Состоянием знаний по той или иной проблеме, квалификацией и опытом исследователя или практического работника.
2. Научная (научно-исследовательская) деятельность – это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Научное исследование – это деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов. Научное исследование – это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий. Отличительные признаки научного исследования: · это обязательно целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач; · это процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов; · оно характеризуется систематичностью: здесь упорядочены, приведены в систему и сам процесс исследования, и его результаты; · ему присуща строгая доказательность, последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов. · Объектом научно-теоретического исследования выступает не просто отдельное явление, конкретная ситуация, а целый класс сходных явлений и ситуаций, их совокупность, материальная или идеальная системы. Объект – это область научных изысканий, в пределах которой выявлена и существует исследуемая проблема; это система закономерностей, связей, отношений, видов деятельности, в рамках которых зарождается проблема. · Предметом научного исследования является структура системы, взаимодействие ее элементов, различные свойства, закономерности развития и т. д. Предметом исследования также является сторона рассмотрения объекта (новые отношения, свойства, аспекты, функции). · Цель, непосредственные задачи научно-теоретического исследования состоят в том, чтобы найти общее у ряда единичных явлений, вскрыть законы, по которым возникают, функционируют, развиваются такого рода явления, т. е. проникнуть в их глубинную сущность. Цель исследования – это общая его направленность на конечный результат. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное,что намеревается сделать исследователь. Задачи представляют собой последовательные этапы организации и проведения исследования с начала и до конца. Задачами исследования, стремящегося достичь подобной цели, могут быть: конкретизация проблемы, изучение связанной с ней литературы и практики; уточнение гипотез исследования; выбор методов диагностики процессов; разработка методики формирующего эксперимента; разработка плана и программы эксперимента, его проведение, обработка и анализ результатов эксперимента; формулирование теоретических выводов и практических рекомендаций. Цель и задачи формулируют определенно и четко, иначе невозможно будет установить степень их реализации. Задачи исследования должны быть адекватны его основной цели, которой подчинены промежуточные цели. Число задач исследования в туризме обычно колеблется от 3 до 5. Если их меньше, то они в значительной степени сливаются с темой, в малой степени –конкретизируют ее. Если их больше, то может быть потерян общий смысл, возрастет неопределенность, утратится целенаправленность исследования.
3. Методика педагогического исследования— это упорядоченная совокупность приемов, способов организации и регуляции педагогического исследования, порядок их применения и интерпретации полученных результатов при достижении определенной научной цели. Как и другие науки, педагогика использует разные группы общенаучных методов: общетеоретические — анализ и синтез, сравнение, индукция и дедукция, абстракция и конкретизация, классификация; социологические — анкетирование, интервьюирование, рейтинг; социалъно - психологические — социометрия, тестирование, тренинг; математические — ранжирование, шкалирование, корреляция. Методологические принципы научно-педагогического исследования: —объективность и обусловленность определенными условиями, факторами, причинами педагогических явлений; —целостный подход к изучению педагогических явлений и процессов; —изучение явления в его связях и взаимодействии с другими явлениями; —изучение явления в его развитии.
Приведём принципы отбора методов исследования, 1. Использование разнообразных взаимодополняющих методов исследования, неоднократной проверки на большом материале получаемых результатов, длительных наблюдений. Это вызвано тем, что педагогические явления и процессы очень сложны и практически нет возможности воспроизвести любой из них. Кроме того, на их результаты оказывает влияние большое количество разнообразных факторов и условий. Получаемые выводы формулируются достаточно корректно, избегая категоричности в усредненной, обобщенной форме. 2. Соответствие методов исследования существу изучаемого явления и возможностям исследователя и исследуемых. Изучая дошкольников и младших школьников, нельзя использовать многие тесты: письменные опросники — конкретные, понятные и ясные, не требующие развернутых ответов, можно применять не ранее 2-3-го классов. Только по документам и опросам трудно правильно оценить педагогическую деятельность учителя: надо провести длительное наблюдение за его работой на уроке или внеурочной деятельностью в зависимости от предмета исследования. 3. Запрет применения методов исследования, противоречащих нравственным нормам, способным нанести вред участникам исследования, учебно-воспитательному процессу. 4. Беседа с учителем, в процессе которой выявляются эффективные
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (194)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |