Время самоисследования и возврат к равновесию после развода
Основная проблема этого периода - одиночество и противоречивые чувства, сопровождающие его: нерешительность, оптимизм, сожаление, печаль, любопытство, возбуждение. Поведение приобретает новую направленность: начинается поиск новых друзей, появляется активность, стабилизируются новый стиль жизни и распорядок дня для детей, формируются новые обязанности для всех членов семьи. Психологический развод - на эмоциональном уровне - это готовность к действиям, доверие к себе, энергичность, самоценность, независимость и автономия. На когнитивно-поведенческом - синтез новой идентичности и окончание психологического развода; поиск новых объектов для любви и готовность к длительным отношениям. Froiland и Hozman (1977; цит. по: George, Cristiani, 1990) для описания развода воспользовались известной моделью Kubler-Ross. 1. Ситуация отрицания. Первоначально реальность происшедшего отрицается. Обычно человек затрачивает на близкие отношения много времени, энергии и чувств, поэтому трудно сразу смириться с разводом. На этой стадии ситуация развода воспринимается с выраженной защитой, посредством механизма рационализации обесцениваются брачные отношения: "Ничего такого не случилось", "Все хорошо", "Наконец пришло освобождение" и т.п. 2. Стадия озлобленности. На этой стадии от душевной боли защищаются озлобленностью по отношению к партнеру. Нередко манипулируют детьми, пытаясь привлечь их на свою сторону. 3. Стадия переговоров. Третья стадия самая сложная. Предпринимаются попытки восстановить брак, и используется множество манипуляций по отношению друг к другу, включая сексуальные отношения, угрозу беременности или беременность. Иногда прибегают к давлению на партнера со стороны окружающих. 4. Стадия депрессии. Угнетенное настроение наступает, когда отрицание, агрессивность и переговоры не приносят никаких результатов. Человек чувствует себя неудачником, уменьшается уровень самооценки, он начинает сторониться других людей, не доверять им. Нередко испытанное во время развода чувство отвержения и депрессия довольно долгое время мешают заводить новые интимные отношения. 5. Стадия адаптации - стадия приспособления к изменившимся условиям жизни. В тех случаях, когда после развода остается неполная семья, детям тоже нужна поддержка в адаптации к новой ситуации. Причины развода кроются в предшествующей семейной жизни. Пустота и тоска обыденного, рутинного существования семьи не способствуют улучшению жизни пары в браке. А затем - нервы, стресс, оформление развода, адвокаты, ребенок после развода, одиночество после развода - вот с чем сталкиваются разводящиеся супруги. Развод - это жизненная ситуация, где мало выражена социальная поддержка, где человек теряется и не знает, как пережить развод, зачастую эта ситуация связана с судом и сложной процедурой оформления развода. При этом, статистика разводов неутешительна. Исходя из того, что ситуации принято разделять на идеологические, социальные, стрессовые, культурные саму ситуацию развод можно обозначить как стресс. Фактически уже в ситуации вступления в брак присутствует намек о наказании за его разрушение (вспомните - "только смерть разлучит вас"). Если бы субъект мог себе позволить осознать свой страх перед разрушением семьи, возможно, это привело бы к дестабилизации социально-демографической ситуации в целом, так как люди позволили бы себе бояться вступать в брак (что на самом деле уже присутствует, как тенденция, выражающаяся в желании современных молодых людей "не спешить, пожить для себя, отдельно", не брать на себя ответственность за семью и другого человека). При анализе того, что происходит после развода для каждого из супругов открываются следующие возможности: более точное понимание "задним числом" намерений каждой из сторон, то есть так называемое переопределение целей. Этот механизм переопределения сходен с эффектом решения задачи выявления субъекта выгоды в той или иной ситуации. Человек может переживать в своей жизни несколько разводов, считая себя при этом беспомощным перед лицом такой ситуации, называя причинами разводов внешние по отношению к нему самому обстоятельства, к которым относится также и партнер. Примерно половина разведенных людей считает, что их собственное понимание причин развода осталось точно таким же через год после него, другая половина говорит об изменениях в своем осознании. Последующий за разводом год проходит под эгидой влияния этого события. Большинство людей вспоминали совместную жизнь с прежним партнером в течение года после разрыва. Одна часть (примерно две трети из них) отмечает свою концентрацию на тягостных периодах жизни, а другая часть говорит о спонтанных воспоминаниях самых светлых сторон совместной жизни и сопутствующих им чувстве сожаления об утраченном. Некоторые оценивают свое поведение в ситуации развода как правильное. Другие считают, что их поведение должно было бы быть другим, если бы они знали, куда обратиться за юридической и психологической помощью. Некоторые люди считали, что должны были вести себя жестче, жалели, что не настаивали на своем варианте развития событий, корили себя за мягкотелость, за "игру в поддавки". Другие же, наоборот, испытывали чувство сожаления по поводу своих директивно-агрессивных поступков, говорили, что если бы "обида тогда не застила глаза, много дров мог бы не наломать - а сейчас уже ничего не исправишь". Однако, не нашлось человека, кто не отметил бы досаду относительно отсутствия у него в то время достаточного количества знаний по психологии о том, как пережить развод, общения в конфликтных ситуациях и т.д. Причина развода может гнездиться в любом из элементов жизни семьи. Супруги могут изначально иметь разные представления о жизни, и в течение брака пытаться перетянуть на свою сторону другого, тем самым нарушая гармонию и логику внутреннего развития своего супруга и разрушая супружество. Однако, может быть и совсем по-другому: люди, вступающие в брак ладят друг с другом до тех самых пор, пока не появляется необходимость вести общее домашнее хозяйство и воспитывать детей, то есть пока к супружеской подсистеме не прибавляется хозяйственная и родительская. Говоря словами известного поэта, "любовная лодка разбилась о быт". Исходя из вышеизложенного, необходимо классифицировать причины развода, обозначая принадлежность причины определенной подсистеме функционирования семьи - супружеской, родительской, экономической. Характер такого сложного человеческого и социального явления, как семья, определяется не только внутрисемейными отношениями, но и общественно-экономическими, историческими, национальными и другими условиями. Семья развивается и изменяется вместе с обществом, оставаясь наиболее устойчивым и консервативным его элементом. В настоящее время изменения социокультурных условий резко усугубляют противоречия между семейными и внесемейными отношениями, которые нередко определяются как «ценностный кризис семьи», который нередко приводит к разводу. Развод (расторжение брака) является одним из оснований прекращения брака. Брак прекращается со смертью супруга или с расторжением брака. Расторжение брака представляет собой правовое действие, которое проводит учреждение по регистрации гражданского состояния, или суд. Разводятся люди по разным причинам: - неумение общаться и решать конфликты «мирным путем». Этот критерий часто обозначают, как «не сошлись характерами». Однако характеры тут зачастую не при чем; - завышенные материальные требования одного из партнеров, которые второй партнер не может или не желает удовлетворить; - зависимость одного из партнеров (пьянство, наркомания, азартные игры); - отсутствие в браке детей; -агрессивность одного из партнеров, выливающаяся в рукоприкладство; - невозможность простить измену, реальную или воображаемую; - новая любовь. Развод для многих является серьезнейшим испытанием, разрешить которое под силу не каждому человеку. В этот момент необходимо обратиться за помощью к специалисту, который поможет пережить развод и сбалансирует эмоциональное состояние человека.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (154)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |