Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ответов по античной философии.



2019-07-03 420 Обсуждений (0)
ответов по античной философии. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Раздел I. Онтология

№п/п Ответы
1. Бытие как вещь, бытие как субстанция вещей, бытие как деятельность человека и бытие как истина.
2. Сущность состоит в разумности человека, т. к. главным регулятором поведения людей является Разум.
3. Фалес - это вода (она есть всюду и может принимать любую форму); Анаксимандр - это апейрон (бескачественное и бесконечное по числу начало); Анаксимен - это воздух (необходим, пластичен, реально существует, но сам не виден); Гераклит - это огонь (самое динамичное и самосохраняющееся начало); Эмпедокл - это четыре стихии природы (земля, вода, воздух и огонь), элементы которых связываются в семени конкретной вещи
4. Жизнь человека должна быть разумной, т. е. согласной с Разумом, и естественной, т. е. согласной с природой.
5. Открывающийся философу мир-един, однороден, неизменен и самодостаточен.
6. Упраздняется Бог как творец всего сущего: если любая вещь может возникнуть естественным путём, то зачем тогда творец?
7. По большей части (растительной и животной) душа человека смертна; исключение делается однако для самой высшей части души - разумной, которая безлична и бестелесна. Эта часть души предстает в виде логики и научного знания.
8. "Бог вначале сформировал материю в виде цельных, массивных, твердых, непроницаемых, движущихся частиц, которые настолько устойчивы, что никогда не изнашиваются и не распадаются на части. Из факта существования мира следует, что изменения материальных вещей могут быть приписаны единственно расщеплению и установлению новых связей и движений этих вечных частиц". И. Ньютон
9. Неделимые, неизменные, простые, неуничтожимые и несотворимые, неощутимые и движущиеся по пустотам частицы тел; тела же, будучи сцеплениями множества атомов, благодаря тонким истечением с их поверхности "копий", вызывают в нас различные ощущения.
10. Архитектор мира - Демиург создал посредством смешения Идей с бесформенной материей мировую Душу, т.е. создал «одушевлённую» материю, способную к развитию; из неё и произошли все тела.
11. Таковая возможность допускается Аристотелем для двух предельных случаев, а именно, когда речь идет о Боге и когда говорят о бессмертной части души - о человеческом Разуме. И то, и другое - суть "чистые" формы. Таким образом, "чистые" формы - это идеализированные объекты мышления = абстракции.
12. Форма вещи, взятая в качестве цели, влечёт ряд изменений в направлении к финалу.
13. Пифагорейский термин «космос» означал порядок. В целом же для античной философии под этим словом разумелась открытая наблюдению среда обитания человека или эмпирически известные сферы жизненных отправлений индивида: природная среда, государство-полис и микрокосм душевной жизни.
14. Это истечение, излучение, ступенчатый переход от всереальнейшей и всесовершенной сущности - некой абсолютной полноты бытия (Бога, Блага, Единения и т.п.), - к менее совершенным ступеням или формам (вещам, животным, человеческим расам и т. д.).
15. Они опровергают, по мнению Зенона, учение Эмпедокпа о множественности начал, а также тезис Гераклита «Все течет». И то, и другое присуще только миру видимости, а не подлинному бытию.
16. Парменидовские миры неравноправны и несовместимы друг с другом. Мир видимости выступает как реальность лишь в силу того, что многим людям не дано прорваться в умопостигаемый мир. Безусловной реальностью обладает лишь умопостигаемый мир, но из него нет пути назад - чувственно данная конкретика вещей не выводима из структур умопостигаемого мира. Выбор между бытием и не-бытием и должны сделать сами люди, поскольку они мыслят.
17. В целом - это вселенский Разум, который привел в целесообразный порядок хаотическое множество гомеомерий; но это вместе с тем и присущее вещам их качественное своеобразие.
18. Вопрос об архе, т.е. о первоматерии (первовеществе, первоначале) как об истинно сущем. Признаки архе: прямо или опосредованно воздействует на органы чувств; не возникает и не уничтожается; служит исходным материалом для прочего многообразия вещей.
19. Все они стремятся к совершенствованию, одухотворению, воплощению в себе идеального; к осуществлению идеалов знания, добра и красоты.
20. Именно для предельных случаев концептуального рода и нужна Аристотелю категория «Бог» - в качестве «Перводвигателя», «Первопричины», «Энтелехии» и др.
21. Как и у Платона, материя сама по себе есть ничто, но в человеческом дискурсе это «первое подлежащее каждой вещи», способное превратиться в любую вещь; в философии Аристотеля материя - это вид бытия, обладающего 10 признаками.
22. Идеи существуют сами по себе и не нуждаются ни в материи, ни в вещах; по Аристотелю, форма и материя неразделимы: нет материи без формы, как нет и формы без материи.
23. «Первая» философия - Теология.
24. Атомы, вихрями двигаясь в пустоте, соединяются и разделяются друг с другом, зацепляясь и воздействуя один на других соприкосновением и толчком. Так вещи возникают и разрушаются, обмениваясь своими атомами.
25. Тела сложные, т. к. состоят из атомов, между которыми есть пустоты. Атомы же, напротив, просты, ни частей, ни пустот внутри себя не имеют. Именно поэтому их нельзя раздробить.
26. В любой вещи присутствуют    крупицы земли, воздуха, воды и огня, объединяющиеся в семени.
27. Натурфилософские проблемы - это логически взаимосвязанные вопросы о естественных (природных) причинах наблюдаемых метаморфоз.
28. "Гомеомерии" - подобочастные, инвариантные.
29. Атомы и пустота: о существовании атомов можно заключить, наблюдая движение пылинок в солнечном луче; о существовании пустоты - из фактов разрезания, размельчения, деформации твердых тел, а также из возможности их перемещения в среде.
30. Природные взаимодействия сами по себе приводят к установлению более сбалансированных и пропорциональных соотношений между вещами - к росту гармонии среди всего сущего.
31. От хаотического состояния он приходит ко все большему порядку, которому имманентна необходимость и причинность.
32. Огонь - самое динамическое, наблюдаемое и активное начало, способное к самосохранению.
33. Душа имеет чувственные побуждения и аффекты, ставящие её в зависимость от вещей; для большинства людей, управляемых собственными страстями, производство и потребление материальных благ становится их жизненным уделом.
34. Она занимает промежуточное положение между двумя мирами и поэтому наделяется свойствами обоих. Это обстоятельство и делает возможными переходы между двумя мирами.
35. Различие состоит в соотношении (пропорциях) между материей и формой: чем совершеннее вещь, тем меньше в ней материи (потенциально неопределённого) и тем больше в ней актуально уже реализованного, т.е. вполне определённого (формы).
36. Число (мера) и гармония.
37. Общим вектором устремлений людей, а равно и природы в целом, является состояние атараксии - покоя, безмятежности и невозмутимости, или апатии -индифферентности к добру и злу, к истине или заблуждению.
38. Мельчайшие, неделимые (подобно атомам), но одушевленные частицы - "логои" могут сгущаться, образуя тела, и рассеиваться в мировом океане. Подобно тому, как некогда распался на "логои" единый и изначально разумный мировой Огонь.
39. Необходимость, характерная для факта восприятия, обеспечивается благодаря физическому воздействию на органы чувств отделяющихся от вещей «идолов» -материальных копий; последующая фиксация в душе этих копий влечет появление устойчивых образов.
40. Семя в потенции заключает в себе зачатки свойств будущей вещи; атомы безжизненны и обладают лишь формой, размером и расположением в пустоте относительно друг друга. Кроме того, они могут перемещаться, толкаться и сцепляться.
41. Трем составляющим души соответствуют три сословия в обществе, а также три космические силы: идея, материя и мировая душа.
42. Идеи бестелесны, не имеют чувственных качеств (запаха, цвета и т.п.), не доступны восприятию органами чувств, не имеют пространственной и временной локализации и других параметров, неизменны и вечны. В платоновской философии они предстают как прообразы вещей, своего рода «порождающие модели» для всех вещей одного и того же класса.
43. В природе все совершается по законам динамической зависимости. Однако последняя, помимо доминирующей тенденции, всегда сопряжена со случайными отклонениями или погрешностями. Они происходят регулярно в силу случайных отклонений атомов от вертикальной траектории. Эти спонтанные отклонения, накапливаясь в сложных телах, приводят к появлению альтернативных вариантов, выбор из которых и составляет суть человеческой свободы
44. Наряду с 4-мя стихиями нужны еще силы, приводящие их в движение: любовь и вражда. Одна сила притягивает элементы друг к другу, другая же - отторгает их.
45. Сама по себе «чистая» материя - есть ничто, так как всякое «что» есть нечто определённое, существует лишь благодаря своему понятию или идее. Материя -это бескрайнее поле для воплощения разнообразных идей; лишь благодаря своему браку с идеями оно обретает свою определённость, становится «чем-то».
46. «Телос» - цель, то есть то, ради чего создаётся и служит определённая вещь. Расширительно «цель» - быть полезным, существовать для чего-либо. «Телеология» - учение о целесообразном порядке мира, при котором каждая вещь имеет своё место и свою цель. Часто термин «телеология» означает логику вещей, задаваемую целеустремлённостью субъекта (целевая причинность).
47. Количественный рост элементов в семени приводит к разделению и смешению семян в конкретные органы, из органов образуются тела.
48. Каждая вещь имеет свою материю и душу. Материя тел непрерывна. Твёрдые тела получаются путём сгущения материи и состоят из пластинок - треугольников, соединяющихся друг с другом в правильные многогранники. Значит, вещь не имеет ничего общего ни с атомами, ни с пустотой (vs Демокрита). Как отдельной вещью, так и всей их совокупностью управлять отныне будет лишь гармония (как и у Пифагора).
49. Богов следует признавать не из - за страха перед ними, или надежды на бессмертие, а в силу почитания совершенства как такового. Будучи существами, лишенными человеческих слабостей, они ведут свою полную блаженства жизнь в межзвездных просторах; им сейчас стало обременительно вмешиваться и в жизнь людей, и в действие законов природы.
50. Материя для разнообразных вещей - это геометрические фигуры: треугольники, квадраты, прямоугольники, кружочки и т. п. Из наложения друг на друга тонких пластин (фигур) образуются тела определенной (благодаря воздействию идеи) формы. Платоновские элементы мира - это чисто умозрительные конструкты, не имеющие никакой материальной начинки.
51. Эмпедокл: "Неразумны те, ибо недалеко простираются их мысли, которые думают, что не бывшее прежде может возникнуть, или что нечто может совсем умереть и исчезнуть". Самозарождающиеся во влажном иле органы (головы, руки, желудки и т. п.) вначале блуждали отдельно; случайно сталкиваясь, они срастались и образовывали сложные гибриды; лучшие из них выживали и давали потомство, худшие - погибали.
52. Общие понятия неизменны, а вещи изменчивы; следовательно, истинно сущее -бестелесно, как бестелесны и те отношения, которые постигаются мышлением. Вот это зримое лишь нашим умом бытие более совершенно, чем чувственно данный нам мир; оно более реально, чем марево исчезающих красок, теней и т. п.
53. Целеполагание свойственно человеческому разуму, а не природе. В ней нет никаких целевых причин и никакого целенаправленно действующего разума. В природе все совершается по законам динамической зависимости, правда, с небольшими отклонениями ("клинаменами").
54. Материальная, формальная, динамическая и целевая причины.
55. Это философия объективного идеализма: господствующий в мире порядок имеет духовную природу, но не является , однако, творением человеческой головы; в человеческом мышлении он лишь наиболее выразительно заявляет о себе.
56. Термин означает то, что поистине, реально существует, - вещь как нераздельное единство материи и формы.
57. Так как идеям сопутствуют понятия, мир идей устроен по иерархическому принципу - аналогично полной и совершенной системе понятий. Иерархическая система идей предполагает субординацию низших идей высшим. У Платона вся пирамида идей венчается высшей и всеобъемлющей идеей Блага (=Бога).
58. Если мы живем разумно, то в нас развивается и обнаруживается мировой (божественный) дух, а мы сами становимся в чем - то подобны Богам. Душа человека - одно из звеньев мирового духа (разума или Бога).
59. Огонь заключает в себе противоположности (холодного и горячего, твёрдого и газообразного и т.д.), переходящие друг в друга. «Всё в мире совершается через борьбу и по необходимости» Гераклит.
60. Универсальной причиной всех перемен мыслится чисто механическое движение. Присущая ему необходимость исключает как случайность ("- выдумка глупцов для оправдания собственного невежества") так и целесообразность (камень не стремится угодить именно в голову, даже если последняя этого и заслуживает).
61. Мир идей довлеет себе, первичен и самодостаточен; мир вещей зависим от него, вторичен, «подражает» ему как образцу и хочет, но не может достигнуть своего идеала. Мир идей - совершенное бытие, мир вещей - несовершенное, так как они вечно «текут», становятся, существуют и вместе с тем перестают существовать.
62. Форма вещи есть и её непосредственная данность субъекту в актах восприятия, и её внутренняя предопределённость к сохранению или развитию (вид или эйдос вещи).
63. Континуум развития всего сущего (=диапазон совершенства) задаётся снизу категорией «материя» и категорией «чистая актуальность» - сверху; первой придаётся смысл «Ничто»; второй - «Бог» (в религиозных терминах).
64. Благодаря свойствам атомов (тяжесть?) изначально лишь вихревые движения атомов сами собой упорядочивались - происходило вращение, сгущение, разогревание, уплотнение и дифференциация агрегатов атомов.
65. Всему присуще стремление к совершенству; к тому, чтобы «уподобиться» идеям, максимально воплотить их в себе.
66. Это космический эрос как порыв к продолжению жизни, к слиянию с предметом своих вожделений (идеалом). Космическая плоть (материя) стремится самоутвердиться через уподобление идеалу и обретение совершенных форм.
67. Это делимые до бесконечности части тел, каждая из которых обладает качествами наблюдаемых, однородных тел (качествами воды, земли, золота, кости, мяса, рыбы и т. п.).
68. Процесс обратный эманации - есть эволюция. Суть - восхождение по ступеням иерархии от менее совершенных форм к более совершенным (от множественности к единому, от материального к духовному, от тварного и вторичного к творящему, первоначальному).
69. 10 признаками: 1) данность как факт или допускаемая разумом возможность; 2) качество; 3) число; 4) отношение обладания (иметь или не иметь); 5) место; 6) длительность; 7) состояние (движение или покой); 8) действие; 9) страдание; 10) направление перемен.
70. Всякая вещь есть процесс, включающий в себя становление, бытие и гибель; она существует в своей внешней определённости и одновременно не существует по своей тенденции; всё сущее ранее не существовало и обречено умереть.

 

Раздел II . Гносеология и психология.

№п/п Ответы
1. Приобщится душой к Богу человек может в исключительных случаях, "когда он оказывается в состоянии сверхумного экстаза". Именно тогда в истерзанную сомнениями и страданиями душу и проливается божественный свет. С этого момента его одолевает стремление быть подобным Богу.
2. Повторяющиеся впечатления фиксируются в душе и, благодаря наложению их друг на друга, образуют "ядро" понятия, которое в последующем начинает "рассказываться" словами.
3. Так как нравственный канон первоначально рождается в душе индивида (как некий укор совести!), то, познавая самого себя, я обретаю ключ к расшифровке мотива поступков других людей, а, наблюдая жизнь во всех её проявлениях, я обретаю ясность в отношении собственных мотивов. Вызревающее таким путём понятие о каноне затем обретает свою общезначимую формулировку посредством обсуждения (диалога).
