Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Профессиональное творчество в педагогической профессии педагога



2019-07-03 215 Обсуждений (0)
Профессиональное творчество в педагогической профессии педагога 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало общепринятым. Творчество – это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта из формирования новых комбинаций знаний, умений. Результатом творчества является введение в педагогический процесс инноваций. Выделяется несколько уровней инноваций:

1. открытые, утверждающие идеи, способные преобразовать педагогическую действительность;

2. изобретения, разработка и внедрение новых элементов педагогической технологии;

3. педагогическое рационализаторство – усовершенствования, связанные с модернизацией и адаптацией к конкретным условиям уже используемых методов и средств воспитания и обучения.

В отличие от творчества в других сферах, наука, техника, искусство, творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного, оригинально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остаётся развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог - новатор, создаёт новую педагогическую технологию, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата. [5, C. 104]. Творческий потенциал педагога формируется на основе двух компонентов: профессионального педагогического и социального опыта, без специальной подготовки и знаний успешное педагогическое творчество невозможно. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку педагог на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и обозначения сущности проблемы путём творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые оригинальные пути и способы её решения. Творческая педагогическая деятельность складывается из следующих этапов: возникновение замысла, его проработка и преобразование в идею – гипотезу, поиск способа воплощения замысла и идеи. Опыт творчества педагога приобретается при условии систематических упражнений в решении специально подобранных задач, отражающих педагогическую действительность, и организации как учебной, реальной профессионально – ориентированной деятельности педагогов. Выделяют следующие уровни педагогического творчества:

1. Воспроизведение готовых ориентаций (элементарного воздействия с классом); педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по её результатам, но он действует по «методике», «по шаблону», по опыту других учителей.

2. Оптимизация деятельности на уроке, начиная с его планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержания, методов и форм обучения.

3. Использование творческих возможностей живого общения с учениками.

4. Использование готовых приёмов с привнесением личностного начала соответствующего творчества индивидуальности педагога, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития класса.

Итак, педагогическое творчество само по себе – это процесс, начинающийся в условии и того, что уже было накоплено. Это путь от приспособления к педагогической ситуации до её преобразования, что и составляет суть динамики творчества учителя [9, C. 17]. Часто творчество связывают только с передовым педагогическим опытом. Однако это не совсем верно. Под передовым опытом понимают высокое мастерство педагога. Его опыт может и не содержать в себе чего-либо нового, оригинального, но служить образом для учителя, которые ещё не овладели педагогическим мастерством. В этом смысле достигнутое педагогом – мастером представляет собой передовой опыт, достойный рассмотрения. Это характерно для первого и второго уровней педагогического творчества. Третий и четвёртый уровни педагогического творчества содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности и обычно приводит к новаторству. Для осуществления творчества в педагогической деятельности необходимы следующие условия:

> Временная «спресованность» творчества, когда между задачами и способами разрешения нет больших промежутков времени;

> Сопряжённость творчества педагога с творчеством учащихся и других педагогов;

> Отсроченность результата и необходимость его прогнозирования;

> Атмосфера публичного выступления;

> Необходимость постоянного соотнесения стандартных педагогических предметов и нетипичных ситуаций.

Таким образом, каждый педагог, так или иначе, преобразует педагогическую деятельность, но только педагог – творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.

Наиболее ярким примером проявления индивидуальных стилей педагогической деятельности можно наблюдать у учителей – новаторов, которые не идут традиционными путями, стремясь реализовать свою совокупность педагогических функций, а максимально используют лишь позволяющие им наиболее эффективно оказать своё личное воздействие.

В.Ф. Шаталов, отличающийся чёткой, математически точной направленностью мышления, создал достаточно жёсткую структуру организации учебного процесса, опирающуюся на схематическое изложение и обозначение материала.

Демократический, основанный на доверии, подход к учащимся позволяет С.Д. Шевченко эффективно использовать в обучении ученическое самоуправление, раскрывать творческие возможности школьников. Научно – исследовательский подход к учащимся Б.И. Дегтярёва, основанный на постоянном изучении их личности, показывает возможные пути обучения учащихся рациональным учебным умениям развития их самосознания. Направленность на формирование гуманных взаимоотношений учителя и учащихся легла в основу педагогической системы Ф.Г. Деака, которая была успешно реализована через принцип ролевого участия школьников в организации учебного процесса. Можно так же назвать отличающихся творчеством своеобразием Ш.А. Амонашвили, Г.Г. Кравцову, Е.П. Ильина, С.Н. Лысенкову, В.М. Шеймана и других [2, C. 6].

Таким образом, многообразие и сложность задач формирования нового человека делают проблемы педагогического мастерства особенно актуальными для современной теории и практики воспитания. Школе необходимы педагоги – мастера. Педагогическое мастерство – это профессиональное умение оптимизировать все виды учебно-воспитательной деятельности. Проблема формирования педагогического мастерства творчества. Проблема формирования педагогического мастерства широко разрабатывается в педагогике и психологии в трудах Ю.П. Азарова, Ф.Н. Гоноболина, Н.В. Кузьминой, А.Н. Щербакова, В.А. Сластёнина.




2019-07-03 215 Обсуждений (0)
Профессиональное творчество в педагогической профессии педагога 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Профессиональное творчество в педагогической профессии педагога

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (215)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)