МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Брянский государственный аграрный университет»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
______________Малявко Г.П.
«19» апреля 2018 г.
Электроснабжение потребителей и режимы
(Наименование дисциплины)
Рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедрой Электроэнергетики и автоматики
Направление подготовки 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника
Профиль Электроснабжение
Квалификация Бакалавр
Форма обучения Очная
Общая трудоемкость 5 з.е.
Часов по учебному плану 180
Брянская область
2018
Программу составил(и):
Ст. преп. Никитин А.М.
Рецензент(ы):
Рабочая программа дисциплины
Электроснабжение потребителей и режимы
разработана в соответствии с ФГОС:
Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника (уровень бакалавриата), утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 03 сентября 2015 г. № 955
составлена на основании учебного плана
Направление 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника
Профиль - Электроснабжение
утвержденного Учёным советом вуза от 19.04.2018 г. протокол № 8
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Электроэнергетики и автоматики
Протокол от 19.04.2018 г. № 9
Зав. кафедрой Безик В.А.
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Целью изучения дисциплины является приобретение высокого уровня профессиональной подготовки специалистов в области организации обеспечения электроэнергией и управления системами электроснабжения в агропромышленном комплексе.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП
БЛОК ОПОП ВО: Б1.В.07
2.1 Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Владеть базовыми знаниями математических и естественнонаучных дисциплин и дисциплин общепрофессионального цикла в объеме, необходимом для использования в профессиональной деятельности основных законов соответствующих наук, разработанных в них подходов, методов и результатов математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования.
2.2 Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее: теоретические основы электротехники, электроника и электротехника, электрические измерения, электрические машины.
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПК-3: Способностью принимать участие в проектировании объектов профессиональной деятельности в соответствии с техническим заданием и нормативно-технической документацией, соблюдая различные технические, энергоэффективные и экологические требования
Знать: объекты профессиональной деятельности.
Уметь: проектировать объекты профессиональной деятельности в соответствии с техническим заданием и нормативно-технической документацией.
Владеть: техническими, энергоэффективными и экологическими требованиямиприпроектировании объектов профессиональной деятельности.
ПК-5: Готовностью определять параметры оборудования объектов профессиональной деятельности.
Знать: Основные параметры оборудования объектов профессиональной деятельности.
Уметь: Определять параметры оборудования объектов профессиональной деятельности.
Владеть: Способностью определять параметры оборудования объектов профессиональной деятельности;
ПК-6: Способностью рассчитывать режимы работы объектов профессиональной деятельности.
Знать: Основные режимы работы объектов профессиональной деятельности
Уметь: Производить необходимые расчеты режимов работы объектов профессиональной деятельности.
Владеть: Способностью рассчитывать режимы работы объектов профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1. Знать:
-объекты профессиональной деятельности.
- основные параметры оборудования объектов профессиональной деятельности;
- основные режимы работы объектов профессиональной деятельности.
3.2. Уметь:
- проектировать объекты профессиональной деятельности в соответствии с техническим заданием и нормативно-технической документацией;
- определять параметры оборудования объектов профессиональной деятельности;
-производить необходимые расчеты режимов работы объектов профессиональной деятельности.
3.3. Владеть:
- техническими, энергоэффективными и экологическими требованиямиприпроектировании объектов профессиональной деятельности;
- способностью определять параметры оборудования объектов профессиональной деятельности;
- способностью рассчитывать режимы работы объектов профессиональной деятельности.
Распределение часов дисциплины по семестрам
Вид занятий
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| Итого
|
УП
| РПД
| УП
| РПД
| УП
| РПД
| УП
| РПД
| УП
| РПД
| УП
| РПД
| УП
| РПД
| УП
| РПД
| УП
| РПД
|
Лекции
|
|
|
|
|
|
|
|
| 32
| 32
|
|
|
|
|
|
| 32
| 32
|
Лабораторные
|
|
|
|
|
|
|
|
| 16
| 16
|
|
|
|
|
|
| 16
| 16
|
Практические
|
|
|
|
|
|
|
|
| 32
| 32
|
|
|
|
|
|
| 32
| 32
|
КСР
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8
| 8
|
|
|
|
|
|
| 8
| 8
|
Курсовая работа
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1,5
| 1,5
|
|
|
|
|
|
| 1,5
| 1,5
|
Консультация
перед экзаменом
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1,0
| 1,0
|
|
|
|
|
|
| 1,0
| 1,0
|
Прием экзамена
|
|
|
|
|
|
|
|
| 0,25
| 0,25
|
|
|
|
|
|
| 0,25
| 0,25
|
Контактная работа обучающихся
с преподавателем (аудиторная)
|
|
|
|
|
|
|
|
| 90,75
| 90,75
|
|
|
|
|
|
| 90,75
| 90,75
|
Сам. работа
|
|
|
|
|
|
|
|
| 63,5
| 63,5
|
|
|
|
|
|
| 63,5
| 63,5
|
Контроль
|
|
|
|
|
|
|
|
| 25,75
| 25,75
|
|
|
|
|
|
| 25,75
| 25,75
|
Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
| 180
| 180
|
|
|
|
|
|
| 180
| 180
|
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код занятия
| Наименование разделов и тем /вид занятия/
| Семестр
| Часов
| Компетенции
|
| Раздел 1. Современные системы электроснабжения. Показатели режимов электропотребления
|
|
|
|
1.1
| Развитие энергетики России и зарубежных стран. Электрические нагрузки сельскохозяйственных потребителей. Классификация потребителей электроэнергии. Категории надежности электроснабжения потребителей АПК. Электрические нагрузки сельскохозяйственных предприятий и населенных пунктов. Производственные и бытовые потребители электроэнергии в сельском хозяйстве. Установленная и максимальная (расчетная) мощность потребителей /Лек/
| 7
| 4
| ПК-3,ПК-5,ПК-6
|
1.2
| Анализ графиков электрических нагрузок /Пр/
| 7
| 2
| ПК-3,ПК-5,ПК-6
|
1.3
| Вводное занятие. Исследование графиков электрических нагрузок в решении задач электроснабжения. /Лаб/
| 7
| 4
| ПК-3,ПК-5,ПК-6
|
1.4
| Графики нагрузок потребителей электроэнергии в сельском хозяйстве - суточные, годовые и по продолжительности. Закономерность формирования графиков и их максимальных нагрузок. /Лек/
| 7
| 2
| ПК-3,ПК-5,ПК-6
|
| Раздел 2. Расчет электрических нагрузок сельскохозяйственных и промышленных потребителей
|
|
|
|
2.1
| Простейшие вероятностно-статистические модели определения расчетных нагрузок. Определение расчетных нагрузок электрических сетей при помощи коэффициентов одновременности. /Лек/
| 7
| 4
| ПК-3,ПК-5,ПК-6
|
2.2
| Электрические нагрузки сельскохозяйственных потребителей. Расчет электрических нагрузок в электроустановках напряжением до 1 кВ методом упорядоченных диаграмм и вспомогательными методами. /Пр/
| 7
| 4
| ПК-3,ПК-5,ПК-6
|
| Раздел 3. Определение расхода электроэнергии и оценка ее потерь в системе электроснабжения
|
|
|
|
3.1
| Потери мощности и энергии в элементах систем электроснабжения предприятий АПК. Основные пути снижения мощности и энергии в элементах систем электроснабжения АПК. /Лек/
| 7
| 2
| ПК-3,ПК-5,ПК-6
|
3.2
| Определение потерь мощности и энергии в системах электроснабжения сельскохозяйственных потребителей (трансформаторы, ВЛ, КЛ, электродвигатели. /Пр/
| 7
| 4
| ПК-3,ПК-5,ПК-6
|
3.3
| Организация системы учета расхода ЭЭ на предприятиях АПК. /Лаб/
| 7
| 4
| ПК-3,ПК-5,ПК-6
|
3.4
| Определение расхода ЭЭ. /Лек/
| 7
| 2
| ПК-3,ПК-5,ПК-6
|
3.5
| Определение потерь напряжения в электрических сетях 6-10 кВ и выбор добавок напряжений. /Пр/
| 7
| 4
| ПК-3,ПК-5,ПК-6
|
3.6
| Регулирование напряжения в электрических сетях при помощи батарей статических конденсаторов. /Лаб/
| 7
| 4
| ПК-3,ПК-5,ПК-6
|
| Раздел 4. Разработка системы электроснабжения сельскохозяйственных и промышленных потребителей
|
|
|
|
4.1
| Определение условного центра электрических нагрузок. Выбор места расположения распределительных пунктов(РП) и трансформаторных подстанций(ТП).Конструктивное исполнение и компоновка РП и ТП. Выбор единичных мощностей трансформаторов ТП сетей внутреннего электроснабжения предприятий АПК /Лек/
| 7
| 4
| ПК-3,ПК-5,ПК-6
|
4.2
| Составление картограммы и расчет условного центра электрических нагрузок сельскохозяйственного предприятия. Исследование динамики изменения координат условного ЦЭН предприятия АПК при учете ввода дополнительных мощностей и сезонной составляющей. /Лаб/
| 7
| 4
| ПК-3,ПК-5,ПК-6
|
4.3
| Расчет и защита сетей 0,4 кВ. Выбор сечений проводов, кабелей и шинопроводов по допустимому нагреву. Расчет электрических сетей по потере напряжения. /Лек/
| 7
| 2
| ПК-3,ПК-5,ПК-6
|
4.4
| Расчет и защита сетей переменного тока напряжением до 1 кВ. Выбор сечений проводов, кабелей и шинопроводов по допустимому нагреву. /Пр/
| 7
| 4
| ПК-3,ПК-5,ПК-6
|
4.5
| Способы канализации ЭЭ по территории предприятия АПК /Лаб/
| 7
| 2
| ПК-3,ПК-5,ПК-6
|
4.6
| Распределение ЭЭ на напряжение до 1 кВ. Схемы электрических сетей. Режимы нейтрали в электроустановках до 1 кВ. /Лек/
| 7
| 4
| ПК-3,ПК-5,ПК-6
|
4.7
| Режимы работы нейтрали в электрических сетях. /Лаб/
| 7
| 4
| ПК-3,ПК-5,ПК-6
|
4.8
| Схемы электрических соединений высоковольтных подстанций. Схемы электрических сетей внешнего и внутреннего. Выбор номинального напряжения для сетей внешнего и внутреннего электроснабжения. /Лек/
| 7
| 4
| ПК-3,ПК-5,ПК-6
|
4.9
| Изучение конструкций основных элементов цеховых электрических сетей (шинопроводы, силовых распределительных шкафов, ящиков и щитов, проводов и кабелей) /Лаб/
| 7
| 4
| ПК-3,ПК-5,ПК-6
|
4.10
| Распределение ЭЭ на напряжении выше 1 кВ. Принципы построения схем распределения ЭЭ на напряжении выше 1 кВ. Главные понизительные подстанции и распределительные пункты. Схемы электрических соединений высоковольтных подстанций. Схемы электрических сетей внешнего и внутреннего электроснабжения. Выбор номинального напряжения для систем внешнего и внутреннего электроснабжения. /Лек/
| 7
| 4
| ПК-3,ПК-5,ПК-6
|
4.11
| Технико-экономическое обоснование (по укрупненным показателям) выбора рационального напряжения внешнего электроснабжения. /Пр/
| 7
| 2
| ПК-3,ПК-5,ПК-6
|
| Раздел 5. Компенсация реактивной мощности
|
|
|
|
5.1
| Компенсация реактивной мощности. Потребители реактивной мощности. Снижение потерь мощности и напряжения в системе электроснабжения при компенсации реактивной мощности. Источники реактивной мощности: синхронные генераторы, двигатели и компенсаторы, статические источники реактивной мощности. Расчет мощности батарей конденсаторов и схемы их присоединения. Размещение конденсаторных установок и управление ими. /Ср/
| 7
| 18,5
| ПК-3,ПК-5,ПК-6
|
5.2
| Расчет и выбор средств компенсации реактивной мощности в системах электроснабжения предприятий АПК. /Ср/
| 7
| 20
| ПК-3,ПК-5,ПК-6
|
5.3
| Компенсация реактивной мощности в системах электроснабжения. /Лаб/
| 7
| 4
| ПК-3,ПК-5,ПК-6
|
| Раздел 6. Выбор основного электрооборудования и коммутационной аппаратуры
|
|
|
|
6.1
| Расчет токов короткого замыкания в сетях выше 1 кВ и выбор основного электрооборудования и коммутационной аппаратуры. /Ср/
| 7
| 16
| ПК-3,ПК-5,ПК-6
|
6.2
| Особенности расчета токов КЗ в электроустановках до 1 кВ. Выбор коммутационных и защитных аппаратов и проверка выбранных сечений проводников по условию соответствия аппаратам защиты. /Пр/
| 7
| 12
| ПК-3,ПК-5,ПК-6
|
6.3
| Защита электрических сетей и электроприемников от анормальных режимов. Выбор защитных аппаратов. Расчет токов КЗ в электроустановках напряжением до 1 кВ. /Ср/
| 7
| 12
| ПК-3,ПК-5,ПК-6
|
6.4
| Защита электрических сетей до 1 кВ предохранителями и автоматическими выключателями. /Лаб/
| 7
| 2
| ПК-3,ПК-5,ПК-6
|
6.5
| Регулирование напряжения в электрических сетях до 1 кВ и свыше. Методы регулирования напряжения. /Ср/
| 7
| 17
| ПК-3,ПК-5,ПК-6
|
6.6
| Контактная работа при подготовке курсовой работы /К/
| 7
| 1,5
| ПК-3,ПК-5,ПК-6
|
Реализация программы предполагает использование традиционной, активной и интерактивной форм обучения на лекционных, практических занятиях