Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рыночное равновесие в условиях



2019-07-03 204 Обсуждений (0)
Рыночное равновесие в условиях 0.00 из 5.00 0 оценок




монополистической конкуренции .

 

По некоторым оценкам около 75% всех предприятий в экономически развитых странах конкурируют на рынках, где сбытовая система функционирует в условиях монополистической конкуренции (рис.2). Среда конкуренции заполнена большим количеством мелких и средних предприятий, ни одно из которых не имеет значительной доли в общем объеме продаж. Ключевая конкурентная особенность такого рынка – отсутствие широко известных лидеров, оказывающих существенное влияние на развитие условий и тенденций в отрасли. Подобное состояние можно объяснить экономическими и историческими причинами:

-низкие «входные» и «выходные» барьеры в отрасли;

-отсутствие экономической целесообразности крупного масштаба производства из-за высокой степени дифференциации продукции, потребности покупателей в индивидуально изготовленных товарах, существенных отличий рынков, расположенных на различных территорий и других причин, не позволяющих организовать массовое крупное производство и добиться эффекта экономики на удельных издержках;

-государственное регулирование бизнеса с целью поддержания высокого уровня конкуренции в отрасли;

-«молодость» отрасли, когда ни одно из предприятий еще не накопило опыта и средств для занятия большой доли рынка.

 

а) краткосрочный интервал времени б) долгосрочный период

        

рис.2. Рыночное равновесие в условиях монополистической конкуренции.

Некоторые рынки, на которых преобладает монополистическая конкуренция, консолидируются по мере развития. Жесткая конкуренция уничтожает слабые, неэффективные предприятия и приводит к большей концентрации производства в крупных, мощных компаниях. Однако, это происходит не всегда. Часто по экономическим причинам предприятия не в состоянии дестабилизировать сложившуюся ситуацию из-за того, что ни одно из них не может кардинально изменить перечисленные выше характеристики среды конкуренции.[7]

В условиях монополистической конкуренции каждое предприятие, добившись равенства предельных затрат (МС) предельному доходу (МR), может получать экономическую прибыль (рис.2а). Однако в перспективе на прибыльном рынке появляются другие предприятия. Это частично сокращает спрос, «понижая»тем самым кривую спроса для каждой «старой» фирмы. Их борьба за сохранения своей доли рынка, как правило, увеличивает издержки производства и реализации продукции. Появление «новых» предприятий будет продолжаться до тех пор, пока не установится долгосрочное равновесие, снижающее доходы (рис.2б).

2.2.3. Рыночное равновесие в условиях олигополии .

 

Являясь довольно распространенной формой рынка, олигополия имеет существенные отличия от рассмотренных моделей:

- небольшое количество конкурентов при значительных входных барьерах в отрасль;

- производимая продукция может быть как стандартизированной(промышленные товары), так и дифференцированной(потребительские продукты);

- эффективность работы требует, чтобы производственная мощность каждого предприятия занимала большую долю совокупного рынка. В связи с этим достаточно высокая степень концентрации производства, при которой суммарная доля четырех-восьми наиболее крупных предприятий не ниже 60% от общего объема реализации данной продукции;

- выгодно расширение предприятий до больших размеров за счет конкурентов;

- большая взаимозависимость конкурентов;

- преимущественно неценовая конкуренция.

Каждое крупное предприятие в условиях олигополии старается вести себя как монополия, деятельность которой, правда, ограничена мощью конкурентов. Из-за того, что успех олигополиста возможен за счет ослабления позиции предприятий-конкурентов, конфликты на таком рынке иногда приводят к ожесточенной конкурентной борьбе.

На практике чаще происходит обратное. Предприятия стремятся прийти к соглашению (картелю) по поводу цен, раздела рынка, совместного использования каналов реализации продукции и т.п. В результате совокупность предприятий-олигополистов фактически действует как чистая монополия, но при этом формально на них не распространяется антимонопольные санкции государства.

Неоднозначность и сложность олигополий объясняет недостаточно полную проработку ее теории . В насттоящее время это наименее изученная модель конкуренции. Рассмотрим механизм олигополии на примере картеля (рис3).

 

Рис.3. Рыночное равновесие в условиях олигополии (картеля).

 

Допустим существует рынок чистой конкуренции, где равновесная цена равняется Ц0, удельные издержки для всех предприятий равны при любом выпуске и их кривая совпадает с кривой предложения в долгосрочном периоде. В этом случае при равновесной цене Ц0 объем реализации составит К0 и предприятия будут получать только нормальную прибыль.[1]

Если предположить, что данные предприятия договорились о сотрудничестве, то общее руководство будет рассуждать как монополист. В связи с тем, что максимальная прибыль монополиста достигается при таком выпуске, когда предельные издержки равны предельному доходу, объем выпуска олигополии вероятнее всего сократится до К1 и цена будет повышена до Ц1. Для каждого предприятия будут установлены квоты реализации, в сумме составляющие К1, что естественно меньше первоначального объема К0. Таким образом, даже относительно небольшие предприятия могут пользоваться преимуществами чистой монополии. Принято считать, что если в условиях олигополии предприятия получают прибыль, превышающие альтернативную стоимость, они ведут себя как чистая монополия, в противном случае, как предприятия, работающие на рынке монополистической конкуренции.   

 

2.2.4. Рыночное равновесие в условия чистой монополии .

 

Крайним проявлением несовершенной конкуренции является чистая монополия, при которой на рынке существует одно предприятие, реализующее уникальную продукцию, не имеющую эффективных заменителей, вследствие чего это предприятие может оказывать давление на потребителей при установлении цены.

Поскольку монополист действует на рынке один, кривая спроса совпадает для него с кривой совокупного спроса для всего рынка. В связи с тем, что последняя имеет отрицательный наклон, монополия отказывается принимать цену как данность (в отличие от рынка чистой конкуренции), а пытается выбрать для себя наиболее удачное соотношение комбинации «цена-количество»(Цм и Цк), максимизирующее прибыль (рис. 4).

 

а) краткосрочный интервал времени.   б) долгосрочный период.

 

Рис.1.4. Рыночное равновесие в условиях чистой монополии.

 

Как видно из рисунка 1.4 (а) в этом случае монополия имеет потери, так как ряд потенциальных преимуществ маркетинга остается нереализованными. Однако, существуют и некоторые позитивные моменты деятельности монополии. Опасаясь появления на рынке конкурентов и товаров заменителей, монополист вынужден стимулировать развитие базовых технологий как с целью минимизации издержек, так и для разработки новых, более совершенных товаров. Кроме того, экономия на масштабах производства может превысить (с точки зрения экономической эффективности) целесообразность создания условий для конкуренции.

По иному ведет себя монополия в долгосрочном периоде(рис.4 б). Она добивается использования всей возможной экономии от масштабов производства. Однако, потребители не получают всех преимуществ от низких издержек монополиста, так как монопольная цена (Цм), как правило, значительно превышает уровень средних совокупных (АС) и предельных издержек (МС).[1]

Более того, если отсутствует угроза появления конкурентов, монополия, начиная с точки долгосрочного равновесия, может увеличить прибыль за счет движения по кривой спроса вверх, увеличивая цену и уменьшая выпуск. Но, как известно, при высоких ценах спрос более эластичен по цене. Поэтому последний вскоре упадет до цены долгосрочного равновесия.

Иногда, вместо того, чтобы устанавливать цену на уровне, дающем возможность получать максимальную прибыльна краткосрочном интервале времени, монополист может назначить несколько меньшую цену. В такой ситуации прибыль будет умерена по размерам, но тогда рынок станет менее привлекательным для потенциальных конкурентов. Лимитирующее ценообразование применяется, когда монополист имеет преимущества перед возможными конкурентами по удельным издержкам и ограничивает краткосрочную прибыль исключительно с целью входа на рынок.

Представленные рассуждения строились из предположения, что монополист реализует свои товары всем потребителям по одной цене. На практике же часто применялась ценовая дискриминация в отношении сегментов рынка с различной эластичностью спроса по цене. Более высокие цены устанавливаются для сегментов с неэластичным спросом, менее высокие – для сегментов рынка с эластичным спросом. Ценовая дискриминация позволяет извлекать дополнительный доход , который не связан с различием в издержках из-за индивидуального подхода к различным потребителям.

Вместе с тем нельзя говорить и об исключительной неэффективности ограничения конкуренции. Монополии могут приносить и определенные социальные выгоды: снижение удельных издержек за счет экономии на масштабе производства, технологический прогресс за счет высокой степени концентрации ресурсов, эффективной реализации интересов общества в отраслях, где нецелесообразно стимулирование конкуренции и др.

В целом же анализ представленных моделей позволяет утверждать о негативном влиянии монополизации рынков на развитие экономики:

- нарушаются основные права конечных потребителей, так как оно вынуждены приобретать товары по завышенным ценам при искусственно завышенном предложении;

- чрезмерная концентрация производства подавляет развитие предпринимательства, вследствие чего механизм чистой конкуренции действует с меньшей эффективностью;

- монополизация приводит к структурным диспропорциям в развитии рынка;

Обобщая вышеизложенное, необходимо отметить , что представленные теоретические модели, безусловно, требуют дальнейшего развития и уточнения. Чем ближе реальная рыночная структура к конкретной модели, тем заметнее будут в ней проявляться описанные механизмы конкуренции. Однако, это не означает, что с помощью изложенных четырех моделей конкуренции можно описать все многообразие сложного и противоречивого состояния реальных рынков. О преимуществах и недостатках моделей конкуренции необходимо судить в первую очередь с точки зрения конкретного исторического этапа развития рыночных отношений, экономических особенностей рынка и опыта конкуренции.

 

2.3. Конкурентоспособность и эффективная конкуренция.

Конкуренция- одна из главных черт рыночного хозяйства, обеспечивающая творческую свободу личности, создающая условия для ее самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг. Конкурентоспособность- многоплановая экономическая категория, которая может рассматриваться на уровнях: конкурентоспособности товара; конкурентоспособности товаропроизводителя; отраслевой конкурентоспособности; страновой конкурентоспособности. Между этими уровнями существует достаточно тесная внутренняя и внешняя взаимосвязь.

«Европейский форум по проблемам управления» определяет конкурентоспособность как «реальную и потенциальную возможность фирм в существующих условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей. Чем товары их конкурентов».[10]

Если оставить в стороне философский глобальный подход конкурентоспособности и опуститься на уровень конкретного предприятия, то становится понятной сложность этой категории со многими составляющими: выпускаемого ассортимента продукции (диверсификации), связей кооперации и специализации.



2019-07-03 204 Обсуждений (0)
Рыночное равновесие в условиях 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рыночное равновесие в условиях

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (204)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)