Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Применение законодательства о банкротстве к коммерческим и некоммерческим организациям.



2019-07-03 224 Обсуждений (0)
Применение законодательства о банкротстве к коммерческим и некоммерческим организациям. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

Следующий вопрос, который предстоит рассмотреть, - применение законодательства о банкротстве к коммерческим и некоммерческим организациям.

ГК РФ и Закон о банкротстве устанавливают, что далеко не все юридические лица, - участники гражданского оборота (как профессиональные, так и непрофессиональные) могут быть признаны несостоятельными. При этом субъекты могут быть разделены на три группы: во-первых, изъятые из-под действия законодательства о несостоятельности; во-вторых, те, к которым применяются общие правила; в-третьих, те, для которых установлены те или иные особенности производства по делу о несостоятельности.

К первой группе относятся казенные предприятия и все коммерческие организации, за исключением потребительских кооперативов и фондов, к третьей – такие юридические лица, как страховые, кредитные, градообразующие, сельскохозяйственные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также должники, находящиеся в процессе ликвидации или так называемые отсутствующие должники. Все остальные должники могут быть признаны банкротами по общим правилам, установленным законом. Это означает, что в случае неисполнения должником денежного обязательства либо неуплаты обязательных платежей в размере более 500 минимальных размеров оплаты труда в течение более трех месяцев возможно обращение в арбитражный суд самого должника, кредиторов, прокурора, иных уполномоченных лиц с требованием о признании должника банкротом. Далее запускается процедура, направленная в первую очередь на восстановление финансового состояния должника в течение наблюдения и внешнего управления. Если арбитражный суд придет к выводу о невозможности оздоровления должника, выносится решение о признании его банкротом и об открытии конкурсного производства. Это означает, что, во-первых, конкурсный управляющий проводит мероприятия по выявлению и возврату имущества должника, находящегося у третьих лиц, и взысканию дебиторской задолженности; во-вторых, при распределении имущества, составляющего конкурсную массу, применяются нормы об очередности и соразмерности удовлетворения требований кредиторов.

Очевидно, что указанные выше мероприятия не проводятся, если должник является субъектом, в отношении которого не может быть возбуждено производство по делу о несостоятельности. Чтобы ответить на вопрос о практических последствиях невозможности применения законодательства о несостоятельности, целесообразно подробнее рассмотреть и очертить круг этих субъектов, а также некоторые особенности их функционирования.

Как было отмечено, несостоятельными могут быть признаны все коммерческие юридические лица за исключением казенных предприятий. Казенное предприятие – государственное унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, которое в соответствии с п.1 ст.115 ГК РФ может быть образовано по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Поскольку казенные предприятия не могут быть созданы субъектами РФ и муниципальными образованиями, их количество обычно невелико. К таким предприятиям, в частности, относятся те, которые производят некоторые виды оборонной продукции, исправительно-трудовые учреждения.

Казенное предприятие не может быть банкротом в силу того, что п.5 ст.115 ГК РФ предусматривает по его обязательствам субсидиарную ответственность при недостаточности его имущества. Из этого следует, что кредитор, не получив удовлетворения своих требований от такого предприятия, может добиваться их удовлетворения Российской Федерацией.

Эта позиция законодателя понятна и оправданна: поскольку требования кредиторов в любом случае будут удовлетворяться посредством применения субсидиарной ответственности, нет смысла допускать возможность объявления казенного предприятия банкротом. Однако с точки зрения практического аспекта применения субсидиарной ответственности (субъектом которой является Российская Федерация, то есть средства должны быть выплачены из бюджета) возможет другой вариант.

С точки зрения Телюкиной М.В., было бы логично распространить действие Закона о банкротстве и на казенные предприятия. Ведь возможность возбуждения процедуры банкротства далеко не всегда означает признание должника банкротом и реализацию его имущества. Чтобы этого избежать, субъект субсидиарной ответственности должен удовлетворить требования всех кредиторов (причем, в течение указанных в законе достаточно сжатых сроков), что вполне возможно в рамках производства по делу о несостоятельности и ведет к его прекращению. Представляется, что применение к собственнику имущества казенного предприятия – государству субсидиарной ответственности именно в рамках конкурсного процесса способствовало бы оперативности в решении данного вопроса (поскольку, очевидно, государство не допустило бы объявления должника банкротом, влекущего реализацию с торгов его имущества), что создало бы дополнительные гарантии для кредиторов казенных предприятий.

При всем этом невозможность банкротства казенных предприятий резких возражений не вызывает. Чего, к сожалению, не скажешь о ситуации, связанной с банкротством, во-первых, некоммерческих организаций, во-вторых, предприятий-несобственников (в том числе ИЧП), в массовом количестве образованных до принятия ГК РФ. Подобные предприятия могли быть созданы любым субъектом гражданского права и собственниками переданного им имущества не являются. Участие таких субъектов в гражданском обороте весьма сомнительно, но в настоящее время возможно. В соответствии с п.5 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 21 октября 1994 года указанные предприятия до 1 июля 1999 года должны быть преобразованы в хозяйственные общества, товарищества, кооперативы либо ликвидированы. До этого момента к ним применяются нормы Кодекса об унитарных предприятиях, основанных на праве оперативного управления (казенных предприятиях), из чего следует невозможность признания индивидуального частного предприятия (и ему подобных) банкротом. Такое положение гораздо менее оправданно, чем невозможность признания банкротом казенного предприятия, поскольку наличие субсидиарной ответственности владельца ИЧП в ряде случаев неспособно как-либо защитить интересы кредиторов. Ведь собственниками таких предприятий могут являться субъекты, не имеющие достаточных средств для удовлетворения всех претензий кредиторов. Вследствие чего возможны два варианта развития событий, связанных с отказом ИЧП от удовлетворения требований кредиторов и предъявлением требований собственнику – субъекту субсидиарной ответственности: во-первых, необходимость возбуждения процедуры банкротства собственника, если он может быть объявлен банкротом; во-вторых, невозможность для кредиторов получить сколько-нибудь равное и справедливое удовлетворение, если собственник ИЧП банкротом объявлен быть не может и не обладает достаточным для погашения всех требований имуществом.

Очевидно, следует законодательно опустить возможность банкротства индивидуальных (семейных) частных предприятий, а также предприятий, созданных хозяйственными обществами, общественными и религиозными организациями, объединениями, благотворительными фондами, и других не находящихся в государственной или муниципальной собственности предприятий.

Как было отмечено, из некоммерческих организаций могут быть признаны банкротами только потребительские кооперативы и фонды (то есть только к этим субъектам применяется законодательство о несостоятельности). Система некоммерческих организаций по законодательству РФ следующая. В соответствии с п.3 ст.50 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. К последним относятся некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, товарные биржи, товарищества собственников жилья, торгово-промышленные палаты.

Потребительский кооператив – объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых фондов. В силу п.5 ст.116 ГК РФ доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности (которую кооператив вправе осуществлять, если это соответствует целям его создания в соответствии с законом и уставом), распределяются между его членами.

Деятельность потребительских кооперативов регулируется, помимо ГК РФ, Законом «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» № 97-ФЗ от 13 июня 1997 года и Законом «О сельскохозяйственной кооперации» от 15 ноября 1995 года № 193-ФЗ в редакции Закона от 7 марта 1997 года № 47-ФЗ (последний предусматривает функционирование как производственных, так и потребительских кооперативов в сельском хозяйстве). В случае производства по делу о несостоятельности в отношении потребительского кооператива, являющегося сельскохозяйственной организацией, применяются особенности, установленные §3 гл.VIII Закона о банкротстве.

Фонд – организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. В соответствии с п.2 ст.118 ГК РФ фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых он создан.

