Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 1: Риторика как искусство и наука.



2019-07-03 282 Обсуждений (0)
Тема 1: Риторика как искусство и наука. 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Понятие “риторика”. У истоков риторического учения.

2. Античный риторический канон как система общих правил организации риторической деятельности.

3. Исторические изменения предмета риторики. Современная общая и частные риторики.

 

1. Понятие “риторика”. У истоков риторического учения.

Слово риторика пришло в русский язык из древнегреческого языка.

Синонимами данного слова являются латинское слово “оратория” и русское “красноречие”.

Оратория − это мастерство публичного выступления, основанное на знании специальных технических приёмов, придающих речи воздействующую силу.

Красноречие − умение увлекать слушателей живой речью, умение находить выражению своих мыслей совершенную форму. [Сравните: сократовское определение красноречия − умение увлекать душу словами].

Данные синонимы говорят о том, что риторика – это прежде всего искусство использования живого слова.

Риторика зародилась две с половиной тысячи лет назад в Древней Греции. Древние греки считали риторику царицей всех искусств.

Возникновение риторики в пятом веке до нашей эры в Греции было продиктовано практической необходимость владения мастерством красноречия.

Умение произносить публичные речи было необходимо по многим причинам:

1) для решения государственных вопросов на Народном собрании (Древняя Греция была страной с демократической формой правления);

2) для защиты в суде (в то время каждый гражданин должен был защищать себя в суде сам);

3) для удовлетворения эстетических потребностей членов общества (великую славу в народе можно было получить на состязаниях в ораторском искусстве во время народных празднеств).

В культурных центрах Древней Греции возникли риторические школы, в которых мог обучаться любой человек. Учителя красноречия учили тому, как сделать речь убедительной. В этих школах были написаны первые учебники и трактаты по риторике. В результате сформировалась система знаний. Систему знаний о нахождении способов убеждения философ Аристотель назвал наукой риторикой.

2. Античный риторический канон как система общих правил организации риторической деятельности. Синкретизм античного риторического знания.

Любая деятельность человека имеет свою организацию: последовательность действий, правила выполнения этих действий.

Античные теоретики красноречия выделили пять этапов риторической деятельности. Правила организации риторической деятельности были названы риторическим каноном (в буквальном значении – законом).

Первый этап риторической деятельности получил название инвенция, или “изобретение мыслей”. Риторика давала рекомендации, как правильно осуществлять поиск материала для будущей речи с учётом предполагаемой аудитории и желаемого результата. (Практический ответ на вопрос “что сказать?”)

Второй этап риторической деятельности был назван диспозиция (другими словами, искусство композиции). Риторика учила, как правильно продумывать последовательность изложения материала. (Практический ответ на вопрос “где сказать?”)

Третий этап риторической деятельности назывался элокуция (в латинском варианте орнамента) или словесное выражение, украшение речи. риторика рекомендовала, как сделать речь в плане языкового оформления мыслей совершенной, описывала систему выразительных языковых средств, пригодных для использования в публичной речи (Практический ответ на вопрос “как сказать?”)

Четвёртый этап риторической деятельности − мемория, или запоминание. Риторика знакомила с приёмами запоминания речи.

Пятый этап риторической деятельности − акция, или исполнение. Риторика учила, как правильно работать с голосом, интонацией, использовать во время произнесения речи жесты, положение в пространстве.

 

3. Исторические изменения предмета риторики. Современная общая и частные риторики.

На протяжении многовековой истории предмет риторики как науки изменялся.

Аристотель (греческий философ, жил в IV веке до н.э.) считал, что предметом риторики является нахождение способов убеждения. Это направление в риторике называется аргументативным. Оно имеет непосредственное отношение логике, точнее – к доказательствам.

Квинтилиан (римский учитель красноречия, жил в I веке нашей эры), полагал, что риторика есть наука о том, как создать совершенную, изысканную по своей форме речь. Это направление риторики называется орнаментальным (лат. ornamentum — украшение) и связано с поэтикой.

О какой же риторике должна идти речь сегодня?

Современная риторика делиться на общую и частные риторики.

Предмет современной общей риторики – это общие закономерности организации эффективной речи во всех сферах общения.

Риторика – это теория и мастерство организации целесообразной, воздействующей и гармонизирующей речи

Под целесообразностью подразумевается соответствие речи определенной цели. Воздействующей является та речь, которая оказывает влияние на ум и чувства слушателя. И наконец, гармонизирующей является та речь, которая способствует установлению взаимопонимания между говорящим и его адресатом.

Частные риторики занимаются изучением закономерностей речевого поведения в отдельных сферах общения и деятельности. Различают парламентскую, дипломатическую, судебную, журналистскую, педагогическую и др. Это профессионально ориентированные курсы риторики.

 

 



2019-07-03 282 Обсуждений (0)
Тема 1: Риторика как искусство и наука. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 1: Риторика как искусство и наука.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (282)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)