Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психоаналитическая ориентация в социальной психологии.



2019-07-03 1770 Обсуждений (0)
Психоаналитическая ориентация в социальной психологии. 0.00 из 5.00 0 оценок




Предмет и методы социальной психологии как науки.

Предмет социальной психологии - система социально-психологических явлений, базирующихся на психическом взаимодействии людей, в связи с чем социальная психология изучает:

• психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми;

• феномен взаимодействия между людьми, например, супружеского, детско-родительского, педагогического, психотерапевтического и т.д.;

• психологические процессы, состояния и свойства различных социальных групп;

• массовые психические явления, такие как поведение толпы, паника, слухи, мода, массовые энтузиазм, ликование, апатия, страхи и т.д.

Весь набор методов социально-психологического исследования можно подразделить на две большие группы: методы исследования и методы воздействия. Последние относятся к специфической области социальной психологии, к «психологии воздействия».

Среди методов исследования различают методы сбора информации и методы ее обработки. Методы обработки данных часто не выделяются в специальный блок, поскольку большинство из них не являются специфичными для социально психологического исследования.

Методы сбора информации: наблюдение, чтение документов (контент-анализ), опросы (анкеты, интервью), тесты (наиболее распространен социометрический тест), эксперимент (лабораторный, естественный).

 

Основные психологические направления в социальной психологии: бихевиоризм и необихевиоризм.

Бихевиоризм – одно из основных направлений в психологии, зародившиеся в 20-х годах ХХ века в США. Это учение настолько обширно и значимо не только для психологии, но и для социологии, политологии, педагогики и прочих областей науки и практики, что бихевиоризм даже называют отдельной наукой – наукой о поведении. Именно поведение индивида (человека и животного) от рождения и до смерти стало определяться как предмет психологии в бихевиоризме. Бихевиористы считают, что поведение – единственное проявление внутреннего мира человека, которое можно не только наблюдать и фиксировать, но объективно оценивать. Изучая поведение, можно проводить научные опыты и эксперименты, то есть вмешиваться в личность испытуемого с целью проследить изменения в психике, вызванные этим вмешательством и быть уверенным, что полученные данные достоверны. Изучая человека, бихевиористы стремятся снизить вероятность ошибки в результатах из-за «человеческого фактора» до минимума. Основатель бихевиоризма Дж. Уотсон провозгласили, что поведение может быть обусловлено только одним фактором – стимулом (внешним, физическим либо же внутренним, физиологическим воздействием на организм) и, по сути, оно – всего лишь реакция на этот стимул. А сознание и психические явления Уотсон объявил в принципе непознаваемыми естественнонаучными методами. Все человеческие реакции, из которых и складывается поведение и, в конечном итоге, жизнь человека, делятся на два вида:

Наследственные (безусловные рефлексы, физиологические реакции, три врожденные, базовые эмоции – любовь, гнев, страх).

Приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение).

 

Психоаналитическая ориентация в социальной психологии.

В рамках этого течения стала развиваться практика проведения Т-групп (групп тренинга), где используются механизмы воздействия людей друг на друга. Напомним также, что психоанализ дал толчок новому психологическому течению - гуманистической психологии. Психоанализ прежде всего ассоциируется с именем 3. Фрейда. Можно выделить такие социально-психологические проблемы, решаемые в рамках психоанализа, как проблема конфликта человека и общества, проявляющаяся в столкновении влечений человека с социальными запретами, и проблема источников социальной активности личности. В контексте психоаналитической ориентации можно обозначить:

1) динамическую теорию функционирования группы В. Байона;

2) теорию группового развития В. Бенниса и Г. Шепарда;

3) трехмерную теорию интерперсонального поведения В. Шутца;

4) теорию авторитарной личности Т. Адорно.

Динамическая теория функционирования группы В. Байона.

В. Байон предлагает рассматривать группу как макровариант индивида. По его мнению, группы обладают теми же характеристиками, что и отдельно взятая личность: потребностями, мотивами, эмоциями и целями. Проведение такой аналогии позволяет выдвинуть второй тезис: групповая жизнь протекает на двух уровнях. Первый уровень - выполнение какой-либо из задач рационально и осознанно. Второй уровень (иррациональный) - это неосознаваемые вклады членов группы в создание групповой субкультуры (системы групповых норм, групповых мифов, групповой истории). Эти два уровня групповой жизни необязательно находятся в гармоничном отношении друг с другом, они могут находиться в состоянии конфликта. Если возникает конфликт, то действуют групповые защитные механизмы, которые аналогичны индивидуальным.

Теория группового развития В. Бенниса и Г. Шепарда. В основе теории лежит опыт наблюдений за процессами, происходящими в Т-группах, или группах социально-психологического тренинга.

Поясним специфику Т-групп. Цель группы социально-психологического тренинга - совершенствование социально-психологической компетенции участников группы в ходе обучения знаниям, умениям и навыкам в сфере межличностных отношений. Формой проведения занятий является групповая дискуссия, предметом обсуждения - реальные отношения между участниками группы. В ходе дискуссии анализируются процессы, которые происходят в этой группе. В результате такого анализа каждый участник начинает лучше понимать собственные мотивы, собственные фрустрации, окружающих и то, что мешает успешному общению.

Принципиальной основой теории Шутца является положение фрейдизма о том, что социальная жизнь взрослого человека фатально предопределена опытом его детства. Эта теория разрабатывалась на протяжении ряда лет и становилась «все более формальной, но необязательно более точной».

В теории Адорно и его коллег проводится идея о том, что межгрупповой конфликт — это аномалия, а его участником может стать не любой человек, а только тот, кто обладает определенными личностными особенностями.

 

Когнитивный подход.

Швейцарский психолог Жан Пиаже (1896— 1980), поставив перед собой задачу выяснить, каким образом человек познает реальный мир, изучал закономерности развития мышления у ребенка и пришел к выводу, что когнитивное развитие представляет собой результат постепенного процесса, состоящего из последовательных стадий. Развитие интеллекта ребенка происходит в результате постоянных поисков равновесия между тем, что ребенок знает, и тем, что он стремится понять. Все дети проходят эти стадии развития в одной и той же последовательности.

Когнитивный подход в психологии исходит из понимания человека как «понимающего, анализирующего», поскольку человек находится в мире информации, которую надо понять, оценить, использовать. Поступок человека включает три компонента: 1) само действие, 2) мысли, 3) чувства, испытываемые при выполнении определенного действия. Внешне похожие поступки могут быть разными, т. к. мысли и чувства были иными. После реакции человек в той или иной степени осуществляет субъективный анализ своего поведения, степени его успешности, на основе чего осуществляет необходимую коррекцию или делает какие-то выводы на будущее.

 



2019-07-03 1770 Обсуждений (0)
Психоаналитическая ориентация в социальной психологии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психоаналитическая ориентация в социальной психологии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1770)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)