Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Современная система эксплуатации локомотивов в России



2019-07-03 223 Обсуждений (0)
Современная система эксплуатации локомотивов в России 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В процессе развития отечественного железнодорожного транспорта совершенствовалась система эксплуатации локомотивов. При этом происходило изменение способов обслуживания локомотивов бригадами, длин участков обращения локомотивов, технологии ремонтов тягового подвижного состава, а следовательно, и методов использования (эксплуатации) локомотивов. Так, например, в 1927-1930 гг. было организовано массовое применение сменной езды при паровозной тяге. Но при этом было ослаблено внимание к техническому содержанию локомотивного парка и, как следствие, возврат к принятой ранее прикрепленной езде, С начавшейся в 1956 г заменой паровозов тепловозами и электровозами появились новые формы и методы эксплуатации локомотивов, обслуживание их сменными локомотивными бригадами, вождение поездов без отцепки локомотивов от поезда на расстояние до 1000 км и более. Вместе с тем изменилась система технического обслуживания и текущего ремонта локомотивов; возросли вес (масса) поездов и скорости движения. Тяговые плечи в 100-120 км были объединены в удлиненные и разветвленные участки обращения протяженностью 600-800 км и более, что обеспечило сокращение на участковых и сортировочных станциях непроизводительных простоев локомотивов, позволило увеличить их среднесуточный пробег а также повысить производительность труда локомотивных бригад. При сменной езде создаются наилучшие условия работы и отдыха локомотивных бригад, обеспечивается широкое применение именных графиков их работы, возможность быстрой адаптации локомотивов и бригад к меняющимся условиям перевозочного процесса.

В 1981-1985 гг. наметилась тенденция перехода от эксплуатации локомотивов на удлиненных участках обращения рациональной протяженности к коротким участкам с применением прикрепленной езды.

С 2001 г на сети железных дорог началась новая волна удлинения участков обращения до их рациональной протяженности. Однако, на отдельных направлениях предусматривается чрезмерное (до 2500 км) удлинение участков обращения локомотивов.

Как отмечено выше, с 1956 г. осуществлен переход на эксплуатацию локомотивов на полигонах большой протяженности, и прежнее понятие тягового плеча потеряло свое значение. Появились такие понятия, как зона обслуживания поездов, полигон обращения локомотивов, удлиненный участок и др. Для правильного и однозначного толкования отдельных понятий, связанных с вопросом тягового обслуживания поездов, рекомендуется следующая терминология.

Участок обращения локомотивов - часть железнодорожной сети, ограниченная пунктами их оборота. Под пунктом оборота понимается станция, на которой все локомотивы, прибывающие с поездами (или резервом), отправляются с поездами (или резервом) только во встречном направлении (кроме случаев пересылки с участка на участок локомотивов, следующих в ремонт, техническое обслуживание ТОЗ или Т04, или по регулировке), В зависимости от схемы и протяженности различают три типа участков обращения локомотивов: короткий (тяговое плечо), удлиненный и разветвленный.

Короткий участок обращения локомотивов - часть железнодорожной линии, соответствующая участку работы локомотивных бригад. При эксплуатации локомотивов на коротких участках депо обслуживает один или несколькоучастков.

На участках работы локомотивных бригад II категории возможно применение прикрепленной езды с подменой в пункте оборота, при которой из пункта оборота в обратный рейс на локомотиве отправляется не прибывшая на нем бригада, а другая - отдохнувшая.

Производительность, а также условия труда и отдыха локомотивных бригад в значительной мере зависят от схемы их езды:

плечевая (обычная) - участок работы локомотивных бригад обслуживается только из одного пункта их приписки;

накладная - поезда обслуживаются локомотивными бригадами на одном участке из двух соседних пунктов, каждый из которых является одновременно пунктом приписки и пунктом оборота бригад;

петлевая - когда на участке работы бригад, ограниченном двумя пунктами их оборота, поезда обслуживаются бригадами из пункта их приписки, расположенного внутри участка.

Применение накладной езды вместо плечевой позволяет увеличить домашний отдых локомотивных бригад на 20...30 ч. в месяц, уменьшить на 2...4% непроизводительные потери машинистов и помощников за счет сокращения времени их следования пассажирами.

По принципу обслуживания бригадами видов движения различают:

раздельное - локомотивные бригады сопровождают поезда только одного вида движения (грузового или пассажирского);

смешанное - часть пассажирских и грузовых поездов сопровождается одним и тем же контингентом машинистов и помощников. Смешанное обслуживание применяется в двух случаях; первый - при совпадении пунктов оборота и пунктов приписки бригад в грузовом и пассажирском движении; второй - при совпадении только пункта приписки в обоих видах движения. При этом группа машинистов должна иметь право управления как локомотивами грузового, так и пассажирского движения.

Применение смешанного обслуживания вместо раздельного (если позволяют местные условия) позволяет снизить время нахождения бригад в пунктах их оборота на 20-30% и увеличить производительность труда машинистов и помощников на 5-7% за счет сокращения их следования пассажирами.

Устройства для технического обслуживания, текущего ремонта и экипировки локомотивов концентрируют в определенных пунктах (станциях) железнодорожных направлении и в комплексе со вспомогательными сооружениями (склады и т.д.) образуют основные локомотивные депо (отдельные из которых в настоящее время разделяют на базовые ремонтные депо, цеха базового ремонтного депо, базовые эксплуатационные депо, цеха базового эксплуатационного депо), пункты технического обслуживания локомотивов и экипировки, дома отдыха локомотивных бригад,

Базовое ремонтное депо обеспечивает выполнение средних ремонтов локомотивов. К базовому ремонтному депо приписаны локомотивы, обслуживающие один или несколько участков их обращения.

Цех базового ремонтного депо предназначен для выполнения всех видов текущего ремонта и технического обслуживания приписного парка локомотивов.

Базовое эксплуатационное депо обеспечивает выдачу локомотивов под поезда, экипировку локомотивов при раздельном от ТО2 ее выполнении, организацию работы локомотивных бригад. К базовому эксплуатационному депо приписан штата локомотивных бригад, обслуживающих один или несколько участков их работы.

Цех базового эксплуатационного депо предназначен для выдачи локомотивов под поезда, а также организации смены и отдыха локомотивных бригад. Цех базового эксплуатационного депо, как правило, не имеет приписного штата локомотивных бригад.

Техническое обслуживание ТО2 производят высококвалифицированные специалисты в пунктах технического обслуживания локомотивов (ПТОЛ) на специально оборудованных смотровых канавах. Объем работ включает осмотр ходовой части, тормозной системы, тяговых двигателей, вспомогательных машин, трансформаторов, электрических аппаратов.

Экипировка локомотива - подготовка его к очередной поездке. В экипировку локомотива входят очередной осмотр, снабжение топливом (всех локомотивов, кроме электровозов), смазочными маслами, песком, водой, обтирочными материалами. Экипировка локомотивов осуществляется на специально оборудованных путях или в закрытых экипировочных помещениях. Экипировку локомотивов совмещают с техническим обслуживанием ТО2,Пункты смены локомотивных бригад предназначаются для их смены и отдыха и располагаются, в основном, на концах участков работы бригад, а пункт приписки локомотивных бригад - как правило, по месту их жительства.

Локомотивы классифицируют по следующим наиболее важным признакам:

По роду службы:

грузовые;

пассажирские;

универсальные (грузопассажирские, маневрово-вывозные и другие);

маневровые;

промышленные.

Локомотивы, работающие в пассажирской или грузовой службах, также называют поездными (или магистральными).

Промышленные тепловозы (в основном тепловозы с гидропередачей) эксплуатируются на подъездных путях и цехах промышленных предприятий.

По ширине колеи;

широкой колеи (1520 мм);

узкой колеи (610-1067 мм).

В России, странах Балтии, СНГ, Финляндии и Монголии ширина колеи была 1524 мм, затем она была сужена до 1520 мм.

По типу кузова:

вагонного типа;

капотного типа.

Вагонный тип (закрытый) применяется на всех магистральных тепловозах и электровозах. Он защищает от атмосферного воздействия оборудование локомотива и создает нормальные условия работы локомотивной бригады.

Капотный тип применяется на маневровых и промышленных тепловозах. Для осмотра оборудования предусмотрены боковые площадки с возможностью выхода на них из кабины машиниста.

По числу секций:

односекционные;

двухсекционные;

многосекционные.

Односекционные локомотивы имеют, как правило, две кабины машиниста, чтобы при смене направления движения не разворачивать локомотив. Промежуточные секции могут не иметь кабин машиниста, они управляются из головных секций.

По типу тележек;

с двухосными;

трехосными;

четырехосными.

Как правило, секция локомотива имеет по две тележки. В каждой из них размещаются по две, три или четыре колесных пары с приводом.4х-осные тележки, как правило, состоят из двух двухосных тележек, объединенных промежуточной рамой.

Различают тележки по типу привода:

с индивидуальным приводом, когда каждая колесная пара приводится в движение собственным электрическим двигателем (мотором);

с групповым приводом, когда две или три колесных пары приводятся в движение одним электродвигателем или карданным приводом от гидромеханической коробки при гидравлической передаче.


Заключение

 

Эксплуатация локомотивов - это совокупность мероприятий, связанных с использованием и обслуживанием локомотивов на линии, а также с системой ремонта и подготовки их к поездке. Эксплуатация локомотивов как первичное звено в организации движения поездов осуществляется на участках обращения локомотивов, по которым поезда проводятся эстафетным способом. В системе эксплуатации локомотивов организация работы локомотивных бригад определяет технологию технического обслуживания и ремонта локомотивов в депо, в известной мере - конструктивные решения при проектировании новых локомотивов и играет важнейшую роль в обеспечении установленного режима труда и отдыха машинистов и их помощников. Она оказывает существенное влияние на технологические процессы работы депо, станций, пунктов технического обслуживания вагонов, а также на графики движения и планы формирования поездов, методы оперативного планирования и руководства эксплуатационной работой.

К мероприятиям, обеспечивающим на современном этапе оптимизацию параметров и методов эксплуатации локомотивов, относятся: размещение видов тяги и серий локомотивов на сети железных дорог, а также определение массы составов поездов; установление схем и длин участков обращения локомотивов и работы локомотивных бригад; организация работы локомотивов; суточное, месячное и годовое нормирование локомотивного парка; организация обслуживания локомотивов бригадами; оперативное планирование и регулирование работы локомотивов и локомотивных бригад (т.е. оперативное руководство эксплуатацией локомотивов); выбор рациональных режимов вождения поездов; система показателей использования локомотивов.

Для железных дорог отечественными и заграничными заводами было построено большое количество различных типов локомотивов. Новые паровозы проектировались и строились для отдельных железных дорог зачастую без учета опыта, накопленного при эксплуатации локомотивов предшествующих типов. Во многих случаях это приводило к созданию двух или нескольких весьма близких по основным размерам типов с невзаимозаменяемыми узлами и деталями или к постройке неудачных по конструкции паровозов, которые, конечно, получали весьма ограниченное распространение.

В процессе развития отечественного железнодорожного транспорта совершенствовалась система эксплуатации локомотивов. При этом происходило изменение способов обслуживания локомотивов бригадами, длин участков обращения локомотивов, технологии ремонтов тягового подвижного состава, а следовательно, и методов использования (эксплуатации) локомотивов. Так, например, в 1927-1930 гг. было организовано массовое применение сменной езды при паровозной тяге. Но при этом было ослаблено внимание к техническому содержанию локомотивного парка и, как следствие, возврат к принятой ранее прикрепленной езде, С начавшейся в 1956 г заменой паровозов тепловозами и электровозами появились новые формы и методы эксплуатации локомотивов, обслуживание их сменными локомотивными бригадами, вождение поездов без отцепки локомотивов от поезда на расстояние до 1000 км и более.


Список литературы

 

1. Виргинский B. C. Возникновение железных дорог в России / B. C. Виргинский. - М.: Желдориздат, 1949.

2. История железнодорожного транспорта России / под редакцией Красковского Е.Я., Уздина М.М. - Спб., 1994 г.

3. Крапивный В.А., Забелин А.А. Дальневосточная магистраль России. - Хабаровск, 1997.

4. Кологривая И.Е. История развития железнодорожного транспорта: учебно-методическое пособие / И.Е. Кологривая - Хабаровск: ДВГУПС, 1998.

5. Кологривая И.Е. История развития железнодорожного транспорта: учеб. пособие / И.Е. Кологривая. 2-е изд. доп. и перераб. - Хабаровск: ДВГУПС, 2007.

6. Купцов B. C. Зовут стальные магистрали / B. C. Купцов. - Хабаровск: ХабИИЖТ, 1989.

7. Раков В.А. Локомотивы отечественных железных дорог 1845-1855 гг. - Москва: Транспорт, 1995.



2019-07-03 223 Обсуждений (0)
Современная система эксплуатации локомотивов в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Современная система эксплуатации локомотивов в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (223)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)