Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Калининградская область: предвидимое будущее



2019-07-03 249 Обсуждений (0)
Калининградская область: предвидимое будущее 0.00 из 5.00 0 оценок




Правительственные круги всех заинтересованных государств однозначно признают суверенитет Российской Федерации над Калининградской областью. В то же время на неофициальном уровне и в России, и в других странах выдвигается ряд сценариев возможного будущего Калининградской области. Среди них следующие:

1. Сохранение области как субъекта Российской Федерации в ее нынешнем статусе.

2. Повышение статуса области за счет преобразования ее в республику в составе России или предоставления дополнительных полномочий региональным органам власти.

3. Переселение в область российских немцев и преобразование ее в балтийскую немецкую республику в составе России.

4. Передача области Польше и (или) Литве.

5. Возврат области Германии.

6. Воссоздание Восточной Пруссии (на этот раз суверенной) на бывших прусских землях, находящихся ныне в составе России, Польши и Литвы.

7. Установление над областью кондоминиума - совместного управления при разных вариантах участников (среди них называют Европейский Союз, Россию, Германию, Польшу, Литву, Швецию).

8. Превращение области в четвертое независимое государство Балтии (наряду с Литвой, Латвией и Эстонией).

Не будем подробно обсуждать здесь сценарии, связанные с выходом Калининградской области из-под суверенитета России, поскольку они являются, мягко говоря, маловероятными и контрпродуктивными. Достаточно знать, что подобные точки зрения существуют и что столкновение различных политических и экономических интересов по вопросу о будущем статусе Калининградской области стало реальностью. И если Россия и область как ее субъект не определят стратегию развития этого эксклава, то ее (явно или неявно) сформулируют и попытаются провести в жизнь другие, исходя при этом, разумеется, из своих интересов. Изменившаяся и продолжающая меняться геополитическая ситуация требует адекватного разрешения.

Таким образом, будем исходить из активной роли России и самой Калининградской области, как самых заинтересованных сторон в определении будущего региона. Пока же активность проявляют наши зарубежные партнеры, оценивая возможную роль региона в перспективе, исходя из своего понимания проблемы, из своих интересов.

Встречается явная недооценка потенциальных возможностей Калининградской области и Российской Федерации в целом, связанная с преувеличением масштабов нынешнего экономического, социального и политического кризиса и его последствий. Когда кто-то говорит о регерманизации и о том, что “немцы покупают область”, хочется задать вопрос: разве можно что-то купить, если против потенциальный продавец? До тех пор, пока калининградцы против продажи, никто не сможет “купить область”. Иначе говоря, пока жители региона осознают себя гражданами России, пока развивается российская культура, никакие зарубежные политики не смогут оказать влияние на будущее Калининградской области, неразрывно связанной с Российской Федерацией.

А эйфория по поводу “вхождения в общеевропейский дом” уже прошла. И это не удивительно. Ведь там никто не ожидает новых жильцов с распростертыми объятиями. Мы имеем необходимые ресурсы и человеческий потенциал, чтобы решить хотя и сложные, но вполне посильные проблемы переустройства жизни. Ознакомившись с западными образовательными системами, нетрудно увидеть, что наша система образования не уступает им, а в чем-то и превосходит. А это - залог нашего будущего. Нужно только с умом использовать все те предпосылки и возможности, которые имеем, рассчитывая, прежде всего, на свои собственные силы, а не на помощь Запада (хотя она и не бесполезна).

Какова же нынешняя позиция федеральных органов власти в связи с изменившимися геополитическими условиями развития самого западного региона страны?

До самого последнего времени в Москве, похоже, отсутствовала (по крайней мере, четко сформулированная) стратегическая линия по отношению к Калининградскому эксклаву, за исключением признания его неотъемлемой частью Российской Федерации. До последнего времени область, как правило, либо рассматривалась как “рядовой” российский регион, правда, имеющий несколько особое географическое положение, либо произносились достаточно общие фразы о “мосте между Востоком и Западом”, о “воротах России в Европу” без серьезного концептуального осмысления этой проблемы. Была создана СЭЗ “Янтарь”, но для того, чтобы она хоть как-то работала, администрации области приходилось регулярно доказывать в Москве необходимость нестандартного подхода к региону, вытекающего из его уникального геополитического положения. А положение это несет с собой не только выгоды, но и проблемы, что понимается не всегда и не всеми. Не вполне ясная политика центральных органов власти вела также к недостаточному пониманию намерений России по отношению к Калининградской области государствами Балтийского региона.

Нельзя не упомянуть о том, что экономические трудности, обострившиеся в связи с политическими процессами в республиках Прибалтики, невозможность оперативно решать через Москву многие вопросы социально-экономического развития региона, устанавливать напрямую отношения с соседями вызвали к жизни на рубеже 80-90-х гг. идею создания на территории Калининградской области балтийской республики. Речь шла об особом политико-государственном статусе региона в составе России, предполагающем, прежде всего, получение дополнительных прав на прямые контакты с окружающими государствами. Замысел, однако, не получил серьезной поддержки ни в самом регионе, ни на федеральном уровне, и сейчас он уже принадлежит истории. Однако с 1991 г. в области активно прорабатывается вопрос о ее статусе в составе России, предполагающем закрепление за регионом некоторых дополнительных прав без преобразования в республику (автономию). Результатом работы, длившейся несколько лет, явился проект Федерального Закона “Об обеспечении суверенитета Российской Федерации на территории Калининградской области”. За новым названием (первые проекты назывались “О статусе Калининградской области”) стояло стремление правовым путем на федеральном уровне урегулировать положение этой особой области, защитить права ее жителей. Главная задача закона - предоставление возможностей как-то компенсировать потери, которые Калининградская область несет, оказавшись за тремя границами от России. Напомним, что в середине 1994 г. уровень реальных доходов в области составлял 2/3 к среднероссийскому уровню, а таможни, транспортные тарифы, зарубежные конкуренты угрожали и угрожают разрушить местную промышленность и сельское хозяйство.

По мнению калининградских властей, закон позволил бы уравнять условия развития эксклавного региона с другими регионами России и дать ему больше экономических прав, необходимых для эффективного функционирования в особой геополитической ситуации. О современной ситуации, касающейся закона, получившего название “Об особой экономической зоне в Калининградской области” см. подробнее в разделе 3.3.

Одновременно велась разработка проекта Устава (Основного Закона) Калининградской области с установлением основных правомочий органов законодательной, исполнительной и судебной власти, предмета ведения и полномочий области, организации местного самоуправления, основ экономической и социальной системы. В Уставе, принятом областной Думой 28 декабря 1995 г., имеется статья, утверждающая незыблемость границ области, которая не может быть изъята без согласия абсолютного большинства ее граждан и Российской Федерации, а также подчеркивается то, что область является неотъемлемой частью территории России.

В последнее время внимание центральных органов власти к Калининградской области усилилось. Свидетельством этого является принятие Закона “Об особой экономической зоне в Калининградской области”. В первой половине 1996 г. была создана правительственная комиссия по обеспечению жизнедеятельности Калининградской области (под председательством вице-премьера А.А.Большакова). На этой комиссии обсуждаются предложения по проведению активной региональной политики, отвечающей интересам Российской Федерации и Калининградской области как ее части. 22-23 июня 1996 г. область посетил Президент РФ Б.Н.Ельцин. Он отметил, что Калининградская область является западными воротами России и что ей впредь должно быть уделено больше внимания, заботы, поддержки. Президент говорил о необходимости ускоренного строительства нового порта в Балтийске и наращивании мощностей действующих калининградских портов. Были даны конкретные поручения по первоочередным мерам развития нашего региона.

Говоря о развитии Калининградской области как открытого региона России, следует коснуться еще одного вопроса - это внешнеэкономические приоритеты. Отметим, прежде всего, необходимость активного и конструктивного участия Калининградской области (наряду с Санкт-Петербургом, Ленинградской, Новгородской, Псковской и Мурманской областями, Карелией) в экономическом взаимодействии стран Балтийского региона. Определенные шаги в этом направлении уже делаются. Калининград участвует в регулярно проводимых конференциях министров транспорта стран Балтийского региона (весной 1994 г. одна из таких конференций проводилась в Калининграде), входит в Союз балтийских городов. Представители области участвуют в работе Совета государств Балтийского моря. В рамках регионального сотрудничества прорабатывается ряд совместных проектов, прежде всего в области инфраструктуры. Речь идет об автомагистрали “Виа Ганзеатика” - “Ганзейская дорога” (Санкт-Петербург - Тарту - Рига - Шяуляй - Калининград - Гданьск - Щецин - Любек), развитии железнодорожных линий Калининград -Каунас - Вильнюс - Минск и Берлин - Щецин - Гданьск - Калининград - Каунас - Вильнюс - Минск, развитии портового комплекса, аэропорта и системы телекоммуникаций. Предполагается расширить приграничное сотрудничество с определенными регионами Польши.

Еще раз напомним о маршруте “в обход Литвы”, через северо-восточную часть Польши и далее по территории Белоруссии, который активно обсуждается в научных кругах и администрации области(рис. 3.5.1). Первым шагом к его реализации стало открытие в 1994 г. пограничного перехода Гусев - Голдап, который в ближайшей перспективе станет международным. Определенные преимущества с развитием этого транспортного (автомобильного, а возможно, и железнодорожного) маршрута могла бы получить и Белоруссия, поскольку тем самым улучшается необходимая ей связь с ближайшим морским портом Калининград. Стимул к экономическому росту получило бы и периферийное польское Сувалкское воеводство. Польская сторона, однако, как уже говорилось, выступает за то, чтобы транзит осуществлялся по уже существующим модернизированным дорогам и возражает против строительства новых магистралей (в первую очередь из экологических соображений).

Другое важное направление внешних связей области - развитие отношений с ЕС. Это тем более важно, что в начале следующего века, после вероятного вступления в ЕС Польши и стран Балтии, область окажется анклавом внутри Союза. Думается, что вовлечение области как части России в европейские структуры будет способствовать развитию отношений с ЕС и всей России, послужит диверсификации внешних связей области и предотвратит ее чрезмерное “замыкание” на Польше или Германии. При этом развитие отношений с ЕС не имеет ничего общего с идеей установления над областью кондоминиума этой организации. В октябре 1993 г. на заседании Комитета по международным делам и безопасности Европарламента Калининградская область была названа приоритетным регионом в оказании технической помощи. В Калининграде открыто представительство программы ТАЦИС (TACIS), осуществляемой ЕС. Уже принято решение о финансировании по этой программе шести проектов. Пока объемы зарубежных инвестиций определить трудно, но уже выделено около 8 млн. ЭКЮ на содействие Калининградской области в структурном развитии СЭЗ, создание Центров поддержки для предприятий Калининграда, развитие образовательного и исследовательского потенциала Калининградского государственного университета в области менеджмента, техническую поддержку рыбопромышленного комплекса, консультации и обоснование проекта в области энергообеспечения Калининградской области, проработку транспортных аспектов Калининградской СЭЗ. ЕС проявляет интерес к развитию идущих через Калининградскую область транзитных транспортных коридоров. Напомним, что согласно Критской концепции развития трансевропейских транспортных коридоров, одобренной министрами транспорта стран Европы в декабре 1994 г., через наш регион будут проходить два таких транзитных коридора: Рига - Калининград - Гданьск и Минск - Вильнюс - Калининград.

Ряд проектов будет кредитоваться на льготных условиях Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), 51% первоначального капитала которого принадлежит странам ЕС. Речь идет о реконструкции аэропорта Храброво и строительстве автострады Калининград - Эльблонг. В более отдаленном будущем возможно участие ЕБРР в реконструкции Калининградского морского торгового порта.

