях доля каждого отдельного производителя в общеотраслевом выпуске настолько мала, что он не может ощутимо изменять совокупное предложение продукции, а значит, и сложившуюся рыночную цену. Из- за одинаковости же товара неценовая конкуренция здесь отсутствует. Приспосабливаясь к рыночной цене, фирмы стремятся добиться эффективности своего производства. Сотни и тысячи из них при этом не выживают. Однако свободный доступ в подобные конкурентные отрасли привлекает туда всё новых предпринимателей.

Полная противоположность этому – чистая монополия. Она существует, когда одна фирма является единственным производителем данного продукта. Примером здесь могут служить уже известные нам представители естественной монополии – газовые, электрические, водопроводные, телефонные и другие подобные компании. Манипулируя объёмом предложения своей продукции, монополист, по существу, диктует потребителям свою цену и остальные условия. А экономическая мощь и эффективность его малозатратного производства делают практически невозможным проникновение в эту отрасль дополнительных фирм.

Монополистическая конкуренция, как следует из её названия, предполагает сочетание монополии и конкуренции. Причём если конкуренция присутствует здесь в очень значительном объёме, то монополия – лишь в небольшом количестве. Такая рыночная ситуация может складываться там, где много сравнительно небольших производителей (продавцов) предлагают похожую, но не одинаковую продукцию (скажем, различные виды одежды или обуви, мебели или книжной продукции, рознично-торговых услуг и т.п.).

Подобный же эффект дифференциации продукта и определённый монополизм возможны у магазина, который притягивает к себе покупателей каких-либо особых товаров или услуг, которых пока больше нигде нет.

Однако монополия в подобных о́траслях не может преобладать над конкуренцией. Множественность предприятий и относительная лёгкость присоединения к ним всё новых и новых фирм постоянно стимулируют живительную конкуренцию.

Наконец, олигополия характерна для таких отраслей, в каждой из которых господствует несколько крупных фирм (производство стали и алюминия, автомобиле- и сельхозмашиностроение, большие компании в сфере опто́вой торговли и пр.). Немногочисленность олигополистов означает, что каждый из них обладает значительным рыночным весом и может влиять на цену. В этих условиях фирмы оказываются взаимозависимыми, а безу́держная конкуренция между ними угрожает "неприятностями" для всех.

К примеру, если три автозавода-гиганта господствуют в своей отрасли, то увеличение производства одним из них может заметно взвинтить рыночное предложение и сбить цены. Подобное поведение одного из конкурентов сразу же скажется на доходах остальных членов этой "большой тройки".

Вот почему в ситуации олигополии фирмы пытаются регулировать взаимную конкуренцию, избегают "войны цен" между собой, идут на объединение, картельные и иные соглашения. Вхождение новых фирм в отрасти с олигополией также очень затруднено.



2019-07-03 1769 Обсуждений (0)
Конкуренция. Модели современного рынка. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Конкуренция. Модели современного рынка.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1769)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)