Основные критерии измерения социальной стратификации. Совокупный социально-экономический статус.
Выясним, каковы критерии стратификации, т. е. факторы, которые позволяют поставить одни группы на более высокое место в иерархии, чем другие. 1. Доход как выражение наличия (или отсутствия) богатства, собственности. 2. Власть как возможность влиять на других людей, в том числе и помимо их желания. 3. Образование как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков. 4. Престиж как уважение, которым пользуется в обществе та или иная должность, профессия, род деятельности. На основе рассмотренных основных признаков и выделяют социальные страты – социальные группы, которые различаются по своему статусу. При этом имеется в виду совокупный социально-экономический статус, который является интегрированным выражением четырех основных критериев стратификации – дохода, власти, образования, престижа. Помимо основных критериев стратификации существуют дополнительные стратификационные признаки, позволяющие отнести индивида или группу к определенной страте, слою, классу: · пол (при прочих равных условиях статус мужчины обычно выше статуса женщины); · возраст (с возрастом статус обычно повышается, до определенных пределов, конечно); · семейное положение (статус человека, имеющего собственную семью, обычно выше статуса человека, семьи не имеющего; важно также к какой семье принадлежит индивид); · этнорелигиозная принадлежность (представитель основной этно-конфессиональной группы обычно выше по статусу); · место проживания (горожанин зачастую изначально имеет более высокий статус, чем житель деревни). В структуре современного общества выделяют обычно три класса1 (страты) – высший, средний, низший, которые, в свою очередь, можно разделить на своеобразные «подклассы». Впервые такая иерархическая система была описана американским социологом Уильямом Лойдом Уорнером (1898–1970). На вершине иерархии помещается высший класс – политическая и финансовая элита, обладающая огромными доходами и властью (обычно до 5% населения). Главный критерий отнесения к высшему классу – богатство, наличие большого количества ликвидных ценностей, которые могут быть проданы в любую минуту (акции, страховые полисы, яхты, коллекции картин). Высший высший класс – представители аристократии, влиятельных и богатых династий, чье положение настолько прочно, что не зависит от конкуренции, социально-экономических изменений в обществе (например, Ротшильды). Низший высший класс – политики и представители крупного капитала, относительно недавно пробившиеся в элиту и не обладающие еще достаточными связями и влиянием, чтобы быть причисленными к высшему высшему классу. Поэтому их называют «выскочки», «нувориши» (в постсоветском обществе – «новые русские», «новые белорусы»). Основной частью населения современного общества является средний класс (60–80% населения в развитых странах). Это люди, создающие основную массу благ, обладающие образованием, квалификацией и собственностью, стремящиеся сделать карьеру. Если высший класс отличается богатством, то средний класс – зажиточностью. Материальным критерием отнесения к среднему классу является на Западе наличие отдельного коттеджа и автомобиля у каждого взрослого члена семьи. К высшему среднему классу относят преуспевающих бизнесменов, менеджеров, крупных юристов, врачей, профессоров, выдающихся спортсменов. Низший средний класс составляют наемные работники – мелкие и средние чиновники, преподаватели, инженеры, квалифицированные рабочие. Средний класс является социальным стержнем общества, оплотом стабильности и порядка. Средний класс отличается здоровым консерватизмом, т. к. в основном удовлетворен своим положением и не заинтересован в радикальных изменениях в обществе, обычно поддерживает центристские политические течения, является приверженцем традиционных ценностей. Именно благодаря среднему классу общество сохраняет устойчивость и равновесие. В современном обществе происходит увеличение роли среднего класса. Однако, несмотря на это, в социальной структуре продолжает существовать и низший класс (10–15% населения развитых стран) – люди, находящиеся у черты бедности или ниже ее. К высшему низшему классу относятся неквалифицированные рабочие. А низший низший класс составляют безработные, инвалиды, бездомные, нищие. Часть низшего низшего класса, находящуюся на социальном дне, называют люмпенами (дословно: люди в лохмотьях). Люмпены, как и маргиналы, потеряли свой прежний социальный статус (или никогда не имели иного), но в отличие от них, уже не могут (и не хотят) получить новый.
19. Понятие «стратификационный профиль» и «профиль стратификации».
Благодаря четырем шкалам стратификации социолог способен создавать такие аналитические модели и инструменты, при помощи которых можно объяснить не только индивидуальный статусный портрет, но и коллективный, т. е. динамику и структуру общества в целом. В связи с этим вашему вниманию предлагаются два понятия, которые похожи по своему внешнему виду, но различаются по внутреннему содержанию, а именно стратификационный профиль и профиль стратификации. Благодаря стратификационному профилю удается более глубоко рассмотреть проблему статусной несовместимости. Напомню, что статусная несовместимость — это противоречие в статусном наборе одного человека, либо противоречие в статусных характеристиках одного статусного набора одного человека. Теперь к объяснению этого явления мы вправе подключить категорию стратификации и выражать статусную несовместимость в стратификационных характеристиках. Если некоторые показатели конкретного статуса, к примеру профессора и полицейского, выходят за границы своего (среднего) класса, то статусную несовместимость можно трактовать еще и какстратификационную несовместимость. С тратификационный профиль — это графическое выражение положения индивидуальных статусов на четырех шкалах стратификации. От стратификационного профиля необходимо отличать другое понятие — профиль стратификации. Иначе его именуют профилем экономического неравенства. Профиль стратификации — это графическое выражение процентных долей высшего, среднего и низшего классов в составе населения страны. Продемонстрируем это на графике.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (773)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |