Признаки местного самоуправления
Для характеристики сущности местного самоуправления как самостоятельного института гражданского общества необходимо выделить основные параметры, в которых оно проявляется. 1. Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя, поскольку оно закрепляется в гл. 1 Конституции РФ, которая регулирует вопросы, относящиеся к основам конституционного строя. Речь идет о следующих конституционных положениях, закрепляющих местное самоуправление именно в этом качестве: - признание и гарантированность местного самоуправления в Российской Федерации; - самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий; - организационная обособленность, отделенность местного самоуправления от государственной власти — органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти; - местное самоуправление — одна из форм осуществления народовластия; - признание и защищенность муниципальной собственности, в том числе нахождение в этой собственности земли и других природных ресурсов; - обязанность органов местного самоуправления соблюдать Конституцию РФ и законы. 2. Право граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления, установленное Конституцией РФ, конкретизируется в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ. Речь идет не об индивидуальном праве, а об общем коллективном праве граждан, праве местного сообщества на местное самоуправление. Поэтому Закон (ст. 3) устанавливает пределы его осуществления — городские, сельские поселения и другие муниципальные образования; определяет формы реализации этого права — прямое волеизъявление, выборные и другие органы местного самоуправления. К формам прямого волеизъявления относятся: - участие в муниципальных выборах; - участие в местном референдуме; - участие в собраниях (сходах) граждан; - реализация права населения на правотворческую инициативу в вопросах местного значения; - реализация права на индивидуальные и коллективные обращения в органы и к должностным лицам местного самоуправления; - участие в организации и деятельности территориального общественного самоуправления. Под органами местного самоуправления понимаются: - выборные: представительный орган местного самоуправления; глава муниципального образования; иные выборные должностные лица местного самоуправления; - иные органы и должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования. Федеральный закон закрепляет равные права граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Это право включает в себя также: - право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления. - равный доступ к муниципальной службе. - право обращаться в органы и к должностным лицам местного самоуправления. - право непосредственно участвовать в решении вопросов местного значения; - право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления; - право отзывать избранных представителей; - право состоять на муниципальной службе; - право получения информации о деятельности органов местного самоуправления; - судебную защиту права на участие в местном самоуправлении. 3. Под местным самоуправлением понимается также самостоятельная деятельность населения по решению вопросов местного значения. Именно такое понимание зафиксировано в Конституции РФ, ст. 130 которой устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. В соответствии со ст. 6 Федерального закона к вопросам местного значения относятся (назовем основные): 1) принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением; 2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; 3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения; 4) комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования; 5) содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений; 6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования; 7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения; 8) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью; 9) контроль за использованием земель на территории муниципального образования; 10) регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения; 11) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом; 12) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; 13) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи; 14) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания; 15) создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании; 4. Местное самоуправление является одной из форм народовластия, через которую осуществляется выражение власти народа. Конституция РФ в ст. 3 определяет основные каналы, через которые народ осуществляет свою власть. А именно: непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Население осуществляет свое право на местное самоуправление как непосредственно, т.е. путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, так и через своих представителей в выборных и других органах местного самоуправления. Таким образом, есть все основания говорить о самостоятельной разновидности власти народа, осуществляемой на местном уровне, т.е. о местной или муниципальной власти, которая, будучи публичной, не является государственной властью. Поэтому справедливо определить муниципальную и государственную власти как самостоятельные формы публичной власти, поскольку и та и другая есть выражение власти народа, каналы непосредственного осуществления которой совпадают и разнятся лишь пространственным территориальным уровнем их проявления. Государственная власть осуществляется на федеральном и региональном уровнях, муниципальная власть — в городских, сельских поселениях и на других территориях муниципальных образований. Самостоятельность местной власти тесно связана с конституционно установленными гарантиями местного самоуправления. В их числе: - право на судебную защиту; - право на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти; - запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией и федеральными законами. Исходя из комплексной системной оценки изложенной позиции, можно сделать вывод о том, что местное самоуправление, будучи относительно самостоятельным институтом гражданского общества, не входящим в систему органов государственной власти, занимает обособленное место и выполняет свою собственную роль в государственно-правовой структуре российского общества, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, его участие в решении задач государственного строительства и осуществляется в формах непосредственной и представительной демократии.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (271)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |