Так как иначе мы имели бы
в то время как задача состоит в нахождении нетривиального решения. Для функции T (t) в основной вспомогательной задаче никаких дополнительных условий нет. Таким образом, в связи с нахождением функции X (x) мы приходим к простейшей задаче о собственных значениях: найти те значения параметра , при которых существуют нетривиальные решения задачи: (18) а также найти эти решения. Такие значения параметра называются собственными значениями, а соответствующие им нетривиальные решения – собственными функциями задачи (18). Сформулированную таким образом задачу часто называют задачей Штурма – Лиувилля. Рассмотрим отдельно случаи, когда параметр отрицателен, равен нулю или положителен. 1. При ‹ 0 задача не имеет нетривиальных решений. Действительно, общее решение уравнения (15) имеет вид Граничные условия дают: Х (0) = С1 + С2 = 0;
т. е. Но в рассматриваемом случае – действительно и положительно, так что . Поэтому С1 =0, С2 = 0 и, следовательно, Х (х) 0. 2. При = 0 также не существует нетривиальных решений. Действительно, в этом случае общее решение уравнения (15) имеет вид Х (х) = С1х + С2. Граничные условия дают: т. е. С1 = 0 и С2 = 0 и, следовательно, Х (х) 0. 3. При › 0 общее решение уравнения может быть записано в виде Граничные условия дают: Если Х(х) не равно тождественно нулю, то D2 0, поэтому (19) или где n- любое целое число. Следовательно, нетривиальные решения задачи (18) возможны лишь при значениях Этим собственным значениям соответствуют собственные функции где Dn – произвольная постоянная. Итак, только при значениях , равных (20) существуют нетривиальные решения задачи (11) (21) определяемые с точностью до произвольного множителя, который мы положили равным единице. Этим же значениям n соответствуют решения уравнения (9) (22) где An и Bn – произвольные постоянные. Возвращаясь к задаче (1), (9), (10), заключаем, что функции (23) являются частными решениями уравнения (1), удовлетворяющими граничным условиям (11) и представимыми в виде произведения (12) двух функций, одна из которых зависит только от х, другая – от t. Эти решения могут удовлетворить начальным условиям (10) нашей исходной задачи только для частных случаев начальных функций j(x) и y(x). Обратимся к решению задачи (1), (9), (10) в общем случае. В силу линейности и однородности уравнения (1) сумма частных решений (24) также удовлетворяет этому уравнению и граничным условиям (9). Начальные условия позволяют определить An и Bn. Потребуем, чтобы функция (24) удовлетворяла условиям (10) (25) Из теории рядов Фурье известно, что произвольная кусочно-непрерывная и кусочно-дифференцируемая функция f(x), заданная в промежутке , разлагается в ряд Фурье (26) где (27) Если функции j(x) и y(x) удовлетворяют условиям разложения в ряд Фурье, то (28) (29) Сравнение этих рядов с формулами (25) показывает, что для выполнения начальных условий надо положить (30) чем полностью определяется функция (24), дающая решение исследуемой задачи. Итак, мы доказали, что ряд (24), где коэффициенты An и Bn определены по формуле (30), если он допускает двукратное почленное дифференцирование, представляет функцию u (x, t), которая является решением уравнения (1) и удовлетворяет граничным и начальным условиям (9) и (10). Замечание. Решая рассмотренную задачу для волнового уравнения другим методом, можно доказать, что ряд (24) представляет решение и в том случае, когда он не допускает почленного дифференцирования. При этом функция должна быть дважды дифференцируемой, а - один раз дифференцируемой.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (220)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |