Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологические характеристики в зрелости и старости»



2019-07-03 556 Обсуждений (0)
Психологические характеристики в зрелости и старости» 0.00 из 5.00 0 оценок




РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ЗРЕЛОМ И СТАРЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

1. Раскройте содержание вопроса «системы развития взрослого человека, связанные с различными аспектами «Я».

 

Развитие взрослого человека можно описать в контексте трех самостоятельных систем, которые соотносятся с различными аспектами его личности. Они включают развитие личного Я человека, Я как члена семьи (взрослый ребенок, супруга) или родитель) и Я как субъекта трудовой деятельности. Эти системы взаимосвязаны. Например, исследования показали, что чем большее удовлетворение приносит отцу трудовая деятельность, чем выше его самоуважение, тем вероятнее, что ему будет свойствен принимающий, любящий и поощряющий стиль родительского поведения. Эти системы претерпевают изменения как под влиянием различных событий и обстоятельств, так и в результате взаимодействия с более широким социальным окружением и культурой. Cогласно модели экологических систем Ури Бронфенбреннера, развитие является динамическим, двунаправленным процессом, включающим в качестве взаимодействующих элементов непосредственное окружение индивидуума, социальную среду, а также ценности, законы и традиции той культуры, в которой он живет. Все перечисленные взаимодействия, в том числе и личные перемены, которые из них проистекают, продолжаются в течение всей жизни.

Согласно Эриксону, важнейшая задача, встающая перед человеком в юности и ранней зрелости — установление своей идентичности в близких отношениях с другими людьми и трудовой деятельности. Формирование идентичности — непрекращающийся процесс. Взрослые должны структурировать и переструктурировать свою личную, профессиональную и семейную идентичности тесно связано развитие близости с друзьями и, в конечном итоге, с супругом или с супругой. Близость является решающим фактором в установлении приносящих удовлетворение любовных отношений. Те, кто неспособен сформировать близкие отношения в период ранней зрелости, могут испытывать немалые трудности в социальной адаптации и страдать от чувства одиночества, подавленности и подозрительности.

Иерархия потребностей по Маслоу. Хотя потребности высших уровней не менее важны, чем низшие, индивиды должны сначала удовлетворить потребности низшего порядка. В первую очередь удовлетворяется потребность в выживании и в безопасности, а затем высшие потребности в принадлежности и в уважении. На всем протяжении жизни взрослые люди должны прорабатывать свои потребности в самоактуализации, чтобы полностью развить свой потенциал. Источник: адаптировано по Maslow, 1954. Какими качествами обладают люди, стремящиеся к самоактуализации? Обычно они отличаются реалистичностью, хорошим чувством юмора, креативностью, созидательным началом и имеют позитивную Я-концепцию. Однако они не обязательно должны быть совершенными. Такие люди иногда бывают раздражительными и своенравными, рассеянными, сосредоточенными исключительно на реализации своего уникального потенциала. Кроме того, они далеко не всегда являются счастливыми, хотя и испытывают пиковые переживания, во время которых бывают чрезвычайно довольны собой и своим местом в мире. В ранней взрослости человек может лишь вступить на путь самоактуализации; путешествие к ней будет длиться всю жизнь, и этой цели человек никогда полностью не сможет достичь.

 

Психологические характеристики в зрелости и старости»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОЗРАСТ ЗРЕЛОСТИ ВОЗРАСТ СТАРОСТИ
НОВООБРАЗОВАНИЯ Центральным возрастным новообразованием периода зрелости можно считать продуктивность, понимаемую вслед за Эриксоном как интегральное образование: профессиональную продуктивность и вклад в развитие и утверждение в жизни будущего поколения. Таким образом, если в молодости центральным новообразованием являются, с одной стороны, семейные отношения, включая материнство или отцовство, а с другой – профессиональная компетентность, то в зрелости на их основе возникает уже объединенное образование, интегрирующее результаты развития обоих новообразований предыдущего периода. Э. Эриксон считает основной проблемой зрелости выбор между продуктивностью и инертностью. Понятие продуктивности по Эриксону - творческая, профессиональная продуктивность, а также вклад в воспитание и утверждение в жизни следующего поколения.   Комплекс процессов восстановления, направленных на замедление старения, является новообразованием в пожилом возрасте. На пожилого человека воздействует взаимно связанная группа биологических и социальных факторов развития, результатами которой является формирование нового статуса личности позднем возрасте. В особенностях позднего возрастного этапа социализации индивидуума прослеживаются изменения в иерархии мотивов с преобладанием мотива с эстетической направленностью в качестве ведущего в деятельности. Амплитуда изменения личностных качеств может служить во многом отражением, как естественных процессов замедления старения, так и влияния неблагоприятных факторов социального характера. Период старости имеет ряд отличительных черт, среди которых важную роль играет прекращение трудовой деятельности или изменение её характеристик /снижение интенсивности, объёма, и т.п., переход на другую работу/. Вследствие изменения социального статуса отмечается избыток свободного времени, сужение привычного круга общения, утрата ведущей роли в семье, ослабление или изменение воспитательных функций и др. Комплекс только перечисленных факторов неизбежно вызывает нарушение жизненного стереотипа, ведёт к необходимости его смены, адаптации к новым внешним условиям, однако не только к ним.  
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ Так, наиболее высокая степень восприимчивости социального и профессионального опыта отмечается в пору от 18 до 25 лет. В эти годы происходят наибольшие изменения в интеллектуальных функциях. Это свидетельствует о подвижности и гибкости взаимосвязей между памятью и вниманием. В 26 -- 29 лет внимание по своему развитию опережает память и мышление. Это связано с резкой перестройкой личности: определяются жизненные позиции, меняется положение человека в семье, в трудовом коллективе. В 30 -- 33 года вновь наступает высокое развитие всех интеллектуальных функций -- памяти, мышления и внимания, которое снижается к 40 годам. Затем быстрота приёма информации, её переработки и реакции на неё, интенсивность внимания, а также эмоциональная уравновешенность и другие психологические показатели понижаются. У взрослого человека при различных формах творческой активности интеллектуальная деятельность достигает наиболее высокого уровня.   Однако, проблема старения гораздо шире, поскольку здоровье человека в любом возрасте находится в прямой зависимости от того, насколько активно он взаимодействует с окружающими и выполняет свои социальные функции. Если оставить в стороне заболевания, связанные с центральной нервной системой, то уже этого достаточно, чтобы причислить большинство престарелых людей к категории «пограничных больных». Из этого следует, что они нуждаются в наблюдении и лечебной коррекции у психиатра или психотерапевта. Дело в том, что даже одно хроническое заболевание (неважно, в каком возрасте оно приобретается) приводит к так называемым «неврозоподобным состояниям» и к болезненной деформации характера, вплоть до психопатии. В старости важны не только изменения, происходящие с человеком, но и отношение человека к этим изменениям [46]. Социальная ситуация: готовность к выходу на пенсию; адаптация к новому социальному статусу; поиск новых форм занятости. Ведущая деятельность развития: профессиональная деятельность в адаптированных формах; структуризация и передача жизненного опыта; появляется хобби; прародительство; постепенный отказ от активности. Проблема старения заключается в физиологических изменениях организма, вызывающих различные заболевания. · У большинства людей в старости ухудшается зрение. Это обусловлено влиянием старения, различными заболеваниями, особенно ослаблением функционирования структурных элементов глаза (хрусталика, зрачка, сетчатки, очного яблока). · В период старости у многих людей ухудшается слух. В зависимости от причин различают кондуктивное и сенсоневралогичное ослабление слуха.  
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Социальная ситуация развития в период зрелости связано с активным включением человека в сферу общественного производства, с созданием семьи, проявлением своей личностной индивидуальности в воспитании детей, творчестве, взаимоотношениях с людьми в процессе трудовой деятельности. Психологию развития интересуют, прежде всего, изменения, происходящие на этапе зрелого возраста в человеке, как сложнейшем природном существе – индивиде как продукте общественных отношений – личности, как субъекте деятельности и, прежде всего, как в профессионале. В психологии изучение зрелости представлено исследованием динамики интеллектуальных и творческих способностей, изменением ведущих мотивов и интересов, поиском закономерностей развития личности. Но долгое время зрелость не входила в предмет изучения психологии развития, т.к. ее считали возрастом «психологической окаменелости»   Количество социальных связей пожилых людей обычно сокращается. Большинство пожилых людей сосредотачивается на поддержании уже сложившихся отношений. Многие стремятся к общению лишь в своей возрастной группе, отказываясь от общения с молодыми и зрелыми людьми даже из числа близких родственников. В основе такого поведения – стремление к обретению круга «своих», понимающих людей.


2019-07-03 556 Обсуждений (0)
Психологические характеристики в зрелости и старости» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологические характеристики в зрелости и старости»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (556)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)