Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Параметрическая модель



2019-07-03 224 Обсуждений (0)
Параметрическая модель 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Параметрическая модель описания гендерного коммуникативного поведения разработана на основе модели описания национального коммуникативного поведения И.А. Стернина (Стернин 2003) и адаптирована к исследуемому материалу. Структура модели содержит уровни единиц разной степени обобщения: факторы, параметры, признаки. Например, факторами коммуникативного поведения являются установление коммуникативного контакта, общительность, регулятивность и др. Факторы объединяют наиболее обобщенные признаки - параметры, например, фактор объем общения интегрирует параметры: развернутость монолога, развернутость диалога, возможность регламента процесса общения. Наиболее детальная характеристика коммуникативного поведения представлена в признаках, например, для женского коммуникативного поведения характерно использование эмоциональных характеристик в самопрезентации; для мужского коммуникативного поведения данный признак не характерен.

Описывая признаки коммуникативного поведения мужчин и женщин, мы используем метаязыковые средства: так, признак может быть не характерен, не очень характерен, характерен, очень характерен; степень проявления признака может быть низкая, невысокая, средняя, высокая. Так, признак коммуникативного поведения номинируется как очень характерный (или степень проявления признака характеризуется как высокая), если он подтвержден множеством примеров из текстов; как характерный, если подтвержден четырьмя-пятью примерами; как не очень характерный (или степень проявления признака расценивается как средняя), если продемонстрирован 2-3 примерами; не характерен (степень проявления признака низкая), если примеры единичны или вовсе отсутствуют.

Сопоставляя признаки коммуникативного поведения мужчин и женщин посредством ранжирующих метаединиц, мы получаем определенные соотношения, информирующие нас о степени генедрных различий. Для оформления степени гендерных различий введём понятие индекс гендерной дифференциации.

Индекс гендерной дифференциации – числовой показатель гендерных различий, амплитуда которого колеблется в пределах от 0 до 1, в целях удобства и ясности мы будем пользоваться тремя величинами индекса гендерной дифференциации:

0 – признаки коммуникативного поведения мужчин и женщин совпадают;

0,5 – а) для одной гендерной группы признак характерен или проявляется в высокой степени – для другой гендерной группы данный признак не очень характерен или степень его проявления средняя; б) для одной гендерной группы признак не характерен или проявляется в низкой степени – для другой гендерной группы данный признак не очень характерен или степень его проявления средняя;

1 – в коммуникативном поведении одной группы данный признак представлен безэквивалентно.

Индекс гендерной дифференциации (ИГД) может быть вычислен как на уровне признака, так и на уровне параметра, фактора и всего материала. Например, ИГД фактора представляет собой средний показатель ИГД параметров, которые формируют данный фактор.

Необходимо отметить, что индекс гендерной дифференциации – величина вероятностная, отражающая обобщенный результат сопоставления мужского и женского коммуникативного поведения.

Ситуация, условия общения, индивидуально-личностные характеристики коммуниканта и другие факторы могут детерминировать процесс общения и модифицировать индекс гендерной дифференциации; однако индекс отражает определенную закономерность коммуникативных процессов.

Приводим номенклатуру используемых факторов и параметров. Полный вариант модели описания гендерного КП содержится в Приложении 1.

Установление коммуникативного контакта

Необходимость приветствия

Необходимость этапа настройки собеседника на восприятие информации

Возможность подключения к общению

Возможность планирования общения

Возможность предварительного этапа общения

Настойчивость при вступлении в коммуникативный контакт

Поддержание коммуникативного контакта

Мастерство поддержания контакта в деловом общении

Умение поддержания контакта в фатическом общении

Стремление поддержать контакт в общении «по душам»

Частотность приемов захвата внимания собеседника в проблемной беседе

Толерантность к молчанию

Характер выхода из коммуникации

Возможность внезапного прерывания контакта

Плавность выхода из контакта

Возможность перебивания собеседника

Допустимость длительных пауз в общении

Необходимость прощания

Общительность

Доля общения в структуре деятельности

Стремление к расширению круга общения

Допустимость общения с незнакомыми

Активность в общении

Роль и функции молчания в общении

Коммуникативная самоподача

Характер самопрезентации

Допустимость самопохвалы, саморекламы, демонстрации личных успехов окружающим Демонстрация знакомства со статусными лицами

Частотность демонстрации успехов родственников

 Допустимость преднамеренного искажения информации о себе с целью повышения своего статуса

Допустимость самокритики

Коммуникативный демократизм

Приоритетность неформального общения

Стремление к упрощению этикетных норм поведения

Стремление к паритетности

Приоритетность установления дружеских отношений с окружающими

Стремление к неформальному общению в формальной обстановке

Соблюдение норм речевого этикета

Вежливость к незнакомым

Вежливость обращения к знакомым

Характер выражения приглашения

Соблюдение норм гостевого этикета

Легкость выражения просьбы

Легкость выражения извинения

Степень комплиментарности речи в общении с мужчиной

Степень комплиментарности речи в общении с женщиной

Коммуникативная доминантность

Использование средств коммуникативного доминирования

Использование средств коммуникативного подчинения

Регулятивность

Допустимость модифицирующих речевых актов в официальной ситуации общения Допустимость модифицирующих речевых актов в неофициальной ситуации общения

тремление к модификации картины мира собеседника

Характер регулятивных высказываний

Соотношение прямых и косвенных форм регулятивных высказываний

Обсуждение разногласий

Категоричность общения

Допустимость эмоционального спора

Коммуникативные роли женщин и мужчин в споре

Готовность вступить в спор

Ориентация на сохранение лица собеседника

Готовность к критике собеседника

Использование антиконфликтной тематики общения

и коммуникативных средств профилактики конфликта

Стремление к победе в споре

Сосредоточенность спора на решении проблемы

Тематическая направленность общения

Возможность обсуждения профессиональной тематики

Возможность обсуждения проблем личной жизни

Возможность разговора о третьих лицах

Возможность обсуждения проблем общественной жизни

Возможность обсуждения хобби

Допустимость откровенного разговора по душам

Характер обсуждения бытовых тем

Коммуникативная эмоциональность

Уровень эмоциональной сдержанности

Стремление к гиперболизации выражения своих чувств

Частота в использовании эмоциональных языковых средств в общении

Необходимость демонстрации положительной эмоции в общении

Искренность проявления эмоции

Допустимость высокоэмоционального разговора

Возможность позитивной эмоциональной реакции на речь собеседника

Возможность негативной эмоциональной реакции на речь собеседника

Коммуникативная оценочность

Стремление к вербальной оценке лиц, предметов, ситуаций

Соотношение позитивных и негативных оценок

Степень объективности оценки

Доля эмоций в оценке

Предмет оценки при оценивании качеств мужчин и женщин

Ориентация на собеседника

Внимательное слушание

Внимание к содержанию речи собеседника

Контроль соответствия поданного материала уровню адресатов общения

Возможность вербального разделения переживаний собеседника

Учет интересов собеседника во временной организации процесса общения

Степень отчетливости артикуляции

Коммуникативная реакция

Характер коммуникативной реакции на искаженную информацию

Степень позитивного восприятия похвалы, комплимента

Степень негативной коммуникативной реакции на критику

Характер восприятия обращение

Возможность позитивного восприятия совета

Уровень толерантности при нарушении собеседником норм этикета

Коммуникативная мобильность

Мобильность интонационного строя речи

Мобильность звучания

Мобильность темпа речи

Тематическая мобильность

Мобильность оценки

Мобильность коммуникативной роли

Объем общения

Развернутость монолога

Развернутость диалога

Возможность регламентирования процесса общения

Коммуникативные ожидания

Потребность в вежливом обращении

Коммуникативное ожидание комплимента

Потребность в совете

Потребность в эмоциональном отклике и сочувствии

Аргументированность

Характер речевого воздействия на собеседника

Использование логических аргументов

Применение психологических приемов в аргументации

Возможность использования «технических» приемов аргументации

Коммуникативный контроль

Внимание к своей собственной речи

Степень контроля речи собеседника

Возможность коррекции речи собеседника

Вопросы как форма коммуникативного контроля


Список использованной литературы

 

1. Стернин И.А. Когнитивная структура коммуникативных категорий // Человек в информационном пространстве. – Воронеж – Ярославль, 2004. – С. 45-48.

2. Попова З.Д., Стернин И.А. Общее языкознание. – Воронеж, 2004.

3. Остин Дж. Как производить действия при помощи слов. – М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999. – 332с

4. Жельвис В.И. Стратегия и тактика брани: гендерный аспект проблемы // Доклады Первой Международной конференции «Гендер: язык, культура, коммуникация». – М., 2001. – 180-187.



2019-07-03 224 Обсуждений (0)
Параметрическая модель 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Параметрическая модель

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)