Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 6: Методология педагогики и методы педагогических исследований



2019-07-03 369 Обсуждений (0)
Тема 6: Методология педагогики и методы педагогических исследований 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Метод – это комплекс действий, последовательность шагов или совокупность приемов, которые направлены на достижение вполне конкретной задачи. То есть, набор целенаправленных мероприятий и представляет собой метод. Определение может незначительно изменяться при внесении уточнений, касающихся видов и специфики мероприятий, но, в целом, суть остается неизменной.

 

Учитывая конечную цель, а также особенности предпринимаемых действий, основные методы различают следующим образом:

· Аналитические.

· Дедуктивные.

· Диалектические.

· Индуктивные.

· Интуитивные.

· Научные.

· Обобщенные.

· Экспериментальные.

Аналитические методы работы предполагают сбор и обработку информации, поступившей в результате использования других приемов.

Дедуктивный метод основан на изучении общих закономерностей какого-либо явления или системы. Другими словами, это изучение общего для познания частного.

Дедуктивные методы применяют:

· В научной деятельности.

· В криминалистике.

· При обучении.

· В экономике, статистике, бухгалтерском учете.

· Для ведения юридической практики.

· Как аспект медицинских исследований, а также во многих других важнейших сферах человеческой деятельности.

 

Индуктивные умозаключения связывают исходные данные с выводом, руководствуясь не только строгими законами логики, а и с помощью некоторых фактических, психологических или математических представлений.

Диалектический метод является эффективным для выявления существующих противоречий и несоответствий. Также он незаменим при поиске компромиссных решений для удовлетворения потребностей противоборствующих сторон.

Интуитивные методы не являются какими-нибудь сверхъестественными, сверхразумными или идущими в обход ощущений, мышления и представлений. По большому счету, они являются результатом своеобразного типа мышления.

 

Научным методом называют комплекс способов, используемых для приобретения новых знаний и разработки алгоритмов для решения научных задач. Научный метод характеризуется объективностью и полным исключением субъективного толкования результатов.

Основная база, которую применяют для добычи данных, включает:

· Эксперименты.

· Измерения.

· Наблюдения.

Методология - это учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности. В этом определении соединены две группы инструментария - комплекс средств для познания педагогической реальности и технологии преобразования педагогической действительности.

Уровни методологии:

· Философский

Он выполняет функцию содержательного фундамента. Его суть формируют общие принципы познавательной деятельности и категориальный строй всей отрасли в целом. Он представлен в виде философского знания и разработан с использованием специфических методов. Здесь отсутствует жесткая система технических приемов либо норм, приводящая к догматизации познания. Структура состоит из ориентиров и предпосылок к деятельности. К ним относят:

· Содержательные факторы. Они представляют собой мировоззренческие основы мышления.

· Формальные предпосылки. Они относятся к общим формам мышления, историческим образом определенному категориальному аппарату.

Философия играет двоякую роль в методологии:

Она выражает конструктивную критику знания в плане границ и условий его использования, адекватности его фундамента и общих направлений развития. Она стимулирует внутридисциплинарную рефлексию, обеспечивает постановку новых проблем, способствует поиску подходов к объектам изучения.

В рамках философии создается мировоззренческая интерпретация результатов познания с точки зрения конкретной картины мира. Она выступает в качестве отправной точки любого серьезного изучения, необходимой содержательной предпосылки для существования и развития теории и ее воплощения в нечто целостное.

Если на философском уровне определяются фундаментальные особенности исследования, имеющие мировоззренческое значение, то на общенаучном – исследователь избирает общие способы изучения педагогических феноменов.

 

· Общенаучный уровень

методологии педагогики представляет собой систему подходов и принципов к пониманию действительности, применяемых во всех или большинстве научных дисциплин.

Наиболее распространены в педагогической науке системно-структурный и деятельностный подходы.

Системно-структурный подход отражает всеобщую связь и взаимообусловленность объектов, явлений и процессов педагогической реальности. Он предусматривает необходимость подходить к ним как к системам, имеющим определенное строение и свои законы функционирования.

