Поэтапный анализ структуры товарных рынков.
С точки зрения методологии важно оценивать состояние конкурентной среды, применяя комплексный системный подход. Эта процедура представляет собой анализ и оценку информационно-статистических данных, полученных от государственных органов и хозяйствующих субъектов, с использованием сведений социологических опросов, экспертных заключений и результатов обследований научных и общественных учреждений. В зависимости от поставленных целей анализ конкурентной среды можно осуществлять как последовательно, так и по отдельным этапам, каждый из которых может функционально служить для решения конкретных задач антимонопольного регулирования. Методический подход к изучению конкурентной среды сводится к всесторонней характеристике предмета — товарного рынка — на I этапе, подробному анализу и оценке структуры различных видов товарных рынков, характеризуемых на II этапе количественными параметрами процессов концентрации и качественными показателями конкуренции — на III этапе оценки. Общая логика проводимой в несколько этапов аналитическо-расчетной работы представлена на схеме №1. Основным содержанием работ на I этапе является формирование «портрета» товарного рынка по нескольким направлениям, каждое из которых характеризуется набором экономических, технико-технологических, социологических параметров (см. таблицу №1). Масштабы конкуренции на товарном рынке во многом предопределены его структурой, поэтому изучению структурных изменений на товарных рынках посвящены последующие этапы.
Таблица №1 «Формирование портрета товарного рынка».
На II этапе производится анализ и оценка различных количественных показателей товарного рынка, а также расчеты, определяющие степень концентрации на товарном рынке.
К количественным показателям относятся: - численность поставщиков, действующих на данном товарном рынке; - доли, занимаемые поставщиками на данном товарном рынке; - коэффициент рыночной концентрации ( CR) - процентное отношение продаж определенного числа крупнейших поставщиков к общему объему продаж на данном товарном рынке; - индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана, показывающий сбалансированность фирм на рынке, — сумма квадратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нем поставщиками. В зависимости от занимаемых продавцами на данном товарном рынке долей можно составить ранжированный перечень, в котором проводится анализ разброса долей участия продавцов и равномерности их присутствия на товарном рынке. В ходе анализа показателей рыночной концентрации (коэффициентов и индексов), могут быть получены следующие результаты: а) выделены три типа рынка: высококонцентрированные, умеренно концентрированные и низкоконцентрированные; б) дана предварительная оценка степени монополизации рынка, равномерности или неравномерности присутствия на нем различных субъектов рынка. На III этапе осуществляется анализ качественных показателей, по которым производится оценка конкуренции на товарном рынке. К ним относятся: — барьеры входа на рынок для потенциальных конкурентов, степень их преодолимости; — открытость рынка для межрегиональной и международной торговли.
Под барьерами входа на рынок обычно понимаются любые факторы технологического, административного, экономического характера, которые препятствуют новым фирмам войти на рынок в достаточно короткий период времени. Причем концентрация может и не представлять серьезной опасности для конкуренции в случае отсутствия барьеров входа на соответствующие товарные рынки. Могут рассматриваться следующие препятствия выхода на рынок (барьеры) потенциальных конкурентов: экономические: государственная инвестиционная политика, кредитная, налоговая, ценовая политика, тарифное и нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности; доступность кредитных и бюджетных ресурсов; неплатежи и пр.; административные: устанавливаемые органами исполнительной власти всех уровней процедуры регистрации предприятий, выдачи лицензий на право деятельности, квотирование, ограничения на ввоз и вывоз товаров, предоставление помещений и земельных участков; инфраструктурные: связанные с неразвитостью рыночной инфраструктуры - средства коммуникаций и транспорта, службы по оказанию информационных, консалтинговых, лизинговых и др. услуг; емкость рынка: связанные с ограниченной емкостью рынка — ограничения но спросу, низкая платежеспособность населения;
Схема №1 «Основные этапы анализа структуры товарных рынков»
инвестиционные: высокая стоимость начального капитала, острая нехватка производственных площадей, оборудования, рабочей силы; корпоративные: влияние вертикального (горизонтального) объединения действующих на рынке организаций; экологические: невозможность соблюдения экологических нормативов; нарушение экологической емкости региона; запрещения природоохранных органов; криминальные: вмешательство неправового характера в процесс свободного перемещения товаров.
Степень открытости рынка для участия в межрегиональной и международной торговле, существенно снижающей рыночную концентрацию, допустимо оценивать долей импортной (ввезенной) продукции в общем объеме реализации (поставки) на конкретном товарном рынке. Данный показатель можно считать ключевым, на его основании могут быть разработаны защитные меры для отечественных товаропроизводителей.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (225)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |