Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теория свободного воспитания.



2019-07-03 286 Обсуждений (0)
Теория свободного воспитания. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

У ее истоков стоит Ж.-Ж. Руссо (свобода как благо) свобода от общественных предрассудков и учреждений. Ж.-Ж. Руссо видит вредность традиционного воспитания в том, что оно ставит во главе угла те ценности, которые присущи современному обществу, характеризующемуся «полным растлением нравов».

Л.Н. Толстой истинно свободным считает только образование, поскольку потребность в нем, по его мнению, есть врожденное, природное качество человека. Что касается воспитания, то оно рассматривается как «принудительное, насильственное воздействие одного лица на другое с целью образовать такого человека, который нам кажется хорошим». Он видит в религии единственное разумное основание для воспитания; стремление родителей считает не справедливыми, но естественными, так же как и потребности правительства.

 

4. Воспитание - это не только культурный феномен, но и социальный институт, одна из социальных подструктур общества. Содержание воспитания, как было сказано выше, отражает состояние общества, переход от одного его состояния к другому.

В настоящее время - это переход от индустриального общества XX в. к постиндустриальному или информационному XXI в. Развитие и функционирование воспитания обусловлено всеми факторами и условиями существования общества: экономическими, политическими, социальными, культурными и другими.

Связь воспитания и культуры является наиболее тесной, уже самые ранние стадии становления института воспитания связаны с культом, ритуалом: культура требовала постоянного воспроизводства. Это не просто обусловливание, это сущностная взаимозависимость, что проявляется, в частности, в том, что одним из основных принципов существования и развития воспитания является «культуросообразность». При этом воспитание рассматривается, прежде всего, как социальный институт с функцией культурного воспроизводства человека или воспроизводства культуры человека в обществе.

Этот принцип пришел на смену выдвинутому Я.А. Коменским положению «природосообразности» воспитания. Как полагал Я.А. Коменский, учиться можно легко, только «идя по стопам природы», в соответствии с чем и были сформулированы основные постулаты воспитания и обучения, отражающие принципиальные законы природы и человека как ее части. Принцип «культуросообразности», императивно сформулированный еще А. Дистервегом: «Обучай культуросообразно!», означает обучение и воспитание в контексте культуры, ориентацию воспитания на характер и ценности культуры, на освоение ее достижений и ее воспроизводство, на принятие социокультурных норм и включение человека в их дальнейшее развитие. Культура понимается как воспроизводящаяся при смене поколений система образцов поведения, сознания людей, а также предметов и явлений в жизни общества.

Продуктивным является понятие типа культуры (например, архаичной, современной) и положение, что само определение типа культуры может быть соотнесено с характером воспитания и обучения. Известный этнограф М. Мид по этому основанию выделяет три типа культуры:

1. Постфигуративную;

2. Кофигуративную;

3. Префигуративную.

При постфигуративной культуре (примитивные общества, маленькие религиозные сообщества, анклавы и т.д.) дети, прежде всего, учатся у своих предшественников, и взрослые не могут вообразить себе никаких перемен и потому передают своим потомкам лишь чувство неизменной «преемственности жизни», прожитое взрослыми - это «схема будущего для их детей». Этот тип культуры, согласно М. Мид, тысячелетия характеризовал человеческие сообщества вплоть до начала цивилизации. Проявление этого типа культуры встречается и в наше время в диаспорах, анклавах, сектах; в традициях, национальных укладах.

Кофигуративный тип культуры предполагает, что и дети, и взрослые учатся у сверстников, более широко - у современников. Однако этот тип культуры включает в себя постфигуративную в смысле следования старшим в нормах, поведении и т.д. В чистом виде кофигуративная культура может проявляться в сообществе, которое остается без старших. На примере анализа жизни иммигрантов в США, Канаде, Австралии, Израиле М. Мид показывает, что новые условия жизни требуют новых методов воспитания. В этих условиях возникает ситуация объединения сверстников, идентификации со сверстником - ситуация, когда референтными, значимыми для подростка, являются не взрослые, не родители, а именно сверстники.

Префигуративная культура, «где взрослые учатся также у своих детей», отражает то время, в котором мы живем, отмечает М. Мид. Это культура, которую предвидят, это мир, который будет. Воспитание и должно подготовить детей к новому, сохраняя и преемствуя то ценное, что было в прошлом, ибо связь поколений есть история цивилизации.

Очевидно, что разные подходы к проблеме внутренней связи культуры (ее типов, парадигм, тенденций) и воспитания вскрывают накопившиеся в истории цивилизации противоречия между сложившимся «воспитательным» стереотипом общественного сознания и накапливаемыми человечеством знаниями о ребенке, детстве и его мире. Современное воспитание характеризуется поиском решения этого противоречия.

5. Важнейшей закономерностью процесса воспитания является детерминированность его уровнем обще­ственного развития, культурой общества. Среда во всех значениях этого термина выступает фактором воспитания личности.

Стихийное влияние среды — неорганизованная, ничем не сдерживаемая сила, действующая в природной и общественной среде в виде того или иного социального движения, информационного потока, волны интереса, ярко обнаруживаемого стремления к чему-либо, колебаний настроения и т. п. (по В. А. Караковскому).

Стихийное влияние среды может быть позитивным и негативным с точки зрения воспитания личности. В первом случае это воздействие на подрастающее поколение национальных, моральных ценностей общества, менталитета, средств массовой информации, пропагандирующих эти ценности, культуры общества в целом.

Изменение социальных, политических, экономических условий жизни объективно вызывает изменение характеристик современных детей и подростков. Назовем некоторые из них (по Л. И. Маленковой): большая информированность, приобщение к технике, новым информационным технологиям, свобода и раскованность в поведении и образе жизни, независимость от кого бы то ни было, повышенная критичность, ориентированность на западноевропейский или на американской образ жизни, более раннее взросление, большая ориентированность на материальные ценности, чем на духовные и т. п.

Негативные воздействия среды связаны с влиянием псевдо- (или поп-) культуры, с отсутствием культур­ных ценностей и норм в детской среде. Это выражается в таких негативных тенденциях, как неадекватные социальные нормы и формы поведения, вплоть до девиантного; общение на языке сленга, приобщение к табакокурению, алкоголю, наркотикам, безнадзорность, суицид и другие. Практику реальной жизни индивида в определенном социуме образно называют «школой жизни» (включает «школу семьи», «школу улицы», «школу неформальных объединений», «школу компьютерных технологий», «школу СМИ и видеопродукции» и т. п.). При этом сила и результаты влияний «школы жизни» и целенаправленных педагогических воздействий образовательных учреждений часто не совпадают или даже конкурируют друг с другом.

Следует подчеркнуть, что общество воздействует на подрастающее поколение прежде всего через свой менталитет и соответствующий образ жизни (совокупность способов и форм жизнедеятельности, присущих обществу). Под менталитетом общества в философской литературе понимают интегральную характеристику живущих в определенной культуре, географической и социальной среде людей, отражающую специфику их психологической жизни. Менталитет раскрывается через систему взглядов, оценок, норм, умонастроений, основывающихся на имеющихся в данном обществе знаниях иверованиях изадающих вместе с доминирующими потребностями иерархию ценностей, а также характерные для представителей данной общности убеждения, идеалы, интересы и другие социальные установки.

 

6. Воспитательный процесс – это профессионально организованный целостный учебно-воспитательный процесс, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством, культурным содержанием и методами освоения культуры (Б.Т. Лихачев).

Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов. Движущие силы и логика воспитательного процесса определяются его фундаментальными, основополагающими характеристиками: диалектичностью, противоречивостью, целенаправленностью, систематичностью, вариативностью, оптимистичностью (Л.И. Маленкова).

Как показывает практика, функция воспитательного воздействия может реализовываться разными способами, на различных уровнях, с множественными целями. Например, сам человек может целенаправленно оказывать на себя воспитательное влияние, управляя своим психологическим состоянием, поведением и активностью. В таком случае можно говорить о самовоспитании. При этом от позиции человека в отношении себя (кем бы он хотел быть в настоящем и стать в будущем) зависит выбор воспитательной цели и способов ее достижения.

Вместе с тем развитие личности в ходе воспитания представляет собой процесс, в котором происходят как количественные, так и качественные преобразования, движущей силой которых является разрешение противоречий между разнообразными (часто разнонаправленными) воздействиями на ученика и целостным формированием его личности. В ходе воспитательного процесса имеют место внешние и внутренние противоречия.

 

Внешними являются противоречия между требованиями среды к человеку и его возможностями удовлетворить эти требования (противоречия между «надо» и «могу»). К ним относятся противоречия между:

а) школой и семьей, выражающиеся в противодействии со стороны семьи некоторым требованиям педагогов;

б) содержанием информации (духовно-нравственной, культурологической, исторической, литературной, политической), дезориентирующей воспитанника, взгляды и пристрастия которого еще не сформировались;

в) словом и делом, выражающиеся в том, что взрослые не всегда сами поступают так, как требуют того от воспитанников;

г) требованием педагога совершить какую-либо деятельность и нежеланием ребенка выполнять ее, вызванное отсутствием интереса к ней;

д) требованием педагога к личности и несформированностью у ребенка потребностей выполнять данное требование, совершенствуя себя;

е) требованием педагога к личности и отсутствием у ребенка необходимым навыков для самовоспитания и саморазвития;

 

Внутренними являются противоречия между имеющимся (наличным, актуальным на данный момент) уровнем развития личности и новыми, более высокими, требованиями к ней (противоречие между «могу» и «хочу»). К ним относятся противоречия между:

а) потребностями личности и возможностями их удовлетворения средствами, имеющимися у нее на данный момент;

б) внутренним потенциалом личности и возможностью оптимальной его реализации в наличных условиях воспитательного процесса;

в) целями, которые ставит перед собой личность, и способами их достижения.

 

Логика воспитания, основанная на постепенном переходе от управления процессами воспитания и развития личности к процессам ее самовоспитания и саморазвития, базируется на концепции выдающегося отечественного психолога Л.С. Выготского о двух уровнях развития ребенка, включающих:

1) уровень «актуального развития», отражающий наличные особенности психических функций ребенка, которые сложились на сегодняшний день;

2) уровень «зоны ближайшего развития», отражающий возможные достижения ребенка в условиях сотрудничества со взрослыми.

 

В соответствии с этим логика развития личности в ходе воспитательного процесса должна заключаться в том, чтобы, отталкиваясь от уровня актуального развития, правильно спланировать для каждой личности (или группы лиц) зону ближайшего развития, а затем, основываясь на достигнутом, перевести процесс управления формированием личности в процессы ее самовоспитания и саморазвития.

Успех воспитательного процесса в данном случае определяется уверенностью воспитателя (родителя, учителя), а затем и ребенка, что можно всего добиться, если проявлять достаточную настойчивость и упорство.

 

Таким образом, логика воспитательного процесса, нацеленного на развитие личности, предусматривает, что педагог должен четко представлять завтрашний день развития ребенка: то, что сегодня воспитанник может делать с помощью взрослых, завтра он должен делать сам. Это означает, что воспитание должно происходить не только как изменение уровня воспитанности каждого ребенка, но и как изменение характера отношений между участниками воспитательного процесса.

 



2019-07-03 286 Обсуждений (0)
Теория свободного воспитания. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теория свободного воспитания.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (286)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)