Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Производство лесопромышленной продукции в России



2019-07-03 315 Обсуждений (0)
Производство лесопромышленной продукции в России 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

Россия является одной из наиболее лесообеспеченных стран мира. Леса государственного значения занимают около 45% ее территории, что составляет 775 млн. га. Общий запас леса в России превышает 80 млрд. м3, что составляет порядка 20% мировых запасов. Научно обоснованная расчетная лесосека позволяет ежегодно заготавливать до 500 млн. м3 древесины.[1] Продукция лесопромышленного комплекса обеспечивает около 3,5% общего объема отечественного производства.

Актуальность работы определяется в первую очередь тем, что в настоящее время экспорт составляет значительную долю в общем объеме производства продукции (по некоторым продуктам до 50%), и лесная промышленность выживает в основном благодаря экспортным поставкам.         

Кроме того, важность изучения именно лесопромышленной отрасли также связана с социальными проблемами общества. Это обусловлено градообразующей ролью предприятий этой отрасли, и тем, что на лесопромышленных предприятиях занято очень большое количество людей.

Целью моей дипломной работы является анализ экспорта лесной продукции предприятиями Сибири и изучение тенденций внешней торговли лесной отрасли Сибири на основе таможенной статистики.

В качестве основного материала, используемого в моей дипломной работе, взята таможенная статистика. Таможенная статистика Российской Федерации учитывает ввоз и вывоз товаров в соответствии с так называемой общей системой учета внешней торговли. Ее объектами становятся все товары (за исключением находящихся в обращении валютных ценностей), ввоз и вывоз которых соответственно увеличивает или уменьшает материальные ресурсы страны. Таможенная статистика отражает динамику показателей внешнеторгового оборота, объемов экспорта и импорта в натуральном и стоимостном выражении, изменения географической направленности экспортно-импортных операций.

Таможенная статистика является самым содержательным источником по экспортной деятельности предприятий. Вместе с тем имеет ряд существенных недостатков, связанных, как и с некой обобщенностью информации, так и с неточностями заполнения исходных форм.

Обработка и анализ данных происходили с использованием статистических методов в пакете Microsoft Excel'97. Для прогноза развития экспорта использовалась оптимизационная модель, расчеты по которой производились при помощи оптимизатора пакета Excel.

Дипломная работа состоит из трех частей.

Первая глава - теоретическая. В ней рассматриваются реформы внешней торговли России, произошедшие в последние годы, этапы либерализации внешнеэкономической деятельности, особенности положения лесопромышленного комплекса Сибири в период реформ, производство основных видов товаров лесного комплекса, а также дан краткий обзор внешних рынков лесной продукции.

Вторая глава - описательная. В этой главе дано представление о природе таможенной статистики, ее содержании и недостатках. Здесь же рассматривается методика обработки данных, а также оптимизационная многопродуктовая модель лесного комплекса Сибири, используемая для анализа и прогноза экспорта лесной продукции.

Третья часть работы - практическая. В этой главе дан анализ состояния экспорта лесной промышленности на основе таможенной информации, в том числе анализ региональной структуры экспорта, товарной структуры и направленности экспорта лесопродукции Сибири. В этой же главе приведены результаты расчетов по модели для различных сценариев развития экспорта, и дан анализ этих результатов.

Работа была выполнена в ИЭиОПП СО РАН, в отделе экономической информатики (сектор комплексов системных расчетов).

 


1. Общее положение в отрасли

1.1 Экономическое положение лесного комплекса в период реформ

Многолетнее господство государства в области внешней торговли привело к полному отделению предприятий-производителей экспортной продукции от мирового рынка. Вся валюта оставалась в руках государства; оно же осуществляло импортные закупки, а затем централизовано распределяло их между регионами. Таким образом, в регионах полностью отсутствовала инфраструктура обслуживания внешней торговли.

Централизованный экспорт через генеральных поставщиков (внешнеторговые объединения) и после начала реформ долгое время являлся преобладающей формой участия сибирских регионов во внешнеэкономической деятельности: в 1992 году он занимал свыше 50% в среднем по России и более 90% по отдельным областям Сибири.

Кроме того, кризис производства в лесопромышленном комплексе Сибири усугублялся градообразующей ролью предприятий в значительной части районов региона. Спад производства и тяжелое финансовое положение ряда предприятий привели к деградации целых населенных пунктов. Несовершенство действующих рыночных отношений привело к тому, что сейчас лесопромышленный комплекс Сибири подвергается воздействию следующих негативных тенденций:

¨ резкое падение производства и сокращение номенклатуры выпускаемой продукции;

¨ сокращение потребления лесопродукции регионом и страной, обусловленное финансовым положением потребителей;

¨ обострение проблемы окружающей среды и воспроизводства лесных ресурсов за счет интенсивного наступления лесозаготовительных фирм на высокодоходные лесонасаждения и расширения истощительного лесопользования.

В то же время, развитие лесопромышленного комплекса тормозится следующими факторами:

§ отсутствием новой техники и технологий на базе высокопроизводительных экологически чистых машин и механизмов для заготовки, вывозки и переработки древесины. Устаревшие техника и технология на лесозаготовках, в лесопилении, в целлюлозно-бумажном и других производствах не позволяют сократить трудовые и материальные затраты, уменьшить энергопотребление, что при постоянном росте цен на сырье, эксплуатационные материалы, энергоносители и транспорт приводит к значительному росту себестоимости продукции;

§ высоким износом оборудования, дальнейшая эксплуатация которого становится опасной для людей и окружающей среды. Отечественная лесная промышленность никогда не была оснащена особенно прогрессивным оборудованием. Однако в постперестроечный период ее техническая отсталость стала принимать угрожающие формы и масштабы. Критического уровня достигло состояние лесозаготовительной техники, износ которой достигает 60 и более процентов. Общее количество трелевочных тракторов по леспромхозам составляет 52 процента от уровня 1988 года, лесовозных автомобилей — 51, сучкорезных машин — 48, валочно-пакетирующих и валочно-трелевочных машин — 45 процентов. Уровень механизации труда в отрасли не превышает 40 процентов от уровня 1988 года, производительность труда сопоставима с показателями начала 60-х годов.[2]

§ Известно, что немалую часть рабочей силы, «осваивавшей» лес в советский период, составляли заключенные. Лесозаготовка и первичная деревообработка практически полностью держались на принудительном труде. Система управления лесопромышленным комплексом была в то время централизованной и носила более «военизированный» характер, чем во многих других отраслях экономики.

Последствиями приватизации. В 1995 году лесопромышленные предприятия России практически завершили этап приватизации: 90 процентов лесопромышленных комплексов и 98 процентов целлюлозно-бумажных комбинатов стали акционерными обществами. В целом ряде случаев неотъемлемые звенья единого производства выделялись в самостоятельные субъекты рынка, что зачастую приводило к перепрофилированию и, как следствие, к остановке производства в целом. Нередки случаи, когда отдельные относительно благополучные звенья распавшихся цепочек используют трудности менее удачливых собратьев в своих интересах, нанося этим серьезный ущерб российской экономике, а также собственным интересам в долгосрочной перспективе.

§ острым дефицитом капиталовложений. С начала 90-х годов происходит их постоянное сокращение. Капитальные вложения за 1990—1995 годы уменьшились в лесозаготовительную промышленность (в сопоставимой оценке) в 16 раз, в деревообрабатывающую — в 5 раз, в целлюлозно-бумажную — в 4 раза. В результате острой нехватки инвестиционных средств за последние пять лет не введено в действие ни одного нового предприятия, а за счет выбытия по возрасту более чем на 30 процентов сократились мощности лесозаготовительных предприятий. В 1995—1997 годах ввода новых мощностей на лесозаготовках и в лесопилении практически не было. За последние 5 лет объемы лесозаготовок и производства пиломатериалов в России сократились в 3 раза. Производство лесной продукции в настоящее время находится на уровне тридцатых годов.


Производство лесопромышленной продукции в России

Россия является одной из наиболее ресурсообеспеченных стран мира. Леса государственного значения занимают около 45% ее территории, что составляет 775 млн. га. Общий запас леса в России превышает 80 млрд. м3, что составляет порядка 20% мировых запасов. Научно обоснованная расчетная лесосека позволяет ежегодно заготавливать до 500 млн. м3 древесины.[3] Продукция лесопромышленного комплекса обеспечивает около 3,5% общего объема отечественного производства.

Однако в настоящее время в лесопромышленном комплексе наблюдается глубокий спад производства. В последние годы российские предприятия перерабатывают не более 100 млн. м3  древесины (из них около 50% идет в отходы). За период с начала экономико-политических реформ в лесной отрасли падение уровня производства составило около 50%, однако по сравнению с другими отраслями положение лесной отрасли не столь плачевно (таблица 1.1).

Производство целлюлозо-бумажной продукции в начале 90-х характеризовалось непрерывным падением, максимальный спад наблюдался в 1994 г., когда, по сравнению с уровнем 1990 г., производство целлюлозы по варке упало на 61%, товарной целлюлозы на 52%, бумаги на 58%, картона – на 61% (таблица 1.2).

Уровень производства 1997 года к 1990г,%           Таблица 1.1

топливная промышленность     88.4 строительные материалы 33.5

химическая промышленность   62.3 пищевая промышленность 39

черная металлургия                    50.5 машиностроение       38.5

лесная промышленность            41.9 цветная металлургия            39.3

легкая промышленность            34.4

 

Таблица 1.2

Производство отдельных видов лесопродукции в России [4]

  1988 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996
Целлюлоза по варке, млн.т 8,7 8,3 6,4 5,7 4,4 3,2 4,1 4,2
Товарная целлюлоза, млн.т 2,95 2,8 2,2 2,1 1,68 1,3 1,7 1,76
Бумага всех видов, млн.т 6,3 5,2 4,7 3,6 2,9 2,2 2,8 1,8
Картон, млн.т 4,5 3,09 2,62 2,15 1,58 1,2 1,3 1,31
Древесина деловая, млн.т 354 304   238   119 93 73,5
Пиломатериалы, млн.м3 85 75   52   30,7 27 21,5
Фанера клееная, млн.м3 1,73 1,6   1,27   0,89 0,93 0,85

 

В конце 1995 г. - начале 1996 г. отрасль развивалась относительно успешно. В 1995 году объем продаж достиг 42,5 трлн. руб. (9 млрд. долларов). Прибыль возросла на 25% - до 6 трлн. руб, а доходы от экспорта – на 63% (до 4,3 млрд. руб.). Это явилось результатом как увеличения объема поставок, так и роста цен на продукцию отрасли – в 1995 году цена на российскую техническую целлюлозу повысилась почти на 50%[5] (мировой рынок целлюлозы является одним из самых неустойчивых и сложных; в конце 1993 года цена была 400 долл/т, за 18 месяцев она выросла в 2,5 раза[6]). Улучшилась структура производства: доля переработанной продукции возросла с 28% до 47%, увеличился экспорт и доходы от него. Однако весной 1996 г. ситуация начала ухудшаться. Практически все отрасли, ориентированные на экспорт, столкнулись с серьезными проблемами, вызванными политикой «валютного коридора», жесткой налоговой системой, высокими ценами на энергоносители и железнодорожными тарифами, а также необходимостью выплаты полученных ранее кредитов. В январе-ноябре 1996 г. в России было произведено 19,3 млн. м3 пиломатериалов (что на 17% меньше, чем за аналогичный период в 1995 г.), 300 тыс. м3 расщепленного горбыля (сокращение на 35%), 840 тыс. т картона (сокращение на 31%). Производство фанеры сохранилось на уровне 1995 года и составило 795 тыс. м3. Согласно оценкам специалистов, в 1996 г. спад производства в отрасли составил 22%, а общие потери оценивались в 3800 млрд. рублей.[7]

Динамику падения рентабельности в отрасли можно проследить, используя данные государственной статистики (таблица 1.3).

 

Таблица 1.3

Удельный вес убыточных предприятий и организаций в % от общего числа предприятий[8]

  1992 1993 1994 1995
Всего 15 14 32,5 34,5
Промышленность 7,2 7,8 22,6 26,4
Лесная, деревообрабатывающая и ЦБ промышленность 5,1 11,4 36 38

Доля убыточных предприятий в 1992 году была ниже уровня убыточных предприятий как по промышленности, так и по экономике в целом, но к 1995 г. уже превысила оба этих показателя. В 1996 г. убыточными были 63% предприятий отрасли. Рентабельность, в 1995 г. составлявшая 33%, в 1996 г. упала до 4%.

Серьезной проблемой явилось также то, что предприятия лесной промышленности оснащены изношенным, устаревшим оборудованием. Кроме того, на техническое переоборудование предприятий выделяются очень незначительные средства. Кризисная ситуация в лесной промышленности привела к тому, что многие предприятия приостановили свою деятельность.

Таким образом, лесная отрасль, как и экономика страны в целом, к концу 90-х оказалась в чрезвычайно сложном положении. Спад производства и финансовая несостоятельность понизили роль России как мирового производителя продукции деревообрабатывающей и целлюлозо-бумажной отраслей, привели к существенному сокращению потенциально возможного объема экспорта лесной продукции, серьезному ухудшению международной конкурентоспособности российских предприятий и потере части внешних рынков. Хотя России удавалось наращивать объемы экспортной выручки в течение 1990-97 гг., тем не менее, по данным Федерации лесной торговли Великобритании доля Росси на европейском рынке лесоматериалов сократилась с 14% в 1991 г. до 8% в 1995 г.[9]


1.3 Внешняя торговля России в период реформ

Внешняя торговля определяется как предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами и услугами, работами, инфляцией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).

Исторически государственной регулирование внешней торговли началось еще в Древней Руси – примером может служить всем известный "путь из варяг в греки". В 1653 году был принят первый Таможенный Устав, установивший единую пятипроцентную пошлину вместо разрозненных сборов, существовавших ранее. Новый Торговый Устав был принят уже в 1667 году. В нем устанавливались повышенные сборы с иностранных вин и предметов роскоши.

В международной торговле конца девятнадцатого века Россия занимала 8-е место, а среди европейских стран по объему экспортно-импортных операций уступала Англии, Германии, Франции и Голландии, опережая Австро-Венгрию и Италию. В структуре российского экспорта в тот период преобладали сельскохозяйственные товары, в частности, на зерновые приходилось 47% стоимости вывоза, льна – 8,6, сахара – 2,9, пеньки – 2,4, яиц – 2,3, домашней птицы – 0,7, масла коровьего – 0,5, сала – 0,1%. В то время Россия была одним из основных поставщиков сельскохозяйственной продукции на рынки соседних европейских стран. Для внешней торговли России конца прошлого века характерно было положительное сальдо торгового баланса, причем в некоторые годы отечественный экспорт в два раза превышал импорт.

В Советском Союзе вся внешнеэкономическая деятельность была прерогативой государства, причем в нашей стране и отчасти в рамках СЭВ бала создана практически полностью изолированная от внешних связей экономическая система, которая позволяла достичь почти полного жизнеобеспечения при достаточно низком уровне удовлетворения потребностей и качества продукции. Эта система была слабо вовлечена в мировой торговый оборот, причем доля стран с централизованным планированием в мировом экспорте сокращалась, составляя 11,8% в 1950 г., 10,76% в 1970 г. и 8,95% в 1980 г[10]. К началу перестройки СССР занимал седьмое место по объему международной торговли (внешнеторговый оборот составлял около 170 млрд. долларов при положительном сальдо внешнеторгового баланса). После крушения замкнутой экономической системы оказалось, что Россия участвует в международной торговле главным образом в качестве экспортера ограниченного числа товаров, среди которых ведущее место занимают нефть, нефтепродукты и газ, спрос на которые не растет.

Большая часть обрабатывающих отраслей в России оказались убыточными при пересчете на мировые цены. Это объяснялось тем, что хотя заработная плата в РФ находилось на достаточно низком уровне, но плохая организация труда, высокая энергоемкость (в 2-3 раза выше, чем в развитых странах), высокие удельные затраты сырья и материалов (до 1,5 раза выше, чем в развитых странах), и, как следствие, чрезмерные затраты труда, сырья, материалов и энергии привели к снижению уровня конкурентоспособности российской продукции на внешнем и внутреннем рынках. Согласно проведенным в конце 1992 года исследованиям Российского союза промышленников и предпринимателей, в случае перехода в то время экономики России в режим полной открытости конкуренцию смогли бы выдержать предприятия, на которых сосредоточено лишь 16% ее производственных мощностей, предприятия с 28% мощностей неизбежно бы обанкротились, а с 56% - оказались бы в чрезвычайно сложном положении.[11]

Понятно, что в этих условиях быстрое открытие экономики России и переход к мировой системе привели бы к немедленному банкротству большинства предприятий в отраслях обрабатывающей промышленности. Это побудило Правительство России перейти к поэтапному открытию экономики.

Реформы в области внешнеэкономических отношений начались еще в 1986 году, когда двадцать одно министерство и все союзные республики получили право заниматься международной торговлей. В это время внутри каждого министерства были созданы внешнеторговые объединения, которым от Министерства Внешней Торговли СССР были переданы номенклатура экспорта-импорта, кадры, финансирование, однако экспорт стратегически важных товаров осуществлялся только через МВТ СССР. В 1988 году вышло постановление Совета Министров СССР, в котором оговаривалось право на экспорт продукции для предприятий и производственных кооперативов. На вырученные средства, остающиеся по нормативу валютных отчислений, разрешалось импортировать необходимые машины и оборудование, а до 25% средств в валюте и всю выручку в переводных рублях разрешалось расходовать на товары народного потребления. Однако выход на внешний рынок все еще находился под сильным бюрократическим контролем, валютные поступления облагались высокими налогами, а советский рубль оставался неконвертируемой валютой.

Главными целями реформы в области внешнеэкономической деятельности, провозглашенными правительством РФ, были:

¨ Полное устранение количественных ограничений во внешней торговле и переход к экономическим методам ее регулирования.

¨ Сближение структуры внутренних и мировых цен, последовательное снижение ставок экспортного тарифа с последующим его элиминированием, и введение унифицированного импортного тарифа.

¨ Переход к конвертируемости рубля для резидентов и нерезидентов сначала по текущим, а затем и по капитальным операциям платежного баланса.

¨ Повышение эффективности экспортно-импортных операций, поддержка экспорта и расширение рынков сбыта российских товаров.

Основные принципы осуществления внешнеэкономической деятельности на территории России:

§ Единство внешнеэкономической деятельности как составной части внешней политики России.

§ Единство системы государственного регулирования ВЭД и ее контроля.

§ Единство таможенной территории.

§ Единство валютного и экспортного контроля в целях национальной безопасности.

§ Приоритет экономических мер внешнеэкономической деятельности.

§ Равенство участников внешнеэкономической деятельности и их недискриминация.

§ Защита государством прав и законных интересов участников ВЭД.

Пятнадцатого ноября 1991 года вышел Указ Президента РФ №213 "О либерализации внешнеэкономической деятельности", что ознаменовало начало становления рыночного механизма внешнеэкономических связей в России. Все хозяйствующие субъекты любых форм собственности на территории России получили право на внешнеэкономическую деятельность, однако последовавший за этим выход огромного количества российских предприятий, не имевших опыта внешнеэкономической деятельности, на внешний рынок привел к их конкуренции друг с другом и ухудшению условий экспортно-импортных сделок. Правительство России усилило контроль за вывозом товаров, установив с 1 июля 1992 года особый контроль за вывозом стратегически важных сырьевых товаров.

Либерализация внешнеэкономической деятельности в России была частичной и поэтапной.

На первом этапе (1991-92 гг.) происходила разработка основ и различных механизмов новой системы внешнеэкономической деятельности. Произошло снятие ограничений на экспорт готовой продукции при сохранении жестких количественных и тарифных ограничений на вывоз топливно-сырьевых ресурсов; частичная либерализация валютного курса при установлении особого курса для расчетов с бюджетом и установлением дотаций по критическому импорту; отмена ограничений на импорт. Либерализация импорта проводилась для создания конкурентной среды на чрезвычайно монополизированном внутреннем рынке, а также для компенсации резкого спада в российской промышленности. Административное установление верхних пределов экспорта топлива и сырья было вынужденной мерой в условиях, когда внутренние цены значительно ниже мировых, так как снятие ограничений могло привести к гипертрофированному дефициту на внутреннем рынке.

На втором этапе (1992-93 гг.) был полностью либерализован валютный курс, введен импортный тариф. Первая мера была направлена против скрытого субсидирования импорта в ущерб отечественным товарам, вторая – на обеспечение защиты отечественных производителей от усиливающейся конкуренции импортных товаров. Для ужесточения контроля за экспортом сырьевых товаров введен институт спецэкспортеров стратегических товаров. В целях создания валютного рынка РФ с 1 июня 1992 года была установлена обязательная продажа экспортерами 50% валютной выручки (из них 30% Центральному банку по фиксированному курсу, 20% на валютных биржах по рыночному курсу). Доля валюты, реализуемой по рыночному курсу, была впоследствии повышена с 20 до 50%.

На третьем этапе, который условно можно назвать "этапом тонкой настройки", завершился переход на тарифные методы регулирования при снижении роли количественных ограничений. Объем осуществляемых на централизованной основе экспортно-импортных операций снизился в 1993 году до 30% внешнеторгового оборота. Главная роль во внешнеэкономических связях перешла к предприятиям всех форм собственности. В июне 1993 года были приняты "Федеральный Закон о таможенном тарифе" и "Таможенный кодекс". С 1994 года прекращается ввоз товаров на централизованной основе. С 1 июля 1994 года отменено квотирование экспорта, а 1 июля 1995 года отменена и экспортная пошлина. В июле 1995 года был принят "Закон о регулировании внешнеторговой деятельности", в котором впервые было дано правовое понятие экспорта и импорта товаров и услуг, определено разграничение полномочий между уровнями власти (краевой, областной, федеральный), а также впервые предусматривалось применение всех правил GATT (Генеральное Соглашение по торговле и тарифам). Также в 1995 году была проведена серия мер по пересмотру таможенных тарифов, в результате которых средневзвешенный уровень тарифов вырос с 12 до 14-15%; на беспошлинные товары и товары с однопроцентной пошлиной были введены пятипроцентные тарифы; был уменьшен перечень товаров, на которые распространялся преференциальный режим для снижения потока некачественных товаров (китайские, малайзийские и т.д.).

Либерализация экспорта носила более разумный и продуманный характер, был принят ряд мер, направленный на создание системы экспорта, соответствующей международным стандартам. В 1996 году был издан Указ Президента о поддержке экспортеров, а в марте принята "Федеральная программа развития экспорта", в которой рассматривается новый подход, заключенный в том, что поддерживается механизм кредитования, страхования экспортеров и предоставление государственных гарантий.

Что мешало развитию экспорта и реализации программы? Это антидемпинговые процедуры, игнорирующие конкурентные преимущества России; затрудненный доступ к высоким технологиям; ограничения на поставку в Россию новых технологий на основе национальных списков "товаров двойного назначения"; использование стандартов, технологических барьеров, процедур испытания, которые усложняют или делают невозможным экспорт ряда товаров.

Формирование внешнеэкономического механизма переходного периода, основанного на ограничении использования нетарифных методов регулирования экспорта в отношении стратегически важных сырьевых товаров, продукции военного и двойного назначения, использовании таможенного тарифа для защиты внутреннего рынка в основном уже завершено, хотя корректировка идет до сих пор.




2019-07-03 315 Обсуждений (0)
Производство лесопромышленной продукции в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Производство лесопромышленной продукции в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (315)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)