Учреждение – организация, созданная и финансируемая собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Субсидиарную ответственность по долгам учреждения несет собственник (которым может быть как государство, так и любой субъект гражданского оборота). При этом обязанность отвечать по долгам у субъекта субсидиарной ответственности возникает в случае недостатка на счету учреждения денежных средств. Учреждение вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с учредительными документами; доходы, полученные от этой деятельности и приобретенное за их счет имущество, поступают в самостоятельное распоряжение (но не в собственность) учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Учреждение не может быть признано банкротом, что не обоснованно. Как отмечалось выше, возможны две разновидности учреждений: созданные государством и созданные частным лицом. В первом случае речь может идти не о признании должника банкротом (что, естественно, невозможно вследствие наличия норм о субсидиарной ответственности государства-собственника), а о распространении действия законодательства о несостоятельности на учреждения, что усилит гарантии для кредиторов (с тем, чтобы субсидиарная ответственность осуществлялась либо с целью недопущения возбуждения производства по делу о несостоятельности, либо в рамках этого производства в установленные Законом о несостоятельности сроки). Во втором случае ситуация представляется более сложной. ГК РФ не отвечает на вопрос о порядке действий кредиторов, если имущества собственника учреждения недостаточно для удовлетворения всех требований, то есть при отсутствии средств у субъекта субсидиарной ответственности. С одной стороны, возможно обращение в арбитражный суд с заявлением о несостоятельности собственника учреждения. А если он относится к тем субъектам, на которых Закон о банкротстве не распространяется? А если у собственника много своих кредиторов, не имеющих отношения к обязательствам учреждения?

В таких ситуациях взыскание будет обращено на имущество собственника, включая учреждения, и требования кредиторов будут удовлетворяться в полном объеме (пока хватит имущества) по мере их поступления. Кредиторы учреждения окажутся в менее выгодном положении, нежели кредиторы собственника, так как требования кредиторов учреждения будут учитываться по дате их предъявления не самому учреждению, а субъекту субсидиарной ответственности – собственнику.

Все это крайне сложно и способно породить на практике множество вопросов, на которые законодательство ответа не дает.

Представляется, что всех перечисленных и многих неперечисленных сложностей можно избежать в случае распространения действия законодательства о целесообразности и на учреждения. Целесообразна следующая модель. Кредиторы учреждения в случае отсутствия у него денежных средств обращаются к собственнику с требованием о погашении всех обязательств учреждения. При отказе собственника возможно предъявление требования о признании несостоятельности как собственника, так и самого учреждения. В последнем случае взыскание обращается на имущество учреждения (следует учитывать, что не желающий этого собственник в любой момент может удовлетворить требования кредиторов, что ведет к прекращению производства по делу о банкротстве). В первом случае требования кредиторов собственника учреждения и кредиторов учреждения дифференцируются, что ведет к отдельному их удовлетворению из имущества соответственно собственника и учреждения. Выше шла речь о возможных действиях заинтересованных лиц при применении законодательства о несостоятельности к учреждениям.

Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) – некоммерческие организации, созданные в целях координации деятельности как коммерческих, так и некоммерческих юридических лиц. Кроме того, ассоциации и союзы могут иметь цели представления и защиты интересов участников.

Ассоциация (союз) имеет собственное имущество (которое передается ей участниками; возможны вступительные либо периодические взносы), на которое участники не сохраняют никаких прав. Ассоциация (союз) не попадает под действие законодательства о банкротстве. Е.А.Суханов высказывает мнение, в соответствии с которым это установлено «в связи с наличием субсидиарной ответственности членов ассоциации (союза) по ее долгам». Однако обоснованность указанной позиции представляется недостаточной по следующим причинам. Субсидиарная ответственность возможна для члена ассоциации (союза) в двух случаях: во-первых, в соответствии с п.4 ст.121 ГК РФ члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренными учредительными документами; во-вторых, в соответствии с п.2 ст.123 ГК РФ вышедший (либо исключенный) член ассоциации (союза) в течение двух лет с момента выхода несет субсидиарную ответственность пропорционально своему взносу. Из этого следует что в любом случае размер субсидиарной ответственности не представляет собой разницы между предъявленным кредитом и удовлетворенным ассоциацией требованием. Кроме того, на практике весьма часто встречаются ситуации, когда учредительные документы ассоциации (союза) не устанавливают порядка и размера субсидиарной ответственности участников. Очевидно, это не согласуется с п.4 ст.121 ГК РФ, но не будет никаких противоречий, если, к примеру, учредительные документы ассоциации (союза) установят субсидиарную ответственность в размере 0,1% от суммы вклада.

Таким образом, в ряде случаев (когда вышедших либо исключенных участников ассоциации (союза) не существует, а учредительные документы размера субсидиарной ответственности не предусматривают) кредиторы ассоциации (союза) вообще не смогут предъявить субсидиарные требования. Из сказанного очевидно, что возможность осуществления субсидиарной ответственности участников по долгам ассоциации (союза) не гарантирует (либо делает это крайне недостаточно) реализации права кредиторов.

Конечно, кредиторы могут предъявить требования об обращении взыскания на имущество ассоциации (союза), но такие требования будут удовлетворяться полностью по мере поступления, а не в порядке очередности по соразмерности, как это предусмотрено законодательством о банкротстве.

Следует отметить, что ассоциация (союз) – единственная некоммерческая организация, которой запрещено заниматься любой предпринимательской деятельностью: ч.2 п.1 ст.121 ГК РФ устанавливает, что «если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество». Представляется, что эту норму можно рассматривать как специальную (а значит, подлежащую применению) по отношению к общей норме ч.3 п.3 ст.50 ГК РФ, в соответствии с которой некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, поскольку это служит достижению целей их создания и соответствует этим целям.

Защитить интересы кредиторов ассоциации (союза) может либо распространение на них действия законодательства о банкротстве, либо установление в законе неограниченной субсидиарной ответственности каждого участника ассоциации (союза) по ее долгам (последнее, впрочем, не исключает проблем, сходных с проблемами субсидиарной ответственности собственников имущества учреждения, хотя в рассматриваемом случае дополнительной гарантией будет определенное количество участников ассоциации (союза).

Общественные и религиозные организации (объединения) – добровольные объединения граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей.

Общественные и религиозные объединения имеют в собственности определенное имущество, переданное их учредителями, но не сохраняют на него никаких прав. В силу ч.2 п.1 ст.117 ГК РФ общественные и религиозные организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Статья 24 закона «О некоммерческих организациях» содержит требования о некоторых ограничениях предпринимательской деятельности рассматриваемых организаций. Кроме того, определенные ограничения установлены и в других законах (например. П.6 ст.24 Закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» ограничивает права профсоюзов в учреждении определенных юридических лиц всех, за исключением банков и фондов, соответствующих уставным целям).

Помимо указанных выше законов деятельность общественных и религиозных организаций регламентируется Законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 7 июля 1995 года № 135-ФЗ; Законом «О свободе совести и религиозных объединениях» от 19 сентября 1997 года № 125-ФЗ; Законом «Об общественных объединениях» от 14 апреля 1995 года № 82-ФЗ.

Некоммерческое партнерство – юридическое лицо, создание которого предусмотрено Законом «О некоммерческих организациях». Некоммерческое партнерство – основанное на членстве объединение граждан и юридических лиц, созданное ими для содействия своим членам в достижении некоммерческих целей путем осуществления предпринимательской деятельности. Партнерство – собственник своего имущества. В отличие от других некоммерческих организаций члены партнерства имеют право при некоторых обстоятельствах получить часть его имущества при выходе или ликвидации. Представляется верным мнение Е.А.Суханова: «Партнерство получает возможность распределения части своего имущества между своими участниками, что противоречит его статусу некоммерческой организации. Данная юридическая конструкция заимствована из зарубежного (американского) права с сомнительной целью открытия более широких возможностей осуществления предпринимательской деятельности в форме некоммерческой организации.

Невозможность признания некоммерческого партнерства банкротом может привести к полной незащищенности его кредиторов; это тем более опасно потому, что партнерство, в отличие от других некоммерческих организаций, имеет очень широкие возможности по ведению предпринимательской деятельности (это цель его создания), а при выходе участник может забрать часть его имущества. В литературе высказывается мнение о необходимости применения к некоммерческим партнерствам законодательства о несостоятельности.

Автономная некоммерческая организация – юридическое лицо, создание которого предусмотрено законом «О некоммерческих организациях». Автономная некоммерческая организация не имеет членства, создается на базе имущественных взносов учредителей для оказания различных услуг (в том числе некоммерческого характера), является собственником своего имущества, на которое учредители не сохраняют никаких прав. Автономные организации могут вести предпринимательскую деятельность (с некоторыми ограничениями); создаются они в основном в сфере культуры, здравоохранения, спорта и частными лицами. Статус этих организаций имеет много общего со статусом учреждений, однако принципиальное отличие состоит в наличии права собственности автономной некоммерческой организации на ее имущество и в отсутствии субсидиарной ответственности учредителя такой организации по ее долгам. Очевидно, в этом смысл создания такого юридического лица: частное медицинское учреждение организуется на базе имущества учредителя (который может быть и один), осуществляет как непредпринимательскую, так и предпринимательскую деятельность, при этом не рискуя быть объявленным банкротом.

Торгово-промышленная палата – некоммерческое юридическое лицо, объединяющее российские предприятия и российских предпринимателей, создание которого предусмотрено Законом «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» от 7 июля 1993 года № 5340-1. Торгово-промышленная палата – добровольное объединение на началах членства коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, созданное с целью содействия развитию предпринимательства, организации взаимодействия предпринимателей, а также представления и защиты их интересов. В силу п.2 Закона № 5340-1 торгово-промышленная палата может заниматься предпринимательской деятельностью, поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач.

Товарная биржа – юридическое лицо, созданное в соответствии с законом «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20 февраля 1992 года № 2383-1 в редакции от 30 апреля 1993 года № 4919-1. Это некоммерческая организация, основанная на началах членства, созданная предпринимателями с целью организации специальных публичных торгов по продаже определенных товаров. Товарная биржа может осуществлять предпринимательскую деятельность, связанную с организацией биржевой торговли.

Товарищество собственников жилья – некоммерческая организация, созданная в соответствии с законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон № 4218-1 «Об основах Федеральной жилищной политики» от 19 марта 1997 года № 68-ФЗ и Законом «О товариществах собственников жилья» от 15 июня 1996 года № 72-ФЗ. Это организация, образованная на началах членства юридическими лицами либо гражданами, имеющими в собственности жилье для совместного использования и управления находящимися в общей собственности объектами недвижимости, обслуживающими принадлежащие им жилые помещения. Товарищество собственников жилья может заниматься предпринимательской деятельностью в целях осуществления эксплуатации и ремонта общих для определенного количества квартир лестничных клеток, лифтов, коридоров, чердаков, крыш, подвалов и т.д.

Товарищество как юридическое лицо имеет в собственности имущество, которое включает вступительные, членские и иные взносы участников. Кроме того, оно может быть субъектом права собственности на недвижимое имущество. Товарищество может распоряжаться, во0первых, чужим имуществом (находящимся в общей долевой собственности участников товарищества, которые предоставляют созданному ими юридическому лицу такие правомочия); во-вторых, собственным имуществом, включая недвижимость.

Выше были названы и кратко охарактеризованы некоммерческие юридические лица, которые могут функционировать в соответствии с действующим российским законодательством. Практически все они (за исключением учреждений) могут иметь на праве собственности имущество, в определенных пределах осуществлять предпринимательскую деятельность (за исключением ассоциаций (союзов); не попадают под сферу регулирования законодательства о банкротстве (за исключением потребительских кооперативов и фондов), вследствие чего, во-первых, их нельзя объявить несостоятельными, во-вторых, к ним не применимы процедуры, предусмотренные законом о банкротстве. На мой взгляд, участие в гражданском обороте такого количества субъектов, которые, даже осуществляя предпринимательскую деятельность, могут не опасаться возможного банкротства, для рыночной экономики ненормально.

Представляется необходимым внести в ГК РФ изменения с тем. Чтобы действие Закона о несостоятельности распространялось на любое некоммерческое юридическое лицо. Следует отметить, что в рамках производства по делу о несостоятельности возможно исполнение обязательств должника в полном объеме любым лицом (собственником имущества должника-унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника-юридического лица, кредиторами должника-юридического илца и иными лицами) (п.1 ст.27 Закона о банкротстве). Таким образом, факт возбуждения производства по делу о несостоятельности может способствовать исполнению обязательств некоммерческой организации перед кредиторами.

В настоящее время открытым остается вопрос, почему большинство некоммерческих организаций не может быть ликвидировано вследствие несостоятельности, если они не исполняют своих обязательств перед кредиторами в течение длительного времени (даже если эти обязательства являются предпринимательскими)?

 

 



2019-07-03 224 Обсуждений (0)
Применение законодательства о банкротстве к коммерческим и некоммерческим организациям. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Применение законодательства о банкротстве к коммерческим и некоммерческим организациям.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)