Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Цели, задачи, гипотеза и методы исследования



2019-07-03 253 Обсуждений (0)
Цели, задачи, гипотеза и методы исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Целью нашего исследования стало изучение взаимосвязи уровня развития мышления с уровнями развития памяти и речи у младших школьников.

Нами была сформулирована гипотеза исследования: высокий уровень развития памяти и речи детей младшего школьного возраста определяет развитие понятийно-логического мышления.

Для достижения цели и подтверждения гипотезы поставлены следующие задачи:

1. Подобрать комплекс психодиагностических и исследовательских методик, адекватных целям исследования.

2. Исследовать особенности развития мышления, памяти и речи младших школьников.

3. Разработать и апробировать программу развития мышления, памяти и речи детей младшего школьного возраста.

Всего в эксперименте приняло участие 40 детей в возрасте от 8 до 9 лет. Исследование проводилось базе на вторых классов средней школы. Время проведения исследования с 1 декабря 2008 г. по 1 апреля 2009 г. Количественный состав экспериментальной группы – 20 младших школьников (10 мальчиков и 10 девочек), средний возраст которых составил 8,5 лет. Состав контрольной группы – 20 человек, средний возраст которых составил 8,6 лет, среди испытуемых 10 мальчиков и 10 девочек.

Экспериментальное исследование состояло их трех этапов: диагностики уровней развития мышления, памяти и речи младших школьников, проведение формирующей работы в экспериментальной группе по развитию памяти и речи испытуемых; проведение контрольной диагностики уровней развития мышления, памяти и речи младших школьников в контрольной и экспериментальной группе.

Для определения уровня развития мышления применялись методики:

1. Методика «Исключение слов» – для определения уровня развития понятийно-логического мышления[64];

2. Методика «Закономерности числового ряда» – для определения уровня развития логического мышления»[65];

3. Методика «Количественные отношения» – для диагностики уровня развития для оценки понятийно-образного мышления[66];

4. Методика «Умозаключения по аналогии», направленная на выявление уровня развития понятийно-речевого мышления[67].

Для определения уровня развития памяти применялись следующие методики:

1. Методика «Память на числа» – для оценки кратковременной зрительной памяти[68];

2. Методика «Оперативная память» – для оценки оперативной памяти (объема, устойчивости, продуктивности)[69];

3. Методика «Память на образы» – для изучения образной памяти[70];

Для определения уровня развития речи применялись следующие методики:

1. Методика «Определение понятий» – для определения уровня владения речью при выражении мысли[71];

2. Методика «Выяснение пассивного словарного запаса» – для определения уровня развития пассивного словарного запаса[72];

3. Методика «Выяснение активного словарного запаса» – для определения уровня развития речи[73].

Для определения уровня развития понятийно-логического мышления применялась методика «Исключение слов», позволяющая оценить способности испытуемого к обобщению и выделению существенных признаков. Методика состоит из 15 серий, в каждой серии по 4 слова. Обследуемым предлагается бланк, в котором необходимо зачеркнуть слово, которое не подходит по смыслу к данному ряду. Экспериментатор фиксирует время и правильность выполнения протокола. Для удобства математической обработки все показатели переводились в 100‑бальную систему. Очень низкий уровень способности к классификации и анализу предполагался при показателе 20 и менее баллов, низкий – от 21 до 40, средний – от 41 до 60, хороший – от 61 до 80, высокий – от 81 и более баллов.

Для определения уровня развития логического мышления» применялась методика «Закономерности числового ряда». Детям предъявлялись письменно ряды чисел. Испытуемым необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Все показатели также переводились в 100-бальную систему. Очень низкий уровень развития логического мышления предполагался при показателе 20 и менее баллов, низкий – от 40 баллов, средний – 60 баллов; хороший – 80 баллов, высокий – от 100 и более баллов.

Для диагностики уровня развития для оценки понятийно-образного мышления использовалась методика «Количественные отношения». Респондентам предлагалось 10 заданий, касающихся понятий количества. Задания предполагают работу с рисунком, на котором наряду со стандартной ситуацией изображены четыре альтернативные ситуации. Ребенок должен сравнить альтернативную ситуацию со стандартной ситуацией. Все показатели также переводились в 100-бальную систему. Очень низкий уровень развития понятийно-образного мышления предполагался при показателе 20 и менее баллов, низкий – 30–40 баллов, средний – 50–60 баллов, хороший – 70–80, высокий – 90–100 баллов.

Выявление уровня развития понятийно-речевого мышления проводилось при помощи методики «Умозаключения по аналогии», которая содержит 10 заданий. Детям необходимо определить логико-функциональные отношения между данными для примера понятиями и выбрать слово подходящее подобным образом к данному. Успешность решения зависит от степени овладения речью и логическими отношениями. Поэтому это тестовое задание используется для определения словарного запаса и уровня развития понятийно-логического мышления. Все показатели также переводились в 100‑бальную систему. Высокий уровень – 80 баллов и более, нормальный уровень – 75–65 баллов, ниже среднего уровень – 60–50 баллов и низкий уровень – 45 и ниже.

Для оценки кратковременной зрительной памяти применялась методика «Память на числа». Детям в течение 20 с. демонстрируется таблица с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить и после того как таблица убрана, записать на бланке. Воспроизведение 1–4 чисел оценивалось как 40 баллов (низкий уровень), 5–6 чисел – 60 баллов (средний), 7–8 чисел – 80 баллов (нормальный), 9–12 чисел – 100 баллов (высокий).

Для оценки оперативной памяти (объема, устойчивости, продуктивности) применялась методика «Оперативная память». Детям зачитываются ряды однозначных чисел. Задача запомнить эти числа, произвести в уме операции сложения каждого последующего числа с каждым последующим и записать суммы. Предъявлялось 10 рядов по 5 однозначных чисел в каждом. Воспроизведение 29 и менее сумм оценивалось как 40 баллов (низкий уровень), 30–33 сумм – 60 (средний), 34–37 сумм – 80 (высокий), 38–40 сумм – 100 баллов (очень высокий).

Для изучения образной памяти применялась методика «Память на образы». Детям демонстрируется таблица с 16 образами. Очень низкий уровень – 1–3 правильно воспроизведенных фигур (30 баллов), низкий – 4 фигуры (40 баллов); средний 5–6 фигур (60 баллов), высокий 7 и более (80 баллов).

Для определения уровня владения речью при выражении мысли применялась методика «Определение понятий». Ребенку предлагается дать определения последовательности десять слов. Очень высокий уровень развития – 100 баллов, высокий – 80–90 баллов, средний – 40–70, низкий – 20–30, очень низкий 0–10 баллов.

Для определения уровня развития пассивного словарного запаса применялась методика «Выяснение пассивного словарного запаса». Очень высокий уровень развития – 100 баллов, высокий – 80–90, средний – 40–70, низкий – 0–30 баллов.

Для определения уровня развития речи использовалась методика «Выяснение активного словарного запаса». Очень высокий уровень развития – 100 баллов, высокий – 80–90, средний – 40–70, низкий – 20–30, очень низкий 0–10 баллов.



2019-07-03 253 Обсуждений (0)
Цели, задачи, гипотеза и методы исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Цели, задачи, гипотеза и методы исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (253)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)