Таким образом, представляется, что Калининградская область сможет существовать далее только в условиях взаимодействия интересов региона, России в целом и зарубежных партнеров, оптимального сочетания самостоятельности области с сохранением ее в политическом и экономическом пространстве РФ, разумного баланса между государственным регулированием регионального развития и свободной самоорганизацией общества. Каков этот оптимум - еще предстоит определить и в области, и в Москве.

Что касается военной роли Калининградской области как “западного форпоста России”, то многое зависит от общей политической обстановки в Европе и в особенности на Балтике. Трудно понять столь массированное давление на Российскую Федерацию в этом вопросе, когда все более широко обсуждаются проекты расширения НАТО без российского участия и не предлагаются никакие варианты общеполитического и военного урегулирования в Балтийском регионе, словно войска располагаются только в Калининграде. И это при том, что их численность значительно сокращается.

Увязывание вопроса демилитаризации региона или сильного уменьшения российского военного присутствия здесь с возможной помощью области со стороны ЕС создает впечатление, что оптимальные решения по экономическому развитию региона выгодны лишь российской стороне. Вероятно, в этом все-таки заинтересованы обе стороны. Поэтому следовало бы разделить эти две проблемы - военно-политическую и экономическую.

Области своим геополитическим положением предопределено стать “мостом” между Россией и другими европейскими государствами, которые отнюдь не жаждут оторвать регион от России в экономическом плане. Более того, за рубежом отмечается, что Калининград должен быть интегрирован в российскую экономику, если он хочет привлечь иностранных инвесторов. Потеряв связи с остальной Россией, Калининград утрачивает свой главный козырь, позволяющий конкурировать на равных с Польшей и Балтийскими государствами. Наиболее реалистичным, следовательно, является сценарий развития области как открытого экономического региона (например, ОЭЗ) с необходимым российским военным присутствием, как субъекта Российской Федерации, законодательно наделенного ею дополнительными полномочиями.

 Внешнеэкономические связи и иностранные инвестиции

Выше мы говорили об основных направлениях развития отношений Калининградской области с соседями ближними и дальними. Материальным выражением этих отношений является объем товарооборота области с зарубежьем. Это один из немногих экономических показателей, возросших за последнее время. В 1992 г. он составлял 145 млн. долларов (экспорт - 91 млн., импорт - 54 млн. долларов), в 1993 г. достиг 202 млн. долларов (экспорт - 126, импорт 76 млн. долларов), в 1994 - 380 млн. долларов (экспорт - 234 млн. долларов, импорт - 146 млн. долларов), в 1995 г. - 1019 млн. долларов (экспорт - 459 млн. долларов, импорт - 560 млн. долларов). Правда, следует иметь в виду, что бурный рост внешнеторгового оборота частично объясняется тем, что до 1 января 1995 г. не учитывалась торговля со странами ближнего зарубежья. Но так или иначе, объем экспорта и импорта в расчете на одного жителя области выше среднероссийского показателя - около 1100 долларов против примерно 920 долларов Доля Калининградской области в экспорте России за 1992-94 гг. возросла вдвое раз (с 0,2 до 0,4%).

Около 300 предприятий области в настоящее время осуществляют экспорт продукции более чем в 70 стран Европы (85% от экспорта в страны дальнего зарубежья, составившего в 1995 г. 334 млн. долларов), Африки (11%), Азии (3%), а также в США.

Что касается структуры внешнеторгового оборота, то она, к сожалению, не является пока прогрессивной. В экспорте преобладает сырье - нефть (17% в 1995 г.),, целлюлоза (14,4%), рыба и ракообразные (8,1%) и даже не производящиеся в области и столь необходимые сельскому хозяйству удобрения (10,5%). В импорте преобладают товары народного потребления (одежда, обувь, телеаппаратура и др.), а также продовольствие, включая и те его виды, которые недавно производились в области в достаточном количестве и даже вывозились в другие регионы (например, мясо) или безусловно могут быть произведены в необходимом количестве (картофель, яблоки, напитки). Импорт мяса достиг в 1994 г. 5,4 тыс. т (а сокращение его производства по сравнению с концом 1980-х годов превысило 20 тыс. т.). Именно импортное мясо является сейчас основным сырьем для мясокомбинатов области. Импортировано (а не вывезено из других частей страны) более 4,8 тыс. т сахара.

Весьма понятна заинтересованность соседних стран, особенно Литвы и Польши, в развитии внешнеторговых связей с Калининградской областью. Здесь они получают рынок сбыта продуктов питания и товаров легкой промышленности, машиностроения и пр. На Польшу и Литву сейчас падает более 1/4 импорта области и лишь 3,3% экспорта (табл. 3.6.1), что означает для наших соседей определенные валютные поступления. Серьезные и устойчивые позиции во внешнеторговом обороте области занимает также Германия. Высокое место Швейцарии в 1995 г. объясняется поставками в эту страну крупных партий минеральных удобрений.

Главной формой привлечения иностранных инвестиций в экономику Калининградской области является создание предприятий с участием зарубежных партнеров. На 1 ноября 1996 г. в области зарегистрировано 1175 предприятия с иностранными инвестициями, включая 763 совместных предприятий (СП) и 347 предприятий со 100%-ным иностранным участием. На регион приходится более 7% от общего числа российских предприятий с иностранным участием. Доля иностранцев из 48 государств в уставных фондах составляет 28,8 млн. долларов (табл. 3.6.2).

Таблица 6.1

Внешнеторговый оборот Калининградской области в 1995 г., %

Страна Внешнеторговый оборот, всего Экспорт Импорт
Литва 11,6 3,5 18,3
Польша 9,8 2,0 16,3
Швейцария 9,7 21,1 0,3
Германия 7,2 5,4 8,6
Белоруссия 7,0 6,7 7,3
Нидерланды 4,0 3,8 4,2
Великобритания 3,6 1,5 5,2
США 3,2 0,2 5,6
Италия 2,7 3,5 2,1
Украина 2,3 1,5 2,9
Намибия 2,0 4,5 -
Другие страны 36,9 46,3 29,2

Таблица 6.2

Предприятия с иностранными инвестициями, зарегистрированные

Комитетом по развитию СЭЗ “Янтарь” на 1 ноября 1996 г.

Страна Количество зарегистрированных предприятий Иностранное участие в уставном фонде, млн. руб.
Всего по области 1175 157607,1
В том числе:    
Белоруссия 29 100132,7
Великобритания 15 10717,0
Швеция 11 6735,1
Франция 4 5381,9
Маршалловы острова 1 4894,0
Панама 1 4894,0
Германия 238 4588,7
Польша 381 4423,8
Швейцария 20 4356,7
Литва 199 2566,5
Финляндия 5 2126,4
Казахстан 13 1150,1
Лихтенштейн 7 825,7
Латвия 82 812,5
Чехия 13 446,8
Британские Виргинские острова 3 438,1
США 21 426,2
Япония 2 381,8

Примечание. Среди остальных стран инвестиции в размере более 100 млн. руб. каждая сделаны (в порядке убывания размеров инвестиций) Австрией, Италией, Кипром, Нидерландами, Эстонией, Молдавией, Ирландией, Нидерландами и Бельгией.

Наибольшее число таких предприятий было создано в 1993 г. - 355, затем их количество уменьшалось: в 1994 г. - 209, в 1995 г. - 146, за пять месяцев 1996 г. зарегистрировано только 20 предприятий с иностранными инвестициями.

Причины этого понятны. Это нестабильность экономической и политической ситуации в целом по стране, несовершенство и противоречивость действующего законодательства, запутанная налоговая система, непринятие до настоящего времени основополагающих законов, таких как о разделе продукции, земельный и налоговый кодексы, неурегулированность до самого последнего времени правового статуса ОЭЗ в Калининградской области, что нередко приводило к отмене ранее предоставленных инвесторам льгот, и ряд других причин.

Несмотря на внешне большое количество предприятий с иностранным участием, можно отметить, что иностранные инвесторы не торопятся вкладывать большие средства в экономику региона. В основном создаются предприятия с минимальным по действующему законодательству уставным капиталом. Так, 95% предприятий создается с уставным капиталом менее 100 млн. руб. Кроме того, значительное число зарегистрированных предприятий с иностранными инвестициями так и не приступили к реальной хозяйственной деятельности и существуют только на бумаге. Так, в 1995 г. отчитывались перед Калининградским областным комитетом государственной статистики только 328 таких предприятий, т.е. около трети от зарегистрированных. Видимо, только они и работают реально. В то же время уже зарегистрированные предприятия образуют ту критическую массу, которая, хочется надеяться, сможет при изменении к лучшему экономической ситуации оказать быстрое позитивное воздействие на экономику нашего региона. Дело в том, что эти многие из этих предприятий уже потенциально готовы к быстрым действиям на российском рынке. Им не надо регистрироваться, открывать валютные и рублевые счета, подбирать персонал, искать деловых партнеров, изучать рынок и т.д. Все это уже есть.

Основные виды продукции и услуг предприятий с иностранными инвестициями - целлюлоза, бумага, картон, меха, меховые изделия, мебель, одежда и обувь, продовольственные товары (мороженное, колбасные изделия), судоремонт, строительные работы, услуги морского транспорта, услуги гостиниц и ресторанов, коммерческие услуги и услуги по организации досуга.

Эти предприятия, даже несмотря на то, что иностранные инвестиции идут в область не столь активно, как ожидалось прежде, уже вносят далеко не малый вклад в экономику Калининградской области. В 1995 г. на их долю пришлось 6% валового внутреннего продукта[3], 15,8% экспорта и 11,3% импорта области (причем экспорт продукции и услуг превышал их импорт). На внутреннем рынке реализовано товаров более чем на 525 млрд. руб.

В числе наиболее крупных и успешно действующих предприятий с иностранными инвестициями следует назвать российско-французское СП “ВестБалтТелеком” (услуги связи), российско-ирландско-швейцарско-германско-итальянское СП “Цепрусс” (целлюлозно-бумажная промышленность), российско-германское СП “Россбан” (дорожное строительство), российско-германское СП “Балтик ГмбХ” (строительство) и др.

Иностранные инвесторы не только участвовали в создании новых предприятий, о которых речь шла выше, но и вкладывали свои средства в покупку акций, долей, паев участия в уже действующих калининградских предприятиях. Пока ими приобретены акции девяти калининградских предприятий. Это акционерные общества “Гвардейская чулочная фабрика”, “Калининградвторресурсы”, АГА-КАЗ”, “Балткран”, “Время”, “Силикатстром”, “Радуга”, пивзавод “Остмарк”, “Неманский ЦБЗ”. Зарубежные фирмы в рамках инвестиционных программ планируют вложить в развитие этих предприятий 15,2 млн. немецких марок и около 17 млн. долларов США. Часть этих средств уже поступила. Так, уже полностью выполнена инвестиционная программа в АО “АГА-КАЗ”, завершается в АО “Остмарк”. Более половины запланированных инвестиций вложено в АО “Балткран”, АО “Время”.

В целом накопленные иностранные инвестиции в Калининградскую область пока невелики (на 1 ноября 1996 г. - 35,1 млн. долларов и 22,2 млрд. руб.). По этому показателю область входит только во вторую десятку регионов России. В то же время сегодня в получении иностранных инвестиций наметились положительные сдвиги. Так, одним из самых масштабных проектов с иностранным участием в России может стать уже упоминавшееся совместное российско-южнокорейское автомобильное производство на базе завода “Янтарь”, соглашение о создании которого подписано 30 июля 1996 г. Южнокорейская корпорация “KIA Group” обязалась инвестировать в этот проект на начальной стадии 250 млн. долларов США и затем увеличить эту сумму до 1 млрд. долларов (для сравнения можно указать, что все накопленные инвестиции иностранного капитала в России на конец 1996 г. по данным Госкомстата составили 6 млрд. долларов). На подходе ряд других перспективных проектов с иностранным участием.

Таким образом, налицо движение Калининградской области от закрытого региона к российской территории, активно участвующей в международном разделении труда, хотя темпы этого процесса пока не так велики, как хотелось бы, и идет оно не без проблем и трудностей. Можно ожидать, что по мере выхода России и нашего региона из экономического кризиса и реализации закона об ОЭЗ масштабы иностранных инвестиций возрастут, а их структура станет более прогрессивной. Есть надежда и на то, что калининградские предприятия смогут найти новые экспортные рынки для своей продукции, а также наладить производственную кооперацию с зарубежными фирмами.

Заключение

Итак, мы в общих чертах рассмотрели экономико- и социально-географические особенности Калининградской области, остановились на актуальных проблемах ее развития, наметили возможный сценарий будущего. Главный вывод, который можно сделать из всестороннего анализа имеющегося потенциала экономического роста - наша область обладает чрезвычайно благоприятными предпосылками для превращения в высокоразвитый регион. Однако для реализации этих предпосылок потребуются серьезные усилия, поскольку для вхождения в мировое рыночное пространство (что возможно лишь вместе с экономикой всей страны) потребуется завершить сложный трансформационный процесс, присущий всем постсоциалистическим странам. Перестройка хозяйственного механизма, реструктуризация экономики, становление рыночного менталитета - вот основные составляющие этого процесса.

Удаленность от основной российской территории усложняет многие проблемы. Близость к другим европейским странам способствует более быстрому протеканию трансформационного процесса. Учет такого своеобразия области - ключ к решению ее социально-экономических проблем.

Какое-то время, особенно среди публицистов и популяризаторов рыночной экономики, бытовало мнение о саморегуляции всех экономических процессов в рыночных условиях. К счастью, это заблуждение теперь практически преодолено, и государство обращает все больше внимания на экономическую, в т.ч. региональную, политику. Конечно, меняются методы ее реализации. На смену прежним прямым директивным указаниям приходит совокупность косвенных методов, влияющих на условия хозяйственной деятельности путем налоговой, финансовой и кредитной политики. Такова и особая экономическая зона в Калининградской области - экономический механизм, стимулирующий внешнеэкономическую деятельность и тем самым стимулирующий развитие экспортных производств и жизнеобеспечения области в условиях ее территориального отрыва от других российских регионов.

Аналогичную роль поиска действенных механизмов, способствующих социально-экономическому развитию региона играют разрабатываемые сейчас программы и прогнозы. Среди них - Федеральная программа развития области и Схема развития и размещения производительных сил региона. Ставится вопрос о разработке еще более комплексной, охватывающей все стороны народного хозяйства, региональной программы, способной найти возможность стимулирования не только ведущих отраслей специализации, но и имеющих местное (но не малое) значение производств и социальных объектов. Для этого требуются комплексные региональные исследования с привлечением широкого круга специалистов - экономистов и географов, социологов и политологов, представителей так называемых отраслевых наук - специалистов различных отраслей народного хозяйства (промышленности, транспорта и т.д.). И, безусловно, одно из ключевых мест принадлежит экономико-географам, способным комплексно рассмотреть разнообразные проблемы, присущие определенной территории. Поэтому социально-экономическая география региона будет и дальше развиваться, нарабатывая опыт исследований в новых рыночных условиях, совершенствуя свою теоретическую и методическую базу и давая все более значимую практическую отдачу.

Список литературы

Калининградская область. - Калининград: Кн. изд-во, 1988. - 280 с.

Калининградская область. Очерки природы. - Калининград: Кн. изд-во, 1968. - 206 с.

Кучерявый П.П., Федоров Г.М. География Калининградской области. - Калининград: Кн. изд-во, 1989. - 142 с.

Федоров Г.М. У карты Калининградской области. - Калининград: Кн. изд-во, 1986. - 191 с.

Федоров Г.М., Зверев Ю.М. Калининградские альтернативы: Социально-экономическое развитие Калининградской области в новых геополитических условиях/Калинингр. ун-т. - Калининград, 1995. - 158 с.

Федоров Г.М., Зверев Ю.М., Корнеевец В.С. Экономическое и социальное развитие Калининградской области и зарубежных стран Балтийского региона: опыт сравнительного анализа/Калинингр. ун-т. - Калининград, 1996. - 46 с.

Янтарный остров России/Калинингр. обл. к-т гос. статистики. - Калининград, 1996. - 324 с.

Географические проблемы экономической самостоятельности Калининградской области/Отв. ред. Г.М.Федоров; Калинингр. ун-т. - Калининград, 1991. - 118 с.

Географическое прогнозирование социально-экономического развития Калининградской области/Отв. ред. Г.М.Федоров; Калинингр. ун-т. - Калининград, 1990. - 124 с.

Зверев Ю.М., Гуревич Г.И., Казанов Ю.В. Полезные ископаемые Калининградской области. - Калининград: Кн. изд-во, 1976. - 143 с.

Кучерявый П.П., Федоров Г.М. Краеведение Калининградской области/ Калинингр. ун-т. - Калининград, 1980. - 43 с.

Перспективы развития рекреационного комплекса Калининградской области. - Калининград: Балт. науч. центр, 1993. - 37 с.

Прикладная социальная география Калининградской области/Отв. ред. Г.М.Федоров, Б.С.Хорев; Калинингр. ун-т. - Калининград, 1986. - 126 с.

Проблемы управления в эксклавном регионе России/Отв. ред. В.В.Ивченко; Калинингр. ун-т. - Калининград, 1996. - 78 с.

Региональные исследования Калининградской области: Итоги и перспективы/Отв. ред. Г.М.Федоров; Калинингр. ун-т. - Калининград, 1992. - 173 с.

Региональные проблемы ускорения социально-экономического развития Калининградской области/Отв. ред. Г.М.Федоров; Калинингр. ун-т. - Калининград, 1988. - 124 с.

Системные географические исследования Калининградской области/Отв. ред. Г.М.Федоров; Калинингр. ун-т. - Калининград, 1984. - 123 с.

Социальная география Калининградской области / Отв. ред. Н.Т. Агафонов; Калинингр. ун-т. - Калининград, 1982. - 144 с.

Социально-географические исследования Калининградской области/Отв. ред. Г.М.Федоров; Калинингр. ун-т. - Калининград, 1985. - 128 с.

Стратегия развития региона/Под ред. Г.М.Федорова; Калинингр. ун-т. - Калининград, 1993. - 84 с.

Федоров Г.М. Знаете ли вы Калининградскую область? - Калининград: Кн. изд-во, 1982. - 159 с.

 


[1] Россия на пути к 2000 году // Вопросы экономики. 1996. № 2. С.4-50.

[2] Товар считается произведенным в ОЭЗ, если величина добавленной стоимости его обработки (переработки) составляет не менее 30%, а для товаров, относящихся к электронике и сложной бытовой технике, не менее 15%, и его обработка (переработка)влечет за собой изменение кода товара по таможенной классификации.

[3] Валовой внутренний продукт (ВВП) - денежная стоимость всех товаров и услуг, произведенных в хозяйстве за определенный период (обычно за год). В состав ВВП включается только конечная продукция. Стоимость промежуточных продуктов производства (сырья, электроэнергии, полуфабрикатов, комплектующих деталей и т.п.), поступающих от других предприятий и используемых при производстве конечной продукции, в величину ВВП не включается.



2019-07-03 249 Обсуждений (0)
Калининградская область: предвидимое будущее 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Калининградская область: предвидимое будущее

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (249)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)