Глоссарий по теме «Возрастная психология».
· Проблемы психического развития: 1. Филогенез - изменения в процессе эволюции различных форм органического мира, в том числе человека. 2. Онтогенез - процесс развития индивидуального организма в течение всей жизни. 3. Патогенез - совокупность процессов, определяющих возникновение, течение и исход болезней 4. Психическая депривация – это психическое состояние, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени. 5. Психологическая и физиологическая норма – это интервал оптимального функционирования живой системы с подвижными границами, в рамках которых сохраняются оптимальная связь со средой и оптимальное согласование всех функций организма. 6. Ретардация – запаздывание или приостановка психического развития. при частичной ретардации имеется приостановка или запаздывание развития отдельных психических функций. 7. Асинхрония – выраженное опережение в развитии одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительная ретардация других. это приводит в дисгармоничному развитию личности в целом. 8. Акселерация – ускоренное развитие, но ускорение биологического развития может не сопровождаться одновременным ускорением «социального созревания». 9. Норма – установленная мера, средняя величина чего-либо. 10. Аномалия – отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии. · Психология младенчества:
1. Новорожденность — единственный период в жизни человека, когда еще можно наблюдать в чистом виде природные, инстинктивные формы поведения. 2. Комплекс оживления – это появление первой социальной потребности – потребности в общении (ребенок в своем психическом развитии переходит в новый период – период младенчества). 3. Хватание – первое организованное действие, возникает примерно в 5 мес., организуется взрослым и рождается как совместная деятельность.
· Психология раннего детства: 1. Негативизм – стремление сделать что-то вопреки предложению взрослого, даже вразрез с собственным желанием. 2. Упрямство – ребенок настаивает на чем-то, потому что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением. 3. Строптивость – направлена в целом против норм воспитания, образа жизни который сложился до трех лет. 4. Своеволие – проявление инициативы собственного действия, стремление все делать самому. 5. Протест-бунт – ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими. 6. Симптомом обесценивания – проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. 7. Деспотизм – ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. по отношение к младшим братьям и сестрам деспотизм проявляется как ревность. · Психология дошкольного детства:
1. Идеальная форма – это та часть объективной действительности (более высокая, чем уровень, на котором находится ребенок), с которой он вступает в непосредственное взаимодействие; это та сфера, в которую ребенок пытается войти. 2. Развития воображения - ребенок впервые демонстрирует способность замещения одних предметов другими (к 3 годам). 3. Репродуктивное воображение - механическое воспроизведение полученных впечатлений в виде образов обычно воспроизводятся те события, которые произвели эмоциональное впечатление (3 – 5 лет). 4. Творческое воображение - в этом процессе уже участвует мышление. этот вид воображения применяется и совершенствуется в сюжетно-ролевых играх (6 -7лет). 5. Игра ребенка – это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам самого ребенка. 6. Игрушка – предмет, используемый или специально изготовленный для игры, средство игры, ее объект. 7. Роль – центральный компонент сюжетно-ролевой игры, это соответствующий принятым в обществе нормам, правилам способ поведения людей в различных ситуациях. 8. Игровая деятельность – это специальный, социально определяемый вид совместной деятельности, в котором дети не просто копируют взрослых, но и ставят себя в соответствующие ситуации, пытаясь осмыслить и воссоздать их действия, моделируя их отношения. 9. Игровые условия – участвующие в ней дети, куклы, др. игрушки и предметы. 10. Сюжет – та сфера действительности, которая отражается в игре. игра на один и тот же сюжет постепенно становится все более устойчивой, длительной. · Психология младшего школьного возраста:
1. Учение — процесс приобретения и закрепления (или изменения наличных) способов деятельности индивида. 2. Результаты учения — элементы индивидуального опыта (знания, умения, навыки, компетенции). 3. Предмет учебной деятельности – оценка собственного поведения в процессе обучения. 4. Отметка – это определенная форма оценки. · психология в период отрочества: 1. Пубертатный период - активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. 2. Подростковый комплекс - чувствительность к оценке посторонних своей внешности; крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих; внимательность «уживающаяся» с поразительной черствостью. 3. Деликвентное поведение – поведение, связанное с правонарушениями, но не подлежащее уголовному наказанию.
· Психология ранней юности: 1. Самоопределение - социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое - основная задача юношеского возраста.
· Психология зрелого возраста: 1. Гетерохронность зрелости – существенная характеристика в индивидуальном развитии человека: несовпадают во времени физическая зрелость, умственная, гражданская и др.
· Психология старения и старческого возраста: 1. Старение – закономерный биологический процесс, неизбежно развивающийся с возрастом, характеризующийся постепенным снижением приспособительных возможностей организма и увеличением вероятности смерти. время наступления старости условно, с увеличением продолжительности жизни представления о нем меняются.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1050)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |