Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Интеракционизм в социальной психологии.



2019-07-03 971 Обсуждений (0)
Интеракционизм в социальной психологии. 0.00 из 5.00 0 оценок




В социальную психологию интеракционизм пришёл из социологии, а не из психологии, подобно многим другим концепциям. Под интеракцией тут понимается социальное взаимодействие, то есть взаимодействие людей в общении, в группе, в обществе.

Понятийный аппарат и проблематика интеракционизма взяты из концепций Мида. За основу в анализе берётся не отдельный индивид, а социальный процесс, понимаемый как процесс интеракции индивидов в группе, обществе. Поведение группы рассматривается не с точки зрения составляющих её отдельных индивидов, а из их сложной групповой активности, в рамках которой анализируется поведение каждого отдельного индивида. «Поведение индивида определяется в основном тремя переменными: структурой личности, ролью и референтной группой».

Представителей интеракционистской ориентации интересует сам процесс социального взаимодействия, анализ которого необходим для понимания социального поведения отдельного человека, какими средствами осуществляется и регулируется процесс социальной интеракции. Интерес к проблеме коммуникации при помощи символов, языка, к интерпретации ситуации, к проблемам структуры личности, ролевого поведения и референтной группы как источнику норм социального взаимодействия и социальных установок.

Интеракционисты игнорируют исторические условия и социально-экономические закономерности, причину изменений в обществе ищут в структуре личности. Наличие в ней импульсивного Я — предпосылка для появления вариаций и отклонений в шаблонах ролевого поведения. Эти случайные вариации и отклонения шаблонов ролей со временем становятся нормой новых шаблонов поведения и соответствующих изменений в обществе. Изменения в обществе носят случайный характер и не подчиняются каким-либо закономерностям, а их причина заключается в личности.

Интеракционисты занимаются прежде всего исследованием состояния и поведения личности, необходимого для успешного сотрудничества с другими людьми.

 

Особенности развития отечественной социальной психологии в 20-30-е гг., 50-60-е гг.

Современные проблемы развития социальной психологии на рубеже XX- XXI в.в.

Общение как социально-психологическая проблема (общение в системе межличностных и социальных отношений).

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

По характеру и содержанию общение бывает формальное (деловое) и неформальное (светское, обыденное, бытовое).

Деловое общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.

В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон). В обычном дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Такое общение можно прекратить (по желанию участников) в любой момент.

Различают два вида общения: вербальное и невербальное. Речь способна точно и беспристрастно фиксировать интеллектуальные соображения человека, служить средством передачи однозначно трактуемых сообщений. Именно поэтому речь успешно используется для закрепления и передачи разного рода научных идей, а также координации совместной деятельности, для осмысления душевных переживаний человека, его взаимоотношений с людьми.

Живая речь содержит в себе множество сведений, заключенных в так называемых невербальных элементах общения, среди которых можно назвать следующие.

1. Позы, жесты, мимика. 2. Паралингвистика или просодика – особенности произношения, тембр голоса, его высота и громкость, темп речи и т.д.

3. Проксемимика (от англ. Proximi – близость). Основатель проксемимики Э Холл назвал ее пространственной психологией.

4. Визуальное общение – контакт глаз.

Невербальное общение чаще всего используется для установления эмоционального контакта с собеседником и поддержания его в процессе беседы, для фиксации того, насколько, хорошо человек владеет собой, а также для получения информации о том, что люди владеют собой, а также для получения информации о том, что люди в действительности думают о других.

Идентификация выражает простой эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. Эмпатия — это способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания. Только в этом случае имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, эмоциональный отклик на его проблемы.

 

Содержание, цели и средства человеческого общения. Виды общения.

В социально-психологических исследованиях для характеристики общения используются такие понятия, как содержание, цель и средства общения. В них не только была выявлена специфика общения, но и установлены его виды, структура и основные функции. Содержание общения — это та информация, которая в межличностных контактах передается от одного человека или группы людей к другому человеку и группе людей.

 общение многопредметно и разнообразно по своему внутреннему содержанию. Люди вступают в общение, преследуя определенные цели. Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Цели общения многообразны и представляют собой средства достижения всего спектра потребностей: социальных, биологических, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей личностного роста, нравственного развития и ряда другихЦель общения может заключаться в нем самом, тогда общение выступает самоцелью, средством удовлетворения потребности в общенииЦель общения может находиться вне самого взаимодействия субъектов, тогда мы имеем дело с деловым общением, содержание которого определяется социально значимым предметом общения.Целью общения может выступать и приобщение партнеров по общению к ценностям и опыту друг друга, как это представлено в личностном общении, которое сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко затрагивают личность человека.В научной литературе по общению его цели рассматриваются также и функционально. Функциональными целями общения могут быть: • оказание помощи другому человеку;

• получение помощи;

• поиск партнера для беседы, совместной игры, деятельности и т.п. (т.е. партнера для взаимодействия);

• поиск человека, от которого можно получить понимание, сочувствие, эмоциональный отклик, похвалу;

• самовыражение (общение с теми, кто дает возможность проявить силу, ум, способности, умения);

• приобщение другого (других) к своим или общечеловеческим ценностям (воспитание, обучение);

• изменение мнения, намерения, поведения другого человека.

Исчерпывающую классификацию по целям общения дать сложно, учитывая все многообразие потребностей человека, ради удовлетворения которых люди вступают в общение. Средства общения — это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Передача и восприятие информации осуществляется при помощи невербальных и вербальных средств общения. Невербальные (несловесные) средства общения в большинстве своем являются врожденными и позволяют человеку (как и высшим животным) взаимодействовать с другими людьми, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях. Они включают в себя мимику, жесты, зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные и другие ощущения, воспринимаемые при помощи органов чувств. Вербальные средства общения — это устная и письменная речь в ее многообразных формах. В ходе своей эволюции человек изобрел разнообразные технические средства записи, хранения и передачи информации (радио- и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записи). В настоящее время важнейшим средством общения являются компьютерные информационные технологии.

 



2019-07-03 971 Обсуждений (0)
Интеракционизм в социальной психологии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Интеракционизм в социальной психологии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (971)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)