Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Чем отличается народное и барское представление о счастье



2019-07-03 278 Обсуждений (0)
Чем отличается народное и барское представление о счастье 0.00 из 5.00 0 оценок




Не позднее 1863 года Н. А. Некрасов начал работу над глав­ным творением своей жизни, поэмой «Кому на Руси жить хорошо?», и продолжал её вплоть до трагической кончины в 1877 году. Сестра поэта А. А. Буткевич в одном из писем в 1878 году писала: «Поэма «Кому на Руси жить хорошо?» была любимым детищем брата; он часто во время болезни вспоминал о ней и ещё незадолго до смерти сказал: «Одно, о чем сожалею глубоко, это - что не кончил свою по­эму». Почему автор так переживал тот факт, что не успеет закончить свою поэму? Ответ можно найти только в том случае, если понять, какую сверхзадачу ставил Некрасов перед собой.

Знание народной жизни, умение проникнуть в народный харак­тер, отразить мироощущение и мировоззрение простого человека, способность передать народное видение мира и осмыслить происхо­дящее народным языком - всё это подталкивало Некрасова к написа­нию эпического произведения, охватывающего все многообразие социального и нравственного бытия народа. Главный вопрос, выне­сенный в заголовок поэмы: кому на Руси жить хорошо, может быть перефразирован и переосмыслен по-другому - кого можно назвать счастливым или есть ли счастливые среди русских людей, то есть существует ли возможность счастья на Руси.

Автор поэмы следует фольклорным традициям: здесь можно най­ти и сказочный зачин, и многократность повторения одного и того же действия, вопроса и т. п. Читатель увидит в поэме и говорящую пташку, и скатерть-самобранку, и богатыря. Да и главная проблема поэмы, в принципе, ни что иное, как вечный вопрос всех сказок -вопрос о торжестве справедливости, победе добра над злом.

Именно поэтому семеро мужиков, герои поэмы, отправляются в странствие по просторам земли русской в поисках счастливых лю­дей. Поскольку сами мужики всегда жили впроголодь, работали от зари до зари на барина и практически ничего не имели, их представ­ление о счастье сводятся к следующему: «покой, богатство, честь». Как рефрен повторяются эти слова в поэме перед встречей героев с представителями различных социальных слоев: поп, помещик. Разве могут быть какие-нибудь другие понятия у жителей деревень - Зал-латаво, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неур-жайка? Счастливо, по мнению мужиков, должны жить помещики и чиновники, попы и купцы, вельможные бояре и цари, но, странствуя по Руси, они открывают для себя нечто новое, о чем даже и думать не могли: оказывается, «покой, богатство, честь» вовсе не являются ос­новой для счастливой жизни.

Поп, который первым встречается мужикам, очень убедительно доказывает им, что его жизнь нельзя назвать счастливой. В самом деле, какой попу покой, если в любое время дня и ночи он вынужден идти к умирающему или больному, на крещение или венчание. И уважение к попу у прихожан не так много, а уж о достатке поп и говорить не хочет - не стало житья привольного попу после отмены крепостного права, поскольку богатые помещики перевелись, а «кре­стьянин сам нуждается и рад бы дать да нечего».

Мужики с надеждой ждут ответа помещика, счастлив ли он? Но ответ помещика Оболта-Оболдуева, жалующегося мужикам на свою разбитую жизнь, не оставляет никаких сомнений. В прошлом его род был известен, знатен и богат. «...Жили мы, как у Христа за пазухой. И знали мы почет», - вспоминает помещик. Но после отмены крепо­стного права, всё рухнуло: «разобран по кирпичику красивый дом помещичий», «обширный сад помещичий... под топором крестья­нина весь лег», «поля - недоработаны, посевы - недосеяны, порядку нет следа!» -от такого описания возникает только уныние и грусть, и никакого счастья.

После двух неудачных встреч мужики, разочарованные отрица­тельными ответами, отправляются на «ярмонку» с надеждой там встретить человека, который может назвать себя счастливым. И дей­ствительно, здесь, на сельской ярмарке, у людей уже совсем другие представления о счастье - для уволенного дьячка - это «благодуше-ство»; старая старуха всем готова рассказать о своем счастье - нео­быкновенно крупной брюкве; солдат называет себя счастливым, по­тому что остался жив после двадцати сражений; а каменотес гордит­ся своей огромной силой, и даже слуга князя Шереметьева хвалится своим счастьем - он любимый раб своего господина. За рассказ о счастье мужики-правдоискатели наливают по стаканчику, только выслушав рассказы, наливают они не всем, потому что мери­лом счастья теперь для них становятся совсем другие критерии: тяга к жизни, к родной земле, умение трудиться, но только добровольно.

И все-таки мужики, а вслед за ними и читатель, понимают, что это ещё не есть счастье, и по-настоящему счастливых людей они ещё не встретили.

Имена «счастливчиков» называют мужикам такие же крестьяне, как и они сами. Люди все видят и многое понимают, они считают счастливыми тех, кто умеет выстоять под тяготами жизни, не сло­маться, не потерять свое человеческое достоинство.

Савелий-богатырь - «клейменый, да не раб» - его представляет Матрена Тимофеевна, да и она сама, прозванная в народе «губерна­торшей» тоже стоит в ряду счастливых. А счастливыми их называют потому, что они не сломались под ударами судьбы. Матрена Тимофе­евна выносит всё: попреки мужниной родни, страшную смерть ре­бенка, неурожайные годы, голод, холод, рекрутчину мужа. И несмот­ря ни на что, сумела эта женщина сохранить чуткое сердце и отзыв­чивую душу. Не в этом ли счастье?

Ещё счастливым называют Ермилу Гирина. Этот человек, спо­собный воспринимать чужую боль, как свою собственную, человек, имеющий обостренное чувство справедливости, любящий и пони­мающий людей. Однажды он оступился — пошел против своей сове­сти, чтобы уберечь своего брата от призыва на военную службу. Но не смог он жить с этим грехом, едва не повесился. Просил прощения перед всем миром. Люди поняли, простили, потому что поверили в искренность раскаяния, потому что поняли, что Гирин - редкий че­ловек. .Один замечательный случай подтверждает необычность это­го человека. Это история о том, как Ермил покупал мельницу. В труд­ную минуту помогли Ермиле простые люди, а Ермил никого не об­манул - всем вернул долг, копеечка в копеечку. И счастье Ермила в том величайшем доверии, которое оказал ему народ. Только не смог­ли мужики встретиться с Ермилой, так как в данный момент он нахо­дится в остроге. Видимо, место для счастливых на Руси - в тюрьме.

А заканчивается поэма рассказом о Грише Добросклонове. И здесь мы уже видим позицию автора, его представление о счастье. Гриша Добросклонов, человек, готовый всю свою жизнь посвятить людям. Счастье «родной вахлачйны», взрастившей его, - вот цель его жизни: «...лет пятнадцати Григорий твердо знал уже, что будет жить для счастия убогого и темного родного уголка». Трудный путь выбрал для себя Добросклонов. На этом пути его ждут «чахотка и Сибирь», но это дорога честная, одолеть её может только чело­век с сильной, «любвеобильной» душой.

Глеб Успенский знакомит читателей с планами Некрасова о том, чем должна была закончиться поэма: «Не найдя на Руси счастливо-. го, странствующие мужики возвращаются к своим семи деревням. Деревни эти смежны, стоят близко друг от друга, и от каждой идет дорожка к кабаку. Вот у этого-то кабака встречают они спившегося с кругу человека, «подпоясанного лычком», и с ним за чаркой узнают, кому жить хорошо... Пьяному». В сущности, это был бы не только приговор тем, кто довел народ до такого состояния, но и неизбежное согласие с ещё одним героем поэмы Павлушей Веретенниковым, ко­торый сказал:

Умны крестьяне русские;

Одно нехорошо,

Что пьют до одурения,

Во рвы, канавы валятся -

Обидно поглядеть!

С точкой зрения своего героя не согласен автор. Н. А. Некрасов считал, что счастье должно быть. А народ' обретет его тогда, когда научиться «быть гражданином».


БИЛЕТ 7



2019-07-03 278 Обсуждений (0)
Чем отличается народное и барское представление о счастье 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Чем отличается народное и барское представление о счастье

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (278)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)