Системный подход (или метод системного анализа) требует рассматривать явления и процессы не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Он ориентирует на рассмотрение педагогических явлений с точки зрения таких категорий, как система, отношение, связь, взаимодействие. Связь означает установление общего. При исследовании связей выясняются основания – различные факторы, способствующие их установлению; даются пространственные и временные характеристики элементов; выявляются характер контакта, природа связей (качественные и количественные характеристики).

Деятельностный подход в педагогике. Основным положением деятельностного подхода является утверждение о том, что личность и индивидуальность человека формируются и проявляются в деятельности; педагогические явления и процессы необходимо изучать в логике целостного рассмотрения всех основных компонентов деятельности – ее потребностей, мотивов, целей, действий, способов контроля и анализа достигаемых результатов. Деятельностный подход ориентирует на исследование учебной и профессиональной деятельности, на выявление их структур, условий формирования, выявление и описание тех способов действия, которые должны привести к полноценному усвоению знаний. Вместе с тем усвоение знаний приводит к закреплению определенных действий, овладению новыми действиями. Знания не просто передаются, они добываются учеником в процессе его собственной деятельности (учебной) уровень методологии педагогики, - принцип объективности, всесторонний учет определяющих то или иное явление факторов, условий его развития, адекватности исследовательских подходов и средств, позволяющих получить истинные знания об объекте. Этот принцип предполагает исключение односторонности, предвзятости в подборе и оценке фактов, но не лишен субъективности, включенности в процесс исследования человека-исследователя с его творческой индивидуальностью, определенно ориентированным внутренним миром.

Принцип объективности диктует требование доказательности, обоснованности исходных посылок, логики исследования и его выводов. В связи с этим имеют особое значение установление и учет всех относящихся к изучаемым явлениям фактов и их правильное истолкование. Достоверность фактов – необходимое, хотя и недостаточное условие достоверности выводов.

Принцип сущностного анализа, соблюдение которого связано с соотнесением в изучаемых явлениях общего, особенного и единичного, с раскрытием законов их существования и функционирования, условий и факторов их развития, возможностей целенаправленного изменения.

Принцип единства логического и исторического, который требует в каждом исследовании сочетать изучение истории объекта (генетический аспект) и теории (структуры, функций, связей объекта в его современном состоянии), а также перспектив его развития.

Принцип сочетания сущего и должного. Он заключается в обязательном соотнесении плана должного и плана сущего, объяснительных и прогностических элементов в каждом исследовании, в которых одна из сторон или функций выступает как ведущая.

· Конкретно-научный уровень

методологии педагогики представляет собой систему методов, принципов исследования и исследовательских процедур, специфичных для педагогики. Наряду с проблемами, характерными для научного познания в данной отрасли, он включает также вопросы, выдвигаемые на более высоких уровнях методологии, но имеющие в педагогике ярко выраженную специфику. Например, метод моделирования – общенаучный, и логично его отнесение к общенаучному уровню методологии педагогики. Однако применение этого метода в педагогике существенно отличается от его применения в других науках (например, в естественных). Поэтому в педагогике данный метод рассматривается как специфически педагогический.

Конкретно-научный уровень методологии педагогики объединяет множество подходов к пониманию и исследованию педагогической реальности. Среди них:

- культурологический подход, основанный на понимании содержания образования как культурного опыта человечества;

- аксиологический подход, рассматривающий педагогику как процесс, связанный с системой ценностей;

- средовый подход, в основе которого лежит понимание образования как системы условий, необходимых для становления человека;

- личностный подход, который учитывает, что все внешние педагогические влияния всегда действуют на человека опосредованно, преломляясь через его личностный опыт.

Множественность подходов необходима прежде всего для того, чтобы получить достоверное знание, выявить наиболее значимые проблемы, смоделировать многообразие педагогических явлений, проектировать образовательные системы и регулировать на научной основе педагогическую деятельность.

· Технологический уровень методологии педагогики

это уровень методов и техники исследования. Он предполагает набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку.В каждом отдельном педагогическом исследовании должно соблюдаться требование

целостности, непротиворечивости уровней методологии: философские взгляды автора исследования должны соответствовать принципам анализа исследуемого им феномена на общенаучном и конкретно-научном уровнях, исследовательскому инструментарию, а также характеру исследуемого явления или процесса.

v Методология педагогики – это система знаний об отправных положениях педагогической теории, о принципах подхода к рассмотрению педагогических явлений и методах их исследования, а также путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования.

2. Научно педагогическое исследование – процесс формирования новых педагогических знаний; вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.

Под исследованием понимается процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний. Знания люди получают не только в ходе исследования, но и в процессе жизнедеятельности, практического опыта. Однако их надо различать. Житейское, стихийно-эмпирическое знание отличается от научного тем, что это знание отражает внешние, несущественные, бросающиеся в глаза признаки, которые берутся за основу классификаций. Они не раскрывают глубины, сущности явлений, они недостаточно достоверны, зачастую ошибочны. Задача науки преодолеть эти недостатки, сделать знания более достоверными, доказательными. Например, люди обучали и воспитывали детей задолго до появления педагогики, опираясь на подмеченные связи педагогических явлений. Однако, наряду с правильными обобщениями, отражающими объективно существующие связи, среди педагогов получили распространение и ложные представления (порка детей улучшает их поведение, механическое повторение текста дает учащимся хорошие знания, обучать чтению следует путем складывания отдельных букв и пр.).

Приступая к научному исследованию, учитель должен понимать, что это новый вид деятельности, отличающийся от преподавательской работы по целям, методам и результатам. Следует различать цели деятельности практического работника и цели деятельности ученого. Для практического работника это получение высоких результатов обучения, воспитания, а для ученого – это получение нового знания.

Спрашивается, зачем учителю заниматься исследовательской, научной деятельностью? Он же опирается на данные педагогической науки. Однако наука дает лишь общий, «усредненный» путь к цели, учителю же приходится использовать знания в конкретных, нетипичных ситуациях. Результаты работы будут выше у думающего, ищущего учителя, чем у учителя, работающего по шаблону, трафарету.

Особенности научной деятельности:

1. Четкое определение и ограничение цели научной работы. Умение сосредоточиться на только на той проблеме, которой занимается.

2. Научная работа строится на плечах предшественников, поэтому сначала следует изучить, что сделано в этой области.

3. Ученый должен освоить научную терминологию и выстроить свой понятийный аппарат. Существование различных научных школ.

4. Результат любой научной работы должен быть оформлен в письменном виде.

Педагогические исследования по направленности разделяют на фундаментальные (имеют результатом обобщающие концепции) их результаты не находят прямого выхода в практику и служат обогащению теории и методологии педагогике; прикладные – работы, направленные на изучение отдельных сторон педагогического процесса, обычно они являются продолжением фундаментальных исследований; разработки направлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, базируются на известные теоретические положения, к ним относятся учебные программы, методические пособия, рекомендации и пр.; учебно-исследовательские проекты служат для формирования исследовательских умений у студентов, аспирантов. Они оформляются в виде учебных проектов, курсовых, дипломных и пр. работ.

В современных педагогических исследованиях реализуются следующие теоретические концепции – системный, личностный, деятельностный подход и др. Кратко рассмотрим их. Суть первого состоит в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются, как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования; субъекты педагогического процесса; субъекты – все участники педагогического процесса (учащиеся и учителя); содержание образования, методы, формы; и пр.)

Личностный подход признает личность, как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, не допускает сведения личности к натуре (витальные или физиологические потребности). Личность выступает как цель, как результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Ценится уникальность личности, нравственная, интеллектуальная свобода. Задача воспитателя с точки зрения этого подхода – создание условий для саморазвития личности и реализации ее творческого потенциала.

Суть третьего подхода, деятельностного состоит в признании единства психики и деятельности, единства строения внутренней и внешней деятельности. Деятельность – это основа, средство и условие развитие личности. Целесообразное преобразование мира. Человек развивается в деятельности (интеллектуальной, физической, нравственной и др.).

Поэтому, чтобы подготовить учащихся к самостоятельной жизни и разносторонней деятельности надо вовлечь их в эти виды деятельности. Задача воспитателя – целеполагание (постановка целей) деятельности, ее планирование, организация.



2019-07-03 369 Обсуждений (0)
Тема 6: Методология педагогики и методы педагогических исследований 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 6: Методология педагогики и методы педагогических исследований

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (369)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)