ОТЧЕТ О КОМПЛЕКТОВАНИИ БИЦ
В 2000 г. в БИЦ поступило 1860 экз. книг, 11CD дисков. Всего поступило 1871 экз. Из них: научной литературы – 1655 экз., подарочный фонд – 120 экз., Пушкинский проект – 241 экз., спонсорская помощь ИуиБ – 50 экз., взамен утерянных – 163 экз. В БИЦ поступила литература на сумму 236118 сом. 32 т. Из них: Пушкинский проект – 77209 с. 93 т., спонсорская помощь ИуиБ – 11000 с., взамен утерянных – 9237с. 50т. 2001г. на 01.10.01. в БИЦ поступила литература: на сумму 159915с. 55т. книги 1411 экз., на CD дисках 1 экз. журналы 15 экз.. на CD дисках 13 экз. Итого: 1427 экз. Из них: Подарочный фонд – 429 экз., Фонд Сороса – 188 экз.(13 экз. журналы на СD дисках), взамен утерянных – 301 экз. В БИЦ поступила литература на сумму: Фонд Сороса – 30508с.55т., взамен утерянных – 25868с.50т. Итого оплачено вузом 103538с.50т. Из них: КТУ - 39465с.50. ИуиБ – 28192с.00т. ЦДО – 29923с. 00т. Лицей – 1908с.00т. В счет обучения в КТУ - 4050с.00т. БИЦ получил книги: По экономике – 189 экз. По гуманитарным наукам – 350 экз., на сумму 44719с.61т. Научной литературы 369 экз., на сумму 30347с. 41т.
Подписка
В 2001 году оплатили подписку на 2-е полугодие и подписка на некоторые местные издания 81191с.36т. Из них: ИуиБ – 30582с.60т., ЦДО – 29463с.00т., ТКМ – 8088с. 00т. Годовая подписка на 2001 г. 117 назв. Из них: газеты 24 назв., 34 комплекта. Журналы – 95 назв., 95 экз. Всего стоимость годовой подписки на 2001г. 247213с. 16. ИННОВАЦИИ – ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ
Библиотечно-информационный центр КТУ, как старейшая и уникальная по форме и содержанию работы вузовская библиотека в новых экономических условиях на протяжении последних пяти – шести лет вырабатывает целостную программу перестройки всей своей деятельности. Побудило нас к этому резкое снижение новых поступлений на традиционных носителях информации, которые теперь составляют десятую часть от показателей прошлых лет. Мы столкнулись с проблемой огромных, невосполнимых пробелов в комплектовании фондов учебной литературы. Кроме того, книги очень быстро физически изнашиваются из-за значительной обращаемости и морально устаревают, а восстановить их нет возможности, т. к. в республике они не переиздаются, а доступ в российские издательства дорог и почти невозможен. Потребности же в учебно-методической и научной литературе растут день ото дня, потому что конкуренция между вузами заставляет открывать новые специальности, которые нужно обеспечивать учебниками и учебными пособиями. Коллектив БИЦ решил, что без инноваций, без новых технологий в библиотечном деле работать в новых условиях невозможно. Одним из инструментов обновления явился маркетинг. Находясь в постоянном поиске, сотрудники БИЦ изучали опыт вузовских библиотек, занимались совершенствованием профессионального мастерства, проводили маркетинговые исследования. В результате были определены приоритеты: - Организация комфортной информационной среды; - Планомерное и динамичное развитие библиотечных ресурсов; - Смена технологий и организационной структуры. Прежде всего, были внесены коррективы в организационную структуру БИЦ: создан компьютерный читальный зал, в штате появились должности зам. директора по новым технологиям, программиста и инженера. Понимая, что только вузовская библиотека призвана и способна влиять на процессы обучения, получения профессиональных знаний и формирования научного мировоззрения через современные компьютерные средства, в БИЦ определились цели автоматизации библиотечных процессов: - Совершенствование библиотечной деятельности, расширение номенклатуры услуг для пользователей, повышение точности учетных и отчетных операций, избавление от выполнения рутинных процессов; - Обеспечение свободного доступа пользователей к фонду через создание электронного каталога, предоставление на его основе широкого комплекса библиотечно-информационных услуг; - Обмен информацией. И, наконец, мы ставим перед собой главную цель – через глобальные информационные сети предоставить в пользование читателям информационные ресурсы самых разных библиотек мира. Общими усилиями программистов и сотрудников БИЦ разработана программа автоматизации, которая предусматривает поэтапную автоматизацию всех выполняемых библиотечно-библиографических процессов и повышения квалификации сотрудников, обучение их работе в новых условиях. Разработанная в БИЦ программа автоматизации нашла одобрение и поддержку со стороны ректората и администрации КТУ. В результате были выделены ассигнования на ремонт читальных залов, на приобретение техники и литературы на традиционных и электронных носителях. Фирма – спонсор «Кока-кола» подарила библиотеке компьютер новой модификации. Теперь в БИЦ расширена сфера обслуживания наряду с учебным читальным залом восстановлен и функционирует красиво оформленный читальный зал гуманитарных и экономических наук; создан компьютерный читальный зал с пятью компьютерами, оснащенными CD-ROMами, лазерным принтером и ксероксом CONEN. Планируется подключение к интернет и интранет с тем, чтобы наши читатели могли получить более полную и оперативную информацию для успешного приобретения профессиональных знаний. Подключение БИЦ к локальной сети позволит каждому преподавателю, студенту, сотруднику вуза, не заходя в библиотеку, получить сведения о необходимых изданиях, находясь на своем рабочем месте, в аудитории и т. д., интернет даст возможность выхода к морю уникальной информации мирового пространства. Коллектив БИЦ, в основном, состоит из высококвалифицированных профессионалов, не одно десятилетие проработавших в вузе, которые досконально знают специфику учебного процесса, прекрасно ориентируются в океане учебной литературы, постоянно изучают запросы читателей. Кому, как не им, точно определить, какие процессы библиотечной деятельности необходимо усовершенствовать с тем, чтобы максимально удовлетворить все требования студентов, профессорско-преподавательского состава и сотрудников вуза. Вот почему в библиотеке приступили в первую очередь к созданию электронного каталога. В БИЦ апробировалось несколько программ, но по разным причинам они не подходили к условиям КТУ. В настоящее время программистом В. И. Шестопаловым при активном участии заведующей и главного библиотекаря отдела комплектования и научной обработки разработана и внедрена программа «Библио», которая максимально приближена к условиям КТУ. Согласно программе будут введены следующие базы данных: - Сведения о книгах, CD дисках и дискетах и их корректировка; - Карточки алфавитного каталога; - Инвентарная книга; - Печать формуляров; - Бюллетень новых поступлений; - Картотека книгообеспеченности. При освоении программы сразу же возникли проблемы, которые приходилось решать в рабочем порядке. Так, в связи с тем, что в БИЦ систематизация ведется по трем классификациям, а программа соответствует только одной – УДК, принято решение на первом этапе создания электронного каталога вводить ограниченный круг литературы, изданной после 1990-го года. Приступая к работе на копьютерах, мы были уверены в том, что каждый сотрудник, прошедший обучение на курсах по изучению новых библиотечных технологиях сможет быть оператором. Однако и эту проблему пришлось решать по ходу действия. Теперь в этом деле участвуют только пять самых квалифицированных работников БИЦ. Программа “Библио” постоянно корректируется, разрабатываются новые блоки. Теперь очередь за программным обеспечением ввода библиографических картотек: “Рыночная экономика”, “Труды КТУ”, “Высшая школа” и т. д., которые остро необходимы в учебном процессе, особенно в настоящее время при всеобщем дефиците учебной и научной литературы. Эти начальные, можно сказать, пробные эксперименты по применению в работе программного обеспечения отдельных библиотечных процессов на деле показали нам на сколько эффективнее, оперативнее и качественнее мы можем выдавать читателям необходимую информацию. Ведь теперь мы намного быстрее подготавливаем “Бюллетень новых поступлений”, тиражируем его в достаточном количестве экземпляров и доставляем на кафедры. С помощью интернет библиографы получают интересующие читателей тематические подборки информации. Кроме того, с помощью ксерокса мы можем откопировать нужные страницы из книг, что очень важно при нынешнем дефиците изданий и, наконец, мы можем использовать в работе, сделанные на кафедрах электронные варианты необходимых в учебном процессе изданий, приобретенных из-за большой стоимости в единственном экземпляре или утраченных читателями учебников старых лет изданий. Работа по программному обеспечению продолжается. Очень отрадно отметить, что те сотрудники, которые относятся с любовью к книге, к делу обязательно находятся в постоянном поиске, добиваются претворения в жизнь своих задумок и планов. Это под силу только тем, кто самозабвенно, бескорыстно и преданно любит свою профессию и библиотеку. Принципом таких сотрудников является максимум оперативности, максимум удобств, максимум объема и достоверности информации. Переход БИЦ на компьютерные информационные технологии – веление времени. Мы понимаем, что создание информационной инфраструктуры – дело очень сложное, требующее значительных инвестиций, современного технического оборудования. Необходимо создать среду, в которой пользователь будет готов, т. е. обучен восприятию и использованию информации и предлагаемых ему информационных продуктов и услуг. Для обучения студентов компьютерной грамотности в будущем будут расширены учебные программы библиографов, проводящих занятия по основам библиотековедения и библиографии, где студенты ознакомятся с теми компьютерными услугами, которые будут подготовлены библиотекой. В заключение необходимо отметить, что в БИЦ созданы условия для поэтапной информатизации библиотечных процессов. В настоящее время наряду с традиционными методами внедряются новые информационные технологии, которые дают пользователям и библиотекарям ряд преимуществ: - Читатель будет иметь возможность наиболее полного и оперативного доступа к информации об имеющейся литературе. - Повышается оперативность и полнота выполнения библиографических справок, оперативность отражения новых поступлений в каталоге. - Повышается информационная культура читателя. - Автоматизируются многие рутинные библиотечные процессы: приема – выдачи литературы, учета показателей работы библиотеки, учета задолжников и распечатки им писем, облегчаются процессы текущего комплектования и докомплектования. Таким образом высвобождается время для творческого общения с читателями.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (166)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |