Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Калининградская область и ее соседи



2019-07-03 443 Обсуждений (0)
Калининградская область и ее соседи 0.00 из 5.00 0 оценок




В силу геополитического положения Калининградской области отношения с соседними государствами имеют для нее особое значение.

Отношения Калининградской области с Литовской Республикой долгое время складывались непросто. Оказались фактически разорванными, в ущерб обеим сторонам, традиционные экономические связи. Так, в 1994 г. на долю Литвы приходилось всего 5,0% экспорта и 9,0% импорта Калининградской области. Нарушились связи между предприятиями, литовские крестьяне уступили калининградский рынок сельскохозяйственной продукции польским, немецким и скандинавским конкурентам. Во многом причина заключалась в том, что в экономику вмешалась политика. Свою лепту внесли правые политики Балтийских стран, чья конфронтационная линия по отношению к Москве нередко носила иррационально-вызывающий характер. Очевидно, что и Москва, сосредоточившись на развитии отношений с Западом, особенно с США, сначала не придавала должного значения развитию отношений с независимыми государствами Балтии (в частности, защите интересов русских в этих странах), а потом не всегда адекватно реагировала на ситуацию.

Можно выделить три тенденции, господствующие в Литве при оценке будущего развития Калининградской области (соответственно основным политическим силам Литовской Республики). Во-первых, развитие все большей хозяйственной и политической самостоятельности области вплоть до образования четвертой “балтийской республики” (движение Центра во главе с Р. Озоласом). Во-вторых, самая большая группа политиков (включая нынешнее руководство Литвы во главе с А. Бразаускасом) считает, что изменение статуса Калининградской области возможно только в согласии с Россией. Поскольку это, по их мнению, в обозримом будущем не соответствует целям России, существенное изменение статуса невозможно. В-третьих, маловлиятельная небольшая группа (“радикальные правые” - союз “Молодая Литва” и др.) требует присоединения Калининградской области (мирными средствами) к Литве.

На положении Калининградской области во многом сказывается общее состояние отношений Российской Федерации и Литовской Республики. Официальный Вильнюс никогда не предъявлял территориальных притязаний на Калининградскую область, но литовская оппозиция продолжает поднимать вопрос о демилитаризации и “деколонизации” области. Малая (или прусская) Литва рассматривается как часть всей Литвы, лишь временно отданная под управление СССР. Такого рода взгляды находили свое выражение и в недружественных актах, подобных резолюции Балтийской ассамблеи “О демилитаризации Калининградской области и ее дальнейшем развитии” (13 ноября 1994 г.) и др., которые вызывали резкую ответную реакцию со стороны российского МИДа, органов власти Калининградской области и общественности.

Следует учитывать, что такого рода акты и заявления являлись продуктом местных “политических игр”. Литовская оппозиция, в частности, стремилась поссорить нынешнее литовское руководство с российским, чтобы воспользоваться последствиями возможного ухудшения экономических и политических отношений между двумя странами. В этом смысле Калининградская область и связанные с ней проблемы заняли у литовских правых “вакантное” место российских войск, выведенных из республики к 31 августа 1993 г. С другой стороны, резолюции имели и “экспортную” направленность, призванную подчеркнуть, что перед лицом “калининградской угрозы” (а беря шире - “российской”) страны Балтии нуждаются в срочной интеграции в западные экономические и оборонительные структуры, прежде всего в ЕС и НАТО.

Из экономических проблем наиболее болезненная для Калининградской области - транзит. В июле 1993 г. Литва ввела в действие ряд ограничений, препятствующих автомобильному провозу транзитных российских грузов на территорию Калининградской области. Среди них принудительное полицейское сопровождение грузов (за счет проезжающих), транзитный залог и т.д. Залог в определенных случаях достигает 10 тыс. долларов, или 70% стоимости перевозимых грузов. С 1 июля 1994 г. литовские железные дороги ввели жесткий порядок взимания так называемых провозных платежей. При этом российским экспортерам надо платить за транзит тонны груза до Калининграда (расстояние по литовской территории 232 км) 8 швейцарских франков и только 2,67 франка за транспортировку той же самой тонны груза до порта Клайпеда (расстояние - 432 км).

В итоге Калининградский порт за счет перераспределения грузов в пользу портов стран Балтии несет серьезные убытки. В настоящее время ведутся переговоры рабочих групп экспертов Калининградской области и Литовской Республики, идет поиск компромиссных вариантов.

Если вопросы гражданского транзита более или менее успешно решаются, то проблема военного транзита долго оставалась открытой. Сами по себе военные перевозки в область и из области невелики - военные грузы России составляют лишь 1% от объема грузопотока, идущего через Литву. При этом собственно военный транзит (военнослужащие, техника и оружие) составляет лишь долю процента, остальное - предметы снабжения войск. Но вопрос приобрел отчетливо выраженную политическую окраску. Литовская оппозиция утверждала, что военный транзит - это “новая волна русской экспансии в Литве”, “втягивание Литвы в постсоветские структуры СНГ”. Тем не менее в начале 1995 г. правительство Литвы продлило до 31 декабря 1995 г. существовавший ранее порядок перевозки военных и опасных грузов (утвержден соглашением правительства Литвы и России от 18 ноября 1993 г.). С тех пор этот порядок транзита регулярно продлевается на следующий год. В ответ Россия уведомила Литву, что вступил в силу договор между правительствами Литвы и РФ о торговых и экономических отношениях, подписанный премьерами двух стран в Вильнюсе 18 ноября 1993 г., и, следовательно, для Литвы начал действовать режим наибольшего благоприятствования в торговле.

Между Россией и Литвой ведутся переговоры о делимитации морских, речных и сухопутных границ. Здесь существует несколько моментов, требующих сближения позиций. Первый - это делимитация в Балтийском море и Куршском заливе, где существует спор о принадлежности месторождения нефти Д-6. Второй момент связан с Виштынецким озером, где до распада СССР административная граница, которая теперь объявлена государственной, проходила по литовскому берегу, что не вполне устраивает теперь наших соседей.

Несмотря на имеющиеся трудности и взаимное непонимание, главное в отношениях России и Калининградской области как ее части и Литвы все же, как представляется, заключается в том, что стороны постепенно, не без трудностей, находят цивилизованные пути решения проблем. Так, к примеру, Литва предоставила льготы в отношении транзита цветных металлов 25 калининградским промышленным предприятиям. Отмечается продвижение вперед и в других проблемных ситуациях, связанных с транзитом.

В 1994 г. в Калининграде открыто литовское консульство, а в Вильнюсе - представительство Калининградской области. Калининградские власти имеют налаженные контакты с литовскими властями, конструктивно участвуют в российско-литовских переговорах по экономическим и политическим вопросам. Работают пограничные переходы. Налаживается деловое сотрудничество между калининградскими и литовскими предпринимателями. Подписаны соглашения о сотрудничестве между администрацией Калининградской области и Каунасским, Клайпедским, а также Паневежским уездами Литвы.

Хотя объемы взаимных хозяйственных связей пока не так велики как раньше, позитивные процессы здесь развиваются и имеют хорошие перспективы. Ведь еще 5 лет назад степень экономического взаимодействия Литвы и Калининградской области была достаточно высока. Сейчас разорваны почти все связи по кооперации предприятий, многократно сократился объем товарооборота.

Если в 1990 г. из Литвы в Калининградскую область поставлялось более 40 наименований продукции производственного назначения (особенно много - стройматериалов и топлива), то в 1993 г. - лишь 10 наименований, причем почти по всем видам поставки резко сократились. Из Калининградской области в Литву уменьшились объемы основных поставляемых товаров - целлюлозы, деловой древесины и пиломатериалов, кокса, почти полностью прекращена продажа продукции машиностроения (возросли лишь поставки бумаги, картона и кормовых белков).

Потери несут и Литва, и Калининградская область. Особенно очевидно это на примере нефти и нефтепродуктов: если раньше добываемая в области нефть перерабатывалась на Мажейкяйском заводе, а область получала из Литвы необходимые нефтепродукты, то теперь все связи области замыкаются на удаленные предприятия Российской Федерации и Украины. Это намного увеличивает транспортные расходы и удорожает стоимость топлива.

Но объективная необходимость экономического сотрудничества дает о себе знать. В 1995 г. Литва стала для Калининградской области ведущим поставщиком импортных товаров (18,3% областного импорта), опередив Польшу. На территории области создаются совместные российско-литовские предприятия (199 на 1 ноября 1996 г.), особенно в сфере строительства, торговли и туризма. Литовские фирмы ведут строительные работы в Калининградской области.

В конце 1994 - начале 1995 гг. ученые Калининградского государственного университета и Балтийского научного центра под руководством профессора В.В. Ивченко разработали проект основных направлений и мероприятий взаимовыгодного сотрудничества Калининградской области с Литовской Республикой на 1995-1998 гг. В области, согласно проекту, будут предприниматься усилия по восстановлению уровня связей 1990 г. Перспективное сотрудничество может развиваться в торговле, производственной кооперации, строительстве, транспорте, культуре и науке. Предполагается развитие благоприятного погранично-таможенного режима. Можно надеяться, что усилия по развитию связей будут двусторонними, поскольку они взаимовыгодны. Это позволит успешнее решать и политические проблемы к взаимовыгоде обеих сторон.

С развитием обоюдного экономического и культурного сотрудничества добрососедские отношения Калининградской области и Литвы будут улучшаться. И, можно надеяться, претензии и требования литовской стороны по изменению статуса области будут иметь под собой все меньшую социальную базу, поскольку население сможет ощутить выгоду не конфронтации, а совместной плодотворной деятельности в сфере экономики и культуры.

Большое значение для Калининградской области имеет развитие конструктивных отношений с Польшей.

До начала 90-х гг. Калининградская область фактически оставалась в стороне от экономического взаимодействия между бывшим СССР и Польшей. Отношения с польскими соседями сводились к символическим мероприятиям типа обмена делегациями, встреч на границе, Дней дружбы и т.д., что, разумеется, не могло заменить полнокровных экономических связей. Сейчас ситуация изменилась. Отношения между областью и Польшей развиваются, пожалуй, более динамично, чем российско-польские отношения в целом.

В Польше имеются и политические круги, не способствующие развитию добрососедства и ставящие под сомнение нынешний статус Калининградской области, но они не обладают сколь-нибудь серьезным политическим весом. Значительно более распространено представление об области как об окне на емкий восточный, прежде всего российский, рынок, о месте для развития широко понимаемых культурных связей с Российской Федерацией.

Открытие во второй половине 1992 г. польского генерального консульства, первого консульства зарубежной страны в Калининграде (позднее открыто литовское консульство), является выражением взаимной заинтересованности в сотрудничестве.

Выгоды географического положения Калининградской области, обеспечивающей выход на обширный российский рынок, настолько интересуют поляков, что они готовы участвовать в конкурентной борьбе за экономические связи и влияние в Калининградской области.

На Польшу в 1995 г. приходилось 9,8% внешнеторгового оборота предприятий и организаций Калининградской области, 2% экспорта и 16,3% импорта. По доле во внешнеторговом обороте региона она уступала только Литве. По состоянию на 1 ноября 1996 г. на территории Калининградской области создано и зарегистрировано 381 предприятие с польскими инвестициями, что составляет около одной трети от общего числа предприятий с иностранными инвестициями. 22 мая 1992 г. заключено соглашение между Российской Федерацией и Республикой Польша о сотрудничестве Калининградской области с северо-восточными воеводствами Польши. Глава администрации Калининградской области Ю.С. Маточкин правительством Российской Федерации назначен уполномоченным по развитию отношений с северо-восточными воеводствами Польши. Аналогичная должность уполномоченного введена в Совете Министров Республики Польша. В сентябре 1992 г. и июне 1993 г. прошло два “круглых стола”, на которых в дополнение к этому соглашению были разработаны основы механизма сотрудничества по таким направлениям, как развитие транспортной системы, связи, сельского хозяйства, совершенствование пограничных отношений и т.п. В октябре 1994 г. в Светлогорске прошло заседание российско-польского Совета по сотрудничеству Калининградской области и регионов Республики Польша (этот Совет как рабочий орган уполномоченных двух правительств был создан в ходе работы второго российско-польского “круглого стола”). В октябре-декабре 1994 г. провели первые заседания комиссии Совета по погранпереходам, энергетике и использованию топливно-энергетических ресурсов, территориальному планированию, борьбе с преступностью, транспорту и судоходству и приступили к реализации проектов на 1995 г. В июле 1995 г. в Голдапе (Польша) было проведено второе заседание российско-польского Совета, в июне 1996 г. в Калининграде - третье.

Приграничное сотрудничество уже принесло свои первые плоды. Через многочисленные погранпереходы идет активное трансграничное сообщение. В Гданьске открыто представительство Калининградской области, выполняющее также функции информационно-торгового центра, в Калининграде - польское генеральное консульство. Создана торгово-промышленная палата “Гданьск-Калининград”.

И все же, думается, потенциал калининградско-польского сотрудничества еще далеко не исчерпан. Предстоит постепенно совершенствовать структуру взаимной торговли, стремиться к ее большей сбалансированности. Большинство российско-польских предприятий и предприятий со 100-процентным польским участием невелики и ориентированы на торговлю и посредничество, а не на производство товаров и услуг. Несмотря на то, что по договору между СССР и Польшей от 1945 г. польская сторона получила право открытого входа в Калининградский (Вислинский) залив через Балтийский пролив, условия для прохода судов непосредственно в Эльблонг и другие польские порты (Фромборк, Толькмицко, Крыница-Морска) не были оговорены и созданы. Вопросы обустройства фарватера, обеспечения аварийно-спасательной службы являются предметом переговоров делегаций Российской Федерации и Республики Польша. По данной проблеме уже подготовлен проект межправительственного соглашения. Существуют определенные разногласия в интересах сторон - так, для Польши автострада Калининград -Эльблонг, судя по всему, не относится к приоритетным инфраструктурным проектам.

К спорным вопросам относится и упоминавшийся выше проект создания транспортного коридора между Калининградской областью и Белоруссией через территорию Польши как альтернативы литовскому маршруту. Эта идея появилась еще в 1992 г., а в октябре 1994 г. она впервые была официально признана на заседании российско-польского Совета по сотрудничеству Калининградской области и северо-западных регионов Польши. Там же было принято решение об открытии погранперехода Гусев - Голдап. Летом 1995 г. российско-польский комитет по транспорту принял решение о необходимости разработать трехстороннее соглашение (РФ, Польша, Белоруссия), которое бы позволило расширить сотрудничество. При этом обязательство разработать концепцию движения взяла на себя польская сторона. Однако в марте 1996 г. поляки крайне болезненно отреагировали на интерпретацию проекта транзитной магистрали Президентом России. Причин тут несколько. Во-первых, у поляков вызывает болезненные исторические ассоциации само слово “коридор”, хотя применительно к транспорту этот термин является в Европе общеупотребительным, а Россия никогда не ставила вопроса о какой-либо экстерриториальности будущей трассы. Во-вторых, имеются экологические и экономические причины. Новая магистраль прошла бы через заповедные места (Августовская пуща) и, кроме того, оттянула бы часть российских и белорусских грузов от польских портов Гданьск и Гдыня. В-третьих, Польша не намерена портить отношения с Литвой, чьи экономические интересы от переориентации грузопотоков неминуемо пострадают. И наконец, резкость высказываний польского руководства можно объяснить и внутриполитическими причинами. Польская оппозиция постоянно обвиняет находящихся у власти левых демократов в традиционно лояльном отношении к Москве, и тем приходится выглядеть в отношениях к России “святее Римского папы”. Так или иначе, польский президент А.Квасьневский дал понять, что речь будет идти не о строительстве новых коммуникационных маршрутов, а о модернизации существующих дорог, по которым сможет ездить любой транспорт. То, что транзитные перевозки в интересах Калининграда могут выполняться по существующим в Польше автодорогам и через существующие погранпереходы, зафиксировано и в протоколе III заседания Совместной российско-польской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству (апрель 1996 г.).

Отметим также развитие сотрудничества вузов Калининграда и Польши. Дважды проводились встречи ректоров вузов северо-восточных воеводств Польши и Калининграда. Развиваются двусторонние договоры - Калининградский государственный университет имеет договоры с университетами Гданьска, Познани, Щецина, Гданьской Политехникой, Высшей педагогической школой Ольштына и Гданьской высшей школой физвоспитания.

Тем не менее, несмотря на определенный прогресс, координация между северо-восточными воеводствами Польши и Калининградской областью пока еще не стала постоянной и в полной мере эффективной. Предстоит еще многое сделать, чтобы российско-польская граница из барьера окончательно превратилась бы в зону контактов между нашими странами. Существенной предпосылкой для рентабельного хозяйственного взаимодействия (в том числе и в таких сферах, как производственная кооперация, туризм, финансы, беспошлинная приграничная торговля, взаимный обмен рабочей силой и т.д.) является развитие экономического потенциала северо-восточных воеводств Польши и Калининградской области.

Говоря о соседях Калининградской области, нельзя не сказать о Германии, прямо не граничащей с областью. Во-первых, Калининградская область - бывшая немецкая земля, она продолжает оставаться частью немецкой истории, многие немцы родились и жили до войны здесь и испытывают вполне понятную ностальгию по родным местам. Во-вторых, в отечественной и зарубежной печати неоднократно поднималась проблема “германизации” Калининградской области, создания на ее территории немецкой балтийской республики или даже возвращения области Германии. Существование такого рода мнений дает дополнительное основание уделить вопросу отношений Калининградского эксклава России и Германии особое внимание. И наконец, Германия и сегодня является одним из важнейших экономических партнеров области (как, впрочем, и Российской Федерации в целом).

Прежде всего следует отметить, что официальный Бонн однозначно считает Калининградскую область частью Российской Федерации. Постоянно отмечается, что границы двух стран закреплены окончательно в договоре “2+4”, подписанном 12 сентября 1990 г., и это отвечает собственным жизненным интересам Германии. Ведь договор затрагивает и многие другие территории таких стран, как Польша, Франция, Литва...

По объему инвестиций в экономику области ФРГ занимает только седьмое место, уступая Белоруссии, Великобритании, Швеции, Франции и даже Маршалловым островам и Панаме (2,9% зарубежных средств в уставных фондах предприятий с иностранным участием или около 4,6 млрд. руб.), однако идет на втором месте вслед за Польшей по числу совместных предприятий (238 на 1 ноября 1996 г.). При этом 3/4 производства и 1/10 товарооборота падает на два предприятия - целлюлозно-бумажный завод “Цепрусс” и строительную фирму “Россбан”, ведущую строительство автомагистрали от Калининграда к госгранице (участок так называемой “Берлинки”). Услуг более чем на 1 млрд. руб. (0,2 млн. долларов) каждая оказывают туристические фирмы “Балтик скан интернационал” и “Идеал-сервис”, гостиница и ресторан “Балткомпани-А”. Несколько торговых фирм имеют товарооборот более 1 млрд. руб., остальные СП - в основном мелкие торговые, туристические и консалтинговые фирмы.

Внешнеторговый оборот с Германией (73 млн. долларов в 1995 г.) уступал только товарообороту с Литвой и Польшей. Экспорт из Калининградской области в Германию в 1995 г. уступал только экспорту в Швейцарию. Однако импорт в область из Германии (48 млн. долларов) был больше экспорта почти в 2 раза. Это 8,6% всего импорта области. Калининград имеет небольшое значение для немецкой экономики как рынок, но представляет определенный интерес в силу своего выгодного географического положения. Вместе с тем из-за политической деликатности вопроса о Калининграде официальная немецкая позиция по экономическому проникновению в этот регион является очень осторожной. Существует мнение, что инвестиции в региональную инфраструктуру предпочтительно осуществлять через фонды развития ЕС и совместные проекты с польским, например, участием. Немецкие политики и лица, принимающие решения в области экономики, хотят вовлечь регион в такие формы кооперации, которые будут определены не только одной стороной, а вписаны в более широкие рамки, координируемые ЕС, Европарламентом и другими многонациональными европейскими институтами. Упор также делается на то, что решение о развитии такой кооперации должно прийти из Москвы.

Говоря о взаимоотношениях области и Германии, нельзя не коснуться проблемы переселения в область российских немцев. Идея такого переселения и создания здесь немецкой автономной республики впервые появилась еще в середине 60-х гг. Одним из наиболее горячих пропагандистов данного проекта стал московский публицист К. Видмайер. Новое развитие идея получила на рубеже 80-х и 90-х годов. Одновременно увеличился и приток немцев из России и других республик бывшего СССР (а ныне суверенных государств) в Калининградскую область. Если по переписи 1989 г. в области было 1,3 тыс. немцев, то к началу 1996 г. их число увеличилось до 5,2 тыс. Иногда встречающиеся в печати оценки численности немцев в Калининградской области в 15-17 тыс. человек являются явно завышенными. Официально Германия не поощряет переселение немцев в Калининградскую область и не намерена способствовать созданию там компактных немецких поселений. Подавляющая часть средств, выделенных в бюджете ФРГ на помощь российским немцам, идет в Поволжье и Сибирь. Что касается планов создания в Калининградской области балтийской немецкой республики, то подобного рода идеи расцениваются как “бредовые” (О. фон дер Габлентц, посол ФРГ в России в первой половине 1990-х годов).

После открытия области для иностранцев сюда стали прибывать из Германии так называемые “ностальгические туристы”, уроженцы Восточной Пруссии и их потомки. Пик посещения области немецкими туристами пришелся на 1993 г. - 44 тыс. чел. Затем этот вид туризма пошел на спад, и в 1995 г. область посетило только 29,4 тыс. туристов из Германии. Тем не менее туризм (не только “ностальгический”) способствовал контактам между людьми и стал одним из факторов возрождения интересов к истории края и немецкому культурному наследию. Несомненным результатом совместных усилий немецкой и калининградской интеллигенции является открытие “Немецко-Русского Дома”, установка памятника великому И. Канту, открытие мемориальной доски немецкой поэтессы А. Мигель, выход в свет сборника переводов стихов кенигсбергских поэтов, празднование в 1994 г. 450-летия Кенигсбергского университета - Альбертины. Начата реставрация разрушенного в гг. войны Кафедрального собора. Думается, что нелепо воспринимать все это как некую немецкую культурную экспансию. Немецкая культура и немецкая история края вышли из-под запрета, становясь частью культурной жизни российской Калининградской области.

На повестке дня стоит активизация традиционных торгово-экономических связей Калининградской области с Белоруссией. Не секрет, что экономический интерес этой республики к нашему региону уменьшился - не в последнюю очередь из-за дороговизны калининградских портов, которым белорусы были вынуждены предпочесть более дешевые услуги Клайпедского и Гданьского портов. Тем не менее белорусы создавали в нашем регионе СП (на 1 ноября 1996 г. в области зарегистрировано 29 предприятий с белорусскими инвестициями), развивались и прямые контакты предпринимателей и предприятий (так, например, калининградское АО “Цепрусс” поставляет целлюлозу на Слонимскую фабрику в Гродненскую область, белорусские строители строили дорогу в районе пограничного перехода Гусев - Голдап и т.д.). Несмотря на то, что потенциал сотрудничества далеко не исчерпан, взаимный товарооборот Калининградской области и Белоруссии уже составляет более 70 млн. долларов в год. Белоруссия является в Калининградской области ведущим иностранным инвестором (на нее приходится 2/3 от суммы иностранных инвестиций в уставных фондах предприятий с зарубежным участием). 14 марта 1996 г. с визитом в Минске состоялись переговоры между Калининградской областью и Белоруссией. Одним из основных обсуждавшихся вопросов было использование Белоруссией калининградского портового хозяйства. Был проявлен интерес к поставкам рыбопродукции, заключено соглашение о сооружении в Калининградской области силами белорусских строителей линии электропередач, объектов энергоснабжения (это особенно ценно потому, что в нашем регионе нет специализированных строительных организаций этого профиля). В перспективе возможно сооружение на заводе “Янтарь” судов для белорусского торгового флота (местом базирования которого может стать Калининград). Обсуждался вопрос и о транзитном коридоре (маршруте) “Калининград - Гусев - Сувалки - Гродно”. Стороны, несмотря на негативную реакцию Польши, заявили, что Калининград и Минск будут на всех уровнях добиваться компромиссного решения этого вопроса. Было выражено мнение, что Калининградской области и Белоруссии стоило бы обменяться представительствами, а также ввести в Калининграде должность почетного консула Белоруссии. Подписаны соглашения о сотрудничестве Калининградской области с Гродненской и Минской областями и шестью министерствами Белоруссии. Калининградская область, таким образом, впервые реализовала право, предоставленное ей Договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Калининградской области - осуществлять прямые контакты с министерствами других стран.