4. Возможность подобных знаний следует признать. Всякое знание начинается с опыта, но не всякое знание целиком выводимо из опыта. Возможно и такое знание, источником которого является не опыт (мириады сенсорных фактов), а сам Разум. Именно подобные знания дают начало наукам и могут стать предметом разнообразных доказательств.
5. Это происходит по явному недоразумению. Трудно осознать тот факт, что собственную смерть установить никто не может. Когда мы есть, то смерти нет для нас; когда же наступает смерть, то нас уже нет для нее. "Смерти нет, ребята!"
6. Познание природы, ее устройства и законов, а так же оценка переживаний с точки зрения их ценности, значения и последствий.
7. Мотивы человеческого действия весьма разнообразны: потребности, страсти, желания, склонности, эмоции и интересы.
8. Мудрость - добродетель разума, мужество - добродетель воли, умеренность - добродетель страстей.
9. Каждая из стадий («влечение», «влюблённость», «сотрудничество», «божественная любовь») пронизана стремлением к идеалу. 1.Женщина и мужчина - каждый ищет свою половину. 2.Отождествление избранника с идеалом делает обе половины слепыми к недостаткам друг друга. 3.Распределение семейных обязанностей в соответствии с талантами делает супругов незаменимыми друг для друга. 4.Любовь сбрасывает свою половую определённость и становится стремлением к вечной красоте и совершенству.
10. Опыт, искусство, наука. Знание о частном и общем. Практическое и теоретическое знание. Знание вероятное и достоверное (доказательное).
11. Чтобы можно было знать вещь в ее общих свойствах, независимых от чувственной модальности ощущений, т.е. чтобы знать вещь как таковую, а не простой набор разнообразных чувственных качеств (красноты, кислоты, шаровидности и т. п.).
12. Субстанцией нашего "Я" являются ощущения; устраните ощущения - и угаснет "Я";-и дифференцированные прежде ощущения сольются в сплошной поток чувственности.
13. Платон полагал, что внутренний мир человека - это общежитие трёх разных душ - аффективной, мужественной и разумной; доминирование одной из них определяет принадлежность человека к одному из трёх социальных классов. Аристотель членил психику на три части: растительная душа (регулятор процессов роста и размножения), животная душа (регулятор поведенческих актов) и разумная душа (регулятор взаимодействий между людьми).
14. Цицерон склоняется к мысли о том, что наиболее общие понятия (категории) включают в себя опыт предков, передаваемый генетическим способом - это "врожденные впечатления души".
15. Эмпиризм: из знания фактов складывается общечеловеческий опыт, из опыта рождаются идеи.
16. Причины страдания-невежество, неразумие, предрассудки, страх перед неопределенностью.
17. В зависимости от достигнутой степени совершенства, чистоты и раскрепощенности от чувственных телесных побуждений Душа переходит в другой организм - либо высший, либо низший, - и через множество инкарнаций возвращается в мир идей.
18. Главным объектом критики Аристотелем Платона был тезис о самостоятельном, изолированном от вещного мира существовании мира идей. Идеям необходимо найти место среди мира фактов.
19. Идеальная - Разум, состоящий из идей. Он должен направлять Волю на предметные действия и совместно с Волей обуздывать Страсти.
20. Преобладание в индивидуальной душе "золота", "серебра" или "меди" -основание для причисления индивида к определенному классу.
21. По Аристотелю, поведением человека руководят две детерминанты: 1) обычные действия направляются чувствами и идеями; 2) поступками же руководят волевые привычки.
22. Разум как способность человека мыслить все, в том числе и самого себя, и свои ментальные образования (восприятия и мысли, чувства и эмоции). Разум полагается эпицентром (целью) всех живых отправлений индивида - рождения, деятельности, обучения, самосовершенствования и т. п.
23. "Без воплощенья в ином - мысли тебе не найти" - Парменид. Собственная мысль может стать объектом исследования только при том условии, если она сформулирована словами. Когда она становится понятной адресату, тогда и ее автор обретает понятийное видение сказанного. Невысказанная мысль - аморфна, изменчива, фрагментарна и туманна. Но мысль изреченная - есть ложь (Тютчев),если не связывать ее с конкретикой совместного с адресатом бытия. Итак, речь как осознание мысли дает начало логической организации наших высказываний, а речь как поступок - этической организации общения.