Калининградская область не имеет сухопутной границы с Северными странами, но к восточной части Дании и южной Швеции расположена ближе, чем к какому-либо региону России. В силу географической близости, а также исторического и экономического факторов область давно вызывает повышенный интерес стран Северного сотрудничества. Правда, еще пять лет тому назад закрытость области, мнимая “военная угроза” от нее (в частности, “перископный синдром” - поиск “русских” подводных лодок в территориальных водах Швеции) не давали нашим соседям преодолеть барьер в налаживании взаимных контактов.

Важным шагом в устранении такого барьера явился визит в Калининград в 1993 г. генерального секретаря Совета Министров Северных стран Пэра Стенбека, заявившего о необходимости большего внимания к Калининградской области в программах для соседних территорий Севера. Интерес Северного Совета к нашей области выразился в прибытии в августе 1994 г. делегации парламентариев из Дании, Швеции, Финляндии и Норвегии, а также участников международной конференции “Идеи совместной безопасности в Балтийском регионе”, организованной финским Комитетом за европейскую безопасность при поддержке Северного Совета (ноябрь 1994 г.).

Серьезной проблемой, сдерживающей дальнейший рост связей с Северными странами, является визовая проблема. Для того чтобы поехать в одну из северных стран (при этом воспользоваться коротким и удобным авиа- или паромным сообщением на Копенгаген, Карлскруну или Мальмё), надо ехать за визой в Москву. Поэтому администрацией области поставлен вопрос перед МИДом РФ с просьбой оказать помощь в открытии консульского учреждения одной из северных стран в Калининграде, которое могло бы выдавать россиянам визы.

В развитии взаимных отношений важную роль играют и другие организационные вопросы. Так, сотрудничество выиграло бы значительно, если бы в Калининграде было также организовано Информационное бюро Северных стран, какое уже создано в 1992 г. в Вильнюсе, Риге, Таллине, а в 1995 г. в Санкт-Петербурге.

Тем не менее уже сейчас сотрудничество Калининградской области с Северными странами развивается все активнее, в особенности со Швецией и Данией.

Серьезным толчком к расширению сотрудничества со Швецией стал визит в мае 1994 г. в Калининград министра иностранных дел Швеции г-жи М. аф Угглас. Это был первый визит главы иностранного внешнеполитического ведомства в Калининградскую область.

В Калининградской области организовано 11 российско-шведских предприятий. В частности, шведам принадлежат почти все акции бывшего автогенного завода, и теперь АГА-КАЗ (АГА - шведский концерн) обеспечивает кислородом, ацетиленом, аргоном предприятия области и осуществляет поставки в Литву, Латвию, Белоруссию. Ведется строительство нового ацетиленового цеха. С 1993 г. инвестиции в предприятие составили 2,1 млн. долларов США.

Помочь шведам выйти на наш рынок призван действующий в Калининграде Балт-бизнес - центр “Швеция-Калининград”, являющийся одним из подразделений Балт-бизнес - центра в Карлскруне.

Еще более важно, что со второй половины 1994 г. шведские государственные и коммерческие структуры стали осуществлять конкретные проекты сотрудничества в различных сферах. Прежде всего шведские партнеры заинтересованы в реализации проектов, связанных с вовлечением российской анклавной территории в региональную экономику, использованием ее уникального положения для устойчивых связей с Россией. Речь, прежде всего, идет о проекте ЮНИДО по реструктуризации экономики области, на который Швеция выделила на первом этапе 70 процентов от всей суммы средств. Работа экспертов, в том числе шведских, по первой фазе проекта ЮНИДО завершена в декабре 1995 г. В октябре 1996 г. начал осуществляться следующий этап этого проекта, он финансируется Швецией, Норвегией, Данией и Финляндией.

Большое значение для будущего десяти стран бассейна Балтийского моря, в том числе Северо-Запада России, имеет инициированный в 1992 г. шведской стороной проект “Видение и стратегия развития Балтийского региона - 2010” (ВАСАБ-2010). Калининградские эксперты активно участвовали в деятельности рабочих органов этого проекта, а также в последних министерских конференциях в Гданьске и Таллинне, вносили существенные коррективы в результирующие материалы, подготовленные западными специалистами.

Следует также отметить, что Швеция - единственная страна, кроме Германии, оказывающая Калининграду гуманитарную помощь. По инициативе известного предпринимателя Мальте Польссона в 1994 г. была дважды организована поставка в область специального оборудования для интернатов престарелых.

К числу наиболее значимых для области проектов, осуществляемых шведами, относятся проекты управления водным хозяйством Вислинского залива, перевод котельных в Черняховске и Полесске с мазута на экологически чистое топливо - отходы деревопереработки, утилизация органических удобрений.

Не менее важными представляются связи между шведскими и калининградскими учебными заведениями. В 1995 г. подписаны двусторонние договоры о сотрудничестве КГУ с Лундским университетом и шведским Балтийским институтом (Карлскруна), для студентов отделения английской филологии КГУ начато преподавание шведского языка.

Дания продолжает занимать одно их видных мест во внешних связях области, хотя объем датских инвестиций и число совместных российско-датских предприятий в Калининградской области не столь значительны. При этом помимо двух российско-датских совместных предприятий, зарегистрированных в Калининграде, действует еще несколько зарегистрированных в Дании.

С октября 1993 г. открыто прямое авиасообщение Калининград-Копенгаген, выполняемое самолетами скандинавской авиакомпании SAS четыре раза в неделю. С помощью SAS намечено строительство международного аэропорта в Храброво.

Датской стороной выделено около 50 тыс. долларов США на первую стадию проекта ЮНИДО. Консалтинговые фирмы Дании активно ищут пути для участия в бизнес-планах и технико-экономических исследованиях предприятий области, используя возможности как своих государственных фондов, так и финансовых институтов ЕС.

В текущем году с участием партнеров из Дании продолжали развиваться следующие направления: экология, подготовка кадров, речной транспорт. Широко используются возможности программы “Борнхольм - Балтийский остров образования”. В январе-апреле 1995 г. на Борнхольме прошли подготовку три калининградские группы (местное самоуправление и бизнес, профессиональное образование, социальная работа). По итогам этой программы в октябре 1995 г. в Калининграде состоялась международная конференция по проблемам стабилизации калининградского регионального рынка рабочей силы.

По линии областного комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов совместно с датскими фирмами завершается техническое проектирование строительства очистных сооружений в областном центре, ведется рабочее проектирование полигона и завода по утилизации твердых бытовых отходов.

Администрация г. Калининграда работает с датской стороной над проектами создания информационного центра и кадастровой системы.

В апреле 1995 г. в Калининграде побывала третья по счету представительная делегация датских деловых кругов во главе с послом Дании в Российской Федерации Хенриком Р. Иверсеном. Посол подтвердил заинтересованность своей страны в развитии Калининградской области как крупного экономического и транспортного центра, снижении здесь концентрации войск. Датская сторона готова активно сотрудничать в развитии портового хозяйства области, в том числе строительстве порта Балтийск-Восточный.

В то же время в сотрудничестве с Данией имеются неиспользованные потенциальные возможности. Так, до сих пор датчане не проявляли интереса к развитию сотрудничества в сельском хозяйстве, обмену студентами и преподавателями вузов. Весьма слабо осуществляется кооперация в рыбном хозяйстве.

Главным образом в силу относительной географической удаленности, а также ориентации во взаимоотношениях на северные регионы России сотрудничество области с Финляндией, Норвегией и Исландией до последнего времени ограничивалось связями между отдельными компаниями и предпринимателями. В области зарегистрировано пять российско-финских предприятий и ни одного с норвежским или исландским капиталом.

Тем не менее, в рамках деятельности Российско-Финляндской комиссии по экономическому сотрудничеству были отобраны три инвестиционных проекта по Калининградской области. МИД Финляндии выразил через посольство России в Хельсинки свою заинтересованность в установлении более тесных связей с областью как по государственной, так и по коммерческой линиям. Перспективным представ<



2019-07-03 443 Обсуждений (0)
Калининградская область и ее соседи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Калининградская область и ее соседи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (443)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)