24. В любой данный момент предмет мысли есть лишь содержание нашей мысли о предмете, и, наоборот, мыслимый нами предмет и есть реально существующий для нас предмет. (Принцип тождества мышления и бытия).
25. Наперекор рационалистической традиции, заложенной парменидовским принципом, выступали Киркегор, Шопенгауэр и Ницше (19в.). «Всё действительное - неразумно, всё разумное - недействительно.»- С. Киркегор; «Чувственно воспринимаемый мир - создание интеллекта; бытие же «в себе» разумом не познаваемо!»- А. Шопенгауэр. «То, что может быть мыслимо, наверняка есть фикция, »- Ф. Ницше.
26. Гармоническая душа, сопряжённая с достойным образом жизни данного человека, переходит в более совершенное тело и наслаждается счастливой жизнью; поражённая пороками душа переходит в тела животных и вынуждена довольствоваться скотским образом жизни.
27. От тел отделяются их тонкие подобия - "эйдолы", которые, проникая через органы чувств в тело, производят в нас восприятие вещей.
28. Опыт наблюдений и размышлений.
29. В сущности, это процесс припоминания того, что душа ранее уже поимела, пребывая в мире идей. Мысленное восхождение к сущности вещи, толчок к которому даёт чувственное восприятие внешних вещей, есть процесс дискурсивного воссоздания в сознании некоторых глубинных содержаний самой человеческой души.
30. До своего «падения» в тело Душа находилась в мире идей и все их близко сопереживала (интим!). Поэтому главное и существенное она уже знала до встречи с объектом познания (априори), нужно лишь восстановить это и очистить от эмоциональных наслоений.
31. Разум заключён в голове, Воля - в сердце (груди), вожделения - в животе и ниже.
32. «Идея» - это одновременно и истина, и идеал. Благодаря первому определению идею можно отождествить с сущностью вещи, а благодаря второму идея может непосредственно воздействовать на вещи.
33. Удивление, смутное чувство, что здесь что-то не так, даёт импульс для особого рода деятельности - познания. Чувственность озадачивает, разум ищет ответы.
34. Принимая во внимание, что сущность каждого человека обнаруживается в его личности, а последняя есть некий индивидуальный проект человека вообще, можно сказать, что индивидуальная душа есть «падшая» в тело Идея человека, испорченная плотскими аффектами и обременённая бытейскими заботами. Но она не утратила своей тяги к совершенству, к полёту в вечное, к тому, что дорогого стоит.
35. Главная роль отводится Душе, т.к. ей изначально присуще стремление к познанию и благу. Расшифровывая чувственную информацию, Душа вдруг «узнаёт» в вещи её сущность, родственную её собственным потаённым интенциям.
36. «Есть желания естественные и необходимые; есть желания естественные, но не необходимые, и, наконец, есть желания и не естественные и не необходимые. Богатство, требуемое природой, ограничено и легко достигаемо, а богатство, требуемое праздными мнениями, простирается до бесконечности». (Эпикур).
37. Разум выделяет в показаниях разных органов чувств общие свойства вещи и тем самым обретает возможность различить ощущаемое (саму вещь) и ощущение (образ вещи). Выделив вещь как нечто вне и независимо от нас существующее, разум обретает сверх того возможность знать различие сладкого и белого как различие моих собственных ощущений, поставляемых разными органами чувств. Иначе говоря, благодаря разуму чувственная информация становится знанием и вещей, и моих собственных ощущений.
38. Это то, что обеспечивает функциональную целостность здорового организма вопреки действию возмущающих факторов; что сохраняет индивида в изменяющемся мире; что предопределяет самосовершенствование субъекта через постановку и достижение целей. Всё это обозначается термином «энтелехия». Суть человеческой души - энтелехия.
39. Стоики полагают что существуют две реципрокные пары аффектов: удовольствие - неудовольствие, страх - вожделение. Все они вредны, поэтому нужно учиться их сдерживать и ставить под контроль. Иначе их сила заглушит голос разума и выльется в поступки постыдные и предосудительные. Получается, что эмоции хоть и естественное, но неразумное.
40. Душа бестелесна, внепространственна, движет и одушевляет тело. Стремится к идеалам красоты, добра и справедливости, способна постигать истину.
41. Проблема истины (как разорвать путы чувственности?) и её критерия (сила предрассудков большинства кажется неодолимой).
42. Во - первых, сомневаться в каком - либо частном мнении, значит допускать для него возможность быть истинным. Во - вторых, высказывать сомнение по тому или иному поводу, значит навязывать аудитории предпочтение к обратной позиции. Ни к тому, ни к другому скептик не стремится. Пусть каждый остается при своем мнении, каждое из которых равно далеко отстоит и от истины, и от социальной значимости. За что же тогда упрекать скептика? Позиция - безупречная (и лукавая!, - добавим от себя).
43. Он резко противопоставляет мир видимости (объект мнения) миру, зримому лишь философским умом. Первый мир пронизан заблуждениями людей, поэтому он подпадает под категорию «не-бытие». Лишь второй мир и озарён светом истины и излучает его (=бытие).
44. Существует множество разных (в т.ч. контрадикторных) мнений. Истина - не более, чем претензия носителя отдельного мнения на исключительность. Всякое человеческое представление недостоверно, относительно, субъективно и сомнительно. Мудрость состоит не в утверждениях, а в отказе от однозначных суждений ("ЭПОХЭ").
45. Всякое знание рождается благодаря ударами "копий" по органам чувств. Вещь такова, какой ее запечатлевают наши органы чувств. Но люди всегда привносят в картину реальности свои желания (часто обознаются!); разум очищает картину реальности от подобных привнесений ("идолов") и тем самым позволяет видеть вещи в их подлинном свете. Это концепция сенсуализма.

 

Раздел III . Логика и методология.

№п/п Ответы
1. Применяя "мягкую" критику суждений оппонента, способствовать выбору более правильной точки зрения.
2. Риторика, эристика, эклектика, софистика, схоластика, метафизика и релятивизм.
3. Выстраивая "древо" альтернатив, обеспечить выход договаривающихся сторон на взаимоприемлемый результат.
4. По Аристотелю, это общность, необходимость (логическая), доказательность, систематичность (упорядоченность).
5. Протагор, Горгий и Продик исповедовали релятивистский принцип:" Человек есть мера всех вещей, существующих - в том, что они существуют, и несуществующих - в том, что они не существуют". Виртуозно манипулируя речевыми формами мысли, софисты готовы были опровергать все, что угодно, и доказывать, что угодно, демонстрируя тем самым, что истины нет, а есть одни лишь мнения, а среди мнений правильным является то, которое имеет более весомое обоснование. За высокую плату они обучали юношей из состоятельных семей софистической риторике. Примеры софизмов: 1) Скажите, ведь то, чего вы не теряли, то вы и имеете? Рогов вы не теряли, следовательно, вы рогоносец! 2) Философы - лучшие друзья Богов. У друзей все общее. Следовательно, все, что принадлежит богам, должно принадлежать и философам.
6. Три силлогизма. Позднее врач Гален открыл четвертую фигуру силлогизма.
7. «Не вращай бесцельно глазами, не слушай ушами, в которых раздаётся только шум, и не болтай праздно языком, но ... взиррай без колебания умственными очами на то, чего нет перед нами, как на то, что есть.» Парменид В поле зрения здравого смысла: вещи, другие люди и речевые сигналы, которыми они обмениваются. В философском умозрении: значения, референты и знаки, а также отношения между ними. В первом случае мысль вязнет в разнообразных «Вам говорят!», и лишь во втором- воспроизводит реальные отношения, лежащие по ту сторону слов.
8. Как нужно организовать мыслительную деятельность, чтобы её результаты заслуживали доверия? Философский ум не может складываться на иной основе, кроме здравого смысла, но обязан обрести иные горизонты и оснащение, чем располагает здравомыслящий человек.
9. "Нет пользы в философии, не лечащей душу, как нет пользы в медицине, не лечащей тело." Эпикур. Это психотерапевтическая функция философского дискурса с близкими тебе по духу людьми.
10. "Как выразить движение в логике понятий?" - Гегель. Апории выявили недостаточность для этой цели логики здравого смысла.
11. Рассматривать одно подле другого и одного вслед за другим. Метафизик мыслит сплошным противоположениями: "Да - значит да; нет - значит нет; что сверх того, то от лукавого". Зенон Элейский доказывал свои апории путем строгого следования законам логики здравого смысла с использованием доказательств от противного (апогогический метод). Коротко, метафизика как метод -абсолютизация законов формальной логики.
12. Дедуцирование или индуцирование заключения (нижний посылки) посредством нахождения среднего термина (понятия, суждения), входящего неявно и в верхнюю, и в нижнюю посылки одновременно. Решение любой задачи сводится, в конечном счете, к отысканию среднего термина.
13. Понятия конструируются нашим мышлением путем абстрагирования общего признака в ряду аналогичных случаев; при этом необходимо указать родовую общность предмета и его видовую специфику. Понятия различаются признаком и объемом: чем больше признаков (т.е. чем конкретнее понятие), тем меньше его объем (число предметов, подводимых под это понятие), и, наоборот. Чем меньше признаков (чем понятнее абстрактнее), тем больше его объем. Это соотношение справедливо и для того случая, когда исходным пунктом в конструировании понятия берется объем.
14. Принцип вопросно-ответной артикуляции высказываний, принцип иронии и принцип маевтики.
15. Умозаключение путем логического выведения суждения из двух других (посылок), содержащих общий признак.
16. Речевая проработка проблемы закладывает структуру практических действий людей, непременным условием успешности которых оказывается их (действий) соответствие особенностям и структуре референта. "Слово есть образ дела" -Солон. Вместе с тем известно, что между словом и делом может пролегать пропасть (особенно в политике!). "Слово - это тень дела" - подчеркивал Демокрит. Отсюда видно, что оба определения диалогового метода справедливы.
17. Это суждения, из которых делается логический вывод в процессе умозаключения; исходными посылками Аристотель полагает аксиомы, постулаты и предположения.
18. Манипулирование смыслами слов с целью выведения заранее заданного тезиса. Вводя в рассуждения туманные абстракции и надуманные конструкты, схоласты выстраивают сложные псевдо - теоретические системы, призванные сохранить и упрочить догматы религиозной веры или идеологически окрашенные им мифологеммы.
19. Для скептика факт противоречивости мнения есть доказательство его неистинности, для диалектика противоречие при определенных условиях может выступать фундаментальным законом.
20. Закон тождества ("а" верно, если имеет место А и мы судим действительно об А); закон непротиворечивости суждений (недопустимо, чтобы одно и тоже одновременно было и не было присуще одному и тому же в одном и том же смысле); закон достаточного основания (суждение "а" может быть верным лишь при том условии, если мы располагаем знанием об А); закон исключенного третьего (любой реально существующий предмет может быть включен или в класс А, или в любой другой класс, но только не в А).
21. Наука о мышлении, его всеобщих формах и законах; у Аристотеля - это наука о законах научного мышления; путем сопоставления данных самонаблюдения с правилами речевого общения создается наука логики.
22. Произвольное объединение "хороших" свойств, принадлежащих несовместимым предметам и поэтому - взаимоисключающих друг друга.
23. Умозаключение от общего к частному и наоборот; в сущности, и то и другое состоит в выведении суждения из двух других, содержащих общий обоим признакам (понятие или предикат).
24. Учения о понятиях, учение о суждениях, учение об умозаключениях (силлогизмах).
25. Это связь понятий (в виде «субъекта» и «предикт


2019-07-03 420 Обсуждений (0)
ответов по античной философии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ответов по античной философии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (420)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)